Skip to main content

Музыкальное искусство

Контрабас история и методика (Доброхотов) 1974 - Скачать старые книги

Советская нехудожественная литература бесплатно

Контрабас история и методика (Доброхотов) 1974

Описание: Настоящее пособие посвящено истории и методике игры на контрабасе, а также содержит сведения о выдающихся контрабасистах прошлого и современности.
Предназначается для педагогов, студентов музыкальных вузов и широкого круга любителей музыки.

Допущено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для музыкальных вузов

© «МУЗЫКА» МОСКВА 1974

Авторство: Доброхотов Б.В. Редактор-составитель. В создании учебного пособия «Контрабас. История и методика» принимали участие:
Азархин Р.М.
Современная сольная игра на контрабасе. Из опыта исполнителя
Доброхотов Б.В.
Возникновение и эволюция контрабаса. Исполнительство, педагогика, литература: XVIII- XIX вв. (совместно с Савченко Н.В.). Советские контрабасисты (совместно с Савченко И.В.).
Указатель имен
Кусевицкий И.А.
Исполнительство, педагогика, литература: раздел о С.А. Кусевицком
Раков Л.В.
Исполнительство, педагогика, литература: раздел о зарубежных контрабасистах XX века. Контрабас в современном оркестре и ансамбле. Педагогическая работа в классе контрабаса.
Список произведений для контрабаса
Савченко Н.В.
Исполнительство, педагогика, литература: XVIII-XIX вв. (совместно с Доброхотовым Б.В.). Советские контрабасисты (совместно с Доброхотовым Б.В.)
Хоменко В.В.
Основы контрабасовой методики

Формат: PDF Размер файла: 12.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От редактора 3

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ КОНТРАБАСОВОГО ИСКУССТВА

Возникновение и эволюция контрабаса 5

Исполнительство, педагогика, литература 15

Восемнадцатый век. 15

Доменико Драгонетти 21

Девятнадцатый век. 26

Итальянское контрабасовое искусство 27

Джованни Боттезини. 28

Чешское контрабасовое искусство 41

Немецкое контрабасовое искусство. 48

Французское контрабасовое искусство 49

Контрабасовое искусство в России 50

Сергей Александрович Кусевицкий. 57

Двадцатый век 65

Советские контрабасисты 65

Зарубежные контрабасисты 89

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Контрабас в современном оркестре и ансамбле 101

ОЧЕРКИ ПО МЕТОДИКЕ ИГРЫ НА КОНТРАБАСЕ

Основы контрабасовой методики 113

Педагогическая работа в классе контрабаса. 154

Современная сольная игра на контрабасе. Из опыта исполнителя 176

Список произведений для контрабаса. 241

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатную книгу времен СССР - Контрабас история и методика (Доброхотов) 1974 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ОТ РЕДАКТОРА

В наши дни яркие достижения в искусстве игры на контрабасе, исполнительстве и педагогике несомненны. Тем более досадно, что литература о контрабасе у нас фактически отсутствует. Молодые музыканты могут лишь частично ознакомиться с историей контрабасового искусства при прослушивании общего курса струнно-смычкового исполнительства. Что же касается методики игры на контрабасе, тут учащиеся вообще лишены возможности сопоставить различные педагогические направления и получить определенные теоретические познания.

Для восполнения этого пробела возникла мысль создать коллективное пособие по истории и методике игры на контрабасе. Большинство авторов пособия - контрабасисты: Н.В. Савченко, В.В. Хоменко, Л.В. Раков, Р.М Азархин; о прославленном музыканте С.А. Кусевицком рассказывает его племянник И.А. Кусевицкий.

Среди материалов по истории музыкального исполнительства в то время имелся всего лишь один труд, специально посвященный этому вопросу, - книга Ф. Варнеке «Контрабас», опубликованная в 1909 году.1 Варнеке собрал большой материал по истории инструмента, привел списки питомцев классов контрабаса различных консерваторий и данные о некоторых контрабасистах. Особенно ценны главы об основоположниках контрабасового искусства - Драгонетти и Боттезини. Варнеке был младшим современником Боттезини, мог слышать его игру и, во всяком случае, общался с людьми, близко знавшими этого выдающегося контрабасиста. Что касается Драгонетти, то только десять лет отделяет рождение Варнеке от смерти этого блистательного виртуоза. Предания о нем были еще очень свежи в то время, когда Варнеке начал работу над своей книгой.

За шестьдесят с лишним лет, прошедших со времени издания книги, она в значительной части устарела. Кроме того, отметим, что эта книга, изданная в Германии, не переводилась на русский язык и в настоящее время является библиографической редкостью. Отдельные цитаты из книги Варнеке приводятся нами в переводах И.Ф. Гертовича.

Ценные сведения содержатся также в различных музыкальных энциклопедиях и трудах по истории музыки, в различных «Школах игры на контрабасе».

Внимательное изучение сохранившегося изобразительного материала помогло в ряде случаев исправить даты, до сего времени принятые в инструментоведении, в частности время появления контрабасовых виол, а также уточнить проблемы исполнительского характера, например принцип постановки правой руки С.А. Кусевицкого. В альбоме иллюстраций некоторые портреты контрабасистов публикуются в этой книге впервые.

В пособии два раздела: история и методика. Первый раздел пособия открывается очерком, в котором прослеживается история возникновения и развития контрабаса и его смычка. Далее освещаются проблемы исполнительства, педагогики, художественной и учебной литературы с XVIII века до наших дней, а также деятельность крупнейших мастеров, оставивших заметный след в различных областях контрабасового искусства. Наибольшее внимание уделяется основоположникам сольной контрабасовой игры - Драгонетти, Боттезини и выдающемуся русскому музыканту - Кусевицкому.

Специальный очерк, заключающий исторический раздел книги, посвящен роли контрабаса в современном симфоническом оркестре, ансамбле, эстрадном и народном оркестрах. В приложении дан список произведений для контрабаса.

Второй раздел пособия состоит из трех работ, последовательно раскрывающих различные аспекты контрабасовой методики: основы постановки, роль педагога в организации учебного процесса, опыт применения новых приемов виртуозной игры.

1 Warnecke Friedrich. Der Kontrabass. Seine Geschichte und seine Zukunft, Probleme und deren Losung, zur Hebung des KontrabaBspiels Hamburg [1909].

Отметим, что подготовка данного труда привлекла внимание многих музыкантов. Ценные данные были получены от контрабасистов и музыковедов многих стран: Венгрии, Польши, Чехословакии, Болгарии, ГДР, ФРГ, Франции, Англии, Италии, США, Мексики. Будапештский профессор Лайош Монтаг подготавливает обширный словарь контрабасистов. Работа эта пока не опубликована, тем не менее, профессор Монтаг, по нашей просьбе, любезно помог уточнить некоторые фактические данные. Важные сведения сообщила из США вдова С.А. Кусевицкого. Откликнулись также музыкальные библиотеки и архивы; например, профессор Наполеоне Фанти прислал из Болоньи микрофильмы рукописей некоторых сочинений Боттезини.

Многие советские контрабасисты оказали при подготовке пособия значительную помощь ценными советами и консультациями, а также предоставили редкие нотные издания и фотографии. Редактор и авторы пользуются случаем, чтобы принести благодарность всем, оказавшим помощь в собирании материалов для данного труда, особенно заведующим и сотрудникам нотных библиотек Московской, Ленинградской, Киевской и Тбилисской консерваторий, работникам московских и ленинградских архивов, М.С. Фокину, М.М. Курбатову, Л.Г. Андрееву, А.В. Михно, Ф.А. Панасенко, Е.В. Столяровой, О.Л. Буслович, Т.Б. Левиной-Гертович, Л.Р. Глиэр, а также С.О. Мельнику, выполнившему фоторепродукции для этой книги.

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ КОНТРАБАСОВОГО ИСКУССТВА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНТРАБАСА

Пожалуй, нет ни одного инструмента, история которого была бы в такой степени полна неясностей, как история контрабаса. Истоки контрабаса относятся к эпохе Возрождения. Не будем останавливаться на различных типах басовых смычковых инструментов, бытовавших в Европе той поры (басовые скрипки, басовые лиры да гамба, лироне перфетто), и рассмотрим только семейство виол, в котором возникают предшественники контрабаса.

Виолы появились в XV веке и широко бытовали в Европе до середины XVIII века. В семейство виол первоначально входили три типа инструментов: дискантовая, альтовая и теноровая виолы. Все инструменты семейства виол (кроме сконструированной в конце XVII века виоль д’амур) имели на грифе лады и независимо от размера держались вертикально у ноги - «da gamba» (gamba по-итал. - нога).

Наименование «виола да гамба» закрепилось только за теноровой виолой. Этот инструмент был «главой» семейства виол и получил наибольшее распространение в сольном исполнительстве. Обычно он имел шесть струн, но на некоторых инструментах добавлялась седьмая - нижнее Ля. Строй теноровой виолы да гамба квартово-терцовый:

Позже дискантовой, альтовой и теноровой виол в XVI веке помнился еще один представитель этого семейства - большая басовая виола да гамба (Violone)1.

Инструмент этот описан в ряде работ2. Точно известны его конструкция и размеры. По форме виолоне был идентичен теноровой виоле да гамба, но превышал длину ее корпуса на 18- 20 см. Виолоне имел шесть струн и шесть-семь ладов из струн, обвязанных вокруг шейки и грифа. Строился виолоне ниже теноровой гамбы. Приведем четыре варианта строя виолоне:

Этот инструмент едва ли не впервые проникает в область камерной музыки в одной из первых сонат А. и Дж. Чима (1610), затем он используется в качестве баса в скрипичных сонатах и сюитах, а также в трио-сонатах многих композиторов эпохи музыкального барокко (XVII - середина XVIII века). Появление низких по тесситуре смычковых инструментов, возможно, связано со складывавшимся уже в конце XVI века приемом basso continuo. Как только в музыке басовый голос начал приобретать самостоятельную мелодическую выразительность и становиться опорой ансамбля, у композиторов появилась потребность усилить и углубить его тембр. Это же обусловило появление другого представителя семейства виол - контрабасовой виолы.

1 Violone или Violono - по-итал. увеличительная форма слова Viola.

2 Kinsky G. Musikhistorisches Museum von Wilhelm Heyer in Coin. Katalog, zweiter Band, Zupf- und Streichinstrumente. Coin, 1912; Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959; и другие.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ КОНТРАБАСА

В настоящий список включены наиболее распространенные издания литературы для контрабаса, опубликованные в Советском Союзе. Список делится на следующие разделы: 1) «Школы» и учебно-методические пособия; 2) этюды, упражнения, оркестровые трудности; 3) учебно-художественный и концертный репертуар. В каждом из разделов издания перечислены в хронологическом порядке. Произведения и сборники для контрабаса в натуральном строе (с сопровождением фортепиано) помечены звездочкой, слева от названия.

I. «ШКОЛЫ» И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

1. Милушкин А., Домашевич М. Полная школа-самоучитель для контрабаса. В трех частях, ч. 1. М., 1928; ч. 2. М., 1929; ч. 3. М., 1930.

2. Милушкин А. Школа для контрабаса. М., 1933.

3. Милушкин А. Школа для контрабаса, ч. 2. М., 1939.

4. Милушкин А. Школа игры на контрабасе, ч. 1 (основные позиции). Изд. 4-е, испр. и доп., под редакцией В. Зиновича. (Приложение - клавир.) М. - Л., 1949.

5. Хоменко В. Новая аппликатура гамм и арпеджио для контрабаса. М., 1953.

6. Савченко Н. Школа игры на контрабасе. (На основе новой аппликатурной системы.) Тбилиси, 1959.

7. Симандл Ф. Школа игры на контрабасе. Редакция М. Фокина. Пер. Н. Бреслау. М., 1960.

8. Симандл Ф. Этюды для контрабаса и фортепиано. Приложение к «Школе игры на контрабасе». М., 1962.

9. Якобсон Э. Гаммы и арпеджио для контрабаса. (Приложение - части из сюит для виолончели solo И.С. Баха. Переложение для контрабаса Э. Якобсона.) Рига, 1962.

10. Милушкин А. Школа игры на контрабасе. Новая редакция и доп. В. Зиновича, А. Астахова, В. Шестакова. Ч. 1. М., 1961; ч. 2. М., 1962.

11. * Хрестоматия педагогического репертуара для контрабаса, вып. 1., ч. 1. Пьесы для 1-2 года обучения. С приложением клавира. Сост., переложения Л. Ракова (Народные мелодии, пьесы русских, советских, зарубежных композиторов.) М., 1966.

12. * Хрестоматия педагогического репертуара для контрабаса, вып. 2. Пьесы для старших классов детских музыкальных школ. С приложением клавира. Редакция, составление, переложения Л. Ракова. (Пьесы русских, советских, зарубежных композиторов - оригинальные и переложения; произведения крупной формы Корелли, Вивальди, Бетховена.) М., 1969.

13. Бездельев В. Новые приемы игры на контрабасе. М., 1969.

14. Морген Л. Школа-самоучитель игры на контрабасе в эстрадном ансамбле. Общая редакция Л. Андреева. М., 1970.

15. Хрестоматия педагогического репертуара для контрабаса, вып. 1, ч. 2. Этюды. (Для начального обучения.) Ред.-сост. Л. Раков. М., 1971.

II. ЭТЮДЫ. УПРАЖНЕНИЯ. ОРКЕСТРОВЫЕ ТРУДНОСТИ

1. Либон Ф. Двенадцать этюдов для контрабаса. М,- Л., 1939.

2. Оркестровые трудности для контрабаса, вып. 1. Сост. И. Гертович. Отрывки из опер и балетов Глинки, Даргомыжского, Чайковского. М., 1953.

3. Оркестровые трудности для контрабаса. Ред.-сост. В. Хоменко. Отрывки из симфонических произведений Чайковского. М., 1956.

4. Грабье И. Упражнения для контрабаса (86 этюдов). Редакция Ф. Симандла. М., 1957.

5. Избранные этюды для контрабаса. Ред.-сост. Л. Раков. Общая редакция В. Хоменко (Шторх, Грабье, Слама, Белетти, Дотцауэр, Куммер, Ли и др.). М., 1958.

6. Этюды для контрабаса. Ред.-сост. В. Хоменко. (Шторх, Медин.) М, 1961.

7. Оркестровые трудности для контрабаса из опер русских композиторов. Сост. И. Гертович. Ред. Л. Раков. (Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский.) М. 1962.

8. Легкие этюды для начального обучения. Сост. Л. Раков. (Симандл, Нанни, Кмент, Шторх.) М., 1963.

9. Ратнер С. Этюды для контрабаса. Ред. С. Херсонский. М., 1967.

10. Биллэ И., Баттиони Т. Избранные этюды для контрабаса. Сост. Э. Якобсон. Ред. Л. Раков. М., 1969.

11. Оркестровые трудности для контрабаса из симфонических произведений русских композиторов. Ред.-сост. В. Хоменко. М., 1971.

12. Избранные этюды для контрабаса. Ред.-сост. А. Михно (Симандл, Шторх, Драгонетти, Боттезини, Гертович). М., 1973.

III. УЧЕБНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И КОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР

1. Кусевицкий С. Концерт для контрабаса и фортепиано, соч. 3. М., 1930.

2. Мартини Дж. Б. Анданте. Переложение для контрабаса и фортепиано И. Гертовича. М., 1932.

3. Глиэр Р. Интермеццо для контрабаса и фортепиано, соч. 9, № 1. М., 1936.

4. Сборник пьес старинных авторов для контрабаса и фортепиано. Сост. А. Милушкин. (И.С. Бах, Гендель, Моцарт, Корелли, Абако, Бетховен, Гальяр, Марчелло.) М.-Л., 1937.

5. Педагогический репертуар для контрабаса с сопровождением фортепиано, вып. 1 (для первых трех лет обучения). Сост. А. Милушкин. (И.С. Бах, Бетховен, Моцарт, Гайдн, Мусоргский, Лядов.) М.-Л., 1939.

6. Спиваковский А. Вариации для контрабаса и фортепиано. М,- Л., 1941.

7. Свенсен И. Скрипичный романс. Переложение для контрабаса и форте пиано И. Гертовича. М.-Л., 1948.

8. * Бакланова И. Десять легких пьес для контрабаса и фортепиано (полупозиция, первая позиция). Редакция партии контрабаса И. Гертовича. М,- Л., 1949.

9. Гендель Г. Концерт для гобоя с оркестром. Обработка для контрабаса и фортепиано Ф. Симандла. Редакция партии контрабаса И. Гертовича. М,- Л., 1949.

10. Гертович И. Романс для контрабаса и фортепиано. М,- Л., 1950.

11. Сборник пьес русских композиторов. Переложение для контрабаса и фортепиано М. Соколовой, А. Астахова. (Чайковский, Рахманинов, Рубинштейн.) М.-Л., 1950.

12. Четыре пьесы. Переложение для контрабаса и фортепиано В. Хоменко. (Чайковский, Ан. Александров, Власов, Н. Раков.) М.-Л., 1951.

13. Глиэр Р. Четыре пьесы для контрабаса и фортепиано. Редакция партии контрабаса В. Хоменко. (Прелюд, Скерцо, Интермеццо, Тарантелла.) М., 1952.

14. Сборник легких пьес. Переложение для контрабаса и фортепиано Л. Моргена. М.-Л., 1952.

15. Сборник пьес. Переложение для контрабаса и фортепиано С. Херсонского. (Чайковский, Лысенко, Кабалевский, Гедике, Косенко, Ревуцкий и др.) М, 1952.

16. Сборник народных песен. Переложение для контрабаса В. Хоменко. Редакция партии фортепиано А. Кемеровского. (Русские, украинские, белорусские, чешские, словацкие, польские, болгарские мелодии.) М., 1954.

17. Сборник русских народных песен. Переложение для контрабаса Л. Ракова. Редакция партии фортепиано А. Комаровского, Ю. Шишакова. М., 1954.

18. Сборник классических пьес. Переложение для контрабаса и фортепиано. Редакция В. Хоменко. (Люлли, Корелли, И.С. Бах, Гендель, Бетховен, Гайдн, Вебер.) М., 1954.

19. Сборник пьес русских и советских композиторов. Переложения для контрабаса и фортепиано. (Чайковский, Вас. Калинников, Ребиков, Глинка, Мясковский, Гедике, Шостакович, А. Хачатурян, Кабалевский, Бакланова.) М., 1954.

20. Сборник старинных сонат. Переложения для контрабаса и фортепиано А. Милушкина, Л. Ракова. Редакция В. Хоменко. (Гальяр, Феш, Марчелло.) М., 1954.

21. Избранные классические сонаты. Переложения для контрабаса и фортепиано А. Милушкина, В. Хоменко. (Корелли, Эккльс, Гендель, Гальяр.) М., 1956.

22. Сборник сонат композиторов XVII-XVIII вв., вып. 2. Переложение для контрабаса и фортепиано А. Милушкина. (Гальяр, Марчелло, Абако.) М, 1957.

23. Кусевицкий С. Концерт для контрабаса и фортепиано. Редакция партии контрабаса А. Астахова. М., 1957.

24. Сборник пьес русских и советских композиторов. Переложения для контрабаса и фортепиано. (Чайковский, Мусоргский, Калинников, Рубинштейн, Ребиков, Гедике, Шостакович, А. Хачатурян.) М., 1958.

25. Моцарт В. Концерт. Переложение для контрабаса и фортепиано В. Хоменко. (В оригинале - для фагота с оркестром.) М., 1958.

23. Рафф И. Тарантелла. Свободная обработка для контрабаса и фортепиано П. Купрейшвили. Ред. В. Хоменко. М., 1960.

27. Вивальди А. Концерт. Переложение для контрабаса и фортепиано Л. Ракова. (В оригинале - для скрипки с оркестром.)

Пихль В. Концерт ре мажор для контрабаса и оркестра. Переложение для контрабаса и фортепиано М. Шленкера. Редакция партии контрабаса Л. Ракова. М., 1961.

28. Сборник классических сонат. Переложения для контрабаса. Ред.-сост. Л. Раков, (Феш, Арности, Галуппи, Гендель.) М., 1961.

29. Сборник классических пьес. Переложения для контрабаса и фортепиано. Сост. Л. Раков. (Бетховен, Абако, Корелли, Гардоньи, Моцарт, неизвестный автор XVII века, Боттезини.) М., 1961.

30. Штейн Е. Концертная пьеса для контрабаса и фортепиано. Редакция партии контрабаса В. Шестакова. М., 1961.

31. Симандл Ф. Концерт соль мажор для контрабаса и фортепиано. Редакция В. Хоменко. М., 1961.

32. * Гевиксман В. Лирический этюд для контрабаса и фортепиано. М., 1961.

33. Пьесы русских композиторов. Сост. Л. Раков. (Глазунов, Скрябин, Лядов, Давыдов.) М., 1962.

34. Пьесы советских композиторов. Переложения для контрабаса и фортепиано. Сост. Л. Раков. (Прокофьев, Шостакович, А. Хачатурян, Глиэр.) М., 1962.

35. Дворжак А. Мелодия. Фуриант. Переложения для контрабаса и фортепиано Р. Азархина, Л. Ракова. М., 1962.

36. Боттезини Дж. Концертный дуэт для скрипки и контрабаса с аккомпанементом оркестра или фортепиано. Редакция И. Гертовича, В. Гертовича. М., 1962.

37. Кусевицкий С. Пьесы для контрабаса и фортепиано. Ред. В. Хоменко. (Анданте, Вальс- миниатюра, Грустная песня, Юмореска.) М., 1963.

38. Бетховен Л. Соната. Переложение для контрабаса и фортепиано В. Хоменко. (В оригинале - для валторны и фортепиано.) М., 1963.

39. * Пьесы западных композиторов. Переложения для контрабаса и фортепиано Ф. Иоселевича, Л. Ракова. Ред.-сост. Л. Раков. (Рамо, Перголези, Диттерсдорф, Шуберт, Шитте, Шуман, Григ.) М., 1963.

40. Мойсль А. Концертная пьеса для контрабаса и фортепиано. Ред. В. Хоменко. М., 1964.

41. Бах И.Х. Концерт. Переложение для контрабаса и фортепиано В. Хоменко. (В оригинале - для альта с оркестром.) М., 1964.

42. Дварионас Б. Элегия. Тема с вариациями. Переложение для контрабаса и фортепиано Р. Азархина. М., 1964.

43. Пьесы советских композиторов. Переложения для контрабаса и фортепиано. Ред.-сост. Л. Раков. (Прокофьев, Арутюнян, Н. Раков.) М., 1964.

44. Пьесы зарубежных композиторов для контрабаса и фортепиано. Сост. Л. Раков. (Гейсель, Шапюи, Равель, Шопен.) М., 1964.

45. Пьесы для контрабаса и фортепиано. Ред.-сост. Л. Раков. (Решовски, Попов, Златев- Черкин.) М., 1964.

46. Александров Ан. Дифирамбическая канцона для контрабаса и фортепиано, соч. 84. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. М., 1965.

47. Пьесы для контрабаса и фортепиано. Ред.-сост. Р. Азархин. (Шостакович, Глиэр, Хренников, Айвазян.) М., 1965.

48. Произведения советских композиторов для контрабаса соло в сопровождении фортепиано. С приложением клавира. Ред.-сост. Р. Азархин. (Левитин, А. Хачатурян, Калиненко, Амиров, Глиэр, Зингер.) М., 1966.

49. Пьесы русских и советских композиторов для контрабаса и фортепиано. Ред.-сост. В. Хоменко. (Чайковский, Рахманинов, Глиэр.) М., 1966.

50. Пьесы советских композиторов для контрабаса и фортепиано. Сост. В. Хоменко. (Ан. Александров, Власов, Н. Раков, Глиэр.) М., 1966.

51. Хачатурян А. Песня-поэма. Глиэр Р. Романс из балета «Красный цветок». Переложение Р. Азархина. Щедрин Р. Полет конька из балета «Конек-горбунок». Переложение Ф. Галкина. Плуталов Е. Юмореска. Для контрабаса с сопровождением Фортепиано. Ред.-сост. Р. Азархин. М., 1968.

52. Гендель Г. Ария. Форе Г. Пробуждение. Фибих 3. Поэма. Сен-Санс К. Аллегро аппассионато. Переложение для контрабаса и фортепиано Р. Азархина. М., 1968.

53. Конюс Г. Концерт для контрабаса и фортепиано. Редакция В. Шебалина. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. М, 1969.

54. Альбом контрабасиста, 1. Сост. В. Беляков. (Римский-Корсаков, Прокофьев, Косенко, Людкевич и др.) Киев, 1969.

55. Пьесы советских композиторов для контрабаса и фортепиано. Ред.-сост. Р. Азархин. (А. Хачатурян, Шандаровская, Прокофьев, Мурзин.) М., 1970.

56. * Фонтен Ф. Концерт для контрабаса и оркестра. Переложение для контрабаса и фортепиано автора. Редакция партии контрабаса А. Астахова. М., 1971.

57. * Кац В. Размышление. Скерцо.* Ангерер П. Прославление. Для контрабаса и фортепиано. Редакция партии контрабаса А. Астахова, Е. Колосова. М., 1971.

58. Боттезини Дж. Пьесы для контрабаса и фортепиано. Ред. В. Хоменко. (Вариации, Элегия, Тарантелла.) М., 1972.

59. Богатырев А. Концерт для контрабаса с оркестром. Переложение для контрабаса с фортепиано автора. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. М., 1972.

60. Черноиваненко П. Концерт для контрабаса и фортепиано. Редакция партии контрабаса В. Хоменко. М., 1972.

61. * Пьесы русских и советских композиторов. Переложения для контрабаса и фортепиано. (Мусоргский, Рубинштейн, Глазунов, Ребиков, Чайковский, Шостакович.) М, 1972.

62. Тубин Э. Концерт для контрабаса с оркестром. Клавир. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. М., 1973.

63. Альбом пьес для контрабаса и фортепиано. Переложения Р. Азархина. (Гершвин, Глиэр.) М., 1973.

64. * Пьесы русских и советских композиторов. Переложения для контрабаса и фортепиано Р. Азархина, Л. Ракова. (Глинка, Мусоргский, Прокофьев) М., 1973.

Дополнение - сборники произведений для виолончели и фортепиано с приложением партии контрабаса

65. Пьесы для виолончели и фортепиано, вып. 5. Сост. А. Стогорский. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. (*Сорокин, *Шнейдерман.) М., 1964.

66. Пьесы для виолончели и фортепиано, вып. 6. Сост. А. Стогорский. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. (*Разоренов, *Антюфеев, Фейгин.) М., 1964.

67. Пьесы для виолончели и фортепиано. Сост. А. Стогорский. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. (*Прокофьев, *Скрябин, В. Блок, Фейгин.) М., 1964.

68. Пьесы русских композиторов. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. (Чайковский, Рубинштейн, Бородин, Мусоргский, *Ребиков.) М., 1965.

69. Пьесы русских композиторов. Переложение для контрабаса Р. Азархина. М., 1968.

70. Старинные сонаты, вып. 2. Сост. А. Стогорский. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. (Вивальди.) М., 1968.

71. Старинные сонаты. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. (Арности, Барьер, Нардини.) М., 1968.

72. Пьесы советских композиторов, вып. 2. Ред.-сост. А. Стогорский. Переложение для контрабаса И. Корначевой. (Артян.) М., 1970.

73. Сборник пьес для виолончели и фортепиано. Редакция партии контрабаса Р. Азархина. (*Арутюнян.) М., 1970.

74. Арности А. Сонаты. Редакция партии контрабаса А. Астахова. М., 1972.

СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

БОЛЬШЕ НЕТ

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

История музыки, Инструментальное искусство, Обучение игре на инструментах, Контрабас, Инструментоведение, Струнные смычковые инструменты

Яндекс.Метрика