Высшая математика для начинающих и ее приложения к физике (Зельдович) 1963 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Высшая математика для начинающих и ее приложения к физике (Зельдович) 1963

Назначение: Издание рассчитано на самые широкие круги читателей

© Государственное издательство физико-математической литературы Москва 1963

Авторство: Яков Борисович Зельдович

Формат: DjVu, Размер файла: 8.7 MB

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ 

      В книге в наиболее простой, наглядной и доступной форме объясняются основные понятия дифференциального и интегрального исчисления. Далее даются сведения, необходимые для практического применения высшей математики к задачам физики и техники. На основе высшей математики рассмотрено большое число физических вопросов: радиоактивный распад, ядерная цепная реакция, законы механики, в частности, реактивное движение и космическая скорость, молекулярное движение. Рассмотрены электрические явления и, в частности, теория колебаний, лежащая в основе радиотехники. Наряду с математическим исследованием очень подробно изложена физическая сущность рассматриваемых явлений. 

      Зельдович Яков Борисович.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Высшая математика для начинающих и ее приложения к физике (Зельдович) 1963 года

Скачать

Скачать...

 

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ 

      

      Высшей математикой называют дифференциальное и интегральное исчисление в отличие от алгебры, геометрии и тригонометрии, изучение которых заканчивается в средней школе. 

      Основные понятия высшей математики — производная и интеграл — необходимы для описания физических явлений, для точной формулировки законов природы. 

      Эти основные понятия уже давно стали необходимой частью знаний каждого культурного человека наряду, например, с пониманием того, что неизвестную величину можно обозначать буквой х и производить с этой буквой алгебраические действия. Понятия высшей математики необходимы везде, где мы имеем дело с изменяющимися величинами, с функциональной зависимостью одних величин от других. 

      В настоящее время существует большое число учебников высшей математики. Естественно возникает вопрос о том, каково отличие предлагаемой книги от изданных ранее, какие новые цели ставил перед собой автор. Таким общим отличием является иное отношение к читателю. Можно представить себе читателя «упирающегося», требующего точного и строгого доказательства всех положений, которые дает ему автор, выискивающего возражения и исключения. Для такого читателя предмет следует излагать в виде строгой и стройной цепи доказательств и теорем, заставляя этого читателя признать правильность теорем. Многие учебники построены именно таким образом. 

      Предлагаемая книга рассчитана на совершенно другого читателя — читателя, который хочет понять, что такое высшая математика, и научиться ее применению, т. е. читателя, который не упирается, а сам тянется вперед. Такого читателя не надо «подталкивать», с ним можно идти рядом и дружески беседовать. 

      Основной упор в книге сделан не на доказательства, а на пояснения при помощи примеров. Сначала на наглядных примерах выяснены смысл наиболее трудных понятий, способ их применения, их полезность и значение. Уже после этого даются более строгие и точные формулировки. 

      Для чтения книги достаточно знания основ алгебры, геометрии и тригонометрии в объеме, значительно меньшем программ средней школы. Поэтому книга вполне доступна для школьников 9—11 классов и для лиц, не имеющих законченного среднего образования. 

      В предлагаемом втором издании книги в первой части даны краткие сведения по графикам функций и аналитической геометрии. Эта часть в значительной мере повторяет материал, содержащийся в школьных учебниках алгебры. Однако представляется, что читателю будет удобно повторить этот материал, не обращаясь к другим книгам. 

      Вторая часть книги целиком посвящена выяснению смысла понятий производной и интеграла и способов их применения. Так же как в начале изучения алгебры учатся составлению уравнений, так и во второй части книги на нескольких примерах показано, как при помощи понятий высшей математики формулируются соотношения между скоростью движения и пройденным путем, между уравнением кривой и ограниченной этой кривой площадью и т. п. Вторая часть требует минимальной подготовки, не выходящей за пределы самых простых понятий алгебры и геометрии. Во втором издании в этой части изложение приблизилось к традиционному по сравнению с первым изданием, но по-прежнему отсутствует формальная- теория пределов. 

      Третья часть представляет собой в основном изложение правил дифференцирования и интегрирования и применение этих правил к нахождению производных и интегралов от различных функций. В этой части дается техника практической работы с понятиями высшей математики. 

      Следующие части — от четвертой до восьмой включительно — представляют собой простые применения высшей математики. 

      В части четвертой рассматриваются применения к математическим вопросам — нахождение максимума и минимума функций, вычисление площадей и объемов. 

      Части пятая — восьмая посвящены применениям высшей математики к физике. Они написаны не как примеры, иллюстрирующие определенные математические методы, а скорее как главы курса физики. 

      Когда учащемуся известны основы высшей математики, изложение физики можно существенно изменить по сравнению с обычным школьным курсом. 

      В этих частях рассмотрены вопросы механики, электричества, молекулярного движения, радиоактивного распада. Наряду с решением различных физических задач много внимания уделено физической сущности рассматриваемых явлений и физическим следствиям из полученных формул. 

      Переработка в связи с выпуском второго издания в этих частях сводилась к отдельным исправлениям и дополнениям, перечислять которые нет необходимости. 

      Первое издание было выпущено тиражом 75 000 экземпляров и быстро разошлось. Выпуск второго издания показывает интерес к высшей математике в широких кругах читателей, не имеющих высшего физико-математического или технического образования. Этот круг читателей нуждается в учебнике, упрощенном по сравнению с обычными курсами для вузов и втузов. 

      Введение 11-летнего образования должно привести к пересмотру школьных программ и включению элементов высшей математики в курс средней школы при некотором сокращении традиционных курсов арифметики, алгебры, геометрии и т ригонометрии. Предлагаемая книга (с небольшими сокращениями) в первых четырех частях дает представление о желательном объеме курса высшей математики в средней школе: во всяком случае следует дать оба тесно связанных понятия — производную и интеграл. Остальные четыре части показывают, как можно было бы формулировать физические законы и разбирать такие явления, как колебания, резонанс и др., если физика читается параллельно с высшей математикой. 

      Выпуск второго издания не является доказательством правильности всех методических идей, заложенных в первом издании. При обсуждении книги на секции преподавателей втузов Московского математического общества и в частном порядке справедливо указывалось на необходимость более точной формулировки понятий производной и интеграла. В связи с этим начало книги было существенно переработано. 

      В создании книги большая роль принадлежит В. Л. Мануйлову, подготовившему рукопись первого издания к печати и составившему упражнения и задачи, а также почти всю четвертую часть, и К. А. Семендяеву, внимательно просмотревшему рукопись и сделавшему много ценных замечаний. Пользуюсь случаем выразить искреннюю благодарность всем лицам, принимавшим участие в обсуждении первого издания книги, и в особенности Н. А. Дмитриеву, Н. Н. Мейману, Р. С. Гутеру и Л. Я. Цлафу за принципиальные критические замечания. 

      С благодарностью приняты и использованы при переработке замечания читателей Е. Ф. Давыдова, П. П. Склярова, А. Г. Соколова. 

      Практическую помощь в подготовке второго издания оказал X. Г. Цванг. 

      Академик Д. Б. Зельдович

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МАТЕМАТИКА"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МАТЕМАТИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика