Skip to main content

Молодые неформалы из Н.О.М.а

Долгие десятилетия советская молодёжь искренне верила или пыталась верить в идеалы. Набор доступных разрешённых идеалов и грёз был весьма ограниченным, но их состав, конечно, был ярок и глубок. Мысль о дружбе, братстве, интернационализм, противостояние расистским и милитаристским поползновениям, всеобщая грамотность, борьба с колонизаторами, семейные ценности, готовность к самопожертвованию, повальное увлечение интеллектуальными видами досуга. Чем дальше в лес - тем меньше оставалось дров для растопки котла размером в одну шестую часть суши. Наверняка, неплохой в глубине души, но старый, дряхлый, маразматичный Брежнев воочию олицетворял крушение надежд всего искренне верящего советского народа в скорую победу хоть на каком-то из фронтов, вообще. Эпоха Перестройки и Гласности явилась логическим продолжением курса позднего Брежнева. Люди - не бездушные машины. Если в семидесятых годах уровень советской техники был более-менее соизмерим с уровнем последних западных наработок, то восьмидесятые, за исключением грандиозных частностей типа Московской Олимпиады, оказались одной большой драмой с билетом в один конец.

 Группа Н.О.М. фото на фоне берез

Как справедливо отмечает уже не один десяток лет в своих текстах и речах легенда нашей журналистики Владимир Познер, исчезла вера в перспективу для наших начинаний - исчезла и сама страна, державшаяся на этой вере. Конец восьмидесятых ознаменовался потерей веры во всё, связанное с вещами видимыми, осязаемыми. Люди поняли, что надеяться на начальство, лозунги, индустриализацию и прочие -измы и -зации нельзя.

 

Потеря ориентиров привела к быстрому росту цинизма, прагматизма, насмешливого отношения ко всем и вся. Нередко, насмешливость приобретала явственный оттенок истерии, психопатии. Помноженные на подростковый склад ума и ажиотаж среднестатистического потребителя медиапродукции в направлении «абы не как в совке» циничная ухмылка и боязливый прищур выпестовали, дали дорогу в жизнь множеству людей искусства, творчество которых, с точки зрения здравого смысла дня сегодняшнего, не стоит ни гроша.

 

nom-ussr.jpg

Группа Н.О.М

Впрочем, как всегда, из любого правила есть целый ряд исключений. В длинном ряду исключений из данного правила почётное призовое место, наверняка, занимает занимательный во всех смыслах музыкальный коллектив Н.О.М. (или просто НОМ).

 

Название группы - незатейливая аббревиатура от слов Неформальное Объединение Молодёжи. Ни к чему страшному во времена Перестройки не обязывающее и никого в то время особенно не возмущавшее. Их стиль вполне вписывается в рамки придурковатого стёба над советской действительностью и новыми реалиями наступающей жизни. Парни поучаствовали в съёмках кучи музыкальных видео, перемежаемых интермедиями в жанре осоветизированного Монти Пайтона (с нередким скатыванием к Бенни Хиллу, впрочем). Для того времени безнадёги и веры в новое, светлое капиталистическое будущее осмеяние условностей времени прошедшего было самое то.

Хор затейников из кондукторского резерва

 

Песни (и оригинальные клипы) «Хор затейников из кондукторского резерва» и «Песня неженатого парня» придали новое звучание шлягерам прошлого. Композиции типа «7%» (о гомосексуалистах) осветили вызовы современности. «У карытцу машек», начиная с названия и заканчивая блистательным видео, однозначно указывает на родство с «питонами».

 НОМ - Хозяева СССР или Обезьянье рыло (1995)

Как и все остальные феномены этого стиля, группа перестала быть востребованной с течением девяностых. Впоследствии разделилась на два автономных коллектива. В двухтысячных произошло мало кому интересное воссоединение. Политические взгляды, выраженные в недвусмысленно антипутинской композиции «Скотина», антирелигиозность, потеря тяги к созданию по-настоящему свежих мелодий, эксплуатирование заезженного имиджа превратили их в типично постсоветский продукт: никому не нужных культовых личностей с ярко выраженной нонконформистской позицией.

 НОМ Ламца дрица . А.Ливер Катюша. Рок-клуб 1988

 

Тем не менее, их ранние песни и клипы навсегда останутся в сердцах многих людей. По праву.

НОМ "Подшиток" (реж. Олег Гусев)

Яндекс.Метрика