Сборник песен, 1 и 2 классы (Жиркевич, Квинихидзе) 1961 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Сборник песен для 1 и 2 классы (Жиркевич, Квинихидзе) 1961

Назначение: ДЛЯ УРОКОВ ПЕНИЯ В 1 И 2 КЛАССАХ (ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)

© УЧПЕДГИЗ РСФСР ЛЕНИНГРАД 1961

Авторство: О. И. Жиркевич, Л. Г. Квинихидзе

Формат: DjVu, Размер файла: 2.02 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Песни для I класса 

  

 Портрет Ильича. Музыка Л. Шульгина, слова М. Ивенсен 

  

 Песни I четверти 

 Скок, скок, поскок. Русская народная прибаутка 

 Не летай, соловей Русская народная песня 

 Весёлые гуси. Украинская народная песня 2 

 Во поле берёза стояла. Русская народная песня 

 Осень. Музыка М. Красева. слова М. Изенсен 

См. оглавление полностью...

 Песня о школе Музыка Н. Дремлюги, слова П. Масеяко. перевод с украинского Т. Волгиной 

 Праздничная. Музыка А. Филиппенко, слова С. Демченко, перевод с украинского М. Ивенсен 

  

 Песни II четверти 

 Считалка. Мелодия Ляли Потапенко, обработка Е. Везрика, слова С. Маршака

 На зелёном лугу. Русская народная песня 

 Савка и Гришка. Белорусская народная песня 

 Весёлая дудочка. Музыка М. Красева, слова Н. Френкель 

 Гусята. Немецкая песня. Обработка Т Попдтенко, русский текст А. Кузнецовой 

 Мороз. Музыка Л Шульгина, слова А Рождественской 

 Новогодняя. Музыка А. Филилленко, слова Г. Бойко, русский текст М. Ивенсен 

 Ёлочка. Музыха М. Красева. слова 3. Александровой 

  

 Песни III четверти 

 Ай-я. жу-жу. Латвийская народная песня, русский текст В. Винникова 16 

 Парад на Красной плошали. Музыка А. Островского, слова Л. Некрасовой 17 

 Маляр. Музыка Ф. Лешинской, слова Д. Дятеловской, русский текст Н. Найдёновой 18 

 Снежный дом. Музыка Т. Попатенко, слова О. Высоцкой 19 

 Зайчик Украинская народная песня 20 

 Коровушка. Русская народная песня 21 

 Веснянка. Украинская народная песня 22 

 Пенне птиц. Польская народная песня, русский текст Л. Глазковой 

 Синица. Мелодия Л. Бражниковой, обработка Е. Везрика, слова А. Барто 23 

  

 Песни IV четверти 

 Лихой наездник. Музыка М Красева, слова С. Вышеславцевой 

 Мой конёк. Чешская народная песня, обработка И. Гойны 

 Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня 

 Мой флажок. Музыка В. Герчнк. слова М. Ивенсен 

 Мы весёлые ребята. Музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской 

 Весна. Немецкая народная песня, обработка В. Каратыгина 

 Тень-тень. Музыка В. Калинникова, слова народные 

 Ку-ку! Музыка М. Красева, слова Н. Френкель 

 Песенка самокатчика. Музыка О. Гравитнса, русский текст М. Ивенсен 

 Все мы песни перелели. Русская народная песня 

  

 Песни для II класса 

  

 Песни I четверти 

 Это Ленин наш родной. Башкирская детская песня. Музыка X. Заимова, слова Л. Некрасовой 

 Как под наши ворота. Русская народная песня 

 Мы собрали сливы. Моравская народная песня 37 

 Пастушья песня. Французская народная песня, слова I. Сикорска 

 Дождь. Музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой 

 Кот Васька. Музыка Г. Лобачёва 40 

 Сорока. Чешская народная песня, обработка и слова М. Красева 

 Осенняя песенка. Музыка Д. Васильева-Буглая, слова А. Плещеева 

 Скворушка прощается. Музыка Т. Попатенко, слова М. Ивенсен 

 Мишка с куклой. Музыка М. Качурбиной, перевод с польского п. Найдёновой 43 

 Звёзды Кремля. Музыка М. Красева, слова Н. Френкель 44 

 Песенка про звёздочку. Музыка М Иорданского, слова 3. Александровой 45 

  

