Skip to main content

Музыкальное искусство

Самоучитель игры на фортепьяно (Мохель, Зимина) 1960 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Самоучитель игры на фортепьяно (Мохель, Зимина) 1960

Назначение: Цель данного сборника — помочь начинающим любителям музыки самостоятельно овладеть основными навыками игры на фортепиано.

© МУЗГИЗ Москва 1960

Авторство: МОХЕЛЬ ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА, ЗИМИНА ОЛЬГА ПЕТРОВНА

Формат: PDF Размер файла: 16.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Первая часть САМОУЧИТЕЛЬ

Введение 3

I. Устройство инструмента 3

II. Уход за инструментом  4

III. Музыкальный звук и его свойства 5

IV. Знакомство с фортепианной клавиатурой 5

V. Нотная запись. 6

VI. Нотная запись (продолжение) 9

VII. Посадка за инструментом и первоначальные упражнения. 12

VIII. Запись фортепианных произведений 14

IX. Способы извлечения звука 16

X. Выразительность исполнения. 20

XI. Интервалы. Аккорды. Гаммы и тональности 25

XII. Гаммы, аккорды и арпеджио, как учебно-тренировочный материал 29

XIII. Некоторые дополнительные сведения о нотной записи 37

XIV. Педализация 46

XV. Простейшие музыкальные. формы 48

XVI. Гомофония и полифония. 51

XVII. Советы учащимся. 53

Приложение

1. Таблица наиболее употребительных музыкальных терминов 54

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

2. Список пьес, помещенных в первой части 56

Вторая часть ХРЕСТОМАТИЯ

1. Украинская народная песня «Ой, джигуне,. джигуне» (обработка И. Берковича) 58

2, А. Варламов, «Вдоль по улице‘Метелица метёт» (переложение О. Зиминой). 59

3. С. Атуров — А. В. Александров, «По долинам и по взгорьям» (переложение М. Осокина) 60

4. И. С. Б а х, Волынка. 61

5. Ж. Бизе, Куплеты Тореадора из оперы «Кармен» (И. Раби

нович, «Школа игры на фортепиано», М., 1935-). 62

6. Д. Be р д и, Песенка герцога из оперы «Риголетто» (переложение О. Зиминой). 63

7. Д. Beр д и, Дуэт Альфреда и Виолетты из оперы «Травиата» * (переложение В. Белова) 64

8. А. Гурилев, «Матушка-голубушка» (переложение Б. Вольмана) 65

9. Русская народная песня «Калинка» (обработка А. Астафьевой). 66

10. Л. Бетховен, Сурок. 67

11. М. Глинка, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» * (переложение О. Зиминой). 68

12. М. Глинка, Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»* (переложение М. Мейчика). 69

13. П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»* (переложение А. Бакулова) 70

14. А. Лепин, Песня-марш из кинофильма «Здравствуй, Москва» z- (переложение О. Зиминой) 71

15. И. С. Бах, Менуэт соль мажор 73

16. Л. Бетховен, Шотландская песня (переложение Ан. Александрова) 74

17. А. Рубинштейн, Мелодия* (переложение В. Ландштейн). 75

18. П. Чайковский, Вальс из балета «Спящая красавица»* (переложение В. Ландштейн) 76

19. П. Чайковский, Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»* (Переложение О. Зиминой) 78

20. П. Чайковский, Наталия-вальс (первая редакция) 79

21. Ш. Гуно, Хор солдат из оперы «Фауст»* 81

22. Ш Гуно, Вальс из оперы «Фауст»*. 82

23. Т. Хренников, Песня о Москве из кинофильма «Свинарка и пастух» (переложение А. Эшпая). 84

24. Старинный вальс «Осенний сон» * 86

25. Эстонский народный танец (обработка Б. Берлина) 89

26. Д. Ш о с т а к о в и ч, «Тоска по родине» из кинофильма «Встреча на Эльбе» (переложение А. Эшпая). 90

27. А. Грибоедов. Вальс ми минор. 91

28. Г. Пахульский, Прелюд до минор. 93

29. С. Рахманинов, Итальянская полька (переложение А. Зи- лоти) 95

30. Ф. Шуберт, Вальс си минор 97

31. Ж. Массне, Элегия. 98

32. И. Штраус, Дуэт Саффи и Баринкая из оперетты «Цыганский барон» 100

33. И. Шатров, Вальс «На сопках Маньчжурии»  102

34. И. Дунаевский, «Песня о Родине» из кинофильма «Цирк» (переложение О. Зиминой) 105

35. Б. Мокроусов, «Заветный камень» (переложение А. Эшпая) 107

36. И. Кальман, Дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты «Сильва». 109

37. М. Огинский, Полонез 113

38. Ф. Шопен, Прелюдия си минор 116

39. Ф. Шопен, Мазурка соль минор. 117

40. Ф. Мендельсон, Песня без слов соль минор 119

41. Э. Григ, Песня Сольвейг 121

42. Ф. Шуберт, Вечерняя серенада (переложение Ф. Листа, первая редакция) 124

43. А. Новиков, Гимн демократической молодёжи (переложение А. Эшпая) 127

Этюды и пьесы в форме этюдов

1.Е. Гнесина, Этюд. 129

2. Е Гнесина, Этюд. 130

3. А Николаев, Этюд. 131

4. А. Гедике, соч. 6,. пьеса №4. 132

5 А. Гедике, соч, 6, пьеса №8 • 133

6 А. Гедике, соч. 36, этюд № 26. 134

7. К. Черни (Гермер), т. 1, ч. 1, этюд №15. 135

8. К. Черни (Гермер), т. I, ч. 1, этюд № 16. 135

9. А. Лемуан, соч. 37, этюд № 35. 136

10. А. Леш горн, соч. 65, этюд № 18 137

11. К. Черни (Гермер), т. I, ч. 1, этюд №42 138

12. К. Черни (Гермер), т. I, ч. 2, этюд № 6 140

13. Д. Кабалевский, соч. 27, тетр. 1, этюд № 3 142

14. В. Косенко, Этюд 143

15. К. Черни, соч. 299, этюд № 1. 146

Приложение

Краткий биографический указатель композиторов, чьи произведения использованы в Самоучителе. 148

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Самоучитель игры на фортепьяно (Мохель, Зимина) 1960 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

Первая часть САМОУЧИТЕЛЬ

ВВЕДЕНИЕ

Музыка — одно из могучих средств идеологического воспитания людей.

Задачи советского музыкального искусства определяются словами В. И. Ленина: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс.

Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.» 1.

В жизни советского народа музыка занимает важное место. Нет такого уголка в нашей стране, где бы не звучала песня и не слышались звуки музыкальных инструментов. Музыка дорога нам своей способностью выражать глубочайшие мысли, чувства, переживания как всего народа, так и отдельных людей.

Музыкальная культура достигла в Советском Союзе высокой ступени развития. С каждым годом всё увеличивается количество различных музыкальных учреждений: самодеятельных кружков, хоровых и оркестровых коллективов, школ, профессиональных музыкальных учебных заведений, оперных театров и т. д. Тяга к музыке растёт в самых широких кругах трудящихся.

Фортепиано было изобретено на Западе в начале XVIII века. Благодаря своим ярким выразительным возможностям оно вскоре получило всеобщее признание.

В России фортепиано появилось уже во второй половине XVIII века; с начала XIX столетия стали возникать первые отечественные фортепианные фабрики. Постепенно фортепиано получает большое распространение в нашей стране. Однако в условиях царской России этот инструмент был недоступен для большинства трудящихся; -только после Великой Октябрьской социалистической революции фортепиано прочно вошло в быт народа.

В СССР созданы предприятия, выпускающие отечественные рояли и пианино; ведётся постоянная работа над улучшением их качества.

1 К. Цеткин, Воспоминания о Ленине. Партиздат, М., 1933.

Причины широкой популярности фортепиано лежат в самих свойствах инструмента.

Фортепиано отличается звуковым богатством красок, значительной мощностью, певучим и красивым тоном. Фортепиано нашло себе применение и как сольный, и как аккомпанирующий инструмент, участник небольших ансамблей. Для фортепиано существует богатая оригинальная литература, созданная русскими, зарубежными и советскими композиторами. Кроме сочинений, написанных специально для фортепиано, на этом инструменте возможно исполнение переложений песен, романсов, оркестровых произведений.

I. УСТРОЙСТВО ИНСТРУМЕНТА

Термин «фортепиано» объединяет два вида клавишных инструментов: рояль и пианино.

Основные принципы конструкции и способ игры (извлечения звуков) являются общими для обоих типов инструментов.

Открыв крышку корпуса рояля или пианино, мы увидим многочисленные стальные струны, натянутые на массивной чугунной раме. Затем подойдём к клавиатуре; заметим, что в левой части инструмента струны толстые и длинные—они могут издавать низкие, сильные звуки; в середине инструмента и в правой его части струны становятся тоньше и короче — звук их постепенно повышается. На каждую клавишу приходится неодинаковое число струн; толстые струны распределены по одной на каждую клавишу; более тонкие — натянуты по две, а начиная с середины клавиатуры, каждой клавише соответствуют три одинаково настроенные струны.

Под струнами находится доска из ели, называемая резонансной декой. Назначение деки — усиливать относительно слабое звучание струн.

Важной частью инструмента является его игровой механизм или механика, а также клавиатура, приводящая в действие механику.

Клавиатура состоит из ряда белых и чёрных клавиш; она расположена в передней части инструмента и прикрывается изогнутой деревянной крышкой.

Когда палец пианиста опускает клавишу, сложная система рычагов передаёт энергию движения деревянным молоточкам, головки которых обиты особым -войлоком. Молоточки, ударяя по струнам, приводят их в состояние колебания, вследствие чего возникает звук. Слабое прикосновение к клавише влечёт за собой слабый удар молотка, а следовательно, более тихий звук. Употребив при нажатии клавиши большую силу, мы получим более громкое и яркое звучание. Ударив по струне, молоток отскакивает от неё, а струна продолжает свободно колебаться и звучать. Постепенно колебание струны ослабевает и звук затухает. Для регулирования продолжительности звука механизм фортепиано снабжён особыми глушителями или демпферами, которые представляют собой деревянные

брусочки с наклеенными на них войлочными подушечками. Подушечки демпферов лежат на струнах.

В момент нажатия клавиши демпфер подымается «ад, струной, предоставляя ей возможность колебаться от удара молоточка. Одновременно с возвращением клавиши на свое место демпфер опускается; касаясь струны, он прекращает её колебание и заглушает звук. Глушителями снабжены почти все струны на фортепиано; исключение соста1вляют лишь струны, расположенные в правой части инструмента. Они обладают коротким, быстро затухающим звуком и не нуждаются в применении глушителей.

Как рояли, так и пианино имеют педальный механизм.

Фортепианные педали — это дв^ (иногда три) рычага, которые нажимаются ногами пианиста. Педали находятся в нижней части инструмента под клавиатурой.

Правая педаль соединена с механизмом демпферов; когда нога пианиста нажимает эту педаль, все демпферы приподнимаются и этим самым дают возможность струнам звучать до полного прекращения их колебания, независимо от того, нажата соответствующая клавиша на клавиатуре или отпущена.

При нажатии левой педали молоточковый механизм перемещается, вследствие чего уменьшается сила звука и изменяется его окраска, а звучность приобретает глуховатый оттенок. В рояле перемещение молоточков при нажатии левой педали связано с передвижкой всей клавиатуры вправо; при этом молоточек ударяет не по трём струнам, а по двум или по одной. В пианино при нажатии левой педали молоточковый механизм несколько приближается к струнам.

Рояль отличается от пианино формой и величиной; струны рояля натянуты горизонтально; они длиннее, чем струны пианино, расположенные в вертикальной плоскости. Резонансная дека рояля больше по площади, чем дека пианино. Вследствие этого рояль обладает более полным и мощным звуком.

Рояль используется главным образом в концертных залах, в клубах и других больших помещениях. Пианино очень распространено в домашнем быту.

II. УХОД ЗА ИНСТРУМЕНТОМ

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.

2. Регулярно, не менее двух раз в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастер а-настройщика,

3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухими мягкими тряпками.

4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тряпкой, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.

5. После окончания занятий обязательно закрывать крышку клавиатуры.

III. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК и ЕГО СВОЙСТВА

Слушая певца или исполнителя на каком-либо музыкальном инструменте, мы воспринимаем различные музыкальные звуки, организованные в определённую систему.

Музыкальные звуки обладают четырьмя основными свойствами, а именно: 1) определённой высотой, 2) громкостью, 3) длительностью, 4) окраской или тембром.

Мы легко отличаем песню, которую поёт низкий мужской голос, от арии, исполняемой высоким женским голосом; высокие переливчатые звуки баяна совершенно отличны от его низких гудящих басов. Клавиши фортепиано, расположенные влево от центра (середины клавиатуры), дают низкие звуки, а вправо — высокие.

Но не только по высоте отличаются звуки друг от друга; в любом музыкальном произведении мы встречаемся со звуками различной силы (громкости).

Разнообразие звуков по силе является одним из важных средств выразительности в музыке. Так, например, в бодром, энергичном марше предполагается значительная громкость звучания, а в лирической задумчивой песне будет преобладать тихая, мягкая звучность.

Длительность звуков в музыкальном произведении тоже различна; одни звуки очень коротки и следуют быстро друг за другом, другие должны выдерживаться долго. Только точно соблюдая определённую длительность каждого звука, можно верно исполнить мелодию.

Наконец, последним свойством музыкального звука является присущая ему отличительная окраска; благодаря этой особой окраске (тембру) одна и та же мелодия звучит совсем различно на фортепиано, баяне, гитаре и т д.

IV. ЗНАКОМСТВО С ФОРТЕПИАННОЙ КЛАВИАТУРОЙ

Фортепианная клавиатура состоит из 85—88 белых и чёрных клавиш, которые служат для извлечения различных по высоте звуков. Если мы будем опускать клавиши на клавиатуре в направлении слева — направо, то заметим, что каждая следующая клавиша да

ёт более высокий звук, чем предыдущая. Между любыми соседними клавишами одна и та же разница в высоте звука. Поэтому повышение звука на фортепиано происходит равномерно.

Самое малое расстояние по высоте между двумя звуками называется полутоном. На фортепианной клавиатуре полутон образуется между звуками двух любых соседних клавиш. Два соседних полутона образуют тон.

Клавиатура делится на ряд одинаковых по расположению

клавиш отрезков, в каждый из которых входит по двенадцати клавиш — семь белых и пять чёрных.

Семь белых клавиш имеют следующие названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это основные названия звуков:

Упражнения

1. Найдите на клавиатуре звуки до, ре, ми, фа, соль, ля, си и хорошо запомните расположение клавиш.

2. Нажмите на клавиатуре клавиши в следующем порядке: соль, до, ля, ми, си, фа, ре.

Каждая восьмая белая клавиша является как бы повторением первой на новой высоте и поэтому имеет такое же название.

Чёрные клавиши на клавиатуре фортепиано не имеют самостоятельных названий. Они называются по имени соседних белых клавиш с прибавлением слов диез ш бемоль.

Слово диез, прибавляемое к основному названию звука, обозначает повышение этого звука на полутон. Например, ближайшая чёрная клавиша в правую сторону от ноты ля будет называться ля-диез.

Слово бемоль, прибавляемое к основному названию звука, обозначает понижение этого звука на полутон. Например, ближайшая чёрная клавиша в левую сторону от ноты ми будет называться ми- бемоль.

Итак, чёрные клавиши на фортепиано имеют производные названия.

Каждая чёрная клавиша имеет два производных названия, потому что около неё справа и слева находятся две белые клавиши, от которых чёрная клавиша заимствует свои названия. Так например, чёрная клавиша, находящаяся между до и ре, может называться и как повышенное до (до-диез), и как пониженное ре (ре-бемоль). Так же определяются названия всех остальных чёрных клавиш. На клавиатуре фортепиано название каждого звука может быть заменено другим, как говорят, энгармонически равным. Энгармонизм — различное название звуков одной и той же высоты.

КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

БОЛЬШЕ НЕТ

Самоучители игры на музыкальных инструментах

БОЛЬШЕ НЕТ

ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Инструментальное искусство, Автор - Мохель Л.В., Автор - Зимина О.П., Обучение игре на инструментах, Музыка - САМОУЧИТЕЛИ, Инструментоведение, Клавишные инструменты, Фортепиано

Яндекс.Метрика