За прочные и глубокие знания школьников по математике (Сборник статей) 1965 год - старые книги
Советская нехудожественная литература
Описание: Для учителей математики
В последние годы учительство Татарии усиленно работает над решением проблем повышения качества изучения наук в школах страны. Передовое учительство республики ищет и находит пути активизации процессов преподавания, находит пути совместной деятельности учителя и учащихся на уроке. Учителя Татарии поставили перед собой задачу коренным образом изменить роль учащихся в учебном процессе, возбудить и организовать их активную познавательную деятельность и самостоятельность на каждом уроке, смело отказываясь от традиционно сложившейся структуры.
Настоящий сборник содержит статьи о передовом опыте учителей математики Татарии.
© Татарское книжное издательство Казань 1965 Министерство просвещения ТАССР татарский институт усовершенствования учителей
Авторство: Редактор Я. С. Юнусов, Художественный редактор Э. Е. Дьячкова Технический редактор В. Н. Галкина Корректор Г. А. Харисова
Формат: PDF Размер файла: 9.85 MB
СОДЕРЖАНИЕ
В сборник включены следующие статьи:
1. Ибрагимов Р. В. Воспитание интереса учащихся к математике и развитие их математических способностей.
Автор — учитель Ютазинской сельской школы Бугульминского района Татарии, накопивший большой опыт в эффективной организации уроков и внеклассной работы по математике. Ученики тов. Ибрагимова Р. В. в течение ряда лет успешно выступают в районных и республиканских математических олимпиадах и удостаивались участия во Всероссийских математических олимпиадах в г. Москве. Выпускники Ютазинской школы ныне учатся на физико-математических факультетах МГУ, ЛГУ, КГУ и Казанского пединститута.
В своей статье автор делится опытом организаций и проведения урока, а также внеклассной, особенно кружковой, работы. К статье прилагается большой материал по организации внеклассной работы, по оформлению математических стендов.
2. Вагапов Ш. И. В тесном содружестве.
Автор — учитель математики и завуч школы № 12 г. Казани, руководитель школы передового опыта.
Тов. Вагапов Ш. И,—энтузиаст новейших эффективных методов работы в школе, зачинатель программированного обучения.
В статье автор делится опытом работы „Школы передового опыта**. Учителя школы № 12 в преподавании математики широко и очень успешно применяют методы создания проблемной ситуации на уроках и тем самым добиваются глубоких и прочных знаний у своих учеников. В статье приводятся фрагменты уроков, а также некоторые приемы программированного опроса (обратной связи).
К статье прилагаются: 1) план работы „Школы передового опыта** учителей математики, 2) „Программа “ вопросов по ряду тем.
3. Андронова Л. А. Элементы программированного обучения на уроках математики.
Автор — учительница школы № 94 г. Казани делится своим опытом по внедрению программированного обучения на уроках математики. В статье описывается система оборудования кабинета технических средств обучения. К статье прилагаются образцы программ, применяемых при проверке усвоения учащимися различных тем арифметики, алгебры, геометрии.
4. Соловьева 3. А. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках математики в Арской средней школе Xs 1.
Автор — учительница средней школы № 1 рабочего поселка Арека в своей статье делится опытом применения различных методических приемов для создания проблемной ситуации при изучении математики в VIII—X классах.
В статье описывается интересный опыт всего коллектива учителей математики этой школы. Показано,
как можно эффективно использовать наглядные пособия на уроке.
5. М о ч к и н а В. А. Развитие логического мышления у учащихся на уроках математики в IX—XI классах.
Автор — учительница средней школы № 2 г. Лени- ногорска делится опытом учителей этой школы в применении интересных методов для активизации мыслительной деятельности учеников на уроках математики.
Подробно рассматриваются изучение тем: 1) Тригонометрическая форма комплексного числа, 2) Исследование системы уравнений первой степени с двумя неизвестными, 3) Вписанные многоугольники, 4) Теорема о трех перпендикулярах.
6. Мингазов Э. Г. Наглядные пособия по математике как средство развития познавательной самостоятельности и активности учащихся.
Автор — методист Татарского института усовершенствования учителей (ТИУУ).
Статья посвящается классификации наглядных пособий, применяемых на уроках математики учителями школ Татарии. Автор на примерах показывает, как наглядность активизирует познавательную деятельность учащихся на уроках. В статье также подвергается критике пренебрежение наглядностью в преподавании математики.
7. Валитов Р. М. и Нежданов А. М. Развитие математических способностей учащихся в Юношеской математической школе.
Авторы — учителя средних школ г. Зеленодольска— инициаторы создания в этом городе Юношеской математической школы. В школе г. Зеленодольска уже много лет плодотворно работают математические кружки. Участники этих кружков в течение ряда лет очень успешно принимают участие в республиканских математических олимпиадах для школьников, занимая призовые места. В настоящее время не везде еще созданы юношеские школы.
В этой статье авторы делятся своим опытом организации такой школы,
8. Кольцова И. А. Игры как средство развития математического мышления учащихся.
Автор — завуч школы № 29 г. Казани—делится опытом коллектива учителей начальных классов, добивающихся успехов в обучении математике путем увлечения детей на уроках по арифметике играми, связанными с решением различных арифметических задач, соответствующих программе того или иного класса. В статье описываются внеклассные занятия в начальных классах, связанные с изучением арифметики, приводятся планы некоторых внеклассных занятий.
Ибрагимов Р. В.
Скачать бесплатную книгу времен СССР - За прочные и глубокие знания школьников по математике (Сборник статей) 1965 года
СКАЧАТЬ PDF
Введение
О воспитании интереса учащихся к математике и о развитии их математических способностей написано немало книг, брошюр, статей и накоплен значительный опыт в практическом осуществлении этого важного вопроса.
Здесь будет рассказано только о некоторых приемах работы учителей математики Ютазинской сельской средней школы Бугульминского района.
На нас, учителей математики, возложено большое ответственное дело — математическое воспитание строителей коммунизма.
Много трудностей встречается в работе учителя математики. Действительно, если бы спросить всех школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику. Обычно ее скорее уважают, чем любят. Некоторые вопросы школьной математики учащимся кажутся недостаточно интересными, порой скучными. Отсутствие интереса к предмету одна из причин слабого усвоения учащимися математики. Мы думаем, что, повысив интерес к предмету, можно было бы значительно ускорить и улучшить его изучение.
- 1. Работа в классе
Источником появления и укрепления математических интересов является в первую очередь процесс обучения — урок.
Мы исходим из того, что все дети в условиях нашей советской действительности могут хорошо усвоить курс математики по программе средней школы.
Мы считаем, что при изложении нового материала
на уроке надо ориентироваться на всех учащихся класса, имея в виду предельно достижимую глубину знаний класса в целом, и на каждого ученика в отдельности. Такой подход возбуждает мысль сильного ученика, двигает вперед слабого. Нельзя строить работу, ориентируясь только на среднего ученика.
Учителя нашей школы используют различные приемы обучения по отношению к ученикам, обладающим разной степенью развития способностей, разным уровнем знаний (наглядность, дифференцированные задания на уроках закрепления, многовариантные самостоятельные и контрольные работы и т. д.).
Наиболее прогрессивным путем воспитания интереса учащихся к математике и развития их математических способностей служит метод проблемного обучения. С помощью его учитель возбуждает у учащихся интерес к изучаемой теме, активизирует их мышление.
Приведем несколько примеров.
знать высоту, она
Тема урока: „Теорема Пифагора" (VII класс). На доске написана задача: Основания прямоугольной трапеции равны 8 см и 4 см, а большая диагональ равна 10 см. Найти площадь трапеции.
Ученики задумываются: для нахождения площади требуется неизвестна. Как ее найти? Идут
дальнейшие поиски. Л ACD — прямоугольный, для этого треугольника АС — гипотенуза, AD и CD — катеты.
Опять возникает вопрос: как найти неизвестный катет, если известны другой катет и гипотенуза. Потом учитель предлагает небольшую лабораторную работу: измерить катеты и гипотенузу (с определенной точностью), полученные числа возвести в квадрат, найти сумму квадратов катетов и сравнить полученное число с квадратом гипотенузы.
Учитель ставит вопрос: на какую мысль наводят результаты ваших работ?
Учащиеся высказывают гипотезу о том, что сумма квадратов катетов равняется квадрату гипотенузы. Учитель опять ставит вопрос: как убедиться в справедливости вашей гипотезы?
Ученики говорят (они к этому приучены всем ходом обучения), что нашу гипотезу нужно сформулировать в виде теоремы, а потом доказать эту теорему.
Теорема доказывается одним из известных способов. Теперь уже можно решить предложенную в начале урока задачу. Учащиеся убеждаются, что задача была очень простой, но нужно было знать одну теорему. Учащиеся убеждаются в необходимости теоремы в математике.
Учитель коротко рассказывает об истории этой теоремы, говорит, почему накопилось много способов доказательства, указывает литературу для самостоятельного чтения, предлагает подумать о других способах доказательства. Учитель объявляет, что на занятиях математического кружка будут решаться интересные задачи, связанные с теоремой Пифагора. Дальнейшее углубление продолжается на кружковых занятиях. Мы убеждены, что такой прием сообщения новой темы пробуждает интерес к математике, выгодно изменяет мотивы учебы школьника. Он учится не „для учителя", не „для родителей", а для того, чтобы в дальнейшем пользоваться знаниями в жизни.
Введение в тему должно пробудить у учащихся интерес к изучаемой теме, должно активизировать их мышление. Возьмем тему „Комплексные числа". Мы считаем, что в данном случае не надо жалеть 10—15 минут времени на рассказ (пусть даже в данный момент учащиеся не все в нем поймут) о том, что введение комплексных чисел положило начало теории функций комплексного переменного, развитие которой оказалось очень богато различными практическими приложениями, в частности в гидродинамике, аэродинамике. На примерах показываем, что некоторые
КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Сборники статей по математике
★ВСЕ - Педагогический опыт - из опыта работы, ★ВСЕ➙Сборники статей, Математика - Для Учителей, Математика - Из опыта работы, Математика - Сборники статей