Обучение в третьем классе (Горецкий ) 1971 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учителя
В книге раскрываются особенности содержания новых учебных программ по всем предметам, даются краткие методические рекомендации и поурочное планирование программного материала.
© "Просвещение" Москва 1971
Авторство: В.Г. Горецкий
Формат: PDF, Размер файла: 39.2 MB, Формат: DjVu, Размер файла: 17.7 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
РУССКИЙ ЯЗЫК 4
I. Чтение и развитие речи .... -
Справочный материал общественно исторического характера .... 30
Внеклассное чтение 59
И. Грамматика, правописание и развитие речи 73
Повторение по грамматике и орфографии 79
Изучение раздела "Части речи" 88
Лексические упражнения
грамматики и орфографии . . 123
Изучение раздела "Предложение" 131
Изучение раздела "Связная речь" 139
Примерное планирование уроков по чтению, грамматике, правописанию и развитию речи 148
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 198
Особенности и содержание новой программы по природоведению в III классе 394
МУЗЫКА И ПЕНИЕ 397
Методические рекомендации к планированию уроков музыки и
пения в III классе -
Примерное поурочное планирование на год 410
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ . 418
Примерное планирование программного материала по урокам . . 426
Примерное планирование уроков труда -
Проведение занятий по труду 358
Практические советы 363
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 368
Примерный годовой тематический план уроков изобразительного -
Умножение и деление многозначных чисел 253
Изменение результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов 265
Система и методы изучения элементов алгебры 270
Обучение решению задач в III классе 280
Дроби 297
Изучение геометрического материала в III классе 300
Примерное планирование учебного материала по математике в III классе 317
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ .... 335
Примерное тематическое планирование природоведческого материала 212
МАТЕМАТИКА
Характеристика программы по математике в III классе 229
Нумерация многозначных чисел 235
Меры длины и меры веса .... 243
Мера времени 246
Действия над многозначными числами 250
Сложение и вычитание многозначных чисел
Скачать бесплатный учебник СССР - Обучение в третьем классе (Горецкий ) 1971 года
СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu
Предисловие
В созданном Научно-исследовательским институтом школ Министерства просвещения РСФСР пособии "Обучение в третьем классе. Книга для учителя" раскрываются особенности новых программ и освещаются основные методические вопросы обучения третьеклассников чтению, грамматике и правописанию, природоведению, математике, труду, изобразительному искусству, пению и физкультуре.
По каждому из этих предметов дается примерное планирование уроков на весь учебный год.
Главы и параграфы данного пособия написаны следующими авторами:
В. Г. Горецким - "Чтение и развитие речи";
Л. С. Геллерштейном - "Справочный материал общественно-исторического характера";
Н. Н. Светловской - "Внеклассное чтение";
Н. С. Рождественским - "Особенности программы по русскому языку для III класса и методика работы по ней", "Глагол";
Е. Г. Шашковой - "Повторение по грамматике и орфографии", "Наречие";
Г. А. Фомичевой - "Имя существительное";
В. А. Кустаревой - "Имя прилагательное", "Изучение раздела "Связная речь"; ,
А. Н. Матвеевой - "Лексические упражнения на уроках грамматики и орфографии";
И. В. Прокопович - "Местоимение", "Изучение раздела "Предложение";.
И. Л. Г а р к у н о в о й и Н. И. Политовой - "Примерное планирование уроков по чтению, грамматике, правописанию и развитию речи";
3. А. Клепининой - "Природоведение";
А. С. Пчел к о - "Характеристика программы по математике в III классе", "Нумерация многозначных чисел", "Меры длины и меры веса", "Меры времени", "Действия над многозначными числами", "Дроби";
М. А. Вантовой - Изменение результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов", "Система и методы изучения элементов алгебры";
М. А. Б а и т о в о й, А. С. П ч е л к о - "Обучение решению задач в III классе";
A. М. Пышка л о - "Изучение геометрического материала в III классе";
Е. И. Мишаревой - "Примерное планирование учебного материала
по математике";
B. П. К у з н е ц о в ы м, И. Г. Майоровой, М. К. Осетровой, И. П. Ф р е й т а г - "Трудовое обучение";
В. С. Кузиным, Е. А. Шороховым,' Т. Я. Ш п и к а л о в о й, Э. И. К у б ы ш к и н о й -- "Изобразительное искусство";
Т. А. Бейдер - "Музыка";
В. А. Г оичаровым - "Физическое воспитание".
Данное пособие, как и "Обучение в первом классе. Книга для учителя", "Обучение во втором классе. Книга для учителя", является пособием нового типа и, естественно, нуждается в дальнейшем улучшении. Поэтому издательство, НИИ школ МП РСФСР, авторы и ответственный редактор-составитель будут благодарны за все критические замечания и полезные советы, направленные на совершенствование пособия тина "Книга для учителя начальных классов".
Авторы и составитель выражают свою признательность В. П. Стрезикозину за помощь, оказанную при подготовке данного пособия.
РУССКИЙ язык
I. ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Основные задачи уроков чтения в III классе
Перед уроками чтения в III классе стоит ряд важных образовательно-воспитательных задач, которые должны решаться в течение, всего учебного года.
Во-первых, уроки чтения должны расширить представление третьеклассников о жизни людей, их взаимоотношениях; о моральном облике советского человека, о его отношении к труду, Родине; способствовать обогащению детей знаниями о природе и обществе. Уроки чтения призваны познакомить учеников с произведениями народного творчества, русской классической и многонациональной советской литературы, с рядом произведений зарубежных писателей. Подвергая простейшему разбору тексты, помещенные в книгах для классного чтения, учащиеся III класса должны не только приобрести навыки элементарного анализа прочитанного, но и усвоить некоторые доступные им теоретико-литературные сведения.
Во-вторых, уроки чтения должны способствовать коммунистическому воспитанию учащихся и повышению их общего развития. Чтение и разбор художественных текстов должны оказывать на третьеклассников идейно-нравственное воздействие, развивать их художественный вкус, прививать им качества, характерные для серьезного, вдумчивого и взыскательного читателя, стимулировать работу творческого воображения и логического мышления, активно влиять на выработку навыков устной и письменной речи.
В-третьих, процесс приобретения детьми Знаний и сопутствующее этому умственное, речевое и эстетическое развитие должны одновременно сопровождаться формированием у третьеклассников многих умений и навыков и особенно закреплением и дальнейшим совершенствованием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
В-четвертых, то обстоятельство, что в III классе завершается начальное обучение школьников, выдвигает перед уроками чтения особую задачу: обобщить и закрепить все наиболее важное из -пройденного в I и II классах и привлечь имеющиеся у учащихся знания к изучению новых тем, а также подготовить третьеклассников к успешному овладению курсами литературы и истории в IV классе.
В новой программе указан обязательный уровень развития навыков чтения и устной речи у третьеклассников; установлено, какими умениями и навыками по анализу прочитанного должны они овладеть, и, наконец, точно определено содержание всего курса чтения в III классе .
Тринадцать программных тем охватывают широкий и разнообразный круг сведений о различных сторонах и явлениях жизни, которые предстоит усвоить третьеклассникам в процессе чтения и разбора текстов. Большинство из этих тем является продолжением аналогичных тем, предусмотренных программой по чтению для I и II классов. Однако в III классе дети изучают по данным темам материалы новые, более сложные, поднимаясь тем самым на новую ступеньку в умственном,' нравственном и эстетическом развитии. Так, одной из-тем, проходящих через программы всех трех классов, является октябрятская и пионерская тема. Ее изучение поможет младшим школьникам усвоить доступные их пониманию идейно-нравственные и политические понятия, которые должны сыграть существенную роль в формировании взглядов детей.
Чтение и разбор произведений, входящих в разделы "Октябрята" и "Жизнь и дела октябрят" (I и II классы), ярко, доходчиво и убедительно показали детям, что активное участие в октябрят- ской работе (а это всегда связано с какими-то дополнительными нагрузками и обязанностями) открывает в жизни много нового и интересного, расширяет сферу приложения своих сил и приносит глубокое внутреннее удовлетворение.
К чтению и разбору материалов! по теме "Пионеры - юные ленинцы" учащиеся III класса подходят, имея за плечами опыт непосредственного участия в жизни октябрятского коллектива.
При работе над этой первой программной темой нужно всячески избегать иллюстративного подхода к чтению и разбору текстов, при котором каждое произведение, относящееся к теме, рассматривается как своеобразная иллюстрация к тому или иному положению октябрятской пионерской работы. Если при изучении произведений в центре внимания учителя и учеников не окажутся художественные образы героев, а также картины, воспроизводящие в художественной форме различные эпизоды, в которых действуют люди, достойные подражания, то чтение и разбор произведения будет носить односторонний, схематический и логизированный характер. А это вызовет резкое понижение познавательного и эстетического воздействия художественных образов на учащихся. Кроме того, возникнет опасность подмены уроков чтения отдельными формами собственно пионерской работы (беседы о ярких страницах истории пионерского движения, изучение законов юных пионеров, знакомство с пионерской символикой и т. п.).
В связи с опасностью такого подхода к чтению и разбору текстов в III классе обратим внимание на следующую особенность программы. Состоит она в том, что наряду с "образными представлениями об окружающем мире" третьеклассники должны усвоить определенные конкретные сведения общественно-политического и исторического характера. К ним относятся представления о крепостных и крепостниках, "о смелых людях, выступающих против крепостной неволи, о жизни рабочих и крестьян до Октябрьской революции, о борцах за счастье людей, о вожде трудящихся В. И.Ленине и о Коммунистической партии, о героизме советского народа в гражданской войне и в дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о Советской Армии - народной армии, об охране Родины в наши дни, о революционных, боевых и трудовых традициях народа нашей Родины, о сплочении трудящихся всех стран, о борьбе советского народа за мир во всем мире" . Это очень большой объем исторических представлений, который сам по себе способен толкнуть учителя на то, чтобы рассматривать художественное произведение как иллюстрацию к отдельным историческим положениям и явлениям. Кроме того, откровенно "историческая" окраска ряда названий программных тем (например, "Жизнь крестьян и рабочих до Великой Октябрьской революции, их борьба против угнетателей") также создает предпосылки для иллюстративнопонятийного подхода к чтению и разбору художественных текстов, помещенных в книгах для классного чтения, тем более что такой подход внешне прост и легок. В самом деле, что может быть проще при изучении этой темы предложить учащимся такие вопросы: "В каких условиях жили крепостные крестьяне?", "Как жила семья Микитки?" и т. п., а затем дать им прочитать, допустим, два отрывка из романа В. Яна ("В боярской усадьбе" и "В избе у Микитки") и найти в них соответствующие места, иллюстрирующие ответы на эти вопросы. Аналогичная картина наблюдается, если сначала дети прочитают текст, а потом получат задание отыскать -в нем цитаты, описания, строки и т. п., иллюстрирующие какие-либо положения. Обычно при таком подходе самому учителю трудно удержаться от различных исторических комментариев, которые, кстати, дети обычно выслушивают со вниманием.
Автор-учебника - Ястребинецкий Г.А., ★Все➙ Учебники 3 класс, ★Все➙ Для Учителей, Методики преподавания , Автор - Горецкий В.Г., Для учащихся младших классов