Skip to main content

Музыкальное искусство

Школа-самоучитель игры на контрабасе в эстрадном ансамбле (Морген) 1970 - Скачать старые книги

Советская нехудожественная литература бесплатно

Школа-самоучитель игры на контрабасе в эстрадном ансамбле (Морген) 1970

Описание: Настоящее пособие ставит своей задачей помочь любителю эстрадной музыки приобрести навыки игры на контрабасе в самодеятельном ансамбле.
Разумеется, научиться самостоятельно, без преподавателя играть на таком инструменте, как контрабас, нелегко. Поэтому желательна помощь педагога. Однако материал, изложенный в самоучителе, доступен и для самостоятельного изучения. «Школа-самоучитель» содержит все необходимые сведения, способствующие правильной игре на контрабасе: об элементах музыкальной грамоты, постановке рук, грамотной и удобной расстановке пальцев (аппликатуре), приемах игры и т. д

© Всесоюзное издательство «Советский композитор» Москва 1970

Авторство: Л. Морген, Под общей редакцией Л. Андреева

Формат: PDF Размер файла: MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА

В клубах, Дворцах культуры, на предприятиях и в учебных заведениях имеются самодеятельные эстрадные ансамбли. Состав этих ансамблей бывает самым различным: от трио и квартетов (ансамбли из трех и четырех участников) до больших и мощных по звучанию оркестров.

Но как бы ни был мал или велик ансамбль, он не может обойтись без контрабаса. Контрабас является обязательным инструментом в любом составе: он создает интонационную, гармоническую и ритмическую основу звучания, и поэтому» принято говорить, что контрабас является «фундаментом» оркестра.

В качестве нотных примеров даны отрывки партий контрабаса из эстрадно-танцевальных пьес советских и зарубежных композиторов: А. Бабаджаняна, А. Цфасмана, Б. Троцюка, А. Эшпая, М. Кажлаева, В. Людвиковского, Г. Гараняна, Г. Миллера, К. Краутгартнера и др.

В технических упражнениях и этюдах использован материал из педагогических сочинений Я. Кмента, А. Милушкина, Р. Сапожникова, Ф. Симандла, Р. Брауна.

Большое применение в самоучителе нашла аппликатурная система проф. В. В. Хоменко.

Всем друзьям, музыкантам и композиторам, принимавшим участие в работе над самоучителем, автор приносит свою сердечную благодарность.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатную книгу времен СССР - Школа-самоучитель игры на контрабасе в эстрадном ансамбле (Морген) 1970 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТОМ

Устройство контрабаса

Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент в эстрадном ансамбле. Его диапазон (объем звучания от самой низкой до самой высокой ноты) очень широк.

Общий вид контрабаса изображен на рис.1,1а. Главной частью контрабаса является резонансный корпус. Он состоит из верхней и нижней дек и боковых стенок — обечаек. На верхней деке имеются два отверстия, которые называются эфами. Внутри корпуса находится вертикальная цилиндрическая палочка — душка. Она упирается своими концами в деки и служит для них как бы подпорой.

На верхней деке устанавливается подставка, на которой лежат струны. Струн всего четыре. Одним концом они прикрепляются к подгрифку, другим— к колкам. Лучшими являются струны, изготовленные из стального тросика, обмотанного с помощью контрабаса менять его.

Подгрифок прикрепляется к шпилю крепкой проволочной петли. Шпиль устроен так, что можно по желанию ческой или нейлоновой оплеткой (канителью). Употребляемые у нас до сих пор кишечные (жильные) струны во всех отношениях уступают металлическим, и по возможности следует отдавать безусловное предпочтение металлическим струнам.

высоту в зависимости от роста играющего.

Шейка контрабаса соединяется с верхней частью корпуса специальным креплением, которое носит название клоц.

Гриф — это тонкая и узкая пластина строго определенной формы, изготовленная из твердых пород дерева (лучше всего гриф из черного дерева). От качества грифа и совершенства его формы зависит чистота интонации инструмента и удобство игры. Гриф накладывается на шейку контрабаса и крепко к ней приклеивается.

С помощью находящихся на головке механических колков дается необходимое натяжение струнам, чтобы каждая струна издавала звук определенной высоты. Если провести по струне смычком или ударить по ней пальцем, струна начнет колебаться. Эти колебания струны передаются через подставку на верхнюю деку. Затем по душке они поступают в резонансный корпус и на нижнюю деку. Резонансный корпус усиливает звук и придает ему характерную для каждого инструмента окраску (тембр). Таким образом происходит звукообразование в контрабасе.

Смычок

На рис. 2 изображен контрабасовый смычок. Основной частью смычка является трость. Она изготовляется из особых пород дерева (лучше всего

фернамбук), и от ее качества в значительной степени зависит качество смычка.

Рис. 2. Смычок

I. Трость. 2. Головка. 3. Колодочка. 4. Волос. 5. Вант

У одного конца трости имеется головка. К ней крепится волос. Другой конец волоса закрепляется в колодочке. Колодочка имеет устройство, состоящее из винта и нарезной петли. С помощью этого устройства колодочка прикрепляется к концу трости. Вращая винт, можно двигать колодочку вдоль трости и таким образом то усиливать, то ослаблять натяжение волоса *.

