Предупреждение неуспеваемости и второгодничества в школе - методическое письмо (Данилов) 1950 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Методическое письмо - Книга для учителя
© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1950 УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
Авторство: Методическое письмо составлено заведующим сектором обучения Института теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР М. А. Даниловым.
Формат: DjVu Размер файла: 3.35 MB
СОДЕРЖАНИЕ
1. Преодоление второгодничества — одна из важнейших задач школ и учителей 3
II. Причины второгодничества в школах 4
III. Повышение качества учебно-воспитательной работы — основной путь предупреждения неуспеваемости и преодоления второгодничества 9
Дальнейший подъём идейно-политического уровня преподавания 9
Воспитание ответственного отношения школьников к учению и организация их учебного труда в классе и дома 15
Систематический анализ знаний, умений, навыков и изучение общего развития учащихся 18
Воспитательная работа классного руководителя 22
Работа комсомольской и пионерской организаций в школе 25
Внешкольная и внеклассная работа как средство повышения успеваемости учащихся 27
IV. Работа с отдельными учащимися для предупреждения второгодничества 28
Работа с неуспевающими школьниками в учебном году 31
Организация работы с учениками, которым даны летние задания или осенние экзамены 40
V. Особенности работы по преодолению второгодничества в отдельных классах 41
VI. Работа с родителями по предупреждению неуспеваемости учащегося 47
VII. Предупреждение неуспеваемости и преодоление второгодничества достигается продуманной системой работы школы 49
Руководство и контроль за работой учителя 49
Тщательное планирование учебно-воспитательной работы школы и учителей 51
Работа школы с местной общественностью 52
Из опыта школы. 54
Скачать бесплатный учебник СССР - Предупреждение неуспеваемости и второгодничества в школе - методическое письмо (Данилов) 1950 года
СКАЧАТЬ DjVu
I. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВТОРОГОДНИЧЕСТВА —ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ И УЧИТЕЛЕЙ.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют огромное внимание воспитанию и обучению подрастающих поколений. «Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сделаем это со временем», — сказал товарищ Сталин на XVIII съезде партии.1
Выполняя директивы партии и правительства, советская школа достигла несомненных успехов в своей работе. За последнее время заметно повысился идейно-теоретический уровень преподавания: улучшились методы учебно-воспитательной работы, строже предъявляются требования к знаниям и навыкам учащихся, более ответственным стало отношение к учению самих школьников. Всё это плодотворно сказывается на результатах обучения. Знания и навыки учащихся стали более глубокими и прочными, вместе с тем повысился уровень общего развития школьников. Отзывы учителей, школьных инспекторов и лиц, участвующих в приёмных экзаменах в техникумы и высшие учебные заведения, подтверждают это с достаточной убедительностью.
Во многих школах передовые учителя достигли полной успеваемости всех учащихся и обеспечили высокое качество знаний школьников. В стране насчитываются тысячи учителей, не допускающих второгодничества.
Однако следует отметить неодинаковый уровень подготовки учащихся, обучающихся в различных школах или даже в одной и той же школе, но под руководством
1 И. Сталин, Отчётный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б), «Вопросы ленинизма», изд. 11-е, 1939 г., стр. 609.
разных учителей. В то время как у очень многих учителей учащиеся сознательно овладевают прочными знаниями и навыками и приобретают высокое общее развитие, у других — наблюдается немало фактов, свидетельствующих о слабых знаниях, нестойких навыках школьников и недостаточном общем их развитии. Это приводит к тому, что значительное количество школьников остаётся на второй год в том же классе.
Второгодничество наносит несомненный ущерб подрастающему поколению, школе и обществу, так как задерживает ученика на его пути развития и приобщения к труду в нашем социалистическом обществе; ученик позже своих сверстников поступает в специальное учебное заведение или включается в трудовую жизнь.
Второгодничество неблагоприятно отражается на умственном и нравственном развитии школьника. Ученик, не успевающий по одному или нескольким предметам, выбывает из коллектива, в котором он учился ряд лет. попадает в новый коллектив и обрекается на повторное учение по всем предметам на целый год. Поэтому у второгодников часто утрачивается интерес к учению и ослабляется внимание и напряжение в работе по всем учебным предметам.
Замечено, что в классе, имеющем в своём составе значительное количество второгодников, учителю трудно организовать активную творческую работу всех учащихся на уроках.
Второгодничество является серьёзным препятствием в осуществлении закона о всеобуче и порождает непроизводительные затраты народных средств.
Поэтому предупреждение неуспеваемости и преодоление второгодничества является одной из очень важных задач советской школы и учителей.
Настоящее методическое письмо имеет целью раскрыть общие причины второгодничества и, исходя из опыта лучших учителей и школ, указать основные пути предупреждения неуспеваемости и преодоления второгодничества.
II. ПРИЧИНЫ ВТОРОГОДНИЧЕСТВА В ШКОЛАХ.
Чтобы успешно бороться с второгодничеством, необходимо знать причины его порождающие.
Известно, что реакционная лженаука — педология считала второгодничество неизбежным явлением в школах. Исходя из антинаучной предпосылки о наследственной и социальной обусловленности неуспеваемости учащихся, педологи утверждали, что неуспевающие школьники не могут нормально учиться и школа бессильна сделать их успевающими. Поэтому единственным практическим средством борьбы с второгодничеством, по мнению педологов, было выведение неуспевающих школьников из обычных школ в школы для умственно отсталых. Таким образом педологи разоружали учителя в борьбе с второгодничеством.
Центральный Комитет ВКП(б) в постановлении от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» разгромил лженауку педологию и указал пути успешного обучения и воспитания подрастающего поколения. Передовые учителя, руководствуясь постановлениями ЦК ВКП(б) о школе, практически доказали, что в социалистическом обществе каждый нормальный ребёнок может успешно овладевать знаниями основ наук, если обучение поставлено правильно.
Нельзя поэтому все причины второгодничества относить к ученику, утверждая, что «все дело в ученике, в его желании и способности учиться». Между тем такого рода объяснение причин второгодничества ещё до сих пор приводится некоторыми учителями и руководителями школ.
«Ученицы, которые были оставлены на второй год, имели низкое развитие и безразличное отношение к учёбе и оценкам», — указывает одна учительница I класса. «Основными причинами неуспеваемости считаю: рассеянность детей, неусвоение ими учебного материала, плохое отношение к труду, слабое развитие», — утверждает другая учительница. Подобные характеристики являются глубоко ошибочными и вредными.
Конечно, индивидуальные различия способностей, характера детей, их жизненного опыта и привычек проявляются в обучении, но, тем не менее, при правильной постановке обучения и индивидуальном подходе к учащемуся с учётом его домашних условий жизни, вполне может быть обеспечено успешное обучение каждого школьника. Задача учителя и состоит в том, чтобы найти пути педагогического воздействия на каждого школьника, вызвать его интерес и стремление к учению и оказать
помощь в усвоении знаний. Для успешного решения этой задачи необходимо прежде всего правильно подойти к детям, во-время оказать им необходимую помощь, дать им должное направление. «В нашей школе, — говорит опытный педагог с большим стажем работы А. С. Егорова (Заборочская начальная школа, Владимирской области), — нет слова «недисциплинированный ученик». Есть дети живые, непоседливые, шаловливые, но это не страшно. Нет у меня и неуспевающих детей, второгодников. Есть дети со слабо развитыми способностями, с менее прочными знаниями и навыками. Но это и означает, что к ним нужен индивидуальный подход и особая помощь учителя».
Ссылка на слабое развитие и рассеянность детей, на безразличное отношение их к учебным занятиям свидетельствует прежде всего о неудовлетворительно поставленной учебной и воспитательной работе с детьми самого учителя, школы и семьи.
Односторонним и поэтому неправильным является и объяснение неуспеваемости учащихся и второгодничества всецело причинами, не зависящими от школы и учителя. Конечно, недостаток в ряде школ учебников и учебнонаглядных пособий и книг для внеклассного чтения учащихся, двухсменность занятий и наличие в классе учеников различных возрастов осложняют работу школ и учителей. Но эти причины во многих школах уже устранены и в ближайшее время должны быть устранены во всех школах.
Следует подчеркнуть, что решающим фактором, определяющим успех борьбы с второгодничеством, является высокий идейно-педагогический уровень учебно-воспитательной работы, осуществляемой школой, учителями.
Лучшим доказательством этому служит опыт передовых учителей нашей страны. Работая в обычных условиях, они из года в год дают своим воспитанникам прочные, глубокие знания и не имеют второгодников. Число таких учителей непрерывно растёт в каждом районе, городе, области, крае и АССР Российской Федерации. Имеются школы, которые уже в 1948/49 учебном году вплотную подошли к решению задачи полного преодоления второгодничества. Тем самым на деле доказана несостоятельность «теории» о неизбежности второгодничества в нашей советской школе.
Из всего сказанного следует, что основной причиной второгодничества является неудовлетворительная постановка обучения и воспитания в ряде школ, у значительной части учителей.
Наиболее распространёнными, типичными недостатками в работе таких школ и учителей являются: невысокий идейно-теоретический уровень преподавания; однообразие методов обучения; несоблюдение важнейших дидактических требований о наглядности и доступности изложения учебного материала, о систематичности и прочности его изучения, а также неудовлетворительная организация самостоятельной работы учащихся в классе и на дому, плохая постановка внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Всё это приводит к тому, что в учебной работе школьников наблюдается пассивность, неустойчивость внимания, слабая самостоятельная работа мысли. Учащиеся утрачивают интерес к учебному предмету, усваивают знания формально, в отрыве от жизни. Ученик же, формально усвоивший те или иные правила, определения, законы, в любой момент может оказаться в положении неуспевающего. И это понятно: за заученными словесными формулировками в его сознании не содержится конкретных представлений о реальном предмете, процессе, явлении, которые он изучал. Поэтому учащийся «знает» материал, но не владеет им свободно и, если он встречается с необходимостью перестройки или применения знаний в жизни, он оказывается нередко в беспомощном положении.
Причиной непрочности знаний является и неправильно организованное повторение или его отсутствие, что ведёт к тому, что школьники забывают изученный материал и не могут далее успешно учиться.
Очень существенным и довольно распространённым недостатком в учебной работе является несистематический и поверхностный характер учёта знаний учащихся, а иногда и неправильная, завышенная оценка знаний учителем: отметки школьника не всегда соответствуют уровню его фактической подготовки. В результате создаётся ложное представление о действительном состоянии знаний школьника, он оказывается не вполне подготовленным к усвоению дальнейшего курса; он переводится в следующий класс, где и отстаёт в учении с 1-й чет-
верти. Вскоре такой ученик становится неуспевающим, если учитель своевременно не примет необходимых мер к ликвидации имеющихся пробелов в его знаниях. Недостаточная подготовленность учащихся к сознательному усвоению последующего курса в наибольшей мере сказывается в преподавании русского языка, математики и иностранного языка. И именно по этим учебным предметам наблюдается больше всего неуспевающих учащихся.
Неуспеваемость и второгодничество порождаются также невнимательным отношением учителя к индивидуальным особенностям учащихся, незнанием их бытовых условий жизни, которые неблагоприятно сказываются на успешности учения. Учитель несвоевременно замечает отставание ученика и запаздывает в оказании ему помощи, школьник становится неуспевающим. Если к этому добавить, что во многих случаях недостаточна связь учителя, классного руководителя с родителями и отсутствует единая линия педагогического воздействия на учащихся со стороны школы и семьи, — то становятся ясными те серьёзные недостатки учебно-воспитательной работы, которые в большей или меньшей степени наблюдаются ещё во многих школах и у значительной части учителей, недостатки, следствием которых является второгодничество.
Все эти причины второгодничества зависят, прежде всего, от учителя, ведущего занятия с классом, и классного руководителя. Однако следует подчеркнуть, что успех борьбы с второгодничеством во многом зависит от общего состояния учебно-воспитательной работы в школе, от качества руководства ею со стороны директора (заведующего) школы. В борьбе с второгодничеством большое значение имеет правильная организация всей системы учебно-воспитательной работы школы, охватывающая все её стороны: учебную работу, работу классных руководителей, комсомольской, пионерской и ученической организаций, школьной библиотеки и т. д. Поэтому, если руководитель школы не является подлинным организатором педагогического процесса, не направляет творческих усилий коллектива учителей и учащихся на повышение качества учебно-воспитательной работы, второгодничество проявляется в наибольшей мере.
Рассматривая причины второгодничества, нельзя обойти вопросы руководства и контроля за работой 8
школ и учителей со стороны органов народного образования. Многие местные отделы народного образования не принимают действенных мер к созданию необходимых материально-хозяйственных условий, обеспечивающих бесперебойную, нормальную работу школ на протяжении всего учебного года, мало проявляют заботы об укреплении и расширении учебной базы школы. Недостаточно ещё органы народного образования борются с формальными мерами снижения второгодничества (путём отсева неуспевающих учащихся из школ). Во многих случаях инспектора школ не глубоко проверяют состояние преподавания и качество знаний учащихся; выводы их по вопросам учебно-воспитательной работы часто носят поверхностный характер и мало способствуют улучшению постановки преподавания в школах. Институты усовершенствования учителей, рай(гор) педкабинеты, кустовые и школьные методические объединения слабо руководят индивидуальной самостоятельной работой учителей по повышению их идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации. Явно недостаточно ещё изучается и пропагандируется опыт лучших школ и учителей, обеспечивающих высокое качество знаний учащихся и не имеющих второгодников. Методические органы на местах далеко не везде оказывают необходимую помощь отстающим школам, начинающим и малоопытным учителям, особенно учителям сельских однокомплектных и двухкомплектных школ, а также учителям нерусских школ.
III. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ —ОСНОВНОЙ ПУТЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ВТОРОГОДНИЧЕСТВА.
Дальнейший подъём идейно-теоретического уровня преподавания.
Опыт передовых школ показывает, что повышение успеваемости учащихся достигается, прежде всего, правильной организацией на высоком идейном и педагогическом уровне всей учебно-воспитательной работы школы.