Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса (Жикалкина) 1986 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса (Жикалкина) 1986

Назначение: Для 1 класса четырехлетней начальной школы. В данном пособии представлены игровые и занимательные задания по всем разделам программы по математике.

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

© " Просвещение" Москва 1986

Авторство: Татьяна Кирилловна Жикалкина

Формат: DjVu, Размер файла: 1.27 MB

СОДЕРЖАНИЕ

I. Роль, сущность и система дидактической игры

II. Методические указания к использованию игр на уроках математики в первом классе

III. Игровые и занимательные задания при изучении различных разделов математики в первом классе

1. Подготовительный период

2. Числа от 1 до 10

3. Сложение и вычитание в пределах 10

4. Нумерация чисел в пределах 20

5. Стихи, задачи-смекалки, занимательные задания

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса (Жикалкина) 1986 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 РОЛЬ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

 

      Игра, это жизненная лаборатория детства дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества В игре, этой специальной обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

      Игра — это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.

      Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

      Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

      Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана — «ведут корабль по заданному курсу» на основе выполненных расчетов.

      Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

      Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других — только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.

      Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно ролевые игры-упражнения, включающие только отдельные эле менты игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

      Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей-шестилеток пробуждается интерес и к учебному предмету. Как показывает опыт, шестилетние дети в неигровых условиях обучаются с большим трудом.

      При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей. их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

      Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и модели изучаемого материала.

      Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постепенно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

      Таким образом, материальная (или материализованная) форма действия является исходной, внешнеречевая предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у учеников уже сформированы представления или понятия.

      Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно логического. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме но и строиться в соответствии с закономерностями обучения сформулированными педагогами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметами усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой».

      По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

      1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, игра «Составим узор» (с. 9).

      2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт» и др. (с. 22, 24).

      3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, игры «Цепочка» (III вариант), «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры» (с. 30,35). К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Контролеры», «Арифметический бег по числовому ряду», «Проверь Угадайку!») (с. 29, 21).

      4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета» (с. 36, 31).

     

      II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

     

      Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требуют большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудованне, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы детьми учитель должен обратить на нее внимание. Например, в игре «Лучший летчик» учитель заостряет внимание детей на дидактической задаче примерно так: «Вы можете долететь до назначенного пункта при том условии, если правильно произведёте расчёты (правильно решите примеры, в которых полета вашего самолета)».

      В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров судей, учителя и т. д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

      Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т. д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приема. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и красного — с другой) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети решают в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, показывают либо разрезные цифры (ответ), либо сигнальную карточку (зеленого цвета — если с ответом согласны, красного цвета — если с ответом не согласны). Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

      В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звездочек), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и получит за ответ звездочку. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать ребенку, допустившему ошибку, что он еще не стал «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.

      Все разработанные и отобранные из существующей литературы игры распределены по разделам программы. Приведем конкретные методические указания по всем разделам программы.

      С помощью игр мы решаем различные образовательные задачи.

      Например, при изучении раздела «Сравнение предметов по в играх «Составим узор», «Построим домики и посадим рядом деревья» (с. 9, 10) дети учатся различать понятия «большой — маленький», «высокий — низкий», «толстый тонкий» и др. При изучении этого раздела предусмотрены и такие игры, которые содействуют развитию математической речи учащихся.

      С помощью игр «Концовка» (с. 11), «Наоборот» (с. 11), «Дополнение» (с. 11) учитель включает в активный словарь детей указанные выше понятия, учит строить простейшие умозаключения, выводы.

      Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с формированием у учащихся пространственных представлений, с умением определять положение предметов по отношению к себе и свое положение по отношению к различным объектам. Они определяют левую и правую страницу, верхнюю и нижнюю часть листа, проводят линии в указанном направлении и т. д. Поэтому в игровой деятельности дети должны в этом постоянно и систематически упражняться. Этой цели служат игры «Построим гараж» (с. 12), «Фигуры высшего пилотажа» (с. 13), где дети на наглядной основе знакомятся с понятиями «слева», «справа», «между», «слева направо», «справа налево», «вверх», «вниз» и т. д. В играх «Лучший разведчик» (с. 13), «Найди спрятанную карточку с цифрой» (с. Г2) учащиеся определяют свое положение по отношению к предметам, и наоборот Игра «Определи курс движения самолета» (с. 31) углубляет и систематизирует знания детей.

      Для подготовки к изучению нумерации чисел и действий сложения и вычитания в пределах 10 введен раздел «Сравнение групп предметов». В нем дети усваивают способы практического сопоставления элементов: устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно» и преобразуют числовое неравенство в числовое равенство.

      Например, в игре «Вершки и корешки» (с. 14) детей знакомят с приемом образования пар. На магнитной доске или фланелеграфе дети прикладывают к каждому «корешку» свой «вершок».

      При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего из чисел. На этом этапе можно применять игру «Составим поезд» (1 в.) (с. 17). Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала. Дети проговаривают образование чисел первого десятка На основе использования игры «Составим поезд» (I в.) учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к другому выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды. При изучении нумерации в пределах 10 необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры «Лучший счетчик» (с. 15), «Хлопки» (с. о) и др.

      С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.

      Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим, и наоборот. Для этого предназначены игры «Лучший счетчик», «Число и цифру я знаю» (с. 15. 17). В этот период дети должны различать количественное и порядковое значение числа, правильно отвечать на вопросы: сколько? и который по счету?). С этой целью можно использовать игры «Составим поезд» Д в.) (с. 17), «Помогите числам занять свои места по порядку».

      В разделе «Сложение и вычитание в пределах 10» представлено большое число игр, что обусловлено задачей формирования навыков сложения и зычитания в пределах 10. Игры на сложение и вычитание можно применять в следующей последовательности. На этапе объяснения нового материала применяется, например, игра «Составим поезд». На наглядной основе дети осмысливают приемы прибавления и вычитания 2, 3, 4 и т. д. В игре «Цепочка» учащиеся проговаривают приемы прибавления и вычитания чисел на примерах, в играх «Арифметический бег по числовому ряду» (с. 21). «День и ночь» (с. 22) дети мысленно «пробегают» по числовому ряду и проговаривают приемы прибавления и вычитания про себя. Здесь можно использовать также игры «Лучший летчик» (с. 22). «Лучший космонавт» (с. 24), «Математический футбол» «с. 25) и мн. др.

      Перед изучением приемов прибавления чисел, больших, чем 5, детей знакомят с переместительным свойством сложения. Для этого предназначены игры «Карусели» (с. 25). «Проверь Незнайку» «с. 26).

      При изучении вычитания чисел, больших, чем 5, следует применять игры «Угадайка» (с. 28) и «Проверь Угадайку» (с. 29).

      Изучая с детьми состав чисел, педагог опирается на знание учащимися как приемов нумерации чисел первого десятка, так и приемов сложения и вычитания в пределах 10. Работа над составом числа начинается еще в разделе «Нумерация чисел первого десятка». Для пропедевтики в изучении состава числа ценными будут такие задания, при выполнении которых учащиеся из одной группы предметов перекладывают в другую по одному предмету до тех пор. пока в первой группе не останется ни одного предмета. В таких упражнениях дети закрепляют знание нумерации чисел первого десятка, а также наблюдают, как одна группа предметов увеличивается на единицу, другая уменьшается на столько же. Систематический учет числа предметов, образовавшегося в каждой группе после того, как один из предметов переложили в другую группу, позволит рассмотреть все варианты состава любого изучаемого числа. Здесь целесообразно проводить игры «Диспетчер и контролеры» (с. 26) Считалочку (с. 40). Состав чисел первого пятка в этот период дети должны знать на память, состав чисел 6—10 можно рассматривать на наглядной основе. На втором этапе дети в игре

      Угадайка (с. 28) знакомятся с составом чисел на основе сложения пс памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляют в сумме последнее число в этом ряду.

      В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра «.Числа, бегущие навстречу друг другу» (с. 28). Для ее успешного проведения дети должны хорошо знать счет от 1 до 10 и от 10 до 1 и безошибочно называть пару чисел, стоящих на одинаковых местах (слева и справа) в любом числовом ряду. При проведении игры дети стрелками отмечают числа, которые «бегут навстречу друг другу», образуя в сумме последнее в ряду чисел:

      0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

      При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить четыре этапа:

      1. Образование чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

      2. Образование чисел из десятка и единиц.

      3. Анализ состава чисел в пределах 10.

      4. Письменная нумерация чисел в пределах 20. Здесь с помощью игры «Составим поезд» (I в.) (с. 17) дети на большом отрезке чисел воспроизводят принцип образования каждого числа. После ознакомления с разрядами единиц и десятков целесообразно провести игру «Математическая эстафета» (с. 33). В этой игре один ученик иллюстрирует двузначное число, другой называет его, третий анализирует десятичный состав числа, четвертый показывает число с помощью цифр на карточках. При анализе состава числа в пределах 20 можно использовать игру «Узнай, сколько палочек в другой руке» (с. 33).

      Систематизации знаний по различным разделам программы помогут игры обобщающего характера: «Определи курс движения самолета». «Цепочка» (III в.), «Математическая эстафета» (II в.) и др. (с. 31. 30, 35).

      Для демонстрации рисунков на магнитной доске или моделе-графе (см. описание на с. 43; можно использовать таблицы пособия Жикалкиной Т. К. и Скаткина Л. Н. «Примеры зависимости меж:ду величинами» (М., Просвещение, 1981), в качестве раздаточного материала — вкладку к учебнику «Математика, 1 класс (Моро М. И. М., Просвещение. 1986).

     

     

      III. ИГРОВЫЕ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ МАТЕМАТИКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

     

      1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

     

      1. Составим узор

      Дидактическая цель. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

      Средства обучения. Набор из 9 фигур: 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата. (Набор фигур можно взять из пособия Жикалкиной Т. {у. и Скаткина Л. Н. «Примеры зависимости между величинами», таблицы 14—19, 26—33 и из вкладки к учебнику математики для I класса.)

      Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим — у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски (или столе ученика, или листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых треугольника, справа и слева — 2 красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу — красные, справа и слева — синие квадраты.

      Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трех узорах.

     

      2. Составим букет

      Дидактическая цель. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.

      Средства обучения. Рисунки цветов разных размеров.

      Содержание игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных из открыток, цветной бумаги цветов букет, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек и васильков, больших и маленьких цветов.

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МАТЕМАТИКА"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МАТЕМАТИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика