Музей гармоники
Музей русской гармоники, являющийся частью Музея истории Москвы – носит имя Альфреда Мирека. Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств, он положил начало своей коллекции в 1947 г. В нее входили не только различные по времени и конструкции гармоники, но и вся их история: фотографии, документы, памятные предметы. Впоследствии музыкант передал обширную коллекцию из 200 инструментов и архив в 1000 фотографий и документов в дар столице к 850-летнему юбилею.
В мире существует лишь 3 музея гармоник: в Германии, Италии и США. Московская экспозиция – не просто сухой музей с гидом с указкой. Здесь гостей встречают артисты в национальных нарядах под народную музыку, а в ходе экскурсии водят хороводы с детьми, устраивают конкурсы и шарады.
В первом зале московского музея представлена история европейской гармоники с XVIII до XX века, в котором начали использовать иной метод звукоизвлечения с помощью металлического язычка, колеблющегося от струи воздуха. Хотя, всё новое – благополучно забытое старое. Такой прием применяли еще до нашей эры в Китае, Бирме и Лаосе, где издавна музицировали на инструменте под названием шэн с именно таким язычковым принципом звукоизвлечения. Фактически этот инструмент - самый ранний предок одновременно органа и баяна. К новшествам ХХ века относится другое прикрепление язычка - над проемом планки, что увеличило силу звука.
Первая европейская гармоника родилась в Санкт-Петербурге в 1780 году в руках чешского органного мастера Франтишека Киршника. Сейчас за стеклянной витриной музея можно рассмотреть ее конструкцию: клавиатура, подобная такой, как у фортепиано, и меха, выполняющие роль мини-органа. Левой рукой исполнитель подавал воздух в инструмент, а правой - играл на клавиатуре. Гармонь играла настолько красиво, что музыканты стали называть ее «голосом». Впервые Киршник явил народу свое детище в 1783 году, в Питере, положив начало ее победному шествию по миру.
При изготовлении той или иной модели гармоники мастера приспосабливали инструмент к характеру исполнения народной музыки каждой конкретной местности. Так родились саратовские, бологоевские, новоржевские, вологодские, петербургские гармоники.
Узнать работу мастера изнутри можно в «уголке мастера», воссозданном в музее. Все детали изготавливались вручную: клавиши - из кости, кожа и ситец - для отделки мехов, планки с язычками крепили на деревянный резонатор – городушку. У каждого мастера был свой штамп, которым он «клеймил» гармонику внутри. Коллекция таких штампов невелика, но абсолютно уникальна, потому что после смерти мастера его штамп сразу уничтожался во избежание подделок.
Массовое производство гармоник было впервые открыто в 1883 году в Туле братьями Киселевыми. В музее имеется фотография пожилой женщины, лепившей восхитительные по вкусу пирожки, которые она и продавала на площади в Туле. Скопленные деньги она передала сыновьям, создавшим будущую фабрику. Инструменты у них выходили настолько хорошего качества, что в 1900 году их гармоника получила Большую серебряную медаль на Международной выставке в Париже.
Вызывают вопросы гостей витрина с игрушечными гармошками, но ответ экскурсовода удивляет еще больше. Это черепашки, самые настоящие мини-гармоники. Когда-то черепашки существовали лишь как эксцентрические цирковые атрибуты, некоторые из них имели форму сапога, тюбетейки или самовара. Самые маленькие представители черепашек имеют размер спичечного коробка. Исполнитель непринужденно двигался по сцене, легким движением руки вынимая инструмент из-за пазухи или «из воздуха» и извлекая из игрушки переливы настоящей гармоники.
Зато таких гигантов, как баян и аккордеон знают все: левая клавиатура у обоих одинакова, а правая – у аккордеона фортепьянная, а у баяна в виде трех рядов кнопок в хроматической гамме. Баян изобрел петербургский мастер в 1907 году, создав первый русский инструмент, исполняющий полифоническую музыку. Внешне он представляет собой сложную пятирядную гармонь.
Аккордеон моложе на 30 лет, но такой же истинный петербуржец, рожденный на фабрике «Красный партизан». В экспозиции представлен один из первых фабричных образцов, на котором играл музыкант Юрий Шахнов на фронтах во время войны. А в мае 1945 года у стен побежденного Рейхстага великой Лидии Руслановой, исполнявшей «Валенки», аккомпанировали почти 100 гармонистов из всех воинских частей.
Есть в музее и немецкий сородич, который наши солдаты подобрали во время битвы под Москвой. Гармоники и аккордеоны любимы не только в России, их звучание можно услышать во многих странах. Во Франции и Италии в ходу аккордеон, тирольская гармошка – визитная карточка Австрии, а губная – Германии и США. Гордостью экспозиции является фисгармония - напольная гармоника, с механическими мехами и органной клавиатурой, сделанная в 1832 году во Франции.
В концертном зале музея можно послушать не только музыкальные выступления радушных хозяев, ежегодно здесь проводится Московский международный фестиваль «Гармоника – душа России».