ЗАПИСЬ НОТ

Высота

Для записи нот применяется специальная нотная строка. Она состоит из пяти линеек и называется нотным станом или нотоносцем. В начале каждой нотной строки ставится ключ. В эстрадном ансамбле для контрабаса применяется басовый ключ фа.

If

Этот ключ записывается на четвертой линейке. Справа, над и под четвертой линейкой (выделяя ее), ставятся две точки.

Счет линейкам ведется, начиная от нижней. Ноты пишутся на линейках, между линейками, а также на добавочных линейках снизу и сверху нотного стана.

Каждая нота, написанная на нотном стане, обозначает звук определенной высоты. Эти ноты и обозначаемые ими звуки имеют свои названия. Таких названий семь. Чередуясь в определенной последовательности, они образуют звукоряд, в котором название каждой ноты повторяется через семь нот.

Начинающему исполнителю необходимо твердо запомнить названия нот и их расположение на нотном стане:

до ре ми фл соль ля си до

Расстояние между двумя нотами называется интервалом. Расстояние (интервал) от одной ноты до ее повторения через семь нот — октава.

Ниже дано изображение нот и их названия в том объеме и в тех октавах, которые необходимо знать контрабасисту, играющему в эстрадном ансамбле:

большая октава

11 малая октава

  • Кроме контрабасового смычка, описанного здесь, имеется другой вид смычка, с более высокой колодочкой. Этот смычок отличается не только своей формой, но и совершенно другим способом держания и звукоизвлечения.

Поскольку в настоящее время такой вид смычка повсюду уступает место смычку, описанному нами, мы ограничиваемся одним лишь упоминанием о нем.

Длительность

Длительностью ноты называется продолжительность ее звучания. Самой простой и в то же время основной мерой длительности ноты является четверть, когда нота звучит в течение одного удара, или одного счета. Ноты, которые мы до сих пор приводили в примерах, — это целые ноты. Они изображаются в виде кружков и содержат четыре счета (четыре четверти):

Могут быть и другие длительности: £ £ (0), 8 И T. Д.

Длительности 1 (составляют метрическую основу популярной эстрадной и танцевальной музыки.

Паузы. Паузы —знаки молчания. Они пишутся тогда, когда нужно на определенное время прекратить игру. Паузы, как и ноты, пишутся с обозначением точной длительности. Целая пауза, как и целая нота, содержит четыре четверти и изображается в виде толстой недлинной черточки под четвертой линейкой нотоносца.

счет: раз, два, три, четыре

Такты. Каждый нотный текст делится на равные по длительности отрезки — такты. Между собой такты разделяются тактовыми чертами, которые вертикально пересекают все пять линеек нотного стана.

Размер. В начале каждого нотного текста, правее ключа, ставится размер. Он обозначается в виде дроби, двумя цифрами — одна под другой. Числитель указывает, сколько единиц счета содержится в такте, а знаменатель — какие это единицы.

Размер \ или буква С означает, что длительность такта последующего нотного текста — четыре четверти (целая нота).

счет: раз, два, три, четыре

Иногда продолжительность паузы превышает один такт. В таких случаях цифра над нотоносцем указывает количество паузирующих тактов:

Каждая струна контрабаса настраивается на Вторая струна настраивается на звук ре и обо- определенную высоту звучания. Первая, самая тон значается нотой ре малой октавы:

кая струна настраивается на звук соль жается нотой соль малой октавы:

Четвертая, самая толстая струна настраивается па звук ми и обозначается нотой ми большой октавы:

Контрабасисту необходимо знать, что все ноты для контрабаса пишутся октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для того, чтобы их удобнее было читать. При записи нот для контрабаса в их натуральном звучании пришлось бы применять много нижних добавочных линеек Такие ноты читать трудно и неудобно.

Настроить контрабас легко с помощью фортепиано или аккордеона. Для этого надо запомнить, где на их клавиатуре находятся нужные для настройки контрабаса ноты. Здесь приводится отрезок середины клавиатуры фортепиано или аккордеона (клавиатуры этих инструментов одинаковы) с обозначением нужных для настройки контрабаса нот.

ИГРА НА ОТКРЫТЫХ СТРУНАХ

Постановка исполнителя с инструментом

Встаньте прямо, ноги — на ширине плеч. Ступни ног поверните так, чтобы они образовали прямой угол. Возьмите контрабас и поставьте его так, чтобы его ребро, образованное нижней декой и боком, упиралось в левый пах. Не следует прижимать бок плашмя к животу. Если ребро упирается ниже или выше паха, нужно отрегулировать высоту шпиля до нормы. Ступня левой ноги стоит параллельно нижней деке, ступня правой ноги — параллельно боку.

Левая рука поддерживает контрабас за шейку. Гриф контрабаса и пальцы левой руки должны быть хорошо видны (см. рис. 3).

Контрабас слегка наклонен в сторону играющего и опирается на него, но не следует наклонять его слишком сильно, так как это мешает свободной игре и некрасиво выглядит.

Приемы звукоизвлечения

Звуконзвлечение с помощью смычка обозначается итальянским словом «агсо» (арко — смычком).

Рис.4,4а показывают, как надо держать смычок. Необходимым условием здесь является свободное, естественное и удобное расположение пальцев на трости смычка. Недопустимы никакие искусственные растяжки и напряжение, кисть руки должна оставаться мягкой и свободно подвижной.

Техника ведения смычка очень сложна и трудна. Есть эстрадные контрабасисты, виртуозно владеющие этой техникой, исполняющие смычком

сложные оркестровые партии. Мы же ограничимся сведениями, которые необходимая лишь для того, чтобы правильно держать смычок, уметь хорошо

смычком легкую ИЗ ДЛИННЫХ нот,

Рис. 5. Положение смычка н кисти:

б) в середине;

провести им по струнам, сыграть музыкальную фразу, состоящую гамму или упражнение.

а) у колодочки;

Движения смычка должны быть плавными и спокойными; локоть руки при этом не напрягается, а свободно сгибается и разгибается, придавая всей руке естественное и непринужденное положение.

Основной прием игры на контрабасе в эстрадном ансамбле — пиццикато. По-итальянски слово «pizzicato» (сокращенно pizz.) означает игру «щипком», в отличие от агсо — смычком.

Разные контрабасисты, играя пиццикато, применяют различные методы. Некоторые играют двумя, тремя и даже четырьмя пальцами; иные, напротив, употребляют в игре только один (указательный) палец, достигая при этом удивительной, виртуозной подвижности. Очевидно, это зависит от физических качеств руки и от индивидуальной приспособляемости. Мы рассмотрим один, наиболее распространенный и наиболее универсальный способ —двумя пальцами: указательным и средним.

Положение руки при игре пиццикато показано на рис. 6. Большой палец упирается в нижнюю грань грифа почти в самом его конце, играющие пальцы свободно лежат на струнах.

Вести смычок по струне нужно в середине, между концом грифа и подставкой, перпендикулярно струне и параллельно полу. Нельзя допускать, чтобы смычок «ездил» по струне вверх и вниз, движение должно происходить в одном месте струны.

Рис. 4 9.

На рис. 5 показано, как изменяется положение кисти у колодочки, у середины и у конца. Эти изменения происходят не сразу и не резко, а постепенно и мягко, по мере движения смычка «вниз» (от колодочки к концу) и «вверх» (от конца к колодочке) .

в) у конца.

Хотя слово «pizzicato» в переводе с итальянского означает «щипком», нужно, наоборот, всячески избегать защипывайся струны пальцем. Если, защипнув струну пальцем, оттянуть ее вверх или в сторону, а затем отпустить, струна ударится о гриф и издаст щелчок, напоминающий сухой и короткий выстрел. Это недопустимо.

Для выработки хорошего звука и технической подвижности при игре пиццикато рекомендуется следующий метод тренировки. Играющий палец свободно ложится на струну сверху и прижимает ее плотно к грифу. Затем мягким движением кисти палец «стаскивается» со струны вбок, и освобожденная струна издает звук. Такие упражнения нужно проделывать поочередно указательным и средним пальцами. Научиться делать это хорошо средним пальцем, как правило, бывает труднее, чем указательным. Средний палец нужно долго и терпеливо тренировать.

Кисть руки принимает в игре участие, напоминающее исполнение смычком. Более того, роль кисти во время игры пиццикато, по существу, ничем не отличается от ее роли при игре смычком —движения остаются теми же. Защипывая струну одним пальцем, без участия кисти, очень трудно извлечь красивый и правильный басовый звук. Мягкая и свободная кисть здесь так же необходима, как и при игре смычком, и является главным залогом успеха.

Звук, извлекаемый приемом пиццикато, должен быть чистым и точным. Плохо, когда контрабас звучит «расплывчато», это порождает ритмическую неустойчивость не только у контрабасиста, но и у всего ансамбля. Но существует и другая крайность: некоторые контрабасисты, желая дать как можно более твердый ритм, играют грубо, извлекая вместо чистых звуков неясные, глухие удары. Эти проявления дурного вкуса только вредят звучанию ансамбля, и, как всякой ненужной крайности, их следует избегать.

Первоначальные упражнения

Каждую ноту нужно играть всем смычком — от колодочки до конца. Звук должен быть одина- новым по силе на всем протяжении смычка. Целые ноты и целые паузы считайте вслух, очень медленно и равномерно: раз, два, три, четыре

Не следует во время игры отбивать счет ногой, так как это, вместо ожидаемой пользы, приносит только вред.

СТРУННЫЕ СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

БОЛЬШЕ НЕТ

Самоучители игры на музыкальных инструментах

БОЛЬШЕ НЕТ

ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Инструментальное искусство, Обучение игре на инструментах, Музыка - САМОУЧИТЕЛИ, Контрабас, Автор - Морген Л., Инструментоведение, Струнные смычковые инструменты

Яндекс.Метрика