Skip to main content

Народные музыкальные инструменты (Будашкин) 1961 - старые книги

Советская нехудожественная литература

Народные музыкальные инструменты (Будашкин) 1961

Описание: Издание рассчитано на самые широкие круги читателей

© Издательство «ЗНАНИЕ» Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний Москва 1961

Авторство: Николай Павлович Будашкин

Формат: DjVu Размер файла: 6.49 MB

СОДЕРЖАНИЕ

О чем рассказывается в этой книжке

Введение 3

Как возникла музыка 4

Музыка древней Руси 7

В. В. Андреев — преобразователь народных инструментов 12

Народные оркестры в нашей стране 23

Домрово-балалаечный оркестр 24

Струнный оркестр. 29

Национальные оркестры союзных республик 30

Советуем прочитать 36

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатно книгу времен СССР - Народные музыкальные инструменты (Будашкин) 1961 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы во всех областях музыкальной культуры достигнуты огромные успехи. Советские композиторы давно и прочно завоевали добрую славу на всех континентах земного шара. Но главная сила нашего музыкального искусства, неиссякаемый источник его побед заключается в его массовости. Музыка у нас давно перешагнула через порог концертных залов и звучит сегодня в каждой семье, в каждом рабочем и сельском клубе, в заводском цехе и на полевом стане. Здесь расцветают яркие таланты, рождаются замечательные коллективы, создаются музыкальные произведения. Все сложные и многообразные жанры искусства подвластны сегодня музыкантам из народа — участникам художественной самодеятельности, которых у нас сотни тысяч. Но среди этих жанров по-прежнему почетное место занимают национальные формы и жанры музыки, веками выношенные в сердцах людей.

Да, любят и ценят у нас народное искусство — и песенное и инструментальное. Каждый из многих народов нашей страны обладает своеобразными замечательными инструментами. На них играют солисты, и профессиональные, и самодеятельные, под их аккомпанемент танцуют танцоры и поют певцы. Какой праздник в парке или на площади, во Дворце культуры или на стадионе может обойтись без веселого наигрыша балалайки или удалого перебора мехов баяна! Все чаще возникают в разных уголках страны оркестры народных инструментов, в которых объединяются способные исполнители, энтузиасты своего дела. Музыканты-любители, упорно овладевая исполнительским мастерством, нередко не

уступают профессиональным артистам. Вот, например, оркестр народных инструментов из казахского города Гурьева. По отзывам многих специалистов, он может смело соперничать со своим старшим братом — алма-атинским оркестром имени Курмангазы. И так повсюду. Все это говорит о том, что искусство игры на народных инструментах завоевывает все новых почитателей, становится все более массовым. Таким образом, создается прочный фундамент и для развития профессионального искусства в этом жанре. Десятки виртуозов-музыкантов, композиторов, дирижеров, еще недавно бывших участниками художественной самодеятельности, целиком посвятили себя концертно-исполнительской деятельности. В руках самодеятельных и профессиональных артистов голоса народных инструментов доставляют большую художественную радость миллионам людей.

КАК ВОЗНИКЛА МУЗЫКА

Можем ли мы сейчас представить себе нашу жизнь без музыки? Конечно, нет! Она окружает повсюду. Уже первые звуки радио, когда на весь мир разносится мелодия гимна Советского Союза, приносят музыку в дома людей. Музыка помогает нам в учебе и труде, она облагораживает нашу жизнь, служит делу формирования культуры нового, коммунистического общества.

Но когда и где родилось музыкальное искусство? Ответ на этот вопрос искали уже давно. Об этом сложено немало сказок и легенд. Героями многих сказаний у разных народов были фантастические образы людей, владеющих музыкальным даром. И в этом выражалась непреходящая любовь народа к прекрасному искусству, в котором были воплощены его чувства и надежды.

Музыка не сразу стала самостоятельным искусством. Ее истоки уходят своими корнями еще в трудовые процессы первобытного общества. Нам трудно составить точное представление об особенностях музыки тех далеких времен. Ведь с тех пор не осталось каких-либо документов, фиксирующих, так сказать, звуковой фон эпохи. Письменности еще не существовало. Поэтому мы составляем представление об этой музыке лишь по немногим сохранившимся следам жизни первобытных людей

да еще по наблюдениям над некоторыми современными народами, в жизни которых сохранились черты первобытного уклада.

В древнейшей музыке было много элементов звукоподражания. Человек воссоздавал звуковые образы окружающего его мира — крики зверей, пение птиц, жужжание пчел. И, конечно, назвать это музыкой можно только с большой долей преувеличения.

Постепенно рождались новые формы, в первую очередь песни. В процессе коллективного труда создавались трудовые песни; воинственные кличи перед битвами также постепенно приобретали мелодические очертания; матери напевали песни, укачивая своих детей. Все эти формы сохранились и до наших дней, конечно, обогатившись за многие столетия непрерывного развития.

Упомянутые песни воспроизводились людьми в известной мере бессознательно, но постепенно человек начал сопоставлять различные звуки в их соотношении по высоте, выделять один звук как основной, устойчивый, а другие как опевающие его, неустойчивые. Так начинало зарождаться понятие лада.

В первобытном музыкальном искусстве в первую очередь получил развитие элемент ритма. И это понятно. Ритм — организующий фактор трудового процесса, а древнейшие трудовые песни были непосредственно связаны с ритмическим строем работы. Развитию ритмического элемента способствовала, и сама жизнедеятельность человеческого организма — биение сердца, Дыхание, ходьба и т. д. И характерно, что при мелодической бедности, монотонности ритмический рисунок первобытной музыки удивительно сложен и разнообразен.

В древности музыка была неотделима от поэзии и ритмического движения. И лишь значительно позднее музыка дифференцировалась как самостоятельная разновидность искусства. При этом у каждого народа, в зависимости от различных условий места и времени, развивалась своя интонационно-ладовая система, то есть совокупность всех употребляемых в практике музыкальных звуков, их соотношение по высоте, силе, длительности, тембру.

Важнейшую роль в становлении музыкального искусства сыграла инструментальная музыка, возникшая на основе довольно развитой народно-песенной культуры.

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА-ДИСЦИПЛИНЫ, ★ВСЕ➙ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, Автор - Будашкин Н.П., Серия - Народный университет культуры

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МУЗЫКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика