Давайте сочинять музыку! 1-2 класс (Подвала) 1988 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Упражнения по развитию творческих навыков для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных студий и школ искусств
Авторство: Подвала Валерий Давыдович
Формат: PDF Размер файла: 13.2 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ДОРОГИЕ РЕБЯТА! 3
1 Импровизация по рисунку 5
II. Досочинение фрагментов песен 9
III. Импровизация и досочииение инструментальных мелодий 16
IV. Подбор второго голоса £1
V. Подбор баса н гармонии 25
VI. Сочинение ритмического аккомпанемента
(ритмическая оркестровка) 30
VII. Формообразование 37
VIII. Варьирование (вариации) 47
Свободное сочинение на тексты 53
К ПЕДАГОГАМ 60
Скачать бесплатный учебник СССР - Давайте сочинять музыку! 1-2 класс (Подвала) 1988 года
СКАЧАТЬ PDF
К ПЕДАГОГАМ
Известно, какое широкое распространение получило в нашей стране техническое, изобразительное, литературное детское творчество, роль которого в процессе воспитания и формирования гармонично развитой личности ребенка и подростка огромна. Из-за своей сложной специфики детское музыкальное творчество (кроме исполнительского) представлено в этом ряду гораздо скромнее. Тем не менее было бы серьезной ошибкой считать, что предрасположенность детей к музыкальному самовыражению меньшая, чем в других видах их деятельности.
Мир звуков очень близок ребенку с самого раннего детства. Играя, дети напевают что-то свое, импровизируют попевки, ритмы, однако эта способность часто легко тормозится и утрачивается, не получая должного развития. Главной причиной является большая трудность перевода наивного и бессознательного начала в творческом процессе малышей в русло осознанного действия.
Музыкальное творчество можно условно разделить на слушательское, исполнительское и композиторское. Если в музыкальной педагогике первым двум типам уделяется много внимания на уроках специальности и сольфеджио, то импровизацией и сочинением преподаватели почти не занимаются. Это приводит к одностороннему развитию ребенка, тормозит его творческий потенциал во всех сферах музыкальной практики. Вспомните, ведь в прошлом все музыканты творили. Они устраивали турниры на лучшую импровизацию, дописывали каденции к концертам, создавали оригинальные самобытные произведения и сами их исполняли.
Знакомство с современными системами музыкального воспитания, многолетние наблюдения за учащимися, а также обобщение накопленного опыта ряда педагогов показали, что развитие творческой инициативы в процессе обучения на каком-либо инструменте н на уроках сольфеджио играет огромную роль. Оно способствует эмоциональному и вместе с тем более осмысленному отношению ребенка к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает интерес к занятиям, что является важной предпосылкой для успешного преодоления трудностей в обучении.
Поскольку творческая работа учащегося связана с самостоятельными действиями, она психологически раскрепощает ребенка, у которого появляются смелость и умение принимать быстрые решения, аналитически мыслить. При
этом, что самое главное, развивается общая музыкальность ученика. Все это очень важно как для детей с хорошими музыкальными данными, так и для ребят со средними способностями; как для профессионально перспективных малышей, так и для тех, кто просто будет любить искусство.
Школьная реформа, проводимая в нашей стране, направлена на развитие творческой инициативы учащихся, приближение знаний и навыков к живой практике. Не случайно вышедшая в 1984 году программа по сольфеджио для музыкальных школ предусматривает специальный раздел по каждому классу «Воспитание творческих навыков*. Появляются сборники педагогического репертуара для фортепиано, содержащие творческие упражнения. Но, к сожалению, пока таких изданий очень мало. Совеем нет подобных упражнений для учащихся игре’ на других инструментах. Цель настоящего пособия — в определенной степени восполнить этот пробел, помочь педагогам найти правильный путь в применении крайне важной для музыкального образования форме работы — развитии творческих навыков.
Сборник состоит из девяти разделов, задания в которых расположены в порядке возрастания трудности. Однако преподавателям не следует строго придерживаться этой последовательности, так как определенные упражнения для одного ученика будут трудны, а для другого — легки. Таким образом, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Например, I раздел «Импровизация по рисунку* может оказаться не под силу некоторым учащимся. В подобном случае допустимо начинать занятия сочинением со II раздела «Досочинение фрагментов песен*. Если малышам сложно записывать ноты, они могут на первых порах просто допевать голосом или импровизировать на инструменте пропущенные фрагменты мелодии. Но делать эго желательно с текстом, так как содержание слов должно быть тесно связано с музыкальной выразительностью.
Нужно следить, чтобы у детей не ослабевал интерес к работе. Так, если ученик будет с увлечением и удовольствием выполнять задания, с ним можно проработать материал сборника целиком, А иному целесообразно давать упражнения избирательно, по одном у-два из каждого раздела, а дойдя до конца издания — опять вернуться к началу.
