Skip to main content

Музыка, Этика, Эстетика

Воспитание культурных навыков поведения и речи детей (Медынский) 1958 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Воспитание культурных навыков поведения и речи детей (Медынский) 1958

Назначение: Книга для учителей и родителей

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1958

Авторство: Проф. Е.Н. Медынский действительный член Академии педагогических наук РСФСР

Формат: DjVu Размер файла: 6.09 MB

СОДЕРЖАНИЕ

О педагогике быта

Воспитание культурных навыков

Воспитание гигиенических навыков у детей

Поза, жесты, и мимика детей

Одежда детей.

Навыки бытового труда и хозяйственности

Как ваши дети ведут себя за столом Вежливость, приличия, такт

Культура речи детей.

Чтение книг и газет

Эстетические навыки.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Воспитание культурных навыков поведения и речи детей (Медынский) 1958 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Даже из этого неполного перечня видно, какой богатый материал имеется для основательного ознакомления с отечественной живописью. Надо лишь умело, систематически использовать его для художественного воспитания советской молодежи.

В это дело должны энергично включиться библиотеки, школы-интернаты, дома пионеров, радио, кино и телевизор.

Особо важное значение для развития любви и интереса к живописи и умения оценивать произведения изобразительного искусства и наслаждаться ими имеет посещение детьми картинных галерей под руководством родителей и воспитателей.

При этом надо не перегружать детей при каждом посещении обилием картин; на осмотр картин большой картинной галереи следует посвятить несколько посещений с тем, чтобы каждое посещение имело определен

ную целевую установку, определенную тему, например творчество одного (Репин, Васнецов, Суриков) или нескольких художников одного направления (например, передвижников — Перов, Крамской, Репин, Маковский, Ярошенко и др.). Если за один осмотр охватывается несколько художников, достаточно по каждому из них рассмотреть три-четыре наиболее известные картины, так, в Репинском зале Третьяковской галереи: «Иван Грозный и его сын», «Бурлакн на Волге», «Запорожцы пишут ответ Султану», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», подобно тому, как в курсе литературы упоминаются и рассматриваются не все, а лишь главнейшие произведения каждого писателя.

Дети младшего и среднего школьного возраста интересуются почти исключительно жанровой (бытовой) и исторической живописью, мальчики также батальной. При этом детьми до 11 —12 лет в картине воспринимаются прежде всего отдельные изображения (люди, животные, обстановка), затем содержание картины в целом и эмоциональная сторона картин. Детям среднего возраста (13—14 лет) доступна также (большей частью) идея картины, в особенности бытовой, и характеристика некоторых действующих лиц, труднее и позднее дается понимание, какими средствами художник достиг поставленной им задачи (композиция, рисунок, краски).

Так, при обсуждении картины Сурикова «Боярыня Морозова» можно поставить вопрос:

— Сани, на которых сидит боярыня Морозова, остановились или быстро двигаются?

— Быстро двигаются.

— Почему ты так думаешь? Откуда это видно?

— Мальчик за санями бежит. Поднял ногу.

— Верно. Но этого недостаточно.

Других художественных приемов (композиции картины), которые применил художник для показа быстрого движения саней, дети не только среднего, но и старшего возраста, вероятно, не сумеют указать.

Можно поэтому сказать им: чтобы показать на картине быстрое движение, художник направляет движение не вглубь и не параллельно раме, а по диагонали картины, это, во-первых; а во-вторых, передний план картины (откуда двигаются сани) оставляется пустым, а если движение (тоже по диагонали) совершается по на

правлению к зрителям, то передний план — куда направляется движение — тоже оставляется пустым (показать это на другой картине Третьяковской галереи в Репинском зале, на картине «Крестный ход в Курской губернии»). Так же (по диагонали, с передним пустым планом) показано движение на картинах советского художника-баталиста М. Б. Грекова «Трубачи Первой конной армии», «На Кубань» и на многих картинах других художников.

Впечатление быстрого движения саней на картине «Боярыня Морозова» еще более усиливается позами окружающих сани лиц: стремительным наклоном вперед молодой боярыни, приподнятостью женщины, сидящим, но устремленным к саням юродивым.

Анализируя картину, надо обратить внимание не только на ее композицию, но и общий колорит, гамму красок, их сочетание. В этом отношении многое дают картины Н. Н. Ге (например, «Что есть истина»), Репина («Иван Грозный и сын его Иван»). Желто-красный общий колорит картины в обоих случаях усиливает тяжелое впечатление, создаваемое содержанием картины. Колорит картины играет большую роль в произведениях таких художников, как Куинджи, Врубель, Коровин, Архипов.

Темами посещения детьми Третьяковской галереи, кроме темы по истории русской живописи, или направлений живописи, могут быть другие темы, например, из «Жизни рабочих и крестьян в дореволюционной России» по картинам Перова «Проводы покойника» и «Тройка», Репина «Бурлаки на Волге», Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», Ярошенко «Кочегар», Касаткина «Шахтерка», Неврева «Торг», (сцена из крепостного быта), Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 г.» (разъяснить, что этим манифестом царское правительство обмануло чаяния крестьян, что манифест принес крестьянам далеко не то, что ждали крестьяне — в этом идея картйны), Мясоедова «Земство обедает» (разъяснить идею картины: земские главные — дворяне, купцы — обедают, конечно, не так), Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», В. Маковского «Свидание», С. В. Иванова «Смерть переселенца», Коровина «На миру», Архипова «Прачки», Иогансона «На старом Уральском заводе».

В. этой же беседе можно рассказать об отражении в живописи революционного движения до Октябрьской революции (Репин «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди перед смертной казнью», Ярошенко «Заключенный», Вл. Маковский «Вечеринка» и др.).

Богатыми темами, получившими большое отражение в советской живописи, являются: «Великая Октябрьская социалистическая революция» — картины И. И. Бродского, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона, и др., «Боевые подвиги советского народа в период гражданской войны 1918—1920 годов» — серия картин М. Б. Грекова и др., «Социалистическое строительство» и другие темы.

Пейзажной живописью (Васильев, Саврасов, Шишкин, Левитан, Куинджи, Клодт, Нестеров, Айвазовский, Дубовской, Грабарь, Юон, Бялыницкий-Бируля и др.), а также живописью натюрморт и портретной начинают интересоваться обычно дети старшего возраста.

Большую роль в воспитании художественного вкуса, интереса и любви к живописи и изобразительного творчества могут сыграть кружки рисования и живописи в школах, во дворцах и домах пионеров. Желательно, чтобы в этих кружках время от времени устраивались посещения картинных галерей и выставок картин, на которых дети учились бы анализу картины и знакомились бы с творчеством лучших наших художников как дореволюционных, так и советских.

Кино1

Кино — самое популярное, самое доступное широким массам населения искусство, сильное воспитательное средство и для взрослых и для детей. Из всех видов зрелищ (кино, театр, цирк) кино самое дешевое для зрителя и территориально наиболее близкое.

Стационарные кинотеарты существуют во всех городах и во многих сельских местностях, кроме того, сеан

1 Приношу глубокую благодарность кинорежиссеру и деятелю детского театра Г. Л. Рошаль за просмотр очерков «Кино» и «Театр» в рукописи и сделанные мне указания.

сы передвижных киноустановок происходят в клубах, школах, домах отдыха, санаториях и т. п. Кинопередвижки демонстрируют фильмы в самых глухих местностях Советского Союза.

С того сравнительно недавнего времени, как кино было озвучено и стали демонстрироваться цветные художественные фильмы, образовательно-воспитательное значение кино сильно возросло.

Советское кино отличается не только гигантским количественным размахом, но и своей высокой идейностью и художественностью. За последние годы несколько десятков советских фильмов премировано на международных кинофестивалях.

Большую роль играет учебное кино для наглядного преподавания ряда учебных предметов, в особенности же географии и биологических наук (ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека).

Как средство воспитательного воздействия, художественного развития, повышения интереса, к текущим событиям и социалистическому строительству, к многогранной жизни народов СССР и зарубежных стран и, наконец, как средство отдыха и разумного развлечения советское кино имеет большое значение в воспитании детей.

Естественно поэтому, что дети очень любят кино, увлекаются им. Как отметил в «Лекциях о воспитании детей» А. С. Макаренко, «... родители должны обратить внимание на самое отношение ребенка к кино. Приходится иногда видеть, как кино делается главным содержанием жизни ребенка, когда он из-за кино забывает о своих других обязанностях и о школьной работе, не пропускает ни одной картины, на кино тратит все свои карманные деньги и даже деньги, которые украдкой берет в семье»1. Это чрезмерное увлечение кино приводит, как отмечает Макаренко, часто лишь к поверхностному «глазению» кинофильмов, не идет дальше простого безвольного зрительного впечатления. Эти зрительные впечатления как бы скользят, не вызывая работы мысли. Не только нет пользы от такого «глазения» кинофильмов, но оно приносит определенный вред детям;

1 А. С. Макаренко, Сочинения, т. IV, изд АПН, 1951, стр. 423.

родители должны контролировать посещение детьми кино, научить их смотреть фильмы. А. С. Макаренко дает ряд целесообразных советов родителям. Мы рекомендуем родителям и воспитателям следовать этим советам, а именно:

1. Позволять детям бывать в кино не больше двух раз в месяц. Действительно, если мы учтем, что во многих семьях есть теперь телевизор, что многие дети несколько раз в течение года могут еще посетить театр (и в некоторых городах — цирк), то зрелищ для них вполне достаточно.

2. Желательно, чтобы дети до 14 лет посещали кино вместе с родителями или со старшими братьями и сестрами. Это (необходимо как для контроля за поведением детей, так и для создания в семье сплоченного коллектива, общих у родителей и детей культурных интересов.

3. Надо, чтобы каждый кинофильм, который смотрели родители и дети, сделался предметом хотя бы краткого обсуждения членами семьи, в том числе детьми; чтобы родители направляли это обсуждение и углубляли суждения детей о кинофильме, обращали внимание на его идейную сторону, художественность и т. д.

4. Родители должны выбирать, на какой фильм направить детей, пользуясь отзывами печати о новых фильмах и мнениями лиц, уже смотревших эти фильмы. При этом выборе, конечно, надо учитывать возраст детей.

5. В некоторых случаях посещение кино следует отложить, например, ребенок плохо себя вел, не успевает в школе и т. п. Надо считаться также с состоянием здоровья ребенка (каждое Посещение кино значительно нарушает обычный режим дня, возбуждает нервы).

Театр

Все, что сказано о посещении детьми кино, в значительной степени относится и к посещению ими театра с некоторыми лишь изменениями. Достаточно детям бывать в театре (в учебное время) один раз в месяц (учитывая, что раза два в месяц они посещают кино). Детям преимущественно следует посещать театр в предвыходные или в выходные дни. Еженедельно им можно позволить посещать театр лишь в каникуляр

ное время — в зимние каникулы и летом перед отъездом в пионерский лагерь или по возвращении из него.

В ряде городов СССР существуют театры юных зрителей (ТЮЗ) — новый тип театра, созданный Великой Октябрьской социалистической революцией для детей младшего и среднего возраста. В этих театрах репертуар и время спектаклей, режиссура и игра артистов сообразуются с особенностями детей младшего и среднего школьного возраста.

Дети 12—14 лет, кроме репертуара ТЮЗов, уже могут посещать дневные спектакли обычных театров, для чего родители и воспитатели должны внимательно выбирать пьесы. А. С. Макаренко справедливо указывает, что театр гораздо чаще кино предлагает темы, непосильные и для интеллекта и для чувства ребенка. Такие спектакли, как «Отелло» или «Анна Каренина», должны быть признаны абсолютно противопоказанными для среднего возраста. С большой осторожностью нужно рекомендовать и посещение детьми некоторых балетов.

Для культурного человека посещение некоторого минимума спектаклей классического репертуара так же обязательно, как, например, чтение широко известных произведений русских и зарубежных классиков и советских писателей.

Родители и воспитатели должны руководить посещением детей театров. Это руководство выражается в выборе пьес (о чем сказано выше) и в беседах о спектаклях, на которых побывали дети (содержание пьесы, ее идея, понравилась пьеса или нет, замечания относительно игры артистов).

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ★ВСЕ➙ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ★Все➙ Для Учителей, Автор - Медынский Е.Н.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МУЗЫКА, ЭТИКА, ЭСТЕТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МУЗЫКЕ, ЭТИКЕ, ЭСТЕТИКИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика