Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (Гнесина) год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (Гнесина)

Назначение: В предлагаемых упражнениях нужно переносить опору с одного пальца на другой (проработать все комбинации), как бы «переступать» мягко с одной клавиши на другую, не надавливая на нее, но в то же время глубоко опуская палец в клавишу; слегка приподнимать и совершенно освобождать незанятые пальцы, при полной свободе руки в кисти и локте. Особенное внимание обращать на первый и пятый пальцы в тот момент, когда они не заняты: они должны быть слегка закруглены, как и все пальцы, и должны быть при этом совершенно свободны. Чтобы дать певучий звук, нужно касаться клавиши не ногтем, а мякотью пальца, не допуская ни малейшего стука.

Прорабатывать эти упражнения (повторяю, все комбинации!) сначала на белых клавишах, а затем уже играть их в порядке хроматической гаммы.

© «Композитор • Санкт-Петербург»

Авторство: Гнесина Елена Фабиановна 

Формат: PDF Размер файла: 16.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

I. Упражнения для достижения хорошего legato и певучего звука 4

II. Подготовительные упражнения для развития первого пальца 6

III. Подготовительные упражнения к гаммам 7

IV. Подготовительные упражнения к аккордам и арпеджиям 9

V. Развитие самостоятельности каждой руки 13

VI. Подготовительные упражнения для растяжения пальцев 14

VII. Подготовительные упражнения к двойным терциям 15

VIII. Подготовительные упражнения к полифонии 16

IX. Подготовка к морденту и другим украшениям 17

X. Соединение различных метроритмических фигур 20

XI. Подготовка к педализации

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (Гнесина)  года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Гос № 4770

23

Подготовительные упражнения для развития первого пальца

На первый палец нужно обратить особое внимание. При неразвитом и напряженном первом пальце не получаются ни ровные гаммы, ни, в особенности, арпеджии.

1. С самого начала работы с первым пальцем внимательно следить за тем, чтобы не было прогибания первого сустава большого пальца, что бывает довольно часто и что впоследствии сильно отражается на игре двойными октавами и аккордами.

2. Первый палец, как и все другие пальцы, должен быть слегка закруглен и должен легко опускаться на клавишу (закругленным концом) без толчка и без опоры на него всей руки.

Первый палец должен опускаться на клавишу ближе к ее концу, в то время как остальные пальцы должны играть ближе к черным клавишам.

3. Повторяю: первый палец должен опускаться на клавишу легко и плавно, и рука не должна при этом «валиться» на первый палец.

Подготовительные упражнения к гаммам

Подготовительные упражнения нужно прорабатывать сначала каждой рукой отдельно, а затем двумя руками вместе впротивоположном движении.

а) Первый палец нужно слегка подводить под ладонь (сначала к третьему, впоследствии к четвертому пальцу), отводя немного, совершенно свободно, кисть в сторону движения.

б) Только после проработки всех данных упражнений в различных тональностях можно перейти к изучению гамм.

Гаммы нужно проработать, повторяю, в противоположном движении, а затем уже в прямом через октаву для того, чтобы ясно был слышен каждый звук левой руки.

Подготовительные упражнения к аккордам и арпеджиям

Раньше чем начать играть арпеджии, нужно хорошо проработать аккорды трезвучия и его обращений (без удвоения).

1. Аккорд берется крепкими, т. е. устойчивыми пальцами, затем рука свободно приподнимается и переносится на позицию следующего аккорда, как бы заранее приготовляя следующий аккорд, который снова берется крепкими пальцами, после чего рука снова освобождается и т. д.

После того как аккорды (сначала каждой рукой отдельно) будут хорошо выучены в различных тональностях, легко будет приступить к коротким ломаным арпеджиям. Короткие арпеджии, во избежание толчков и акцентов на первом пальце, нужно играть триолями, слегка акцентируя сильное время каждой триоли. При этом необходимо все время наблюдать за тем, чтобы: а) первый палец совершенно освобождался и оставался закругленным, б) чтобы рука с первым пальцем собиралась в сторону движения к пятому пальцу и обратно — с пятым пальцем к первому в сторону движения.

2. Аппликатура, указанная в аккорде и арпеджио do для правой руки, должна сохраниться во всех тональностях, а для левой также во всех тональностях за исключением re, la, mi, si, в которых в основном виде должен быть взят третий палец вместо четвертого.

3. Постоянно следить за первым пальцем, который должен быть закруглен и свободен.

Развитие самостоятельности каждой руки

Для достижения этой цели нужно всячески избегать игры обеими руками в унисон и в прямом движении.

Указанные упражнения нужно разучивать следующим образом: если левая рука играет легко staccato, то правая должна играть очень legato, и наоборот: левая играет legato, а правая — staccato. Если в левой руке forte, правая должна играть piano, и наоборот.

Затем предлагается более трудная комбинация: левая играет ровно, legato, в то время как в правой руке легкие короткие ритмические изменения, и наоборот: правая играет ровно, legato, а левая — с ритмическими изменениями.

Подготовительные упражнения для растяжения пальцев

К растяжению пальцев вообще нужно подходить с большой осторожностью и только в тех случаях, когда это действительно требуется. Напоминаю, что злоупотребление растяжением приводит к тяжелым заболеваниям.

Начинать упражнения можно сначала на терции, а затем на кварте, очень осторожно, с перерывами. Рука при этом должна быть совершенно свободна, так же как незанятые пальцы.

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика