Школа игры на контрабасе Часть I (Милушкин) 1961 - Скачать старые книги
Советская нехудожественная литература бесплатно
© ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО Москва 1961
Авторство: АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ МИЛУШКИН, Новая редакция и дополнения В. ЗИНОВИЧА, А. АСТАХОВА и В. ШЕСТАКОВА
Формат: PDF Размер файла: 35.9 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
- 1. Условные обозначения 3
- 2. Устройство контрабаса 4
- 3. Струны 4
- 4. Строй контрабаса 5
- 5 Смычки 6
- 6. Положение корпуса играющего 6
- 7. Техника правой руки. 7
- 8. Положение правой руки на смычке с низкой колодкой 7
- 9. Ведение смычка с низкой колодкой 7
- 10. Положение правой руки на смычке с высокой колодкой 8
- 11. Ведение смычка с высокой колодкой 8
- 12. Упражнения на открытых струнах целыми нотами 8
- 13. Постановка левой руки. 11
- 14. Первоначальные упражнения 12
Раздел II.
- 15. Позиции 13
- 16. Изучение позиций. 13
- 17. Основные штрихи 14
- 18. Половинная позиция. 16
- 19. Первая позиция 21
- 20. Вторая позиция 26
- 21. Вторая с половиной позиция 33
- 22. Третья позиция. 39
- 23. Основные приемы плавных и связных переходов из одной позиции в другую 45
- 24. Третья с половиной позиция 46
- 25. Работа над зв <ом 57
- 26. Четвертая позиция 58
- 27. Пятая позиция 67
- 28. Пятая с половиной позиция 76
- 29. Дальнейшая работа над аппликатурой. 89
- 30. Чтение нот с листа 92
- 31. Шестая позиция 92
- 32. Шестая с половиной позиция 108
- 33. Седьмая позиция. 117
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Школа игры на контрабасе Часть I (Милушкин) 1961 года
СКАЧАТЬ PDF
- 2. УСТРОЙСТВО КОНТРАБАСА
черного дерева— гриф, подгрифник и порожки. “Верхние деки всегда делаются только из ели. Толщина дек, упругость и структура дерева имеют очень важное значение для характера звучания.
Наиболее распространенные размеры современного контрабаса:
длина кузова — 120 см.,
длина пружины — 88—89 см.,
толщина пружины—18 мм. (высота 42 мм.), длина грифа “90 см., ширина грифа вверху — 4,3 см., ширина грифа внизу — 11 см., высота подставки — 15,5 ом,,-
ширина верхней окружности — 40,5 см., ширина нижней окружности — 70 см., высота боков — обечаек верхней окружности— 14,5 см.,
высота боков нижней окружности — 22,5 см., длина шейки от порожка — 47 см., расстояние от подставки до шейки—60,5 см., расстояние от конца грифа до подставки — 20 см., расстояние от подставки до подгрифника — 17 см.,
длина навивки (канители) на струне Ля 128 см., на струне Ми— 136 см.
- 3 СТРУНЫ
1 — Завиток, или головка (из клена)
2 — Колки для натяжки струн (металлические)
3 — Шейка (из клена)
4 — Угол верхней окружности и царги, которым контрабас упирается в левый пах играющего
5 —Струна (обвитая)
6 — Струна Ля (обвитая)
7 — Струна Ре (жильная)
8 — Струна Соль (жильная)
9 — Эфы (отверстия)
10—Подставка для струн (из клена)
11 — Бок царги нижней окружности (из клена)
12 — Нижний порожек (из черного дерева)
13 — Верхний порожек (из черного дерева)
14 — Гриф (из черного дерева)
15 ~ Верхняя дека (из ели); параллельно ей расположена нижняя дека (из клена)
16 — Эсы, или выемки (с обеих сторон контрабаса)
17 — Место, где душка упирается в верхнюю деку
18 —Отверстия для закрепления струн
19 — Подгрифок (из черного дерева)
20 — Подставка или шпиль (на конец шпиля рекомендуем надеть резиновый наконечник; с резиновым наконечником шпиль не скользит по полу и не делает углублений в нем),
Для изготовления контрабаса употребляется три рода дерева: белый клен или агр, ель и черное дерево. Из клена делаются: нижняя дека, обечайки (бока), наружные обручики, шейка и подставка. Из ели — верхняя дека, пружина, душка, гнезда (клопы), углы, внутренние обручики и планки. Из
Нормальная толщина струн (диаметр) для оркестрового контрабаса
Соль жильная
Ре
Ля
Ля обвитая
Ми
До
2,30—2,50
3,00-3,20
3,50-4.00
2,90-3,10
3,90-4.10
6,00-6,50
Навивается на жилу в 2,30—2,50
Навивается на жилу в 3,00—3,20
Навивается на жилу в 4,00—4,50
Нормальная толщина струн
для сольного контрабаса
Струны |
в миллиметрах |
Примечания |
Соль жильная Ре Ля „ Ля обвитая Ми |
1.90-2,00 2,30-2,50 3.50-4,00 2,30-2,50 3,20-3,50 1 |
Навивается >на жилу в 1,90—2,00 Навивается на жилу в 2,30—2,50 |
Струна должна быть гладкой, без всяких узлов и ровной на всем своем протяжении. Прежде чем навязать струну на контрабас, следует попробовать, правильны ли ее колебания.
Необходимо очень тщательно подбирать струны, проверяя их чистоту и соотношение по тол щине.
Канифоль, чрезмерно налипшая на струны в месте ведения смычка, увеличивает толщину струны в одном месте и влияет на чистоту интонирования и, особенно, на чистоту флажолетов. Достаточно счистить налипшую канифоль, и чистота струны восстанавливается.
Струна, которая долго служит, постепенно стачивается и приобретает в месте ведения смычка
При таком положении контрабас имеет три точки опоры: шпиль упирается в пол, правый угол верхней окружности контрабаса прислонен к паху играющего, а шейка инструмента лежит на большом пальце левой руки.
Не рекомендуется переносить тяжесть корпуса на правую или левую ногу. Искривление корпуса, а равно и излишнее нагибание над контрабасом затрудняет дыхание и вызывает общую усталость.
Необходимо избегать излишних движений, так как они мешают правильной постановке корпуса и рук.
- 7. ТЕХНИКА ПРАВОЙ РУКИ
Существуют два приема держания смычка. Один из них, более старый,— для смычка с высокой колодкой («венской») и другой, более усовершенствованный, появившийся гораздо позже,— для смычка с низкой колодкой («французской»).
- 8. ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОЙ РУКИ НА СМЫЧКЕ С НИЗКОЙ КОЛОДКОЙ
Трость и колодка смычка держатся правой рукой между большим пальцем, лежащим большей мягкой частью первого сустава на колодке снизу, касаясь кольца колодки, и остальными четырьмя пальцами, лежащими на трости смычка:
рым регулируются нажим и движение смычка параллельно подставке и (перпендикулярно струне. Расстояние между пальцами на трости должно быть небольшим, так как всякое расширение пальцев вызывает напряжение, которого играющий должен избегать.
- 9. ВЕДЕНИЕ СМЫЧКА С НИЗКОЙ КОЛОДКОЙ
Перед тем как наложить смычок поверхностью волоса на струну, необходимо сделать сгиб в локте и кисти. Таким образом, смычок будет лежать перпендикулярно струне и параллельно подставке. Вести смычок следует по той части струны, которая свободно простирается над декой (от конца грифа до подставки). Звуковые оттенки зависят от того, где ведется смычок: при исполнении forte — ближе к подставке, при исполнении piano — ближе к грифу.
Средний палец мягкой частью второго сустава расположен на трости смычка против большого пальца, лежащего на колодке снизу.
Указательный палец касается трости первым и вторым суставами. Безымянный — первым суставом. Мизинец касается трости подушкой первого сустава.
Таким образом образуется треугольник (боль шой палец, указательный и безымянный), кото-
Движения смычка регулируются при помощи кисти и локтя. Наложив смычок (первоначально на струну Ре или Ля), необходимо немного согнуть руку в локте и отвести кисть вправо, чтобы иметь возможность во время игры смычком вниз ( П ) постепенно (начиная со второй половины смычка) разгибать руку -в локте. Наоборот, когда смычок находится у конца, локоть руки должен быть разогнут и кисть отведена влево, чтобы иметь возможность во время игры смычком вверх ( У ) постепенно (начиная со второй половины смычка) сгибать руку в локте.
При этом движении смычка нельзя выгибать кисть вперед и опускать ее. Кисть все время долж
на быть слегка опущенной книзу, чтобы сохранить наклон трости смычка к грифу.
Очень важно заметить, что пальцы, лежащие на трости смычка (указательный, средний, безымянный и мизинец), своими концами должны быть направлены не к инструменту и корпусу играющего, а вправо, как бы в сторону движения смычка вниз. Пальцы должны находиться в полусогнутом положении во всех суставах одинаково. При небольших движениях смычка у колодки, в середине и у конца, верхняя часть руки (выше локтя) остается почти неподвижной. Меньше движения совершает и нижняя часть руки. В этом случае действует одна только кисть. Переход смычка с одной струны на другую также совершается сначала кистью, а затем и всей рукой.
- 10. ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОЙ РУКИ НА СМЫЧКЕ С ВЫСОКОЙ КОЛОДКОЙ
стью первого сустава трость сверху. Указательный и средний пальцы концами первых суставов упираются в трость снизу, немного дальше и вправо от большого пальца. Трость и винт (как продолжение трости смычка) приходятся на мягкую часть бока ладони между большим и указательным пальцами.
Безымянный палец и мизинец держат колодку с правой стороны, обхватывая ее (между волосом и основанием колодки) мягкой частью первых двух суставов.
Таким образом колодка находится как бы в кулаке. При согнутом положении большого пальца на трости смычка колодка упирается своим наружным углом в часть ладони около мизинца, но не в самую ладонь. При вытянутом положении большого пальца на трости смычка в длину колодка своим наружным углом не касается ладони:
Трость и колодка смычка держатся правой рукой. Большой палец правой руки охватывает трость с левой стороны и придерживает своей мягкой ча-
лгл/юдка упиралась своим наружным углом в начало ладони.
Во время игры смычком вниз ( п ) первоначально до движения смычка нужно отвести кисть вправо и вытянуть большой палец в длину трости. При движении смычка со второй его половины следует разгибать локоть. Во время игры смычком вверх ( V ).* перед началом движения смычка, отвести кисть влево, согнув при этом большой палец на трости (необходимо заметить, что при игре «вниз-вверх» кисть отводится «вправо-влево», но не по д н и м а етс я «вве р х-в низ»). Начиная со второй половины смычка сгибается локоть. При небольших движениях смычка у колодки, се
редины и у конца верхняя часть руки (выше локтя) остается почти неподвижной. Меньше движения совершает и нижняя часть руки. В этом случае действует одна только кисть.
Переход смычка со струны на струну совершается сначала кистью, а затем и всей рукой.
При движении смычка вниз указательный и средний пальцы немного разгибаются, а при движении вверх — сгибаются в своих конечных фалангах.
- 12. УПРАЖНЕНИЯ НА ОТКРЫТЫХ СТРУНАХ ЦЕЛЫМИ НОТАМИ
Каждую ноту играть всем смычком. В начале каждого звука делать маленькие ударения (акценты); затем играть без ударений, так, чтобы не было слышно смены смычка между звуками. Звук должен быть одинаков по силе на всем протяжении смычка. Считать медленно, на четыре.
- 13. ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ
Правильная постановка левой руки имеет большое значение для техники игры на контрабасе. Большой размер грифа, толщина и натяжение струн затрудняют игру и связывают подвижность и беглость; необходимо очень четко и ясно осознать и учесть все эти трудности при постановке левой руки.
Главные моменты постановки следующие:
I) Большой палец левой руки в вытянутом по ложении поддерживает своей -мягкой частью шейку контрабаса (не дальше ее середины) и находится против первого и второго пальцев, расположен ных на грифе.
2) Локоть должен находиться на одной линии с кистью, а не опущен вниз или поднят вверх.
3) Кисть не должна выгибаться вперед. Выгиб кисти может быть только при переходах на более низкие струны Ля и Ми, Кисть не следует напрягать, пальцы на струне имеют естественный наклон и полусогнуто-овальное положение.
4) Пальцы в полусогнуто-овальном положении своими концами должны как бы указывать в середину грифа и на правый бок контрабаса — вниз. Пальцы не должны прогибаться.
5) Пальцы касаются струн частью (подушкой) первого сустава.
При переходах из позиции в позицию локоть должен двигаться вместе и одновременно с кистью и пальцами, оставаясь по отношению к кисти в первоначальном положении. Локоть совершенно не должен касаться бока контрабаса, так как это связывает руку и кисть, а при переходах из основных позиций в высокие позиции «ставки» требует дополнительных движений, связывающих самый процесс перехода. В VI и VII позициях мягкая часть ладони может касаться угла, образуемого боком контрабаса и верхней декой. Такое прикосновение дает устойчивость и опору руке в этих позициях. Локоть не должен касаться бока играющего.
Пальцы лежат на струне следующим образом: если, например, прижимает струну второй пален, первый обязательно должен быть на струне; если прижимает четвертый, то на струне должны быть все пальцы. Такое положение пальцев имеет очень большое значение, так как приучает руку твердо, ощущать позицию и не делать лишних движений Пальцы, не прижимающие струну, должны находиться в полусогнутом положении невысоко над струнами.
До IV позиции третий палец, в силу большого размера грифа, исключается как самостоятельный; он играет роль подсобного для самого слабого, четвертого, пальца, а поэтому и должен ставиться на струну всегда одновременно и рядом с четвертым. С IV позиции третий палец изредка применяется. С VI же позиции — третий палец приобретает вполне самостоятельное значение, заменяя четвертый, который исключается и находится над струной.
Давление пальцев на струну должно быть таким же эластичным и свободным, как и давление большого пальца на шейку контрабаса.
Нажим большого пальца ни в коем случае не должен отзываться излишним напряжением на всей руке. Необходимо, чтобы ученик с первых же уроков осознал всю важность вышесказанного, так как небрежная постановка пальцев и чрезмерное напряжение большого пальца и пальцев, прижимающих струну, приведут к самым нежелательным осложнениям; быстрая утомляемость руки, связанность техники и профессиональная болезнь—растяжение мышц и сухожилий.
- 14. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Приемы игры пиццикато (pizzicato)
При pizzicato струну захватывают «щипком» одним средним или указательным пальцем правой руки. Большой палец должен упираться в гриф сбоку и служить точкой опоры для кисти правой руки
Смычок с высокой колодкой держится за колодочку мизинцем, безымянным и средним пальцами: смычок опускается вниз к подставке; pizzicato играется указательным пальцем.
Смычок с низкой колодкой держится мизинцем, безымянным и указательным пальцами; pizzicato играется средним пальцем. Когда средний «палец устает, можно играть указательным; смычок поднимается кверху (к порожку). Струну брать мягкой частью первого сустава (указательного или среднего пальца), отводя ее обязательно вбок («к себе») так, чтобы струна не ударялась о гриф.
Палец, прижимающий струну, должен плотно давить на нее и оставаться прижатым к ней в течение всей длительности звука, так как в противном случае звук прервется. На больших длительностях (четверти, половинные, целые) необходимо слегка вибрировать *, так как при вибрации pizzicato звучит очень сочно и красиво.
Упражнения для правильной постановки и растяжения пальцев (левой руки) на грифе без смычка (полупозиция)
Пальцы должны падать на гриф и прижимать струну в полусогнутом (овальном) положении; большой палец находится на шейке грифа в вытянутом положении, между первым и вторым пальцами. Кисть левой руки должна быть вытянута так, чтобы ладонь совершенно не касалась грифа.
СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТАХ
ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ
Инструментальное искусство, Обучение игре на инструментах, Контрабас, Инструментоведение, Струнные смычковые инструменты, Автор - Милушкин А.А.