Основы педагогики музыкальной школы (Лагутин) 1985 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для музыкальных училищ
Авторство: А. Лагутин
Формат: DjVu, Размер файла: 1.95 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1. Предмет музыкальной педагогики
Музыкальное воспитание и обучение как предмет музыкальной педагогики
Роль музыки в эстетическом и идейно-нравственном воспитании
Партийное и государственное руководство культурным строительством в СССР
Глава 2. Система музыкального воспитания и образования в СССР
Общая характеристика
Массовое музыкальное воспитание
Дошкольное музыкальное воспитание
Музыкальное воспитание в средней школе
Внешкольные формы музыкального воспитания
Музыкальное воспитание в современном мире
Начальное музыкальное образование
Профессиональное музыкальное образование
Глава 3. Содержание начального музыкального образования
Цели и задачи начального музыкального образования
Учебные планы музыкальных школ
Учебные программы
Планирование педагогического процесса
Глава 4. Организационные формы, методы и средства обучения в музыкальной школе
Организационные формы обучения
Методы обучения
Средства обучения
Глава 5. Начала школоведения
Структура школ. Филиалы и подготовительные группы
Прием в школу
Организация учебно-воспитательного процесса
Обязанности учащихся, преподавателей и должностных лиц
Сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве школой
Руководство школой со стороны органов управления
Глава 6. Преподаватель музыкальной школы 100
Музыкальная педагогика как профессия 100
Педагог как воспитатель 103
Дидактические функции преподавателя 105
Требования к преподавателю музыки 107
Слагаемые педагогического мастерства 110
Глава 7. Совместная работа музыкальной, общеобразовательной школы и семьи по всестороннему развитию детей и подростков 115
Координация работы ДМШ с учебно-воспитательным процессом в средней школе 116
Организация недельного режима школьников 118
Педагогическое руководство музыкальным воспитанием детей в семье 121
Внеклассная воспитательная работа и участие школьников в музыкально-просветительской деятельности ДМШ 125
Вопросы для закрепления пройденного и контрольной проверки знаний 134
Скачать бесплатный учебник СССР - Основы педагогики музыкальной школы (Лагутин) 1985 года
СКАЧАТЬ DjVu
Профессия музыканта многогранна. Сочинение и исполнение музыки, ее изучение или преподавание — различные стороны музыкальной деятельности. Немало музыкантов заняты распространением и пропагандой музыкального искусства, выполняют различные творческие и административные обязанности в учреждениях культуры, в учебных заведениях, в органах печати, на радио и телевидении. Все это требует от них широкого кругозора, обширных знаний. разносторонней профессиональной выучки, основу которой составляют исполнительское мастерство, развитый музыкальный слух, знание теории и истории музыки, умение свободно разбираться в вопросах современной музыкальной культуры.
Вместе с тем для каждого вида музыкальной деятельности нужна особая подготовка, направленная на овладение теми знаниями и приемами работы, которые будут необходимы в конкретной профессии. Для успешного преподавания музыки помимо специального музыкального образования нужно знать основы психологии, общей и музыкальной педагогики, методику обучения. Требования к преподавателю музыкальной школы включают знание содержания начального музыкального образования, форм, методов и средств обучения в ДМШ, основ школоведения, умение В контакте с учителями средней школы н родителями вести воспитательную работу и участвовать в — музыкально-просветительской деятельности. Преподаватель ДМШ должен хорошо представлять себе систему музыкального воспитания и образования, сложившуюся в нашей стране, се идейные основы и роль музыки в эстетическом и идейно нравственном воспитании молодежи. Достичь результатов обучения, отвечающих целям и задачам начального музыкального образования, можно только владея такими знаниями и умениями.
Деятельность музыкальных школ с каждым годом приобретает все более разносторонний, комплексный характер. Как очаги музыкальной культуры ДМШ выполняют не только эстетические, но и социальные функции: сегодня советский образ жизни немыслим вне эстетического, в том числе музыкального воспитания и образования школьников. Соответственно возрастают роль и ответственность педагогов-музыкантов, требования к их культуре, образованности н профессиональной подготовке.
Богатый опыт, накопленный за долгие годы педагогическими коллективами ДМШ и государственными органами управления школами, можно представить в обобщенном виде — как педагогическую теорию. Она нужна для того, чтобы скорее и лучше совершенствовалось мастерство преподавателей, чтобы организованнее и эффективнее осуществлялась вся деятельность школ. Основы педагогики музыкальной школы и представляют эту теорию в сжатом виде, служащую введением в специальность для тех, кто готовится стать преподавателем ДМШ.
ПРЕДМЕТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Музыкальное воспитание и обучение как предмет музыкальной педагогики
Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, составляющие содержание курса «Основы педагогики музыкальной школы». следует установить, что имеется в виду под словосочетанием: педагогика музыкальной школы и как оно соотносится с другим более широким понятием — музыкальная педагогика.
Если педагогика — это наука и соответствующая ей учебная дисциплина о содержании, формах и методах воспитания, обучения и образования, являющаяся основой теоретической н практической деятельности в области общего и специального образования, то вполне закономерно существование и таких ее разделов, которые исследуют и излагают педагогические проблемы в какой-либо определенной области образования. К такой «частной» педагогической науке и учебной дисциплине относится t и педагогика музыкальная. Предмет ее рассмотрения — различные стороны педагогической, исполнительской, научной и общественной деятельности, связанной с музыкальным воспитанием, обучением и образованием. В музыкальной педагогике, как и в педагогике общей, можно выделить и ту ее часть, которая представляет теорию музыкального обучения — музыкальную дидактику
Понятие «музыкальная педагогика» употребляется уже очень давно и достаточно широко. Оно применяется в сфере массового музыкального воспитания, поскольку его основной формой являются уроки музыки в средней школе, где содержание и методика обучения составляют определенную педагогическую систему. а средством воспитания и предметом изучения выступает музыка.
Музыкальная педагогика рассматривает также вопросы начального музыкального образования, осуществляемого в музыкальных учебных заведениях школьного типа 2.
1 Музыкальную дидактику можно рассматривать как совокупность всех частных методик обучения музыке и преподавания музыкальных дисциплин
2 Детские музыкальные школы (ДМШ);
вечерние школы общего музыкального образования (ВШОМО); детские школы искусств (ДШИ); детские хоровые студни (ДХС).
рассмотрения здесь служит специально организованное обучение мушке, включающее игру на музыкальном инструменте, хоровое пение, коллективное музицирование (ансамбль, оркестр), изучение музыкальной грамоты и музыкальной литературы, целенаправленное развитие слуха и художественного вкуса.
Наиболее сложный и значительный раздел музыкальной педагогики связан с профессиональным обучением — подготовкой музыкантов в средних и высших специальных учебных заведениях (училищах, консерваториях и других). Именно в этой области музыкальная педагогика имеет самые богатые традиции и научно обоснованные рекомендации и выводы. В ее развитие внесли свой вклад крупные музыканты — композиторы, исполнители, исследователи-теоретики, педагоги-методисты. Достижения музыкальной педагогики нашли отражение в многочисленных трудах самого различного назначения: специальных исследованиях, учебных пособиях и книгах, освещающих передовой педагогический опыт лучших отечественных и зарубежных музыкантов.
Музыкальная педагогика как наука и педагогическая теория выявляет и изучает закономерности музыкального воспитания и обучения и на их основе разрабатывает пути и методы наиболее успешного решения задач музыкального образования. Исследуя, описывая и обобщая огромный и богатый опыт преподавания музыки, накопленный за долгие годы и постоянно приумножаемый талантливыми музыкантами, музыкальная педагогика делает его достоянием широкого круга преподавателей и тем самым помогает им в овладении педагогическим мастерством, в постижении всех его «секретов», что приводит к высоким результатам педагогической деятельности. Особенно велика роль музыкальной педагогики как педагогической теории в наше время. В эпоху, когда музыка стала достоянием миллионов людей, когда десятки тысяч школьников стремятся получить музыкальное образование, приобщиться к какому-либо виду активной музыкальной деятельности, когда повышается престижность музыкальной профессии, — от музыкальной педагогики, ее достижений во многом зависит рост музыкальной культуры широких масс, общин художественный уровень самодеятельного и профессионального музыкального искусства.
Овладение каким-либо видом музыкальной деятельности — сложный и длительный процесс, требующий неустанных усилий и постоянных упражнений и потому — большой трудоспособности и терпеливости того, кто избрал музыку своей профессией или просто любимым занятием. Музыкальная педагогика делает этот процесс менее обременительным и по возможности интересным на всех этапах и по каждой из музыкальных дисциплин. Прогрессу музыкальной педагогики мы в значительной степени обязаны вовлечением в музыкальные занятия самого широкого круга людей, прежде всего школьников, которые не проявляли способностей к занятиям музыкой. Впервые в мире советская музыкальная педагогика пришла к выводу, что приобщение к музыке доступно всем людям и что музыкально воспитанным может и должен стать каждый человек.
Достижения музыкальной педагогики позволили в условиях строительства социалистической культуры привлечь к музыкальной профессии тысячи молодых людей, сделав ее подлинно массовой. Только имея в достатке квалифицированных специалистов, можно обеспечить расцвет музыкальной культуры. В настоящее время дипломы специалистов ежегодно получают тысячи молодых музыкантов, и потребность в таких кадрах сохраняется. Музыкальная профессия перестала быть уделом избранных, отмеченных «божьей милостью» особым даром. Талант, однако, всегда был и остается союзником в таком деле, как профессиональная музыкальная деятельность. С талантливыми, ярко одаренными людьми, обладающими трудоспособностью и стремлением к постоянному совершенствованию, связаны высшие художественные достижения. И одна из задач музыкальной педагогики состоит в том, чтобы выявить в детях эту одаренность и открыть им путь к вершинам искусства.
Но нынешние и перспективные потребности советской музыкальной культуры могут быть удовлетворены лишь при наличии большой армии музыкантов, хорошо обученных и в совершенстве владеющих своим делом. Имея необходимые данные, они должны владеть профессией настолько, чтобы справляться с теми обязанностями, которые окажутся им по силам, на месте и в должности, соответствующей их квалификации.
Успехи музыкальной педагогики позволили значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать его более результативным при меньшей затрате времени. Так, еще в недалеком прошлом ежедневные занятия за инструментом по 6 — 8 часов были обычным делом для тех, кто избрал музыку своей профессией. Теперь же признано, что при разумно организованной самостоятельной работе достаточно и четырех часов занятий, чтобы справиться с требованиями учебных программ, которые тем не менее значительно выше прежних и продолжают постоянно возрастать, включая все более сложные произведения педагогического и концертного репертуара. Высвобождающееся таким образом время используется на расширение и углубление музыкальной подготовки, связанной с изучением целого цикла музыкальных дисциплин, что обогащает содержание и укрепляет связи музыкального образования с практикой культурного строительства.
Все чаще обращается музыкальная педагогика к достижениям научно-технического прогресса, используя в практической работе те или иные технические средства, ускоряющие и облегчающие постижение музыки, овладение различными видами музыкальной деятельности. Укрепляются научные связи музыкальной педагогики с психологией и физиологией, так как закономерности физиологии человека и его психической деятельности лежат в основе процессов творческой работы музыканта. Музыкальная педагогика обращается и к понятиям эстетики, поскольку последняя изучает идейную сущность искусства, его социальные функции, закономерности художественной деятельности.
Насущная задача музыкальной педагогики — обобщать и систематизировать опыт лучших преподавателей и на этой основе, а также с помощью педагогических исследований и экспериментов совершенствовать существующие и разрабатывать новые методы и средства обучения музыке. Их описание составляет содержание частных методик: обучения игре на музыкальных инструментах, дирижированию, пению, преподавания отдельных музыкальных дисциплин. Методика обучения или преподавания, как профилирующая учебная дисциплина, предназначается для передачи будущим преподавателям специальных педагогических знаний и систематизированного опыта в качестве теоретической основы педагогической работы. В советских музыкальных учебных заведениях, где осуществляется подготовка преподавателей музыки, наряду с педагогикой или ее основами изучается и конкретная музыкальная методика, а приобретенные знания применяются и закрепляются затем в опыте самостоятельной педагогической работы — педагогической практике, завершающей цикл дисциплин по педагогической подготовке преподавателей музыки.
Понятие «музыкальная педагогика» употребляется не только для обозначения сферы научных знаний и педагогической теории. Порою ему придают и чисто практический смысл, когда, например, говорят о преподающем музыку, что он занимается музыкальной педагогикой, совсем не подразумевая при этом научно-методическую деятельность.
Таким образом, сфера музыкальной педагогики охватывает достаточно широкую область теоретической и практической деятельности, связанной с музыкальным воспитанием и обучением. Как наука музыкальная педагогика есть часть музыкознания, поскольку ее основу составляют знания о музыке и способах музыкальной деятельности. В то же время она представляет собой один из частных разделов общей педагогики, рассматривающей вопросы музыкального образования.
Иное содержание заложено в понятии «педагогика музыкальной школы». Оно является частным по отношению к понятию «музыкальная педагогика», так как рассматривает лишь ту ее область, которая ограничена начальным музыкальным образованием. Предметом педагогики музыкальной школы являются содержание, организационные основы, формы, методы и средства обучения в ДМШ. Она характеризует функции пре-
подавателя, слагаемые педагогического мастерства, формы обмена опытом и повышения квалификации. Ввиду того, что задачи ДМШ в наше время не ограничиваются обучением детей музыке, педагогика музыкальной школы освещает и те стороны деятельности педагогического коллектива, которые осуществляются в контакте с общеобразовательной школой и семьей ц которые направлены на всестороннее развитие школьников, воспитание их культуры и общественной активности. Все эти вопросы рассматриваются, исходя из целей начального музыкального образования и тех конкретных задач, которые оно призвано решать в системе эстетического воспитания подрастающего поколения. А чтобы представление о начальном музыкальном образовании не оказалось изолированным от других сфер музыкальной педагогики, данный курс включает характеристику всей системы музыкального воспитания и образования, сложившуюся в нашей стране в ходе культурного строительства, особенно выделяя те ее разделы, которые связаны с музыкальным воспитанием и обучением школьников.