Обучение в третьем классе (Горецкий ) 1971 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обучение в третьем классе (Горецкий ) 1971

Назначение: Книга для учителя 

В книге раскрываются особенности содержания новых учебных программ по всем предметам, даются краткие методические рекомендации и поурочное планирование программного материала.

© "Просвещение" Москва 1971

Авторство: В.Г. Горецкий

Формат: PDF, Размер файла: 39.2 MB, Формат:  DjVu, Размер файла: 17.7 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

РУССКИЙ ЯЗЫК 4

I. Чтение и развитие речи .... -

Справочный материал общественно исторического характера .... 30

Внеклассное чтение 59

И. Грамматика, правописание и развитие речи 73

Повторение по грамматике и орфографии 79

Изучение раздела "Части речи"  88 

Лексические упражнения 

грамматики и орфографии . . 123 

Изучение раздела "Предложение"  131 

Изучение раздела "Связная речь" 139 

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Примерное планирование уроков по чтению, грамматике, правописанию и развитию речи 148

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 198

Особенности и содержание новой программы по природоведению в III классе 394

МУЗЫКА И ПЕНИЕ 397

Методические рекомендации к планированию уроков музыки и

пения в III классе -

Примерное поурочное планирование на год 410

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ . 418

Примерное планирование программного материала по урокам . . 426

Примерное планирование уроков труда -

Проведение занятий по труду  358

 Практические советы 363

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 368

Примерный годовой тематический план уроков изобразительного -

Умножение и деление многозначных чисел 253

Изменение результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов 265

Система и методы изучения элементов алгебры 270

Обучение решению задач в III классе 280

Дроби 297

Изучение геометрического материала в III классе 300

Примерное планирование учебного материала по математике в III классе  317

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ .... 335

Примерное тематическое планирование природоведческого материала 212

МАТЕМАТИКА

Характеристика программы по математике в III классе 229

Нумерация многозначных чисел  235 

Меры длины и меры веса .... 243

Мера времени 246

Действия над многозначными числами 250

Сложение и вычитание многозначных чисел

 

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Обучение в третьем классе (Горецкий ) 1971 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

См. Отрывок из учебника...

Предисловие

В созданном Научно-исследовательским институтом школ Министерства просвещения РСФСР пособии "Обучение в третьем классе. Книга для учителя" раскрываются особенности новых программ и освещаются основные методические вопросы обучения третьеклассников чтению, грамматике и правописанию, природоведению, математике, труду, изобразительному искусству, пению и физкультуре.

По каждому из этих предметов дается примерное планирование уроков на весь учебный год.

Главы и параграфы данного пособия написаны следующими авторами:

В. Г. Горецким - "Чтение и развитие речи";

Л. С. Геллерштейном - "Справочный материал общественно-исторического характера";

Н. Н. Светловской - "Внеклассное чтение";

Н. С. Рождественским - "Особенности программы по русскому языку для III класса и методика работы по ней", "Глагол";

Е. Г. Шашковой - "Повторение по грамматике и орфографии", "Наречие";

Г. А. Фомичевой - "Имя существительное";

В. А. Кустаревой - "Имя прилагательное", "Изучение раздела "Связная речь"; ,

А. Н. Матвеевой - "Лексические упражнения на уроках грамматики и орфографии";

И. В. Прокопович - "Местоимение", "Изучение раздела "Предложение";.

И. Л. Г а р к у н о в о й и Н. И. Политовой - "Примерное планирование уроков по чтению, грамматике, правописанию и развитию речи";

3. А. Клепининой - "Природоведение";

А. С. Пчел к о - "Характеристика программы по математике в III классе", "Нумерация многозначных чисел", "Меры длины и меры веса", "Меры времени", "Действия над многозначными числами", "Дроби";

М. А. Вантовой - Изменение результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов", "Система и методы изучения элементов алгебры";

М. А. Б а и т о в о й, А. С. П ч е л к о - "Обучение решению задач в III классе";

A. М. Пышка л о - "Изучение геометрического материала в III классе";

Е. И. Мишаревой - "Примерное планирование учебного материала

по математике";

B. П. К у з н е ц о в ы м, И. Г. Майоровой, М. К. Осетровой, И. П. Ф р е й т а г - "Трудовое обучение";

В. С. Кузиным, Е. А. Шороховым,' Т. Я. Ш п и к а л о в о й, Э. И. К у б ы ш к и н о й -- "Изобразительное искусство";

Т. А. Бейдер - "Музыка";

В. А. Г оичаровым - "Физическое воспитание".

Данное пособие, как и "Обучение в первом классе. Книга для учителя", "Обучение во втором классе. Книга для учителя", является пособием нового типа и, естественно, нуждается в дальнейшем улучшении. Поэтому издательство, НИИ школ МП РСФСР, авторы и ответственный редактор-составитель будут благодарны за все критические замечания и полезные советы, направленные на совершенствование пособия тина "Книга для учителя начальных классов".

Авторы и составитель выражают свою признательность В. П. Стрезикозину за помощь, оказанную при подготовке данного пособия.

РУССКИЙ язык

I. ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Основные задачи уроков чтения в III классе

Перед уроками чтения в III классе стоит ряд важных образовательно-воспитательных задач, которые должны решаться в течение, всего учебного года.

Во-первых, уроки чтения должны расширить представление третьеклассников о жизни людей, их взаимоотношениях; о моральном облике советского человека, о его отношении к труду, Родине; способствовать обогащению детей знаниями о природе и обществе. Уроки чтения призваны познакомить учеников с произведениями народного творчества, русской классической и многонациональной советской литературы, с рядом произведений зарубежных писателей. Подвергая простейшему разбору тексты, помещенные в книгах для классного чтения, учащиеся III класса должны не только приобрести навыки элементарного анализа прочитанного, но и усвоить некоторые доступные им теоретико-литературные сведения.

Во-вторых, уроки чтения должны способствовать коммунистическому воспитанию учащихся и повышению их общего развития. Чтение и разбор художественных текстов должны оказывать на третьеклассников идейно-нравственное воздействие, развивать их художественный вкус, прививать им качества, характерные для серьезного, вдумчивого и взыскательного читателя, стимулировать работу творческого воображения и логического мышления, активно влиять на выработку навыков устной и письменной речи.

В-третьих, процесс приобретения детьми Знаний и сопутствующее этому умственное, речевое и эстетическое развитие должны одновременно сопровождаться формированием у третьеклассников многих умений и навыков и особенно закреплением и дальнейшим совершенствованием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

В-четвертых, то обстоятельство, что в III классе завершается начальное обучение школьников, выдвигает перед уроками чтения особую задачу: обобщить и закрепить все наиболее важное из -пройденного в I и II классах и привлечь имеющиеся у учащихся знания к изучению новых тем, а также подготовить третьеклассников к успешному овладению курсами литературы и истории в IV классе.

В новой программе указан обязательный уровень развития навыков чтения и устной речи у третьеклассников; установлено, какими умениями и навыками по анализу прочитанного должны они овладеть, и, наконец, точно определено содержание всего курса чтения в III классе .

Тринадцать программных тем охватывают широкий и разнообразный круг сведений о различных сторонах и явлениях жизни, которые предстоит усвоить третьеклассникам в процессе чтения и разбора текстов. Большинство из этих тем является продолжением аналогичных тем, предусмотренных программой по чтению для I и II классов. Однако в III классе дети изучают по данным темам материалы новые, более сложные, поднимаясь тем самым на новую ступеньку в умственном,' нравственном и эстетическом развитии. Так, одной из-тем, проходящих через программы всех трех классов, является октябрятская и пионерская тема. Ее изучение поможет младшим школьникам усвоить доступные их пониманию идейно-нравственные и политические понятия, которые должны сыграть существенную роль в формировании взглядов детей.

Чтение и разбор произведений, входящих в разделы "Октябрята" и "Жизнь и дела октябрят" (I и II классы), ярко, доходчиво и убедительно показали детям, что активное участие в октябрят- ской работе (а это всегда связано с какими-то дополнительными нагрузками и обязанностями) открывает в жизни много нового и интересного, расширяет сферу приложения своих сил и приносит глубокое внутреннее удовлетворение.

К чтению и разбору материалов! по теме "Пионеры - юные ленинцы" учащиеся III класса подходят, имея за плечами опыт непосредственного участия в жизни октябрятского коллектива.

При работе над этой первой программной темой нужно всячески избегать иллюстративного подхода к чтению и разбору текстов, при котором каждое произведение, относящееся к теме, рассматривается как своеобразная иллюстрация к тому или иному положению октябрятской пионерской работы. Если при изучении произведений в центре внимания учителя и учеников не окажутся художественные образы героев, а также картины, воспроизводящие в художественной форме различные эпизоды, в которых действуют люди, достойные подражания, то чтение и разбор произведения будет носить односторонний, схематический и логизированный характер. А это вызовет резкое понижение познавательного и эстетического воздействия художественных образов на учащихся. Кроме того, возникнет опасность подмены уроков чтения отдельными формами собственно пионерской работы (беседы о ярких страницах истории пионерского движения, изучение законов юных пионеров, знакомство с пионерской символикой и т. п.).

В связи с опасностью такого подхода к чтению и разбору текстов в III классе обратим внимание на следующую особенность программы. Состоит она в том, что наряду с "образными представлениями об окружающем мире"  третьеклассники должны усвоить определенные конкретные сведения общественно-политического и исторического характера. К ним относятся представления о крепостных и крепостниках, "о смелых людях, выступающих против крепостной неволи, о жизни рабочих и крестьян до Октябрьской революции, о борцах за счастье людей, о вожде трудящихся В. И.Ленине и о Коммунистической партии, о героизме советского народа в гражданской войне и в дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о Советской Армии - народной армии, об охране Родины в наши дни, о революционных, боевых и трудовых традициях народа нашей Родины, о сплочении трудящихся всех стран, о борьбе советского народа за мир во всем мире" . Это очень большой объем исторических представлений, который сам по себе способен толкнуть учителя на то, чтобы рассматривать художественное произведение как иллюстрацию к отдельным историческим положениям и явлениям. Кроме того, откровенно "историческая" окраска ряда названий программных тем (например, "Жизнь крестьян и рабочих до Великой Октябрьской революции, их борьба против угнетателей") также создает предпосылки для иллюстративнопонятийного подхода к чтению и разбору художественных текстов, помещенных в книгах для классного чтения, тем более что такой подход внешне прост и легок. В самом деле, что может быть проще при изучении этой темы предложить учащимся такие вопросы: "В каких условиях жили крепостные крестьяне?", "Как жила семья Микитки?" и т. п., а затем дать им прочитать, допустим, два отрывка из романа В. Яна ("В боярской усадьбе" и "В избе у Микитки") и найти в них соответствующие места, иллюстрирующие ответы на эти вопросы. Аналогичная картина наблюдается, если сначала дети прочитают текст, а потом получат задание отыскать -в нем цитаты, описания, строки и т. п., иллюстрирующие какие-либо положения. Обычно при таком подходе самому учителю трудно удержаться от различных исторических комментариев, которые, кстати, дети обычно выслушивают со вниманием. 

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика