Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах (Кононова) 1990 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах (Кононова) 1990

Назначение: Книга для воспитателя и руководителя детского сада

© Издательство  Просвещение Москва 1990

Авторство: Наталья Григорьевна Кононова

Формат: DjVu, Размер файла: 2.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 

Детские музыкальные инструменты, используемые в работе с детьми 4 

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий 20 

Первая младшая группа 21 

Вторая младшая группа 23 

Средняя группа 26 

Старшая группа 36 

Подготовительная к школе группа 49 

Индивидуальные занятия с детьми 75 

Музыкально-дидактические игры и их роль при обучении дошкольников 

игре на детских музыкальных инструментах 86 

Роль воспитателя в обучении детей игре на инструментах 98 

См. оглавление полностью...

Оркестр в детском саду 102 

Ансамбль ложкарей 40 

Игра детей на детских музыкальных инструментах на праздниках и развлечениях 114 

Детские музыкальные инструменты и самостоятельная деятельность дошкольников 123 

Приложение 126

Скачать бесплатный учебник  СССР - Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах (Кононова) 1990 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ 

      Уже более 12 лет работает Н. Г. Кононова музыкальным руководителем детского сада «Искорка» г. Владивостока. У ребят здесь есть свой оркестр. Увлеченно и вдохновенно играют юные музыканты на самых различных детских музыкальных инструментах: металлофонах, триолах, аккордеонах, баянах. А ансамбль ложкарей известен уже во многих городах и поселках Приморского края. 

      В предлагаемой вниманию читателей книге Н. F. Кононова рассказывает о своей работе, об организации и проведении музыкальных занятий, на которых малыши не только поют и танцуют, но и знакомятся с различными музыкальными инструментами, получают первые навыки игры на них. 

      Автор приводит примерные конспекты (фрагменты) музыкальных занятий во всех группах, делится опытом, как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать. 

      В книге представлен материал, который может творчески использовать каждый музыкальный руководитель, учитывая возможности и способности своих воспитанников. 

      Надеемся, что пособие поможет педагогам интереснее организовать работу по музыкальному воспитанию детей в детском саду. 

      

      ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 

      Все детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать по видам. 

      Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты. 

      Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами. 

      Озвученные музыкальные игрушки и инструменты. 

      1. Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки). 

      2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки). Применяются при создании игровых ситуаций. 

      3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики). Используются для детей 

      раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения. 

      4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др.). 

      Музыкальные игрушки (неозвученные): 

      1 (а, б, в,) — лесенки; 2 — проигрыватель с набором пластинок; 3 (а, б) — балалайки; 4 — гармошка; 5 — звуковая книжка 

      

      Неозвученные музыкальные игрушки 

      Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготавливаются из фанеры, картона. Педагоги используют их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают. Таким образом, на неозвученных игрушках и инструментах малыши упражняются в правильном воспроизведении мелодии. Игрушки-инструменты применяются в основном для детей 3 — 4 лет. 

      Трехступенчатая (пятиступенчатая, восьмиступенчатая) лесенка — дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, оргстекла, пластмассы или пластика. Дает представление о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих детей в правильном звукообразовании. Это различные звукоподражания на звуке определенной высоты при поддержке инструмента (профессионального или детского). 

      По ступенькам лесенки перемещается маленькая игрушка (матрешка, собачка, зайчик, медведь, кошечка и т. д.), в зависимости от передвижения фигурки (вверх-вниз) дети меняют высоту голоса. Задания предлагаются как в восходящем, так и в нисходящем порядке. 

      Звуковые книжки делаются из картона или плотной бумаги (размер 30 X 20 или 15 X Ю см). На каждой странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии данной песни и ее текст. Звуковые книжки используются во всех возрастных группах, начиная со второй младшей. 

      Звуковые картинки — то же, что и звуковые книжки, только оформление каждой песни представлено отдельно (размер 15 X 10 см). Все картинки хранят в пакете или коробочке. Звуковыми картинками удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных программных песен. 

      Проигрыватель (с пластинками) изготавливается из фанерной или пластмассовой коробки с диском, укрепленным на стержне (в центре коробки). Пластинки делают по размеру диска с отверстием для стержня в середине. Материалом для пластинок служит плотная бумага или картон. На каждую пластинку наклеивается картинка, содержание которой соответствует названию какой-либо песни. 

      Этот игровой материал педагоги используют в средней, старшей и подготовительной группах. Вначале игра проводится под руководством взрослого, затем ее дают для самостоятельного пользования. 

      Ударные инструменты: 

      1 (а, б, в) — трещотки; 2 (а, б, в, г) — погремушки; 3 — маракасы; 4 — румба; 5 — кастаньеты 

      

      Озвученные музыкальные игрушки-инструменты 

      Ударные инструменты 

      Деревянные ложки используют в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях. 

      Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных. 

      Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой. 

      Колотушка — небольшая продолговатая деревянная рама. Высота стенок 15 — 18 см, ширина 10 см. Под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется о боковые стенки. К нижней стенке прикрепляется ручка. 

      Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10 — 12 шт.). Детей учат извлекать звук путем их легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов. 

      Коробочка — небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости в 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и у бубенцов. 

      Музыкальные молоточки — цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молотка. На основании гофрированный цветной набалдашник из мягкой, гибкой и тонкой пластмассовой ткани. При ударе по основаниям молоточка издаются разные по высоте звуки. Игрушка успешно используется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений, а также с детьми старшего дошкольного возраста для передачи ритма мелодии. 

      Колокольчики. Имеется несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты. Набор «валдайских колокольчиков» используется на музыкальных занятиях, во время проведения музыкально-дидактических игр. Три различных колокольчика по величине и звучанию, находящиеся на стойке, помогают детям закрепить знания о низких, высоких и средних звуках. Для массовых игр и упражнений нужно иметь колокольчики по числу играющих. 

      Ударные инструменты: 

      1 (а, б, в, г) — бубны; 2 (а, б) — ритмические палочки; 3 (а, б) — ритмические кубик; 4 — ложки; 5 — тарелки 

      Ударные инструменты: 

      1 — барабан; 2 (а, б) — бубенцы; 3 (а, б) — коробочки; 4 — треугольник; 5 — музыкальный молоточек; 6 (а, б) — колотушки 

      

      «Валдайские колокольчики» 

      Для оркестра существуют большие колокольчики, имеющие одинаковое звучание. Они используются в тех случаях, когда нужно выделить фон той или иной музыкальной фразы. Звук извлекается путем удара по колокольчику металлической палочкой. 

      Металлофон. Звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке. 

      Ксилофон представляет собой набор деревянных брусочков различной величины. Звук извлекается при помощи деревянных палочек. 

      Музыкальная лесенка — восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Выполняется из деревянной или пластмассовой основы и съемных ступеней с закрепленными на них металлическими пластинами, которые при ударе по ним молоточком издают звук определенной высоты. 

      Пособие используется для развития у детей музыкального слуха, формирования у них правильного представления о высоте звуков, о расположении звукоряда с последовательным повышением и понижением звучания. Музыкальная лесенка предназначается для детей 6 — 7 лет. 

      Ударно-мелодические инструменты: 

      1 (а, б, в) — металлофоны; 2 — ксилофон; 3 — музыкальная лесенка 

      Ударно-клавишные инструменты: 1 — пианино; 2 — рояль 

      

      Ударно-клавишные инструменты 

      Пианино, рояль — озвученная модель музыкальных инструментов. Дают детям старших и подготовительных к школе групп для самостоятельной музыкальной деятельности. 

      Пианино, рояль используются в процессе групповых и индивидуальных занятий, для организации различных музыкально-дидактических игр, упражнений. В самостоятельной деятельности дети переносят имеющийся навык игры на металлофоне, подбирая простейшие мелодии. 

      Духовые инструменты 

      Флейты, кларнеты, саксофоны — духовые инструменты. Их используют для индивидуального обучения и для музыкально дидактических заданий. 

      Гармоника духовая «Мелодия-3». Звук извлекается при помощи клавиш, соединенных с металлическими язычками, и струи воздуха, который подается через мундштук. Игре на инструменте обучаются дети 6 — 7 лет. Каждый инструмент закрепляют за определенным ребенком и подписывают. Если возникает необходимость передать инструмент другому, то мундштук меняется или обрабатывается спиртовым раствором. 

      Гармоника духовая «Симона». Звукоизвлечение то же, что и у «Мелодии-3». При большом внешнем сходстве «Симона» отличается от «Мелодии-3» необыкновенной легкостью, она удобна и практична. Звук чистый, приятный, мелодичный, строй хроматический. На этом инструменте могут играть дети старшей, подготовительной групп. 

      Триола является детским музыкальным инструментом с цветными клавишами. Извлечение звука происходит путем вдувания 

      Духовые инструменты: 

      1 — «Мелодия — 3»; 2 — «Баянито»; 3 — «Симона»; 4 — «Коска»; 5 — трнола; 6 — саксофон; 7 — кларнет; 8 — флейта 

      

      Клавишно-язычковые инструменты: 

      I — аккордеон; 2 — баян; 3 — гармонь; 4 — Саратовская гармонь с колокольчиками 

      воздуха с одновременным нажатием клавиатуры. У триолы очень приятное мягкое звучание. 

      Инструмент используется для индивидуального обучения и для игры в ансамбле, состоящем только из этих инструментов. 

      

      Клавишно-язычковые инструменты 

      Аккордеон. Звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на пластинках, при нажатии па клавиши, растяжении и сжатии меха. Инструмент настраивается по камертону ля первой октавы. Звуковой диапазон детского аккордеона от до первой октавы до соль второй октавы. 

      На нем учат играть детей 6 — 7 лет. Ребят знакомят с названием клавиш, с правильным положением рук, пальцев. 

      Обычно на аккордеоне учат играть детей, обладающих хорошими музыкальными способностями, устойчивыми навыками музицирования на других инструментах. Учитывается и другое — ребенок должен быть физически крепким, так как игра на этом инструменте представляет значительную физическую нагрузку (держать на весу, растягивать меха). 

      Баян. Звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках. Баян настраивается по камертону ля первой октавы. Звуковой диапазон мелодий детского баяна от ре первой октавы до ми третьей октавы. При нажатии на клавишу и сжатии меха извлекается звук. Правила игры на баяне те же, что и на аккордеоне. 

      Саратовская гармонь с колокольчиками. Звуки расположены в порядке диатонической мажорной гаммы. Звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках. Гармоника настроившись камертону ля первой октавы. При нажатии на клавишу и сжатии меха извлекаются разные звуки.

 

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика