Самоучитель игры на балалайке (Дорожкин) 1989 - Скачать старые книги
Советская нехудожественная литература бесплатно
Описание: Как выбрать балалайку, нотная грамота, приемы игры, методика самостоятельных занятий, а также гаммы, арпеджио, этюды, более 70 народных и классических произведений для балалайки, в т.ч. в сопровождении фортепиано, в обработке А.Дорожкина, Б.Трояновского, Н.Привалова, А.Ильина, Н.Фомина и др.
© «Советский композитор» Москва 1989
Авторство: Дорожкин А.
Формат: PDF Размер файла: 5.51 MB
СОДЕРЖАНИЕ
1. Слово о балалайке
2. Обращение с инструментом
3. Подготовка к занятиям
4. Строй инструмента
5. Порядок самостоятельных занятий
6. Посадка при игре
7. Нотная запись
8. Игра на открытых струнах
9. Постановка 1-го и 2-го пальцев левой руки
10. Знаки повышения и понижения основных звуков
11. I позиция. Звуковой объем и аппликатура I-й позиции
12. Шестнадцатые
13. Прием игры "дробь"
14. Аккорды
15. Тремоло
16. Гаммы
17. II позиция. Звуковой объем и аппликатура II-й позиции
18. III позиция. Звуковой объем и аппликатура III-й позиции
19. IV позиция. Звуковой объем и аппликатура IV-й позиции
20. Хроматическая гамма
21. Пьесы в объеме четырех позиций
22. Аппликатура V, VI, VII и VIII позиций
23. Хроматический звукоряд балалайки
24. О портаменто, глиссандо, вибрато, флажолетах и щипках пальцами левой руки
25. Пьесы в объеме восьми позиций
26. Основы исполнительской техники
27. Примечания
28. Пьесы для балалайки с фортепьяно
29. Литература
Ноты, рисунки, фотографии.
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Самоучитель игры на балалайке (Дорожкин) 1989 года
СКАЧАТЬ PDF
СЛОВО О БАЛАЛАЙКЕ
Попросите любого человека назвать популярные, яркие, самобытные инструменты, которые издревле почитаются на Руси. Уверен: он назовет и домру, и гусли, но предпочтение все-таки отдаст балалайке.
В старину без нее не обходился ни один праздник. Да что праздник! Вечерами, после трудового дня, люди пели и плясали под балалайку.
„Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к ХШ тысячелетию до нашей эры. Подобно тому как каменные орудия и охотничьи луки появились самостоятельно и в Азии, и в Средиземноморье, и на русской равнине, так и почти одинаковые свистки, погремушки, музыкальные луки изготовлялись обитателями Африки, Европы, Америки. Раньше всех, по-видимому, появились ударные инструменты - конечно, самые простые. Затем духовые... Позднее появились струнные, и позже всего - их разновидности - смычковые”
Говоря о зарождении музыкальных орудий, „...нужно иметь в виду: первое сообщение о том или ином инструменте отнюдь не фиксирует дату его возникновения, а лишь указывает - не позднее данного времени”.
Родословную балалайки, не без основания, начинают с лука. Выпустите из него стрелу и услышите, как „запоет” отпущенная тетива. Впервые описание балалайки в русской литературе было сделано в 1714 году в „Реестре” Петра Великого, затем в книге И. И. Голикова „Дополнение к деяниям Петра Великого” в 1715 году.
Известный исследователь русских народных музыкальных инструментов М.Гутри (шотландец по происхождению, служивший в Петербурге) в „Диссертации о русских древностях” пишет: „Этот двухструнный инструмент, судя по грубому и простому его сооружению, был, кажется, первым опытом какого-нибудь художника, подавшего повод к деланию и других... Инструмент этот, кажется, очень древен у русских, потому что в летописях упоминается, что в 591 году трое посланных от северных славян к Аварскому хану пойманы были греками, воевавшими тогда с аварами. Греческие писатели,
Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.-М., Сов. композитор, 1976.
Вертков К. Русские народные инструменты. — Л., Музыка, 1975.
описывая сих пойманных, говорят, что у них для забавы у каждого было по цистре, а это, конечно, был некоторый род балалайки”.
Н. Финдейзен в „Очерках по истории музыки в России” приводит свидетельство иностранного путешественника о том, что музыкальный инструмент, который был показан ему в России в 922 году, русские называли балалайкой.
Таким образом, не боясь серьезно ошибиться, можно смело утверждать, что народные музыкальные инструменты, в том числе и балалайка, появлялись в зависимости от развития орудий труда и ремесел и совершенствовались затем с ростом культуры народа, его музыкального творчества и исполнительства.
Виртуозно играл на старой, „двухструнной”, с жильными перевязками вместо ладов балалайке талантливый русский музыкант И. Е. Хандошкин (1747-1804), ставший впоследствии знаменитым скрипачом, композитором и дирижером. Я. Штелин (1709-1785) в „Известиях о музыке в России” писал о нем: „Вспоминается мне... один молодой человек... который на этом инструменте [балалайке] играл новейшие мелодии... и изящно себе аккомпанировал на нем при пении. Ритурнели же так сильно у него звучали, что чудилось, будто бы слышишь одновременно несколько инструментов”.
Но подлинно высокого развития балалайка и игра на ней достигли на рубеже XIX-XX веков. Энтузиаст и пропагандист народных инструментов, музыкант-просветитель В. В. Андреев (1861-1918), совместно с мастерами-художниками В. Ивановым, Ф. Пасербским, С. Налимовым и другими, реконструировал балалайку. Для нее были установлены научно обоснованные размеры, найдена совершенная форма. Примитивные деревянные колки для натяжки струн заменили более совершенной и удобной металлической механикой, к двум имеющимся струнам добавили третью, в унисон со второй, установив таким образом унисонно-квартовый строй. Затем новый, удобный для игры гриф был разделен постоянно закрепленными поперечными перекладинками-ладами на полутоны, и вместо ранее существовавшего диатонического балалайка получила хроматический звукоряд. Инструмент приобрел теперь широкий, в две с половиной октавы, диапазон, красивый мягкий тембр и яркую, от тончайшего пианиссимо до сильного сочного форте, динамику.
В дальнейшем солисты-балалаечники, совершенствуя мастерство, добились законченности исполнения штрихов и обогатили выразительные возможности инструмента новыми, подлинно виртуозными приемами игры.
Усовершенствованные балалайки вместе с домрами и гуслями положили начало русскому оркестру !, который быстро приобрел большую популярность и признание.
П. И. Чайковский,, услышав игру В. В. Андреева и его оркестра, воскликнул: „Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре, по тембру это незаменимый инструмент”.
А. Г. Рубинштейн полностью разделял мнение П. И. Чайковского и сообщил В. В. Андрееву: „Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые Вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что- либо новое вообще, а в сфере музыки в особенности. Честь и хвала Вам, Василий Васильевич, Вы внесли в музыку новый своеобразный элемент”.
Л. Н. Толстой, к которому В. В. Андреев обратился однажды с письмом, высказав некоторые сомнения в полезности своего начинания, ответил ему так: „ Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе старинные песни. Думаю, что и путь, избранный Вами, приведет Вас к цели, и потому желаю успеха Вашему делу".
Сегодня балалайка - признанный концертный сольный и оркестровый инструмент. Совершенство игры на ней достигло высокого профессионального уровня. Оригинальные сочинения самых различных форм от незатейливых наигрышей до сложных многочастных произведений создали для нее М. Ипполитов-Иванов, С. Василенко, Н. Будашкин, П. Куликов, Ю. Шишаков, П. Барчунов и многие другие современные композиторы.
Кроме прославленных последователей В. Андреева - Б. Трояновского и Н. Осипова, ее славу преумножают известные всему миру солисты: П. Нечепоренко, Е. Блинов, А. Тихонов, Б. Феоктистов, Е. Авксентьев, М. Филин, М. Рожков, О. Глухов, которые являются лауреатами международных и всесоюзных конкурсов.
Настоящий „Самоучитель игры на балалайке” рассчитан на музыкантов-любителей, самостоятельно изучающих игру на инструменте, участников самодеятельных оркестров, учащихся музыкальных школ.
В. В. Андреев называл его великорусским оркестром”.
Автор
СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Самоучители игры на музыкальных инструментах
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТАХ
Нотная литература, Обучение игре на инструментах, Музыка - САМОУЧИТЕЛИ, Балалайка, Автор - Дорожкин А., Струнные щипковые инструменты