Важно доброжелательное, внимательное, бережное отношение педагога к творческим начинаниям учащегося. Дети очень ранимы. Одно необдуманное слово или даже интонация преподавателя может привести к тому, что ребенок замкнется и контакт с ним будет нарушен. Необходимо предоставить ученику больше возможности для проявления своей индивидуальности. Поэтому все, даже самые смелые и необычные его сочинения следует внимательно послушать, поддержать оригинальные решения, а то, что не совсем удалось, помочь исправить, улучшить, ни в коем случае не навязывая своей воли, не требуя, чтобы малыш сочинял только так, как считает правильным педагог.
Надо проводить беседы с ребятами, заставлять их думать, уметь отвечать на вопрос «почему?* То есть ученик, если он уверен в своей правоте, должен ее доказывать, аргументировать.
Каждый пример сборника имеет предварительное, иногда очень краткое пояснение. Подходя к упражнениям творчески, преподаватель может расширять, добавлять, конкретизировать отдельные задания. Скажем, в I разделе рисунки для импровизации даны как образцы, их можно дополнять, заменять своими.
То же самое относится и к другим разделам.
Педагогу необходимо быть чутким, тактичным руководителем юного композитора. Так, для того чтобы досочинение инструментальных мелодий не превратилось в упражнение на ритм, нужно обратить внимание учащегося на развитие мелодической линии, кульминацию, характер музыки и т. п.
Несмотря на то, что во втором классе дети только начинают знакомство а интервалами, автор считает возможным включить в творческие задания сочинение нижнего голоса в терцию и сексту как наиболее распространенные вторы. Подбор баса и гармонии не следует ограничивать данными образцами. Если у ребенка есть желание, пусть импровизирует. Кроме того, аккомпанемент можно придумывать и к мелодиям II, III разделов.
Ритмическая партитура учит координировать отдельные элементы музыкального языка. В ней нужно избегать однообразия. Она должна отвечать характеру музыки. Целесообразно менять тембры, ритмы и динамику на протяжении всего произведения.
Наиболее сложными являются задания VII и VIII разделов. Здесь необходимы внимание и фантазия, а в некоторых случаях и пианистические навыки, умение слышать и воспроизводить эмоциональный строй музыки, создавать новое на основе одного образа.
ТХ раздел — это самостоятельное творчество, которое требует вдумчивого отношения, понимания музыкальной речи, ее отдельных выразительных средств, соответствия музыки и текста.
Начиная работу над любым примером сборника, нужно определить тональность, характер музыки. Во многих упражнениях автор предлагает учащимся самостоятельно проставить темп, штрихи, динамические оттенки, найти кульминацию.
Работу над пьесой можно считать законченной после того, как она хорошо выучена и исполнена на уроке, концерте, конкурсе.
Все образцы заданий построены на оригинальной музыке, так как автор не считает целесообразным рекомендовать ученикам сочинять свои варианты или дополнения к уже готовым и известным произведениям. Да это и методически неоправданно, потому что все упражнения должны предполагать конкретную творческую задачу и свободное вариантное ее решение. К тому же автор искал в качестве материала наиболее понятные и близкие детям, в большинстве своем современные тексты и образы, пока еще не нашедшие воплощения в творчестве композиторов-профессионалов.
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ, МУЗЫКАЛЬНЫХ СТУДИИ И ШКОЛ ИСКУССТВ
ДОРОГИЙ РЕБЯТА!
Этот несколько необычный сборник поможет вам научиться выражать свои мысли, чувства и настроения языком музыки.
Сочинять музыку очень интересно, но прежде надо кое-что о ней узнать и затем, сочинял, стараться, чтобы звучание отвечало вашему замыслу. Нужно крайне внимательно вслушиваться в результат своего труда. В этой увлекательной работе вам помогут преподавателе по специальности и сольфеджио,
Научитесь объяснять, почему вы сыграли (или написали) так, а не иначе* и что выйдет* если сделать по-другому? Всегда пробуйте сочинять разные варианты и выбирайте лучший из них.
Не огорчайтесь, если не все сразу получится, — такое бывает даже у опытных композиторов. Оставьте неудавшееся упражнение и подумайте под другими. Через некоторое время вернитесь к отложенному» опять попытайтесь его выполнить.
В вашей работе очень пригодятся знания, полученные на самых различных уроках в музыкальной и общеобразовательной школах. Поэтому побольше н получше запоминайте все то, о чем говорят педагоги,
К сборнику относитесь бережно. Заведите специальную нотную тетрадь, записывайте в нее задания чисто и красиво. Если же вам надо что-то отмстить в самом издании, то делайте это аккуратно и только карандашом.
Итак, смелее приступайте к работе! Пусть она принесет вам радость!
Желаю успехов и удачи!
Автор
★ВСЕ➙ Учебники 1 класс, ★Все➙ Учебники 2 класс, Для учащихся младших классов