 Песни II четверти 

 Ходила младёшенька. Русская народная песня 47 

 Калина. Русская народная песня 48 

 Он, есть в лесе калина. Украинская народная песня 49 

 Яблочко. Русская народная песня 50 

 Два цыплёнка. Литовская народная песня 

 Стоит стар человечек. Музыка Гумпердинка 51 

 Как на тоненький ледок. Русская народная песня 52 

 Почему медведь зимой спит. Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова 53 

 Елка. Музыка М. Раухвергера, слова О. Высоцкой 54 

 Ёлочка. Музыка Л. Бекман, слова Е. Кудашевой 55 

 Возле ёлки. Музыка В. Герчик, слова С. Вышеславцевой 56 

  

 Песни III четверти 

 Метель. Музыка Н. Постоловского, слова Н. Новикова 57 

 Добрый мельник. Литовская народная песня, русский текст В. Рождественского и Н. Найдёновой 58 

 Охотничья шуточная. Польская народная песня, перевод Н. Добржанской 59 

 Воздушная песня. Музыка М. Старокадомского, слова Е. Долматовского 60 

 Песня о пограничнике. Музыка С. Богуславского, слова О. Высоцкой 

 Всегда найдётся дело. Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен 

 Перед весной. Русская народная песня из сборника О. Мамонтовой под редакцией П. Чайковского 62 

 Птичий дом. Музыка Д. Кабалевского, слова О. Высоцкой 63 

 Весенняя песенка. Музыка С. Полонского, слова Н. Виноградовой 64 

 Журавель. Украинская народная песня 65 

 Синичка. Музыка М. Красева, слова М. Клоковой 66 

 Кукушка. Музыка М Красева, слова М. Клоковой 68 

 

 Песни IV четверти 

 Пастушка. Чешская народная песня, русский текст Л. Некрасовой 69 

 Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня 70 

 Там за речкой, там за перевалом. Русская народная песня 

 Красные маки. Музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской 71 

 Звёздочка. Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова 72 

 Часы Кремля. Музыка В. Герчик, слова С. Вышеславцевой 73 

 Липка. Музыка М. Красева, слова П. Воронько, перевод с украинского С. Маршака 74 

 Ландыш. Музыка М. Красева, слова Н. Френкель 75 

 Колыбельная. Музыка А. Лядова, слова народные 

 Пастушка. Французская народная песня, русский перевод Т. Сикорской 77 

 

 Методические пояснения 73

Скачать бесплатный учебник  СССР - Сборник песен , 1 и 2 классы (Жиркевич, Квинихидзе) 1961 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ 

      В данный сборник включены все песни, рекомендованные программой Министерства просвещения РСФСР для учащихся I и II классов. 

      Составители расположили песенный материал для каждого класса по учебным четвертям, с учётом постепенного его усложнения и с сохранением тематической связи с временами года и праздничными датами. 

      Предлагаемые авторами вопросы и указания могут быть обращены учителем к детям в связи с разучиванием той или иной песни; они направлены на то, чтобы содействовать раскрытию художественного образа песни, создавать у детей определённое настроение, способствовать осмысленному и выразительному пению. Вопросы эти являются примерными и могут быть дополнены или изменены по усмотрению учителя. 

      Ряд указаний направлен на выработку начальных вокальных навыков. Многократные напоминания учителя («пойте протяжно, плавно», «пойте негромко» и т. д.) должны помогать правильному развитию голоса у детей, предохранять их от напряжённого, крикливого пения. 

      Задания по музыкальной грамоте имеют непосредственную связь с разучиваемой песней и даются с целью постепенного подведения учащихся к пению по нотам в старших классах. Пение небольших и несложных отрывков из песен по нотам повысит у детей интерес к нотной грамоте и закрепит их теоретические знания. Для того чтобы детям было легче ориентироваться в нотных записях, мелодии песен транспонированы в наиболее доступные для них тональности. 

      Разучивание и исполнение песен должно проводиться в других, более высоких тональностях, которые указываются ниже, в пояснениях авторов к исполнению отдельных песен. 

      Как пользоваться сборником? 

      При составлении плана работы на учебную четверть учитель выбирает по своему усмотрению из соответствующего раздела сборника 3—4 песни (исходя из требований программы брать не более 12—14 песен в год). В сборнике имеются однотипные песни; учителю при отборе следует учитывать разнообразие содержания песен и постепенное нарастание трудностей в них. 

      Перед разучиванием песни учитель должен хорошо продумать её художественно-образное содержание и наметить основные моменты в работе над исполнением. Пояснениями к отдельным песням авторы хотят помочь учителю творчески подойти к их разучиванию и избежать формального подхода к этому сложному процессу. 

      Предлагаемая авторами трактовка песен не является единственно возможной. Каждый учитель может подойти к толкованию песен с позиций собственного художественного вкуса. Важно, чтобы образ песни был убедительно донесён до детей и чтобы пение их было эмоциональным и выразительным. 

      Ввиду того, что в пояснениях к отдельным песням невозможно осветить все основные моменты обучения пению на уроке, напомним о наиболее важные из них. 

      С первых же уроков учитель обязан следить за правильной певческой установкой учащихся. При пении стоя дети должны держаться прямо, но свободно, не скованно; голову и корпус не наклонять, руки опустить вниз; при пении сидя — положить руки на колени. 

      Перед разучиванием песни нужно дать детям слуховую настройку, исполнив мелодию начальной фразы, а затем собрать голоса детей на первом звуке песни для того, чтобы, повторив несколько раз, выравнять его и точным началом обеспечить дальнейшее правильное интонирование. 

      Учить песню нужно без аккомпанемента, играя только мелодию. Ещё лучше, если песня будет разучиваться с голоса учителя, но для этого ему необходимо очень хорошо интонировать, не допуская даже малейших неточностей. Давать сопровождение можно только после того, как песня будет разучена, причём учителю следует играть не слишком громко, иначе это вызовет у детей стремление к громкому пению. 

      Учитель должен следить, чтобы дети не форсировали звук, пели ненапряжённо, свободно и легко. Негромкое пение помогает чистому интонированию и оберегает детский голос. 

      Одним из условий достижения напевного, протяжного пения является правильное певческое дыхание. Все навыки дыхания должны накапливаться и усваиваться на материале песен, без особых специальных упражнений. При этом учитель должен придерживаться следующих требований: 

      а) дыхание дети должны брать бесшумно, в основном через нос, но частично и через рот, слегка приоткрывая его; 

      б) при вдохе не следует поднимать плеч, так как такой вдох присущ поверхностному дыханию; 

      в) не следует вбирать в себя слишком большой запас воздуха; важно постепенно и ровно выдыхать его при пении; 

      г) надо брать дыхание перед началом песни, между фразами (где поставлены особые значки — V) и на паузах; 

      д) в песнях напевных, протяжных надо брать дыхание спокойно и экономно расходовать его; в песнях же подвижного характера вдох должен быть быстрым. 

      В начале обучения следует требовать от учащихся только того чтобы они не прерывали дыханием слова. В дальнейшем же подобное требование нужно ставить к исполнению небольших фраз, объём которых должен постепенно увеличиваться. 

      Очень важным моментом в исполнении песен является хорошая дикция учащихся. Для этого артикуляция должна быть активной. Надо чётко и быстро произносить согласные, правильно, естественно открывать рот при пенни гласных. Разучивание песен в замедленном темпе способствует выработке правильного и чёткого произношения слов. 

      Необходимо также следить, чтобы дети не искажали слова, с чем мы довольно часто встречаемся. Например, они произносят «солнышко» вместо «солнышко», «гнездышко» вместо «гнездышко», «караваном» вместо «хороводом» и т. д. 

      Ясное и отчётливое слово — одно из важнейших условий выразительного пения. 

      Учитель может пользоваться данным сборником не только для подготовки, но и при проведении некоторых уроков. Имея в школе набор в 20—40 книг, можно по мере надобности раздавать их учащимся (по одной или по две книги на парту) для лучшего запоминания текста, а также для прослеживания мелодий песен и пения нотных отрывков. Такада использование сборников может, то мнению авторов, во многом облегчить работу учителя. 

      

      ПОЯСНЕНИЯ К ПЕСНЯМ ДЛЯ I КЛАССА 

      

      Портрет Ильича 

      Тональность Ре мажор. 

      Песня исполняется довольно медленно, очень напевно и тепло. 

      Необходимо выдерживать половинные ноты, быстро брать дыхание 

      между фразами. . 

      В третьей фразе делать crescendo (усиление звука), в четвертой — diminuendo (ослабление). 

      Разучивание песни лучше приурочить к апрелю, ко дню рождения В. И. Ленина. К этому времени у детей уже будет некоторый запас певческих навыков, и песня эта прозвучит значительно лучше, чем в начале учебного года. 

      Перед разучиванием следует показать учащимся иллюстрацию к песне и в короткой беседе рассказать о том, как любовно и заботливо Владимир Ильич относился к детям. 

      

      Скок, скок, поскок 

      Песня поётся не быстро, но с движением. Петь её с детьми следует в указанной тональности. 

      Исполнять эту прибаутку можно различно: иногда сс поют отрывисто, легко, как бы подражая поскокам Дроздова; но можно петь плавно, напевно, как поются русские народные песни. 

      Но и в том, и в другом случае учителю рекомендуется с самого начала добиваться лёгкого, мягкого звучания, не допуская форсирования. 

      На примере этой песни удобно познакомить детей с нисходящим движением, выписав на доске мелодию песни. 

      Перед разучиванием песни дети должны пропеть 2—3 раза её первый звук, слушая учителя и добиваясь возможно большей чистоты интонации. Это способствует правильному и одновременному началу песни. 

      

      Не летай, соловей 

      Петь в указанной тональности. 

      Эту лирическую песню следует исполнять медленно, негромко, очень задушевно. 

      Чтобы добиться напевности, учителю нужно обратить внимание на дыхание детей, не допуская вдоха в середине слова. 

      Можно в доступной форме рассказать учащимся о народном происхождении данной песни и тут же познакомить их со словом «композитор». Следует объяснить народные обороты речи: «во зелёный сад», «мово батюшку». 

      

      Весёлые гуси 

      Тональность Соль мажор- 

      Шуточная песня. Исполняется довольно быстро, по возможности напевно. 

      Для большей выразительности исполнения учителю следует использовать в разных куплетах динамические оттенки: mf и р. 

      На материале этой песни детей можно познакомить не только с громким и тихим звучанием, но и обратить внимание на нисходящее 80 

      движение в начале мелодии. С этой целью написать на доске первые 2 такта. 

      При разучивании нужно добиваться облегчённого и правильного исполнения безударных слогов, так как дети часто поют, подчёркивая их и даже искажая. 

      Например: «Жили у бабуси два весёлых гуси». 

      Исполнять эту песню можно с элементами игры, выбрав двух «гусей» и «бабусю», которая поет соло. 

      Рекомендуется обратить внимание детей на то, что эта песня — украинская народная. К этому времени дети уже знакомы с русской народной песней. 

      

      Во поле берёза стояла 

      Тональность ре минор. 

      Следует рассказать детям о том, что в старину под эту песню водили хоровод. 

      Исполнять её нужно не быстро, но не следует и затягивать. 

      Нами дается облегчённая редакция этой песни, так как практика показывает, что пение её в другом варианте составляет большую трудность для учащихся I класса. 

      Перед разучиванием надо объяснить детям старинные обороты речи «заломати», «играти». 

      Предложить им самим определить, какие динамические оттенки можно применить при повторении припева, чтобы пение не было однообразным. 

      

      Осень 

      Тональность Ми-бемоль мажор. 

      Мягкая, лирическая песня. Исполняется очень плавно, не спеша, лёгким, округлённым звуком. Первый и второй куплеты поются очень протяжно; третий и четвёртый куплеты следует спеть звонко и бодро, несколько ускорив темп. 

      Следить, чтобы дети допевали последние слоги в словах «листопад», «летят», а также наблюдать за одновременным, чётким произнесением в этих словах замыкающих согласных. 

      В краткой беседе можно назвать имя автора песни, закрепив данное раньше понятие — «композитор».

 

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика