Методика музыкального воспитания в детском саду (Ветлугина) 1982 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методика музыкального воспитания в детском саду (Ветлугина) 1982

Назначение: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности "Дошкольное воспитание"

© Издательство  Просвещение Москва 1982

Авторство: Ветлугина Н. А. (ред.)

Формат: DjVu, Размер файла: 5.21 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Общие вопросы музыкального воспитания детей дошкольного возраста 

Глава I. Значение и задачи музыкального воспитания в детском саду 6 

§ 1. Значение музыки как вида искусства 

§ 2. Музыка И всестороннее развитие личности ребенка 7 

§ 3. Возрастные особенности музыкального развития ре бейка 11 

§ 4. Задачи музыкального воспитания 13 

Вопросы и задания 15 

 

См. оглавление полностью...

Глава II. Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей 16 

§ 1 Характеристика программы музыкального воспитания 

§ 2. Музыкальный репертуар 22 

§ 3. Формы организации музыкальной деятельности 26 

§ 4. Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей 30 

Вопросы и задания 32 

 

Глава III. Методы и приемы музыкального воспитания и обучения 33 

§ 1. Методы музыкального воспитания. 

§ 2 Методы обучения и методические приемы 35 

Вопросы и задания 40 

Литература 

 

Виды музыкальной деятельности детей 

 

Глава IV. Слушание музыки 42 

§ 1. Слушание музыки вид деятельности 

§ 2. Программа по слушанию музыки 44 

§ 3. Репертуар для слушания музыки 46 

§ 4 Методика обучения навыкам слушания музыки 49 

§ 5. Методика приобщения к слушанию музыки детей раннего возраста 57 

§ 6. Методика приобщения к слушанию музыки детей младшего дошкольного возраста 59 

§ 7 Методика приобщения к слушанию музыки детей средней группы 62 

§ 8. Методика приобщения к слушанию музыки детей старшей группы 65 

§ 9. Методика приобщения к слушанию музыки детей подготовительной к школе группы 70 

Вопросы и задания 

 

Глава V. Пение 79 

§ 1. Воспитательное значение пения 

§ 2. Особенности слуха и голоса ребенка 80 

§ 3 Програм мные требования 82 

§ 4. Характеристика песенного репертуара 90 

§ 5 Методы и приемы обучения пению 93 

§ 6. Методика приобщения к пению детей раннего возраста 101 

§ 7. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста 102 

§ 8. Методика обучения пению детей средней группы 105 

§ 9. Методика обучения пению детей старшей группы 108 

§ 10. Методика обучения пению детей подготовительной к школе группы 111 

Вопросы и задания 118 

 

Глава. VI. Музыкально ритмические движения 119 

§ 1. Общая характеристика 

§ 2. Программные требования развития музыкально-ритмических движений 123 

§ 3. Виды музыкально ритмических движений 29 

§ 4. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям 138 

§ 5. Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей раннего возраста 143 

§ 6. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей младшего дошкольного возраста 145 

§ 7. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей средней группы 155 

§ 8. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшей группы 15 8 

§ 9. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей подготовительной к школе группы 164 

Вопросы н задания 171 

 

Глава VII. Игра на детских музыкальных инструментах 172 

§ 1 Игра на детских инструментах вид деятельности 

§ 2. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах 179 

Вопросы и задания 200 

Литература 

 

Формы организации музыкальной деятельности детей 

 

Глава VIII. Музыкальные занятия 202 

§ 1. Содержание и структура музыкальных занятий 

§ 2. Планирование и учет музыкальных занятий 204 

Вопросы и задания 210 

 

Глава IX. Самостоятельная музыкальная деятельность детей 211 

§ 1. Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей 

§ 2. Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей 214 

Вопросы и задания 217 

 

Глава Х. Музыка в повседневной жизни детского сада 218 

§ I. Роль и место музыки в жизни детского сада 

§ 2. Музыка н физкультура 220 

§ 3. Музыка и развлечения 227 

Вопросы и задания 237 

 

Глава XI. Музы ка на праздничных утренниках 238 

§ 1. Роль музыки на праздниках 

§ 2. Построение утренника 240 

§ 3. Подготовка и проведение праздничного утренника 242 

Вопросы и задания 245 

 

Глава XII. Организация и оборудование музыкальной деятельности детей 246

§ 1. Организация работы по музыкальному воспитанию 

§ 2. Оборудование процесса музыкального воспитания 250 

§ 3. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию 258 

Вопросы и задания 261 

Литература 

Словарь музыкальных терминов 263

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика музыкального воспитания в детском саду (Ветлугина) 1982 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современного советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства» 

      Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию. 

      Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается общественными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника. 

      Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему. 

      Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми. 

      Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания. 

      Коммекспредметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 , 

      Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов. 

      В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей способностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. . 

      Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах. 

      В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей. 

      В учеб ник вх одят различные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала. 

      Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующим основные положения. 

      В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составление на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте. 

      Прекрасное пРобужДает доброе. 

      Д. Б. Кабалевский 

      

      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

      

      ГЛАВА I 

      ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ 

      

      § 1. Значение музыки как вида искусства 

      Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? 

      Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь. 

      «Какой интересный материал! ... Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен. 

      Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». 

      Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая... Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». 

      В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л 

      Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. 

      Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их. 

      Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. 

      Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. 

      

      § 2. Музыка и всестороннее развитие личности ребенка 

      Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. 

      Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. 

      Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важную  функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности? 

      Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои заведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. 

      Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека. 

      В торой признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (...)

 

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика