Как строить самообразование (Магазине) 1927 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Как строить самообразование (Магазине) 1927

Назначение: Материалы первых курсов по переподготовке губернских работников по самообразованию 1/У1 1926 г.— 1/УТ 1927 г.

© „Долой неграмотность" МОСКВА — ЛЕНИНГРАД 1927

Авторство: Под редакцией Е. Магазине

Формат: PDF Размер файла: 6.74 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

I. Организационные и финансовые вопросы самообразования.

1. Общая оценка и конкретные предложения 7

2. Положение о комиссиях по самообразованию и их рабочих аппаратах в крае, области и губернии 10

3. Положение о рабочих аппаратах по самообразованию в округах, уездах, районах и волостях 12

4. Инструкция о работе волостного организатора по самообразованию    14

б. Инструкция низовому организатору по самообразованию в городе - 17

6. Положение о консультпупктах по самообразованию 19

7. Нормы расходов на 1 кружок по самообразованию и на одного самоучку 22

8. Нормы расходов на консультпункт по самообразованию в волости 25

9. Формы качественного учета 26

10. Формы количественною учета    33

11. Самообразование среди нацмен 34

12. Подготовка и переподготовка работников самообразования .... 36

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

13. Самообразовательная работа и библиотеки 38

II. Методика самообразовательной работы.

1. Самообразование для партактива 41

2. Методика рецензирования и консультации 49

3. Инструкция о методах работы кружка самообразования для малограмотных 59

4. Работа кружка самообразования повышенного типа 63

5. Образцы рецензий (Приложение) 4 68

III. Программы и пособия по полит и общему самообразованию.

1, Инструкция о типе учебной книги по самообразованию первой ступени    81

2. Инструкция к составлению методической разработки для кружков самообразования и индивидуалов    85

3. Программы и литература к ним в сети политсамообразования (Рекомендательный аннотированный список) 89

4. Пособии по общему самообразованию (Рекомендательный анноированный список) ?. .. 100

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

I. Организационные и финансовые вопросы самообразования.

1. Общая оценка и конкретные предложения 7

2. Положение о комиссиях по самообразованию и их рабочих аппаратах в крае, области и губернии 10

3. Положение о рабочих аппаратах по самообразованию в округах, уездах, районах и волостях 12

4. Инструкция о работе волостного организатора по самообразованию    14

б. Инструкция низовому организатору по самообразованию в городе - 17

6. Положение о консультпупктах по самообразованию 19

7. Нормы расходов на 1 кружок по самообразованию и на одного самоучку 22

8. Нормы расходов на I консультпункт по самообразованию в волости 25

9. Формы качественного учета 26

10. Формы количественною учета    33

11. Самообразование среди нацмен 34

12. Подготовка и переподготовка работников самообразования .... 36

13. Самообразовательная работа и библиотеки 38

II. Методика самообразовательной работы.

1. Самообразование для партактива 41

2. Методика рецензирования и консультации 49

3. Инструкция о методах работы кружка самообразования для малограмотных 59

4. Работа кружка самообразования повышенного типа 63

5. Образцы рецензий (Приложение) 4 68

III. Программы и пособия по полит и общему самообразованию.

1, Инструкция о типе учебной книги по самообразованию первой ступени    81

2. Инструкция к составлению методической разработки для кружков самообразования и индивидуалов    85

3. Программы и литература к ним в сети политсамообразования (Рекомендательный аннотированный список) 89

4. Пособии по общему самообразованию (Рекомендательный анноированный список) .. 100

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Как строить самообразование (Магазине) 1927 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

В место предисловия

В июне месяце 1927 года впервые происходили курсы по переподготовке губернских работников по самообразованию.

Отмечая общую недостаточную квалификацию всех работников по самообразованию, второе Всесоюзное Совещание по самообразованию в своей резолюции по вопросам переподготовки работников наметило эти курсы, как перво-очередную задачу.

Трудность созыва курсов заключалась в неясности будущего лица курсантов. Необходимо было повести переподготовку и по линии парткомов, и по линии политпросветов. Но если даже у первых кадр работников по самообразованию был далеко еще не устоявшимся, то у полит- просветов этого кадра, за отдельными исключениями, вообще не было. Было несомненно, что на курсы приедет значи-тельное число новичков в деле самообразования. Было также несомненно, что приехавшим в той или иной форме надо ознакомиться с вопросами самообразования в целом, по всем видам его. Эти два соображения плюс третье—отсутствие достаточного учета опыта работы по губерниям и вообще отсутствие такового опыта работы в ряде губерний—предрешили программу курсов.

На курсы было вызвано 61 человек от РСФСР, без автономных республик, около 18 мест было предоставлено автономным и независимым республикам. Кроме того, 3 места было предоставлено ЦК Рабпрос Затем число мест для него было несколько увеличено. Вызывалось 50% работников губпарткомов, 50% работников губполитпросветов. Всего съехалось 59 человек—47 мужчин и 12 женщин. Из них работников по линии парткомов — 23, по линии политпросветов—27; по линии рабпрос — 8 и один работник губпрофсовета. Съехалось 78% членов и кандидатов ВКП(б), беспартийных 8%. По образованию преобладало (51%) среднее. Наибольшее разнообразие дает деление курсантов по стажу самообразовательной работы. Из приехавших 28 работников губмасштаба только 18 работают по самообразованию без совместительства, а из 21 работника уездного (окружного) масштаба—только 10 человек. Не вело еще совсем самообразовательной работы 10 человек; ведет ее с 1927 года 15 человек; с 1926 года—19 человек. Абсолютное большинство курсантов — 44 чел. — или совсем не вело работы, или имеет стаж работы не более года, трехгодичный и выше стаж работы имели всего 4 человека.

Программа курсов делилась в основном на трех части: 1) вступительный пленум; 2) работа секций; 3) заключительный пленум. По времени 50% ушло на пленум, 50% на секции. Отведение большого количества времени на работу пленума было вызвано необходимостью проработать ряд общих докладов со всем составом курсов. Метод работы пленума: доклад, прения, комиссионная работа. Таким путем были проработаны вопросы: организационно - финансовые; работа в комсомоле, Красной армии; среди нацмен; самообразование и библиотека; подготовка и переподготовка работников; самообразовательная работа среди просвещенцев; школа и самообразование; обзор журналов для самообразования; навыки самообразовательной работы—на вступительном пленуме, и: пособия и программы по агрокооперативному самообразованию; то же по профессиональному самообразованию; заочные коопкурсы Центросоюза; заочные производственно-технические курсы и профшкола на дому- на заключительном пленуме.

Было организовано 2 секции — общего самообразования и политсамообразования. Эти секции прорабатывали вопросы методики и учебных пособий по своему виду самообразования, главным образом, путем беседы с руководителем и разбора отдельных пособий.

С самого начала курсов было намечено проработать на них ряд вопросов так, чтобы в результате иметь для будущей работы ряд конкретных указаний в виде положений,

инструкций, обзоров и т. д. Этой своей цели курсы достигли полностью.

Помещаемый ниже материал как раз является результативным материалом курсов. В нем собран опыт ряда губерний, округов, уездов. В этом его основная ценность. Выпуская его сейчас, до окончательной проработки и утверждения, мы имеем целью дать местам возможность использовать собранный курсами опыт, попробовать применить его в своей практической работе и, тем самым, проверить его. В дальнейшем, в процессе учета местного опыта, материалы курсов будут отшлифовываться и утверждаться. Пока же это материал не официальный в части организационно-финансовой, являющийся рядом проектов.

Е. Магазин ер

Кроме того, по ней могут работать окончившие предметный марксистско-ленинский кружок среднего типа или имеющие знания в объеме дневной совпартшколы II ступени и даже, окончившие давно комвуз и не прорабатывавшие углубленно курс ленинизма.

Характеристика программы и пособий. Программа разработана ЦК. Состоит из 3 тем. Отличительной особенностью этой программы является ее построение: раз-работка каждой темы представляет собой вместе с тем и задание для слушателей (указаны цель занятия, план проработки темы и литература к каждому пункту плана (минимум), добавочные пособия (максимум). Для прохождения программы, главным образом, надо работать по первоисточникам: Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов и т. д.

Проработку программы можно вести в порядке расположения тем в программе или же выбирая отдельные темы.

4. Программа по политэкономии и экономполитике для марксистско-ленинских кружков.

а) На кого рассчитана. Программа рассчитана на товарищей, имеющих знания в объеме нормальной школы политграмоты.

б) Характеристика программы и пособий. Программа разбивается на 16 тем (18 занятий). В первых шести темах программы даны основные вопросы политэкономии; остальные 10 содержат вопросы экономполитики. Программа ставит задачей помочь разобраться в законах, управляющих развитием капиталистического общества и продолжать более углубленно начатую уже в нормальной школе проработку вопросов экономполитики нашей партии.

Поскольку программа довольно громоздка и большинство самоучек будет уже знакомо с основными вопросами экономполитики, как прошедшие нормальную школу политграмоты, можно сузить программу в части вопросов' экономполитики: 12 и 14 темы, разбитые каждая на 2 занятия, можно проработать каждую одним занятием; объединить другие темы наиболее знакомые самоучкам.

Для первой части программы—вопросы политэкономии— основным пособием является Михалевский — „Начальный курс политэкономии". К 6-й теме необходимо знакомство 7

с книгой Ленина — „Империализм, как новейший этап капитализма ".

Для менее подготовленных можно рекомендовать Леонтьева—„Начатки политэкономии". Для более подготовленных—Дашковского—„Конспективный курс политэкономии* и Каутского—„Экономическое учение К. Маркса".

Для второй части программы—вопросы экономполитики— в основном можно рекомендовать „Учебник по экономполи- тике". Изд. „Московский Рабочий" (выходит осенью 1927 г.). При проработке ряда тем придется пользоваться соответствующей литературой по текущей политике (доклады, речи, статьи). Для более подготовленных можно рекомендовать сборник под редакцией Милютина—„Основы советской эко-номполитики".

Для желающих более углубленно проработать политэкономию отдельно можно рекомендовать программы по политэкономии вечерних и дневных совпартшкол, в ко-торых указана и литература.

5. Программа для предметных кружков по истории классовой борьбы.

а) На кого рассчитана. Программа рассчитана на активистов-партийцев, окончивших нормальную школу или имеющих знания в объеме этой школы, ориентирующихся в окружающей политической обстановке.

б) Характеристика программы. В основу программы взята программа по истории классовой борьбы губ- совпартшколы со следующими изменениями: 8, 9, 10 тем (рабочее движение в России конца XIX века; первая русская революция; рабочее движение в России в эпоху реакции и новый подъем революционной волны) объеди-няются в одно занятие; 13 и 14 темы (Февральская революция в России, Октябрь) также объединяются в одно занятие; 15 тема (послевоенное революционное движение в Европе) вместо двух занятий прорабатывается в одном занятии; выбрасывается совсем 18 тема (пролетариат у власти). Тем самым вместо 19 тем, 25 занятий, остается 15 тем, 19 занятий.

Но, чтобы пройти и эту сокращенную программу, кружки должны начать работать не позже октября. Поэтому эту программу в сокращенном виде можно еще сократить: если

с книгой Ленина — „Империализм, как новейший этап капитализма ".

• Для менее подготовленных можно рекомендовать Леонтьева—„Начатки политэкономии". Для более подготовленных—Дашковского—„Конспективный курс политэкономии* и Каутского—„Экономическое учение К. Маркса".

Для второй части программы—вопросы экономполитики— в основном можно рекомендовать „Учебник по экономполи- тике". Изд. „Московский Рабочий" (выходит осенью 1927 г.). При проработке ряда тем придется пользоваться соответствующей литературой по текущей политике (доклады, речи, статьи). Для более подготовленных можно рекомендовать сборник под редакцией Милютина—„Основы советской эко-номполитики".

Для желающих более углубленно проработать политэкономию отдельно можно рекомендовать программы по политэкономии вечерних и дневных совпартшкол, в ко-торых указана и литература.

5. Программа для предметных кружков по истории классовой борьбы.

а) На кого рассчитана. Программа рассчитана на активистов-партийцев, окончивших нормальную школу или имеющих знания в объеме этой школы, ориентирующихся в окружающей политической обстановке.

б) Характеристика программы. В основу программы взята программа по истории классовой борьбы губ- совпартшколы со следующими изменениями: 8, 9, 10 тем (рабочее движение в России конца XIX века; первая русская революция; рабочее движение в России в эпоху реакции и новый подъем революционной волны) объеди-няются в одно занятие; 13 и 14 темы (Февральская революция в России, Октябрь) также объединяются в одно занятие; 15 тема (послевоенное революционное движение в Европе) вместо двух занятий прорабатывается в одном занятии; выбрасывается совсем 18 тема (пролетариат у власти). Тем самым вместо 19 тем, 25 занятий, остается 15 тем, 19 занятий.

Но, чтобы пройти и эту сокращенную программу, кружки должны начать работать не позже октября. Поэтому эту программу в сокращенном виде можно еще сократить: если

кружковцам хорошо знакома история партии, можно пройти 10 первых тем, 12 занятий и дополнительно проработать 2 темы: 1) Промышленный переворот в Англии, 2) Великая французская революция. Если кружок очень поздно начал работать, он может пройти только первыеЮтем, 12занятий.

в) Характеристика пособий. Минимумом для проработки этой программы явится следующая литература:

1. Слуцкий и Фри длянд—„Хрестоматия по истории революционного движения на Западе**.

2. Моносов—„История революционного движения".

3. Арк. А — н—„История рабочего движения". Краткое издание.

4. „Конспекты и планы по истории революционного движения на Западе и Востоке", под редакцией Фридлянда.

По истории России можно использовать:

1. Покровский — „История России", сжатый очерк, за отсутствием же его, 2) Гришин: „По ленинскому пути**.

Хрестоматия Слуцкого и Фридлянда пока, ч^о лучший учебник по истории Запада, дает в достаточном объеме исторические документы, очень ценные и необходимые для проработки.

Книга Моносова написана более популярно, легко усваивается и является необходимым пособием как дополнение к изучению документов, имеющихся в хрестоматии Слуцкого и Фридлянда.

Книга Арк. А—н необходима для изучения II Интернационала и рабочего движения в этот период, изложена достаточно просто и доступно.

„Конспекты и планы" под редакцией Фридлянда в тезисной форме излагают основные материалы по истории революционного движения на Западе й Востоке, являются ценным пособием для самоучки.

„История" Покровского необходима для изучения рабочего движения в России в рамках программы.

кружковцам хорошо знакома история партии, можно пройти 10 первых тем, 12 занятий и дополнительно проработать 2 темы: 1) Промышленный переворот в Англии, 2) Великая французская революция. Если кружок очень поздно начал работать, он может пройти только первыеЮтем, 12занятий.

в) Характеристика пособий. Минимумом для проработки этой программы явится следующая литература:

1. Слуцкий и Фри длянд—„Хрестоматия по истории революционного движения на Западе**.

2. Моносов—„История революционного движения".

3. Арк. А — н—„История рабочего движения". Краткое издание.

4. „Конспекты и планы по истории революционного движения на Западе и Востоке", под редакцией Фридлянда.

По истории России можно использовать:

1. Покровский — „История России", сжатый очерк, за отсутствием же его, 2) Гришин: „По ленинскому пути**.

Хрестоматия Слуцкого и Фридлянда пока, ч^о лучший учебник по истории Запада, дает в достаточном объеме исторические документы, очень ценные и необходимые для проработки.

Книга Моносова написана более популярно, легко усваивается и является необходимым пособием как дополнение к изучению документов, имеющихся в хрестоматии Слуцкого и Фридлянда.

Книга Арк. А—н необходима для изучения II Интернационала и рабочего движения в этот период, изложена достаточно просто и доступно.

„Конспекты и планы" под редакцией Фридлянда в тезисной форме излагают основные материалы по истории революционного движения на Западе й Востоке, являются ценным пособием для самоучки.

„История" Покровского необходима для изучения рабочего движения в России в рамках программы.

Пособия по общему самообразованию

(Рекомендательный аннотированный список)

Для малограмотных самоучек

„Ученье для самоучек"—пособие для начальных деревенских кружков самообразования по чтению, письму и счету — в 3 выпусках. Составлено Бурдиной, Богуславской и Фракфуртом. Издательство „Долой Неграмотность". 1927 г. Цена 1-го вып. 65 коп. К книге приложена красочная экономическая карта.

Книга „Ученье для самоучек" принадлежит к типу единого учебного пособия, объединяющего учебную книгу с программой. Материал книги рассчитан на 50 занятий, примерно, на 6—7 месяцев работы. По содержанию выпуски охватывают следующие темы:

1-й выпуск — Понятие об СССР.

2-й выпуск — Сельское хозяйство и промышленность.

3-й выпуск —СССР и другие страны.

Объем навыков по чтению, письму и арифметике — равен объему навыков программы для малограмотных ВЧКлб. Первый выпуск уже вышел, второй—в печати.

Построение материала—комплексное. Материал 1-го выпуска изложен в популярной, доступной для малограмотного, форме, без трудных русских и иностранных слов. С внешней стороны книга очень хорошо издана. Половина книги набрана очень крупным шрифтом. Много текста для списы- вани । дается рукописным шрифтом. Методически книга основательно проработана. Для малограмотных самоучек эта книга вполне пригодна и может быть рекомендована в первую очередь.

Для предметных кружков самообразования (малограмотных)

1. Йо математике

„Как самому научиться считать". Пособие для самостоятельных занятий, в 2 выпусках. Составили преподаватели Б. Шумягский, М. Бурдина и др. Изд-во „Дол. Неграм." 1926 г. Цена 1-го выпуска 65 коп. Цена 2-го выпуска — 1 рубль.

Пособия по общему самообразованию

(Рекомендательный аннотированный список)

Для малограмотных самоучек

„Ученье для самоучек"—пособие для начальных деревенских кружков самообразования по чтению, письму и счету — в 3 выпусках. Составлено Бурдиной, Богуславской и Фракфуртом. Издательство „Долой Неграмотность". 1927 г. Цена 1-го вып. 65 коп. К книге приложена красочная экономическая карта.

Книга „Ученье для самоучек" принадлежит к типу единого учебного пособия, объединяющего учебную книгу с программой. Материал книги рассчитан на 50 занятий, примерно, на 6—7 месяцев работы. По содержанию выпуски охватывают следующие темы:

1-й выпуск — Понятие об СССР.

2-й выпуск — Сельское хозяйство и промышленность.

3-й выпуск —СССР и другие страны.

Объем навыков по чтению, письму и арифметике — равен объему навыков программы для малограмотных ВЧКлб. Первый выпуск уже вышел, второй—в печати.

Построение материала—комплексное. Материал 1-го выпуска изложен в популярной, доступной для малограмотного, форме, без трудных русских и иностранных слов. С внешней стороны книга очень хорошо издана. Половина книги набрана очень крупным шрифтом. Много текста для списы- вани । дается рукописным шрифтом. Методически книга основательно проработана. Для малограмотных самоучек эта книга вполне пригодна и может быть рекомендована в первую очередь.

Для предметных кружков самообразования (малограмотных)

1. Йо математике

„Как самому научиться считать". Пособие для самостоятельных занятий, в 2 выпусках. Составили преподаватели Б. Шумягский, М. Бурдина и др. Изд-во „Дол. Неграм." 1926 г. Цена 1-го выпуска 65 коп. Цена 2-го выпуска — 1 рубль.

Первый выпуск охватывает собой следующие навыки: нумерацию, сложение, вычитание, понятие о процентах и круговых диаграммах, вычисления на счетах и чтение и запись простейших дробей.

Второй выпуск продолжает первый; там дается умножение и деление, полное ознакомление с метрическими мерами вычисление процентов, понятие о десятичных дробях и четыре действия с ними.

Навыки даются на обществоведческом материале, связанном также с бытом самоучек. Местами обществоведческий материал заслоняет математический и в этом одно из основных недочетов книги. Но комплекс обществоведения и математики везде логически увязан и дает возможность расширить кругозор самоучки.

Книги набраны крупным шрифтом. Снабжены рисунками. Трудноваты местами таблицы. Но в общем книга вполне удовлетворительна и рекомендуется для малограмотных самоучек.

По русскому языку

„Как самому научиться писать". Пособие для самообразования и школ малограмотных. Составила А. Гусева под редакцией Богуславской. ГИЗ. 1926 г. Цена 80 коп.

Книга рассчитана на малограмотного. По объему навыков равняется программе для малограмотных. Изд. ВЧКлб. Язык книги труден, особенно в части рабочего материала. Часто встречаются иностранные слова. Язык же методических указаний достаточно популярен и жив.

Расположение материала в пособии вполне последовательное и правильное.

Технические навыки даются на общественно-политическом материале, который местами оттесняет на второй план самые навыки по русскому языку.

Как пособие для малограмотных самоучек — может быть, рекомендовано постольку поскольку, лучшей книги нет.

1 -ая ступень

По русскому языку

Заочная школа I ступени для взрослых. Русский язык. Сост. Кудрявцевым. Изд. „Бюро Заочного Обучения при ГПП. 1927 г.

Первый выпуск охватывает собой следующие навыки: нумерацию, сложение, вычитание, понятие о процентах и круговых диаграммах, вычисления на счетах и чтение и запись простейших дробей.

Второй выпуск продолжает первый; там дается умножение и деление, полное ознакомление с метрическими мерами вычисление процентов, понятие о десятичных дробях и четыре действия с ними.

Навыки даются на обществоведческом материале, связанном также с бытом самоучек. Местами обществоведческий материал заслоняет математический и в этом одно из основных недочетов книги. Но комплекс обществоведения и математики везде логически увязан и дает возможность расширить кругозор самоучки.

Книги набраны крупным шрифтом. Снабжены рисунками. Трудноваты местами таблицы. Но в общем книга вполне удовлетворительна и рекомендуется для малограмотных самоучек.

По русскому языку

„Как самому научиться писать". Пособие для самообразования и школ малограмотных. Составила А. Гусева под редакцией Богуславской. ГИЗ. 1926 г. Цена 80 коп.

Книга рассчитана на малограмотного. По объему навыков равняется программе для малограмотных. Изд. ВЧКлб. Язык книги труден, особенно в части рабочего материала. Часто встречаются иностранные слова. Язык же методических указаний достаточно популярен и жив.

Расположение материала в пособии вполне последовательное и правильное.

Технические навыки даются на общественно-политическом материале, который местами оттесняет на второй план самые навыки по русскому языку.

Как пособие для малограмотных самоучек — может быть, рекомендовано постольку поскольку, лучшей книги нет.

1 -ая ступень

По русскому языку

Заочная школа I ступени для взрослых. Русский язык. Сост. Кудрявцевым. Изд. „Бюро Заочного Обучения при ГПП. 1927 г.

Беседы по русскому языку рассчитаны на тех, кто уже прошел школу малограмотных. По объему знаний равняется объему знаний I ступени Соцвоса. Шрифт выпусков достаточно четкий. Имеются иллюстрации. Язык бесед прост и без иностранных слов. Расположение материала логически стройно, трудность нарастает постепенно. Материал живой, местами художественный. Недостаточно материала общественно-политического характера. Грамматические навыки даются в строгой последовательности. Развитие речи — местами страдает невыдержанностью. Отмечается также растянутость материала.

Пособие вполне пригодно для самообразования. в качестве учебного пособия.

Практическое пособие для подготовляющихся на рабфак, по русскому языку и математике. Шапиро и Ефремов. Изд. „Раб. Проев." 1927 г. Цена 1 р. 75 к.

Книга рассчитана на самоучек, имеющих знания в объеме школ малограмотных. Шрифт книги четкий. Язык ясный, понятный, живой.- Весь материал может быть про-работан в 40 занятий. Рабочего материала для проработки достаточно. Навыки по развитию речи даются на общественно-политическом материале. Пособие вполне отвечает поставленной цели и пригодно для самостоятельных занятий.

По математике

Заочная школа I ступени для взрослых. Математика. Составл. Б. Шумягским. Изд. Бюро Заочного Обучения при ГПП. 1927 г.

По объему навыков, беседы по математике отвечают программе школы 1-й ступени. Язык бесед понятен, популярен. Примеры для проработки берутся из окружающей жизни. Преобладает показательный метод, по слабо развит исследовательский. Техническое развитие навыков очень хорошо поставлено. Пособие пригодно для самообразования, но не дает простору самодеятельности.

Практическое пособие для подготовки на рабфак. Математика и русский язык. Составл. Шапиро и Ефремов. „Раб. Проев.“ 1927 г. Цена 1 р. 75 к.

Беседы по русскому языку рассчитаны на тех, кто уже прошел школу малограмотных. По объему знаний равняется объему знаний I ступени Соцвоса. Шрифт выпусков достаточно четкий. Имеются иллюстрации. Язык бесед прост и без иностранных слов. Расположение материала логически стройно, трудность нарастает постепенно. Материал живой, местами художественный. Недостаточно материала общественно-политического характера. Грамматические навыки даются в строгой последовательности. Развитие речи — местами страдает невыдержанностью. Отмечается также растянутость материала.

Пособие вполне пригодно для самообразования. в качестве учебного пособия.

Практическое пособие для подготовляющихся на рабфак, по русскому языку и математике. Шапиро и Ефремов. Изд. „Раб. Проев." 1927 г. Цена 1 р. 75 к.

Книга рассчитана на самоучек, имеющих знания в объеме школ малограмотных. Шрифт книги четкий. Язык ясный, понятный, живой.- Весь материал может быть про-работан в 40 занятий. Рабочего материала для проработки достаточно. Навыки по развитию речи даются на общественно-политическом материале. Пособие вполне отвечает поставленной цели и пригодно для самостоятельных занятий.

По математике

Заочная школа I ступени для взрослых. Математика. Составл. Б. Шумягским. Изд. Бюро Заочного Обучения при ГПП. 1927 г.

По объему навыков, беседы по математике отвечают программе школы 1-й ступени. Язык бесед понятен, популярен. Примеры для проработки берутся из окружающей жизни. Преобладает показательный метод, по слабо развит исследовательский. Техническое развитие навыков очень хорошо поставлено. Пособие пригодно для самообразования, но не дает простору самодеятельности.

Практическое пособие для подготовки на рабфак. Математика и русский язык. Составл. Шапиро и Ефремов. „Раб. Проев.“ 1927 г. Цена 1 р. 75 к.

Объем знаний в книге в части математике отвечает требованиям для поступающих на рабфак. Весь материал может быть проработан в 5 месяцев, при условии занятий 2 ч. в неделю. Материал рассчитан на массы рабочих и крестьян, окончивших 2 — 3 класса I ступени. Язык прост, доступен. С методической стороны книга выдержана. Пособие построено на бытовом материале. Пособие может быть рекомендовано для кружков самообразования.

По естествознанию

Естествознание на основе сельского хозяйства. Сост. Корольковым. Рабочая книга для школ крестьянской молодежи. Часть 1-я — осенние, зимние и ранние весенние работы. ГИЗ. 1926 г. Цена 1 р. 75 к.

Книга рассчитана на школьную систему обучения. Но в конце книги есть ряд указаний для изготовления простейших приборов и производства опытов и наблюдений, а также и основные выводы из занятий. Вся эта часть может помочь и самоучкам работать по этой книге. Книга разбита на 260 заданий. В книге очень удачно подобраны и использованы рисунки. За неимением лучшей книги по естествознанию — эта книга может быть использована.

Журналы по самообразованию

Деревенский журнал Главполитпросвет а— „Учись сам*.

Журнал основным стержнем имеет общественно-политический материал, близко увязанный с современностью. Навыки русского языка и математики даются, главным образом, с целью повторения, закрепления имеющихся знаний. Язык и изложение доступны. Иллюстративного материала достаточно. Материал расположен последовательно. С методической стороны хорошо разработан. Рассчитан, главным образом, на деревенского активиста. Для этих групп самоучек вполне рекомендуется.

Объем знаний в книге в части математике отвечает требованиям для поступающих на рабфак. Весь материал может быть проработан в 5 месяцев, при условии занятий 2 ч. в неделю. Материал рассчитан на массы рабочих и крестьян, окончивших 2 — 3 класса I ступени. Язык прост, доступен. С методической стороны книга выдержана. Пособие построено на бытовом материале. Пособие может быть рекомендовано для кружков самообразования.

По естествознанию

Естествознание на основе сельского хозяйства. Сост. Корольковым. Рабочая книга для школ крестьянской молодежи. Часть 1-я — осенние, зимние и ранние весенние работы. ГИЗ. 1926 г. Цена 1 р. 75 к.

Книга рассчитана на школьную систему обучения. Но в конце книги есть ряд указаний для изготовления простейших приборов и производства опытов и наблюдений, а также и основные выводы из занятий. Вся эта часть может помочь и самоучкам работать по этой книге. Книга разбита на 260 заданий. В книге очень удачно подобраны и использованы рисунки. За неимением лучшей книги по естествознанию — эта книга может быть использована.

Журналы по самообразованию

Деревенский журнал Главполитпросвета — „Учись сам*.

Журнал основным стержнем имеет общественно-политический материал, близко увязанный с современностью. Навыки русского языка и математики даются, главным образом, с целью повторения, закрепления имеющихся знаний. Язык и изложение доступны. Иллюстративного материала достаточно. Материал расположен последовательно. С методической стороны хорошо разработан. Рассчитан, главным образом, на деревенского активиста. Для этих групп самоучек вполне рекомендуется.

 

 
 
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика