Skip to main content

Практическое руководство по музыкальной грамоте (Фридкин) 1962 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Практическое руководство по музыкальной грамоте (Фридкин) 1962

Назначение: Пособие предназначается для учащихся детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования. 

© МУЗГИЗ Москва 1962

Авторство: Г. Фридкин

Формат: DjVu, Размер файла: 4.11 MB

СОДЕРЖАНИЕ

1. Названия звуков 

      2. Названия октав 

      3. Размещение нот на нотоносце 

      4. Скрипичный ключ 

      5. Нотное обозначение длительности звуков 

      6. Размер 2/4 

      7. Восьмые в двухдольном такте 

      8. Запись песни со словами н без слов 

      9. Мажор и минор. Тоника 

      10. Гамма до мажор 

      11. Тоническое трезвучие 

      12. Вводные звуки 

      13. Полутон и тон 

      14. Диез, бемоль, бекар 

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

15. Ключевые н неключевые знаки альтерации 

      16. Тональность соль мажор 

      17. Тональность фа мажор 

      18. Транспозиция 

      19. Пауза 

      20. Музыкальная фраза 

      21. Реприза 

      22. Басовый ключ 

      23. Тональность ля минор 

      24. Тональность ми монитор 

      25. Тональность ре минор 

      26. Размер 3/4 

      27. Размер 3/8 

      28. Затакт 

      29. Тональность ре мажор 

      30. Лига 

      31. Четверть с точкой в двухдольном размере 

      32. фермата 

      33. Интервалы 

      34. Главные ступени лада и их названия 

      35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада 

      36. размер 4/4 

      37. Три вида минорного лада 

      38. Тональность си минор 

      39. Большая и малая секунды 

      40. Секунды в мажорном ладу 

      41. Большая н малая терции.. 

      42. Терцин в мажорном ладу 

      43. Мажорное и минорное трезвучия 

      44. Чистые квинты в мажорном ладу 

      45. Чистые кварты в мажорном ладу 

      46. Тональность си-бемоль мажор 

      47. Тональность соль минор 

      48. Тритоны в мажорном ладу 

      49. Секунды в гармоническом миноре 

      50. Терцани в гармоническом миноре 

      51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора 

      52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия 

      53. Шестнадцатые 

      54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми 

      55. Тональность ля мажор 

      56. Тональность фа-диез минор 

      57. Тональность мн-бемоль мажор 

      58. Тональность до минор 

      59. Большие и малые сексты 

      60. Сексты в мажорном ладу 

      61. Обращения трезвучий 

      62. Большие и малые септимы 

      63. Септимы в мажорном «ладу 

      64. Обращения интервалов 125 

      65. Доминантсептаккорд 126 

      66. Тональность мн мажор 129 

      67. Тональность до-днез минор 131 

      68. Тональность ля-бемоль мажор. 133 

      69. Тональность фа минор 135 

      70. Размер 6/8 137 

      71. Триоли 139 

      72. Тональность сн мажор 141 

      73. Дубль-днез 142 

      74. Тональность соль-диез минор 143 

      75. Тональность ре-бемоль мажор 146 

      76. Тональность си-бемоль минор 147 

      77. Дубль-бемоль 149 

      78. Гармонический мажор 150 

      79. Таблица интервалов в пределах октавы 151 

      80. Переменный лад 154 

      81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу 156 

      82. Ладовое разрешение интервалов 158 

      83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий н их обращений 159 

      84. Вводные септаккорды 160 

      85. Таблицы мажорных и минорных тональностей 162 

      86. Тетрахорды 165 

      87. Энгармонически равные тональности 167 

      88. Буквенное ОбоЗначение звуков и тональностей 169 

      89. Квинтовый круг мажорных тональностей 171 

      90. Общий квинтовый круг мажорных н параллельных минорных тональностей» 172 

      91. Одноименные тональности 175 

      92. Обращения доминантсептаккорда 177 

      93. Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука 179 

      94. Синкопа 180 

      95. Кварты в гармоническом миноре 182 

      96. Квинты в гармоническом миноре 184 

      97. Соединения главных трезвучий 185 

      98. Последовательность аккордов из главных трезвучий 187 

      99. Сопровождение мелодии главными трезвучиями 189 

      100. Характерные интервалы гармонического минора 196 

      101. Энгармонически равные интервалы 198 

      102. Консонирующие и диссонирующие интервалы 200 

      103. Составные интервалы 202 

      104. Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре 203 

      105. Секвенции 204 

      106. Уменьшенное и увеличенное трезвучия 207 

      107. Построение аккордов от данного звука 209 

      108. Хроматическая гамма 210 

      109. Родственные тональности 214 

      110. Модуляции в родственные тональности 215 

      111. Каденции 217 

      112. Период 220 

      113. Лады народной музыки 223 

      114. Мелизмы 227 

      115. Обозначения динамических оттенков 231 

      116. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения 232 

      Задания для повторения (для учащихся ДМШ с пятилетним сроком обучения) 235 

      Задания для повторения (основной курс) 252 

      Краткий словарь музыкальных терминов 272

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Практическое руководство по музыкальной грамоте (Фридкин) 1962 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ 

      Предлагаемое «Практическое руководство по музыкальной грамоте» предназначается для учащихся детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования. 

      Все темы курса музыкальной грамоты в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая теоретическая формулировка, за ней следуют нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами; завершается каждая тема примерными заданиями. Иногда схема или таблица не приводятся и задания расположены после теоретической формулировки. 

      Подобное построение отдельных тем музыкальной грамоты предлагается впервые. Отличительной особенностью данного пособия является отсутствие обширных пояснений и максимальная наглядность. 

      Порядок изложения тем полностью соответствует установившейся (в отношении этого предмета) практике работы в музыкальных школах. 

      Как известно, музыкальная грамота и сольфеджио в детских музыкальных школах объединены в одну теоретическую дисциплину. Поэтому все нотные образцы, приведенные в «Практическом руководстве», взяты, главным образом, из вокальной литературы, подобраны в порядке возрастающей трудности и должны быть проработаны как примеры дош сольфеджирования. Дополнительным материалом к настоящему пособию являются сборники сольфеджио н музыкальных диктантов, из которых преподаватель сможет взять необходимые примеры. 

      Для повторения пройденного курса в конце «Практического руководства» даны контрольные задания в двух вариантах. Первый вариант (по сокращенному курсу музыкальной грамоты) предназначается, в основном, для обучающихся на отделениях народных и духовых инструментов, а также в вечерних школах общего музыкального образования. Второй вариант контрольных заданий рассчитан на тех учащихся, которые проходят курс музыкальной грамоты в полном объеме. 

      В качестве дополнения к настоящему изданию приложен словарь с краткими пояснениями музыкальных терминов, встречающихся в тексте данного пособия. 

      «Практическое руководство», наряду с аналогичными пособиями по музыкальной грамоте, имеет целью готовить учащихся к ¦ прохождению курса элементарной теории музыки по общепринятым в настоящее время учебникам. 

      Г. Фридкин 

      

      1. НАЗВАНИЯ ЗВУКОВ 

      ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ 

      Названия белых клавиш фортепьяно. 

      1 Перед двумя чёрными клавишами находится белая клавиша до, перед тремя чёрными клавишами — белая клавиша фа. 

      Задания 

      1. Назвать подряд звуки вверх от до до следующего до. 

      2. Назвать подряд звуки вниз от до до следующего до. 

      3. Назвать подряд звуки вверх от ре до следующего ре. 

      4. Назвать подряд звуки вниз от ре до следующего ре. 

      5. Назвать подряд звуки вверх от ми до следующего ми. 

      6. Назвать подряд звуки вниз от ми до следующего ми. 

      7. Назвать подряд звуки вверх от фа до следующего фа. 

      8. Назвать подряд звуки вниз от фа до следующего фа. 

      9. Назвать подряд звуки вверх от соль до следующего соль. 

      10. Назвать подряд звуки вниз от соль до следующего соль. 

      11. Назвать подряд звуки вверх от ля до следующего ля 

      12. Назвать подряд звуки вниз от ля до следующего ля. 

      13. Назвать подряд звуки вверх от си до следующего си. 

      14. Назвать подряд звуки вниз от си до следующего си. 

      15. Назвать звуки вверх и вниз от до до следующего до через одно название. 

      16. Сделать то же от звуков: ре, ми, фа, соль, ля, си. 

      

      2. НАЗВАНИЯ ОКТАВ 

      Октавой называется группа звуков от до до каждого следующего до. 

      1 Кроме этого определения, термин «октава» имеет в музыке и другое значение (ом. тему 33). 

      Октава, которая находится в середине фортепьянной клавиатуры, называется первой. 

      Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвёртая октава. 

      Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контр октава, субконтроктава. 

      Звуки одной октавы на фортепьяно: 

      Названия октав, которые находятся выше (правее) первой октавы: 

      з- 

      Задания 

      1. Сыграть на фортепьяно все звуки первой октавы. 

      2. Сыграть на фортепьяно все звуки малой октавы. 

      3. Сыграть на фортепьяно все звуки второй октавы. 

      4. Сыграть в малой октаве звуки: соль, ре, си, ми. 

      5. Сыграть в первой октаве звуки: соль, до, фа, ля. 

      6. Сыграть во второй октаве звуки: ми, до, фа, ре. 

      7. Найти на фортепьяно следующие звуки: фа малой октавы, до первой октавы, ми второй октавы, ля первой октавы, ре большой октавы, си малой октавы, соль первой октавы. 

      

      3. РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ 

      Ноты — это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счёт линий нотоносца ведется снизу вверх. 

      Ноты на линиях нотоносца: 

      Ноты в промежутках между линиями нотоносца: 

      Ноты на добавочных линиях снизу: 

      Ноты на добавочных линиях сверху: 

      Задания 

      1. Определить, на каких линиях или в каких промежутках размещены ноты: 

      2. Записать в нотную тетрадь следующие ноты: на четвёртой линии, на второй, на третьей, над второй, над четвёртой, под первой, над пятой, на первой добавочной снизу, на первой добавочной сверху. 

      

      4. СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ 

      Скрипичный ключ — это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца. 

      Скрипичный ключ, или ключ соль, на нотоносце: 

      Нота соль первой октавы в скрипичном ключе: 

      Запись звуков первой октавы в скрипичном ключе: 

      Задание 

      В следующих песнях читать названия нот (без учёта длительностей): 

      Детская песенка "Василёк" 

      Русская народная песня "Как на зорьке" 

      

      5. НОТНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВ 

      Продолжительность звука обозначается различными видами нот. 

      Белая нота без палочки, или целая нота: 

      Белая нота с палочкой, или половинная нота: 

      Чёрная нота с палочкой, или четвертная нота: 

      Чёрная нота с палочкой и хвостиком, или восьмая нота: 

      Основное деление длительности звуков: 

      Направление палочек нот на нотоносце до третьей линии: 

      Направление палочек нот на нотоносце выше третьей линии: 

      Задание 

      В следующих песнях определить длительность каждой ноты: 

      В. Захаров. "Слава Советской державе" 

      

      6. РАЗМЕР 2/4 

      Размер 2/4 — это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. 

      

      

      КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ 

      

      Аккомпанемент — инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов. 

      Аккорд созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. 

      Акцент силовое выделение отдельного звука. В нотописи акцент отмечается особыми знаками. 

      Альт — 1. Низкий женский голос (в хоре); 2. Струнный смычковый инструмент, внешне похож на скрипку, но несколько больше её и ниже по звучанию. 

      Альтовый ключ — один из видов ключей до. Помещается на третьей линии нотоносца и обозначает, что на этой линии находится нота до первой октавы. В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта. 

      Ансамбль — совместная игра или пение (например, дуэт, терцет или трио, квартет, квинтет и т. д.). Оркестр также является одним из видов ансамбля. 

      Аппликатура — наиболее удобный выбор пальцев при-игре на музыкальных инструментах. Обозначается цифрой над или под нотой. 

      Ария музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратори» или кантаты. 

      Арпеджио — исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно одного звука за другим. Обозначается особым знаком, выставляемым перед аккордом. 

      Баритон 1. Средний мужской голос. Для баритона написаны, например, партии Руслана в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, Игоря в опере «Князь Игорь» А. Бородина, Онегина в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. 

      2. Медный духовой инструмент, входящий в состав духового оркестра. 

      Бас — 1. Низкий мужской голос. Для баса написаны, например, партии Сусанина в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, Пимена в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, Гремина в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. 

      2. Низкий голос в многоголосном музыкальном произведении. 

      Басовый ключ — знак, который обозначает, что нота фа малой октавы находится на четвёртой линии нотоносца. 

      Бекар (отказ) — знак, отменяющий действие диеза или бемоля. 

      Бемоль — знак, понижающий звук на полтона. 

      Вариации — инструментальное произведение, в основе которого лежит тема песенного, танцевального характера. Далее следует ряд повторений темы с различными изменениями и усложнениями. 

      Вводные звуки — звуки, окружающие тонику лада (VII и II ступени). 

      Вводи септаккорды — септаккорды, построенные на VII ступени лада (вводном тоне). В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают малые (если септима малая) и уменьшённые (если септима уменьшённая). 

      Вводный тон — один из звуков соседних с тоникой лада, верхний вводный тон — II ступень, нижний вводный тон —VII ступень. 

      Вокальная музыка — музыка для пения. К вокальной музыке относятся песни, романсы, арии, хоровые произведения. В опере вокальная музыка занимает ведущее место. 

      Вольта — знак, указывающий на повторение части музыкального произведения с другим окончанием. Обозначается цифрами 

      Гамма — звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. 

      Гармонический интервал — интервал, звуки которого взяты одновременно. 

      Гармонический мажор — мажор с пониженной VI ступенью. 

      Гармонический минор — минор с повышенной VII ступенью. 

      Гармония — 1. Одно из выразительных средств музыки. Последования аккордов или голосов, которые сопровождают основную мелодию музыкального произведения. 2. Наука об аккордах и их связях. 

      Главные трезвучия — трезвучия, построенные на главных ступенях лада: тоническое трезвучие — на I ступени, доминантовое трезвучие — на V ступени и субдоминантовое трезвучие — на IV ступени. 

      Группетто (мелизм) — мелодическая фигура из четырёх нот. Исполняется — верхний вспомогательный (находящийся на секунду выше основного звука), основной звук, нижний вспомогательный (находящийся на секунду ниже основного звука) и снова основной звук. 

      Группировка длительностей звуков в тактах — - распределение нот в группы в зависимости от размера такта. 

      Децима — интервал, который содержит десять ступеней (терция через октаву). 

      Диапазон — звуковой объем данного голоса или музыкального инструмента; определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками данного голоса или инструмента. 

      Диатоническая гамма — гамма, в которой ни одна ступень не повторяется в изменённом посредством альтерации виде. 

      Диатонические интервалы — интервалы, которые возможны между основными ступенями диатонических ладов (чистые, большие, малые и тритоны). 

      Диатонические лады — лады без употребления альтерации, то есть без хроматического повышения или понижения ступеней (натуральный мажор и минор, а также лады, встречающиеся в народной музыке: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, пятиступенные лады). 

      Диатонический полутон — полутон, образуемый смежными звуками различных названий, например ми — фа, до — ре 

      Диатонический тон — тон, образуемый смежными звуками различных названий, например до — ре, фа — соль. 

      Диез (#) — знак, повышающий звук на полтона. 

      Динамические оттенки (нюансы) — изменения громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения. 

      Дирижер — руководитель оркестра, хора. Свои художественные намерения, указания темпа, оттенков исполнения дирижер передает движениями рук. 

      Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом. 

      Доминанта — пятая ступень лада. 

      Доминантовое трезвучие — трезвучие, построенное на V ступени лада. 

      Доминантсептаккорд — септаккорд, построенный на V ступени лада, состоит из мажорного трезвучия и малой септимы. 

      Дорийский лад — особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального минора VI повышенной ступенью, которая называется дорийской секстой. 

      Дубль-бемоль (bb — двойной бемоль) — знак, понижающий звук на два полутона (целый тон). 

      Дубль-диез (двойной диез) — знак, повышающий звук на два Полутона (целый тон). 

      Дуэт — 1. Ансамбль из двух исполнителей. 2. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения двумя певцами или инструменталистами. 

      Затакт — неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение. 

      Звук — результат колебаний упругого тела (например, струны, столб воздуха). Звуки делятся на музыкальные и шумовые. 

      Звукоряд — ряд звуков, расположенных по высоте. Встречаются звукоряды: отдельных ладов, инструментов или человеческих голосов, каких-либо музыкальных произведений или их отрывков. 

      Знаки альтерации — знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон. Знаков альтерации — пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар. 

      Знаки сокращения нотного письма — знаки, посредством которых нотное письмо упрощается. Чаще всего встречаются: знак репризы, тремоло, мелизматические знаки и другие. 

      Имитация — подражание; проведение мелодической темы или отдельного отрезка мелодии последовательно в двух или более голосах. 

      Инструментальная музыка — музыка для исполнения на музыкальных инструментах. 

      Интервал — сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний звук — его вершиной. 

      Каденция — заключение музыкальной мысли. 

      Каденция полная совершенная — окончание построения на тонической приме в мелодии. 

      Каденция полная несовершенная — окончание построения на тонической терции или квинте в мелодии. 

      Каденция половинная — остановка в середине построения на неустойчивом звуке лада, чаще всего на одном из звуков доминантового трезвучия. 

      Канон — вид полифонической музыки, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один после другого.

★ВСЕ➙ Практикум - Практические занятия

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МУЗЫКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика