"НАУКА И РЕЛИГИЯ" №1 Январь 1978 год
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ АТЕИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ОРДЕНА ЛЕНИНА ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА «ЗНАНИЕ»
Читать журнал онлайн:
60-летие Декрета о свободе совести
Духовный мир человека
Религия, церковь, верующий
Праздники, обряды, традиции
История и современность
Вы нас спрашивали
Литература, искусство
Листая календарь
За рубежом
Наше обозрение
Партийность атеизма
Отрывок из журнала:
О чем писали русские газеты и журналы в январе 1878 года
Мезенцы (жители Мезенского уезда Архангельской губернии. — Ред.) по отношению к церкви вообще, можно сказать, нерадивы. Войдите вы в церковь в воскресный или праздничный день, вы увидите тем чиновников, купцов, детей, женщин и, по счету, мезенских мещан, — взрослые и старые редко, очень редко бывают в церкви, а многие и совсем не бывают. В этом нерадении к церкви проглядывает какая-то религиозная индифферентность: «а что, в церковь идешь? » — спросишь знакомого мезенца, идя в церковь; «а чего я там не видел? » — слышится в ответ... Для него, кажется, не существует день воскресный или праздничный, — он не стесняется работать и в эти дни, как в будни. На замечание ваше, что грех, мол, работать в праздник, в ответ непременно услышите: «когда
и поработать, как не в праздник! » И действительно, здесь некоторые работы откладываются исключительно на праздник...
Такое нерадение мезенцев к церкви заметно отражается и на поразительной бедности мезенских городских церквей... К заявлениям местного священника о таковой бедности храма мезенцы относятся совершенно равнодушно, как будто это не их дело... Не лучшее отношение мезенцев и к местному духовенству... Где же кроется причина такой индифферентности мезенцев ко храму божьему и служителям его? По нашему мнению, причина такого холодного отношения к церкви и духовенству кроется в далеком прошлом, занесенном сюда первыми поселенцами — по большей части зараженными разными ересями и расколом.
«Гражданин»
... Съезды (волынского духовенства.— Ред. ) представляли собой собрания людей, желающих повидаться с родными и знакомыми, поговорить о домашних делах, покричать, показать себя и т. п., а потому нередки были такие явления на съезде, что при вотировании какого-нибудь вопроса члены съезда положительно не знали, о чем идет речь, и если произносили свое «да» или «нет», то потому что надобно что-нибудь сказать.
«Г о л о с»
В первых числах ноября прошлого года в тифлисское политическое управление была представлена двадцатирублевая фальшивая бумажка, которую бывший служитель монастыря хотел сбыть в городе. Утром, 28 ноября, в окруженном солдатами оропсимском монастыре, находящемся вблизи эчмиадзинского, были произведены следствие и обыск. Следствие показало следующее: в октябре 1876 года были перевезены из Тифлиса в оропсимский монастырь две машинки для изделий фальшивых ассигнаций трехрублевого и двадцатирублевого достоинства. Перевезли их какой-то армянин Констан и русский Емельянов по предварительному соглашению с настоятелем этого монастыря Овакимом, монахом, еще молодым, низенького роста с лукавым взглядом и вечно укутанным в ризу лицом. Емельянов, который хотел оставить монастырь, за несколько дней до открытия преступления был убит монахами и зарыт во дворе. Во время обыска найдены в монастыре, за исключением станков, 90 штук, двадцатипятирублевых бумажек, несколько трехрублевых и около восьми пудов хорошей почтовой бумаги для печатания ассигнаций. В начале еще следствия настоятель, признаваясь во всем чистосердечно, вытащил из сапога пучок новых бумажек двадцатипятирублевого достоинства. Настоятель монастыря вместе со своим соучастником монахом Авсатуром преданы гражданскому суду.
«Пчела Армении»
АВТОРЫ ЭТОГО НОМЕРА:
ЕРШОВ Виктор Петрович — преподаватель Петрозаводского государственного университета имени О. В. Куусинена, кандидат педагогических наук, автор статей об использовании краеведения о атеистическом воспитании. В журнале «Наука и религия» выступает с 1969 года.
ГРАФОВА Лидия Ивановна — специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда», автор многих статей по морально-этическим проблемам. В журнале «Наука и религии» выступает впервые.
ПОРУДОМИНСКИЙ Владимир Ильич — писатель, автор книг о деятелях русской культуры: «Гаршин», «Даль», «Николай Ге», «И. И. Крамской», «Болдинская осень» и других. Много лет занимается изучением жизни и творчества собирателей русского фольклора. В нашем журнале печатается впервые.
БОГУСЛАВСКИЙ Вениамин Моисеевич — доктор философских наук, профессор, старший научный сотрудник Института философии АН СССР. Работает в области истории Философии. Автор книг «Знание и вера в бога», «У истоков французского атеизма и материализма». «Тезисы Маркса о Фейербахе», «Ламетри» и других. В нашем журнале печатается впервые.
ФИШ Радий Геннадьевич — писатель-востоковед, кандидат филологических наук. Автор книг «Назым Хикмет» (1968), «Джалалиддин Руми» (1972) в серии «Жизнь замечательных людей», «Турецкие дневники» (1977) и других. В нашем журнале выступает впервые.
ХАШИМ Рахим Мамедович — кандидат филологических наун, работает в Институте истории, языка и литературы Академии наук Таджикской ССР. Автор ряда работ по таджикской классической литературе. Многие годы был литературным секретарем Садриддина Айнк. В нашем журнале печатается впервые.
ГРИГУЛЕВИЧ Иосиф Ромуальдович — доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, главный редактор журнала «Общественные науки», заведующий сектором зарубежной этнографии Института этнографии АН СССР. Специалист по истории и критике религии и церкви и по проблемам латинской Америки. Автор книг «Ватикан» (1957), «Мятежная» Церковь в Латинской Америке» (1972), «Сальвадор Альенде» (1975), «Инквизиция» (1976), «Крест и меч» (1977) и других, а также многочисленных статей в научных сборниках и центральных журналах, в том числе и в «Науке и религии».