Занимательные задач и по военному делу (Вальдман) 1958 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Занимательные задач и по военному делу (Вальдман) 1958

Назначение: Воин современной армии — это образованный высококвалифицированный военный и военно-технический специалист. Советская Родина вручила ему первоклассную технику, освоить которую в совершенстве долг каждого солдата.

Предлагаемая книга является сборником занимательных задач по военной истории и технике сухопутных войск, а также ПВО. Она рассчитана на широкий круг юных читателей, интересующихся военным делом.

Книга может служить вспомогательным пособием досаафовцам, изучающим военное дело.

Материалы книги могут быть использованы руководителем занятий для внесения элементов занимательности и наглядности в учебный процесс.

Решение задач, ответы на вопросы, помогут читателям проверить и углубить свои знания, воспитать в себе любовь к военному делу, развить находчивость и смекалку.

© Издательство ДОСААФ Москва —1958 

Авторство: Эдгар Карлович Вальдман

Формат: PDF Размер файла: 7.36 MB

СОДЕРЖАНИЕ

I. Знаете ли вы военную историю! 3

1. За русскую землю   5

2. Историческая битва 6

3. Певец славы русского оружия 6

4. Дорога побед . « . . . . , 7

5. Герои 1812-го года 8

6. Севастопольская оборона 9

7. Оружие Октябрьской революции и гражданской войны .....

8. В боевые годы   , г . г 12

9. Знаете ли вы летопись Великой Отечественной войны 1941—1945 годов? 14

10. Монументы славы и победы ....... г , 16

I!. Занимательная топография и разведка . . 17

11. Какая разница   19

12. Математика на топографической карте .... 19

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

13. Занимательные вопросы юного топографа и разведчика 

14. Топографический пейзаж   , 22

15. «Оружие» топографа и разведчика 22

16. Шифрограмма с компасом   . , . 23

17. Шестнадцать ориентиров   , 24

18. После разведки   » . , г , 24

19. Через горные перевалы , , 25

20. В секторе наблюдения ........ Г1 , 26

21. На лыжах ....... г ,, г * 26

22. Задача юного следопыта ........... 28

III. Знаете ли вы стрелковое оружие! , 29

23. Какая разница   31

24. Физика в стрелковом оружии ...... 31

25. С биноклем и винтовкой , , 34

26. Творцы стрелкового оружия   34

27. Чайнворд «Мишень» , 9 . , 36

28. Итоги стрелковых соревнований (логическая задача) 37

29. Знаете ли вы карабин?   , , 38

30. Шесть вопросов по автоматическому оружию . . 38

31. Загадка снайпера (задача-шутка) 39

32. Соберите автомат! , , , , , , 40

33. Ручное огнестрельное оружие (задача-шутка) . . 41

34. Пулеметчики и пулеметы   41

35. Высказывание советского оружейника 42

36. Знаете ли вы пулемет? , , 43

37, Карманная артиллерия , , 44

IV. Знаете ли вы артиллерию! , , , 45

38. Какая разница...   47

39. Рассказ артиллериста 47

40. Механика и теплотехника в артиллерии 48

41. Поршневой и клиновой - , 51

42. Знаете ли вы историю русской артиллерии? ... 52

43. Артиллерийский словарь , 53

44. Пушка с коротким стволом (задача-шутка) ... 54

45. Математика целлулоидного круга 54

46. Знаете ли вы миномет? (ребус) 55

47. Прямой наводкой . , . , , , 56

48. Реактивная артиллерия , , , 57

49. В мире артиллерийских снарядов 58

50. Девиз артиллерийского разведчика 59

V. Знаете ли вы автомобиль, мотоцикл, трактор и танк! 61

51. Какая разница 63

52. Двенадцать вопросов из истории автомобиля, трактора и танка   . , , , , , 63

53. Механика, теплотехника и электротехника в автомобиле, мотоцикле, тракторе и танке 65

54. «Номера» мотоциклов .   68

55. ДВС работает ,.,,,, 68

56. Поездка на автомобиле , , 69

57. От поршня двигателя до гусеничной цепи ... 69

58. Знаете ли вы автомобиль?   , , 70

59. На автомагистрали , , , , , 71

60. Тракторы и тракторные заводы (кроссворд) ... 72

61. Двадцать пять слов на букву «Т» 72

62. Ходом гусеницы , , , , 73

63. Сухопутные крейсеры , , , , 74

64. Танк ведет огонь , , , 75

65. Танк — сложная машина   76

VI. Знаете ли вы ПВО! 77

66. Какая разница   , , 79

Ь7. Физика и химия в ПВО , , , 79

68. «Граждане! Воздушная тревога!» 83

69. Противовоздушная оборона (кроссворд) ... 84

70. Четыре авиабомбы   . , , , , , 86

71. Определите ОВ! , 87

72. Вражеский бомбардировщик сбросил бомбу ... 87

73. Средство коллективной защиты 88

74. Знаете ли вы правила пользования противогазом? 89

75. Химия огнетушителя . , , , 90

76. Четыре вопроса из истории атома , 90

77. Аэростаты заграждения   91

78. Трехступенчатая ракета (арифметическая задача) . 92

Ответы на задачи    93 

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Занимательные задач и по военному делу (Вальдман) 1958 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 49. В МИРЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ СНАРЯДОВ

1. При помощи баллисты бросали тяжелые камни, окованные железом бревна, тяжелые стрелы и т. п. Из арк- баллист метали стрелы, каменные или свинцовые ядра; из бриколей — тяже-лые стрелы. Для катапульты ядрами служили камни, бочки с горящей смолой и даже ящики со змеями. Средневековые метательные машины с противовесом — фрондиболы и «пороки» стреляли каменными ядрами.

2. В зависимости от калибра, первые ядра именовались «малый орех», «крупный орех», «яблоко», «апельсин», «голова ребенка», «голова взрослого человека» и т. д.

Чугунные ядра просуществовали в артиллерии до середины XIX в.

Разрывные снаряды были изобретены во второй половине XVI в. Они представляли собой начиненные порохом чугунные полые ядра с трубкой для воспламенения разрывного заряда.

Гранатами в русской артиллерии назывались разрывные снаряды весом до одного пуда, бомбами — весом больше пуда.

3. Фугасное действие определяется объемом воронки, получаемой в ре

зультате разрыва гранаты. Объем воронки зависит от силы и веса заряда ВВ, величины углубления гранаты в среду и физических свойств этой среды. Например, при разрыве 76-мм фу-гасной гранаты в среднем грунте образуется воронка диаметром 1 м и глубиной 0,5 м.

Фугасные гранаты предназначаются для разрушения небетонированных оборонительных сооружений (окопов, дзотов, наблюдательных пунктов и т. д.), Фугасное действие гранаты вы-зывается газами, которые образуются при взрыве помещенного в ней заряда взрывчатого вещества. В момент взрыва газы давят с большой силой на окружающую среду, вследствие чего и происходит разрушение преграды, в которую проник снаряд.

4. Это делается для того, чтобы при разрыве гранаты получалось возможно больше осколков.

Бризантной гранатой называется осколочная граната, снабженная дистанционным взрывателем. При разрыве бризантной гранаты в воздухе осколки летят навесно и поражают цели, находящиеся за вертикальными укрытиями.

5. Калибр обыкновенных бронебойных снарядов равен калибру орудия, поэтому они называются калиберными снарядами. Подкалиберные бронебойные снаряды называются так потому, что поражение они наносят не самим корпусом снаряда, а своим сердечником, калибр которого значительно меньше калибра орудия. Подкалиберный снаряд разрывного заряда не имеет.

Действие кумулятивных (бронепрожигающих) снарядов основано на том, что взрыв заключенного в них взрывчатого вещества осуществляется направленно в сторону пробиваемой преграды. Это достигается особой конструкцией снаряда.

Для разрушения бетонных и железобетонных сооружений требуются снаряды крупных калибров—203-мм и более. Поэтому бетонобойные снаряды применяются в тяжелой артиллерии и в артиллерии большой мощности.

6. Зажигательный снаряд предназначается для поджога деревянных строений, сухого леса и других объектов в районе расположения противника. Осветительный снаряд —для освещения местности ночью в районе расположения противника.

Дымовой снаряд; он имеет в качестве дымообразующего вещества смесь красного и белого фосфора. Облако дыма, образующееся при разрыве одного 122-мм дымового снаряда, 1меет диаметр до 40 м и не рассеивается при слабом ветре в течение 1 минуты.

7. Радиовзрыватель — это своего рода радиолокационная станция, вся аппаратура которой помещается в головке зенитного снаряда. Антенна ра

диовзрывателя при полете в воздухе излучает и, в случае наличия цели, воспринимает отраженный от нее сигнал. Когда снаряд находится ближе всего к воздушной цели, срабатывает электровзрыватель и снаряд взрывается.

8. Устойчивость движения минометной мины в воздухе обеспечивается стабилизатором.

Так как мина имеет значительно меньшую скорость, чем снаряд, и выстреливается под углами возвышения больше 45°, то благодаря своей крутой траектории она может поразить такие цели, которые для снарядов пушки и гаубицы находятся в мертвом пространстве.

Поэтому же благодаря большому углу встречи с преградой мина не рикошетирует.

9. Самодвижущиеся ракетные (реактивные) снаряды летят за счет работы порохового двигателя — сгорания пороха в реактивной камере снаряда. Вырывающаяся назад струя газов толкает снаряд вперед. Таким образом, реактивный снаряд движет сила реактивной тяги.

Так как при полете ракетного снаряда порох постепенно сгорает, то к концу полета такой снаряд весит меньше, чем вначале (что сказывается отрицательно на его баллистических каче-ствах).

10. КТМ-1—головной ударный взрыватель, имеющий две установки — на мгновенное и на инерционное действие.

Снаряд отсчитывает секунды с помощью своеобразных «секундомеров»— дистанционной трубки и дистанционного взрывателя, которые срабатывают через заданное число се

кунд в зависимости от их установки. Трубку применяют к шрапнели, осветительному и зажигательному снаря

дам; дистанционный ’ взрыватель — к бризантной гранате.

50. ДЕВИЗ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО РАЗВЕДЧИКА

В звездочках и квадратиках: 1. Наводка. 2. Замковый. 3. Сетка. 4. Прицел. 5- Огонь. 6. Эллипс. 7, Стереотруба. 8 Позиция. 9. Тренога. 10. Тягач. 11. Баллистика. 12. Панорама. 13. ПУАЗО. 14. Угломер. 15. Разрыв. 16. Минус.

17. Буссоль. 18. Наблюдение. 19. Разведчик. 20. Траектория. 21. Упреждение.

22. Картечь. 23. Перекрестие.

В звездочках: «Найти цель — это значит наполовину уничтожить ее».

51. КАКАЯ РАЗНИЦА...

1. Карбюраторный двигатель — двигатель внутреннего сгорания, в котором горючая смесь из легкого жидкого топлива и воздуха приготавливается вне цилиндров, в специальном приборе — карбюраторе, и зажигается в цилиндре электрической искрой при помощи запальной свечи. Такой двигатель устанавливается обычно на мотоциклах, автомобилях и тракторах.

Дизель — двигатель внутреннего сгорания, в котором горючая смесь из тяжелого жидкого топлива и воздуха образуется в самом цилиндре и воспламеняется в результате сжатия смеси поршнем. Дизели устанавливаются на автомобилях повышенной проходимости, гусеничных тракторах, тягачах и танках.

2. Богатая горючая смесь — газообразная смесь, в которой количество воздуха, приходящегося на единицу топлива, меньше, чем это требуется для его полного сгорания.

Бедная горючая смесь — газообразная смесь, в которой количество воздуха больше, чем требуется для полного сгорания топлива.

3. Газобаллонный автомобиль — автомобиль с газовым двигателем, ра

ботающим на газовом топливе. Запас сжатого или сжиженного газа хранится в специальных баллонах.

Газогенераторный автомобиль — автомобиль с газовым двигателем, работающим на газовом топливе, вырабатываемом в специальном газогенераторе, установленном на машине Ге-нераторный газ получается в результате неполного сгорания твердого топлива (древесные чурки, полукокс, древесный или каменный уголь и др.).

4. Газотурбинный автомобиль — автомобиль с газовой турбиной в качестве двигателя, силовой передачей и ведущими колесами, играющими роль движителя.

Турбореактивный автомобиль — автомобиль с турбореактивным двигателем авиационного типа, являющимся сочетанием газовой турбины и реактивного движителя.

5. Велосипед — обычно двухколесная одноколейная транспортная машина, ведущее колесо которой приводится в движение через педальную передачу мускульным усилием ног сидящего на ней велосипедиста.

Мотоцикл — двухколесная одноколейная самоходная транспортная ма

шина, приводимая в движение двигателем внутреннего сгорания и предназначенная для движения по безрельсовым дорогам.

Мотороллер — новый тип двухколесной одноколейной транспортной машины, усовершенствованный мотоцикл с низким сиденьем для водителя, под которым расположены двигатель и трансмиссия, закрытые обтекаемым кожухом. У мотороллера небольшие колеса и подвеска, обеспечивающая высокую плавность хода. Отечественная промышленность выпускает мотороллеры «Тула» Т-200 и «Вятка» ВП-150.

6. Ведущие колеса — колеса, к осям которых приложено переданное через трансмиссию усилие двигателя и вращение которых перемещает машину. Ведущие колеса гусеничной машины перематывают гусеничную цепь Направляющие колеса колесной машины соединены с рулевым управлением и служат для направления движения машины. «Направляющие» колеса гусеничной машины натягивают гусеничную цепь.

7. Трактор — колесная или гусеничная самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания. Применяется для передвижения прицепных или навесных сельскохозяйственных и до-рожных машин и орудий, для работы стационарных машин, трелевки, буксирования прицепов с грузом, артиллерийских орудий и т. д.

Тягач — колесная, гусеничная или полугусеничная самоходная транспортная машина с двигателем внутреннего сгорания, применяющаяся для буксирования прицепов с грузом, артиллерийских орудий и т. д. и имеющая кузов

для перевозки грузов, орудийных расчетов и т. д.

8. Главный фрикцион — многодисковое сцепление, служащее для передачи мощности от двигателя к коробке передач в танке.

Бортовые фрикционы — многодисковые сцепления, служащие для передачи мощности от коробки передач к бортовой передаче в танке и от главной передачи к бортовой передаче в гусеничном тракторе.

9. Бронеавтомобиль — боевая, бронированная и вооруженная пушками и пулеметами колесная самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания, предназначенная для разведки, охранения и связи.

Бронетранспортер — боевая, бронированная и вооруженная пулеметами колесная, полугусеничная или гусеничная самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания и броневым чор- пусом открытого типа, предназначенная для перевозки пехоты и для разведки.

10. Танк — боевая бронированная и вооруженная пушками и пулеметами гусеничная самоходная машина, с двигателем внутреннего сгорания, с вращающейся орудийной башней, могущая передвигаться в условиях бездорожья и преодолевать различные естественные и искусственные препятствия.

Самоходная артиллерийская установка (САУ) боевая, частично или полностью бронированная, имеющая мощное артиллерийское вооружение, а также пулеметы, гусеничная или колесная самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания. Предназначается для уничтожения живой силы и боевой техники противника с открытых и закрытых огневых позиций.

52. ДВЕНАДЦАТЬ ВОПРОСОВ ИЗ ИСТОРИИ АВТОМОБИЛЯ, ТРАКТОРА И ТАНКА

1. «Самобеглую коляску» построил в 1752 г. крестьянин Нижегородской губернии Леонтий Шамшуренков.

Экипаж И. П. Кулибина назывался «самокат». Его приводил в движение специальным педальным приводом человек, стоявший за сиденьем пассажиров.

«Паровой слон» — паровой автомобиль русского изобретателя Аммоса Черепанова. «Сухопутный пароход» — паровой автопоезд изобретателя торцовой мостовой В. П. Гурьева.

2. Первые советские автомобили— полуторатонные грузовые автомобили марки АМО-Ф-15—были выпущены Московским автозаводом АМО в 1924 г. Горьковский автозавод и Московский автозавод им. И. А. Лихачева начали серийный выпуск автомобилей в 1932 г.

Первый завод по производству синтетического каучука по способу С. В. Лебедева был пущен в Ярославле в 1932 г. В настоящее время Ярославль— крупный центр шинного и автомобильного производства.

3. Гусеничный ход предложен и осуществлен впервые штабс-капитаном русской армии Д. Загряжским в 1837 г.

«Вагон с бесконечными рельсами»— повозку на гусеничном ходу и «самоход» — паровой гусеничный трактор изобрел русский механик Ф. А. Блинов (в 1878—1888 гг.).

4. Первый в мире колесный трактор был построен русским изобретателем Я. В. Маминым в 1910 г.

Первый советский трактор назывался «Карлик».

Сталинградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского начал выпуск

тракторов в 1930 г.; Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе— в 1931 г.; Челябинский тракторный завод—в 1933 г.

5. «Острожок» (от слова «острог»— крепость)—небольшая деревянная крепостца, применялась сибирскими казаками в XVI в. Представляла собой защищенную от вражеских стрел и копий повозку на колесах. Внутри повозки, скрытые за толстыми дубовыми досками, находились вооруженные воины, которые катили «острожок» до сближения с врагом, не неся при этом потерь.

«Гуляй-город» (передвижная крепость)— многоэтажная осадная башня, вооруженная пушками и пищалями. «Гуляй-город» катили на бревнах, которые подкладывались под него. Построен военным инженером Иваном Вы- родковым; успешно применялся при осаде Казани в 1552 г,

6. В 1856 г. русский механик в. С. Пятов впервые в мире разработал способ изготовления броневых плит прокаткой, а в 1859 г. — способ увеличения прочности брони цементацией.

В 1911 г. русский инженер, сын выдающегося ученого химика Д. И. Менделеева, В. Д. Менделеев разработал проект 170-тонного танка.

В 1915 г. в Риге был построен и испытан первый в мире танк конструкции Пороховщикова, названный «вездеходом». Гигантский колесный танк был построен в 1915 г. по проекту капитана Н. Н. Лебеденко при участии выдающегося русского ученого Н. Е. Жуковского и известного ныне конструктора авиационных моторов А. А. Микулина.

7. Мощное вооружение, броневая защита и большая подвижность.

8. В 1920—1922 гг. на заводе «Красное Сормово» были построены первые 15 советских танков. Танки принимали участие в боях на фронтах гражданской войны.

В 1927 г. на вооружение Советской Армии поступает малый танк сопровождения пехоты МС-1 («малый сопровождения»). Эти танки в 1929 г. участвовали в боях на дальневосточной границе нашей Родины. В 1931 г. на вооружение поступает легкий колесно-гусеничный танк БТ («быстроходный танк») — самый быстроходный танк в мире, имевший скорость на гусеничном ходу 52 км/час и на колесном — 70 км/час. В-2 — созданный советскими конструкторами первый в мире мощный танковый дизель (начал устанавливаться на танках с 1938 г.).

9. В песне упоминаются события у озера Хасан (29 июля — 1 августа 1938 г.). Ближайший танковый батальон находился от озера на расстоянии 100 км. Ночью 1 августа батальон прибыл в район боевых действий. С помощью наших танков Т-26 и советских воинов-танкистов были взяты высоты Заозерная и Безымянная.

10 Лучшим танком второй мировой войны был советский средний танк Т-34 конструкции М. И. Кошкина, А. А. Морозова и Н. А. Кучеренко, принятый на вооружение в 1940 г.

В конце 1939 г. начался выпуск самого мощного тяжелого танка первого периода Великой Отечественной войны — танка КВ-1 конструкции Ж. Я. Котина и Н. Л Духова. В начале 1944 г. на полях сражений появился советский тяжелый танк ИС — самый мощный танк завершающего периода Великой Отечественной войны.

11. Перечисленные буквы и цифры являются марками самоходно-артиллерийских установок (САУ). Цифры обозначают калибр орудия: СУ-76 — 76-мм самоходная пушка; СУ-85—85-мм самоходная пушка; СУ-100 — 100-мм самоходная пушка; СУ-122—122-мм самоходная гаубица; СУ-152—152-мм самоходная гаубица-пушка.

12. В битве на Курской дуге столкнулись почти 5000 советских танков против 5000 фашистских.

В Берлинской операции с нашей стороны участвовало 6300 танков.

53. МЕХАНИКА, ТЕПЛОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА В АВТОМОБИЛЕ, МОТОЦИКЛЕ, ТРАКТОРЕ И ТАНКЕ

1. Скорость отечественных легковых автомобилей 90—140 км/час, скорость наших грузовых автомобилей — 60—80 км/час. С возрастанием скорости возрастает и сопротивление воздуха, которое вынужден преодолевать автомобиль. Поэтому кузов обтекаемой формы, испытывающий меньшее сопротивление воздуха, чем кузов меобте- каемой формы, нужен в первую очередь легковой автомашине.

Скорость спортивных и гоночных автомобилей достигает нескольких сот километров в час, поэтому такой автомобиль должен обладать еще лучшими аэродинамическими формами. Такой формой и является форма капли.

Велосипедисту, едущему вплотную за мотоциклом, при быстром движении не приходится преодолевать сильного сопротивления воздуха. Его преодолевает едущий впереди мотоциклист. По

з то АЛ у велосипедист может развить большую скорость, чем при гонке без лидера.

2. Вращающиеся колеса велосипеда и мотоцикла обладают свойствами гироскопа. Колесо стремится сохранить плоскость своего вращения неизменной Этой силы оказывается достаточно для поддержания равновесия машины при небольших отклонениях плоскости колес от вертикали.

Мчащаяся машина совершает поворот на вираже наклонно, под углом тем большим, чем больше крутизна виража. Центробежная сила в этом случае стремится не опрокинуть машину, а наоборот, выпрямить ее. Но этому противится сила тяжести. В результате мчащаяся машина проходит вираж и не опрокидывается.

3 Первичным источником энергии для работы механизмов управления является мускульное усилие водителя.

Действие рук водителя на рулевое колесо создает так называемую пару сил Пара сил не имеет равнодействующей: под действием пары сил тело начинает вращаться.

Устройства, передающие усилие водителя к механизмам, осуществляющим повороты, торможение и т. п., являются сложными системами рычагов.

4. Дисковое сцепление автомобиля и мотоцикла, муфта сцепления и бортовые фрикционы трактора, главный фрикцион и бортовые фрикционы танка — это однодисковые, двухдисковые или многодисковые муфты сцепления, в которых передача усилия осуществляется при помощи силы трения, развивающейся между ведущими и ведомыми дисками (на рисунке слева изображено однодисковое сцепление автомобиля, справа — многодиско

вый главный фрикцион танка) В тормозных устройствах автомобиля, мотоцикла и велосипеда трение также выполняет полезную работу,

5. Рессора поглощает энергию ударов. получаемых автомобилем, трактором и танком при движении по неровностям пути.

В качестве рессор используются листовые рессоры и пружины.

Амортизатор — гаситель колебаний рессоры.

Зависимая (или балансирная) подвеска — общая подвеска колес автомобиля или нескольких катков трактора и танка, соединенных между собой балансиром. Независимая подвеска — отдельная подвеска каждого колеса и катка. Независимая подвеска значительно повышает плавность движения.

6. Ведущие колеса у грузовых автомобилей делаются двойными (двухскатными), гак как при этом увеличивается площадь опоры машины, уменьшается удельное давление (вес машины, приходящийся на единицу опорной поверхности) и улучшается сцепление с грунтом.

Вес трехосного грузового автомобиля распределяется не на шесть, как у обычного грузового автомобиля, а на десять колес. Такой автомобиль обладает повышенной проходимостью, потому что его удельное давление невелико

Удельное давление танка знамя/ тельно меньше, чем удельное давление бронеавтомобиля, так как площадь опоры танка равна нескольким квадратным метрам, а площадь опоры бронеавто-мобиля — меньше одного квадратного метра.

Широкие и длинные гусеницы у болотоходного трактора делают его

удельное давление еще меньшим, чем у обычного трактора. Это позволяег ему передвигаться по болотам, непроходимым для человека.

Танк не опрокинется в ров, так как ширина рва равна половине длины танка, а центр его тяжести расположен точно посредине машины

7 И то и другое делается для лучшего сцепления протектора и траков с дорогой. Для того чтобы автомобиль, мотоцикл, трактор и танк двигались, необходима известная сила трения колес и гусениц о грунт. Если эта сила будет меньше известной величины, то начнется буксование. Чем тяжелее машина и мягче грунт, тем сильнее должно быть ее сцепление с грунтом. Поэтому, если, например, тяжелая или перегруженная машина увязает в грязи (т. е. ее ведущие колеса буксуют), то для увеличения сцепления колес с грунтом их обматывают цепями, под колеса подкладывают доски (так как сила трения между колесом и доской больше. чем между колесом и мягким грунтом) и т. п. Для этого же прикрепляют шипы на колеса мотоцикла при движении по снегу.

8. Передача велосипеда будет равна Х28=84 дюймам. При такой передаче велосипед за один оборот педалей пройдет 670 см (84Х 3,14X2,54 = 670, где 84 — передача в дюймах, 3,14 — отношение длины окружности к ее диаметру, а 2,54 — коэффициент для перевода дюймов в сан-тиметры).

9. Коленчатый вал преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение аала Распределительный вал, наоборот, превращает с помощью кулачков вращательное

движение в прямолинейное движение толкателей

Вращение распределительного вала осуществляется через шестеренчатую или цепную передачу от коленчатого вала. Коленчатый вал приводит в действие (через шестеренчатую, ре-менную или зубчатую передачи или через распределительный вал) масляный, топливоподкачивающий, топливный и водяной насосы, вентилятор, генератор, приборы зажигания, нагнетатель и другие вспомогательные агрегаты и механизмы двигателя.

10. Кроме обычной шестеренчатой коробки передач, существует планетарная коробка передач. Автоматическая трансмиссия, состоящая из гидротрансформатора и планетарной коробки передач, установлена на легковом автомобиле «Волга».

Дифференциал — устройство для обеспечения различной скорости каждого из ведущих колес автомобиля, трактора и танка при поворотах, на неровностях пути и т. д. Он «делит» скорости полуосей таким образом, чтобы колесо, идущее по внешней дуге поворота, вращалось бы быстрее, а колесо, идущее по внутренней дуге, —• соответственно медленнее, чем вращается вал. При повороте гусеничной машины притормаживают также одну из гусениц.

Планетарная передача так названа потому, что в ней вокруг центральной «солнечной» шестерни обращаются шестерни-спутники — «сателлиты». Планетарные передачи применяются в коробках передач, механизмах поворота танка, бортовых передачах, в механизме поворота башни и в других устройствах танка.

11. В двигателе внутреннего сгора

ния имеются водяной насос, масляный насос, топливоподкачивающий насос. В дизеле имеется, кроме того, топливный насос.

Карбюратор — прибор для приготовления горючей смеси. Поплавок карбюратора является гидроавтоматом: всплывая, он запирает отверстие, через которое подается топливо, а когда бен-зин уходит из поплавковой камеры, он опускается вместе с закрепленной на нем иглой и освобождает путь очередной порции бензина в камеру,

Гидромуфта и гидротрансформатор — гидродинамические передачи-механизмы. состоящие из предельно сближенных и соосных рабочих колес центробежного насоса и гидравлической турбины. С помощью гидродинамических передач осуществляется бесступенчатое и автоматическое изменение числа оборотов ведомого вала в зависимости от величины приложенного к нему сопротивления. Такие передачи установлены на легковых автомобилях ЗИМ (гидромуфта) и «Волга» (гидротрансформатор).

Гидроамортизатор — гидравлический гаситель колебаний подвески.

Давление жидкости в трубах и цилиндрах гидравлических передач тормоза. усилителя рулевого управления и опрокидывающего механизма передается по закону Паскаля (давление, производимое на жидкость, передается во все стороны равномерно).

12. Чем сильнее будет сжата рабочая смесь (до определенного предела) перед процессом сгорания, тем больше работы произведут газы, получающиеся при ее сгорании. Сжатие воздуха в цилиндре дизеля нужно, кроме того, для самовоспламенения

впрыскиваемого топлива.

При взрыве горючей смеси температура образовавшихся газов в карбюраторном двигателе достигает 2400°. а давление — 45 атмосфер. Эти же данные для дизеля—2000° и 100 атмосфер.

Жиклер работает, как пульверизатор: разрежение в смесительной камере создается засасывающими воздух поршнями двигателя. В физике такое явление носит название «принципа Бернулли».

Автомобильный насос является нагнетательным воздушным насосом; воздух, сжатый в шине, играет роль эластичной рессоры.

На автомобилях, автобусах и троллейбусах установлены пневматические стеклоочистители; в автобусах и троллейбусах двери открываются и закрываются за счет энергии сжатого воздуха.

13. Для двигателей мотоциклов применяется главным образом воздушное охлаждение, при котором тепло стенок цилиндра передается непосредственно воздуху. С целью усиления теп-лоотдачи стенок цилиндра на них делаются ребра, которые увеличивают поверхность охлаждения.

В трубках радиатора происходит охлаждение нагревшейся от работы двигателя воды: она отдает свое тепло воздуху, прогоняемому между трубками вентилятором.

Циркуляция воды в системах охлаждения бывает естественная, термосифонная (за счет опускания более холодных слоев воды и поднятия более теплых) и принудительная (с помощью насоса).

Термостат — тепловой автомат, регулирующий интенсивность охлаждения воды путем прекращения ее цирку

ляции через радиатор при понижении температуры.

Если холодную воду залить в рубашку охлаждения прогревшегося двигателя, в ней появятся трещины от быстрого, неравномерного охлаждения.

14. Источниками электрического тока являются аккумуляторная батарея (вверху слева), генератор (внизу слева); потребителями — свеча (посредине внизу), стартер (внизу спра

54. «НОМЕРА» МОТОЦИКЛОВ

Слева направо: М-1-М, С-354, М-52 и М-77.

Мотоциклы делятся на классы в зависимости от рабочего объема двигателя, выраженного в кубических сан-

55. две

На схеме слева направо изображены: такт выпуска, такт сжатия, такт впуска и такт рабочего хода. Правильная последовательность четырех тактов рабочего цикла будет следующая:

ва), фара я сигнал (вверху справа).

15. С помощью поворота башня осуществляется горизонтальная наводка танковой пушки.

Для вращения башни обычно используется мускульная энергия наводчика или электрическая энергия аккумуляторных батарей. Передача энергии к механизму поворота может происходить через механический, электрический или гидравлический приводы.

тиметрах. «Номера» у изображенных на рисунке мотоциклов обозначают, что М-1-М имеет рабочий объем двигателя до 150 см3, С-354 —до 350 см\ М-52 — до 500 см3 и М-77 — до 750 см3.

РАБОТАЕТ

впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Беря по одной букве в каждом из четырех столбцов букв, по порядку последовательности тактов, читаем: «Двигатель — сердце современной машины».

56. ПОЕЗДКА НА АВТОМОБИЛЕ «Изучайте правила уличного движения»

37. ОТ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ДО ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ

Поршень — шатун — коленчатый главная передача — бортовые фрикци- вал — муфта сцепления — соединитель* оны — бортовые передачи — ведущие ная муфта — коробка передач — колеса — гусеничные цепи.

58. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ АВТОМОБИЛЬ!

«Автомобиль — главная транспортная машина Советской Армии».

На рисунке изображены двигатель, бензиновый бак. дифференциал, поршень, клапан, аккумулятор, насос, карданная передача, шатун^ шина, рессо

ра, блок цилиндров, свеча, коленчатый вал, колесо, распределительный вал, а также марки-эмблемы автомобилей «Москвич», «Волга», «Победа», ЯАЗЖ МАЗ и ЗИМ.

/

59 НА АВТОМАГИСТРАЛИ

На рисунке изображены следующие автомобили: 1. «Москвич» М-402. 2. «Москвич» (модель 1946 г.). 3. М-21 «Волга» 4. ЗИЛ-110. 5. ГАЗ-69.

6 ГАЗ-М-20 «Победа». 7. ЗИМ. 8. ГАЗ-51. 9. ГАЗ 63. 10. ЗИЛ-155. 11. ЗИЛ-5

(Урал-ЗИЛ). 12. МАЗ-525. 13. ЯАЗ-210. 14 МАЗ-200. 15. ЗИЛ-151. 16. ЗИЛ-127. 17. ЗИЛ-150.

Автомобили «Москвич» выпускаются Московским заводом малолитраж

ных автомобилей. Автомобили «Волга».

ГАЗ-69, «Победа», ЗИМ, ГАЗ-51 и ГАЗ-63 выпускаются Горьковским автомобильным заводом. Автомобили ЗИЛ-110, ЗИЛ-155, ЗИЛ-151, ЗИЛ-127 и ЗИЛ-150 выпускаются Московским ав-томобильным заводом им. И. А. Лихачева. Автомобили ЗИЛ-5 (Урал-ЗИЛ) выпускаются Уральским автомобильным заводом (г. Миасс). Автомобили МАЗ-525 и МАЗ-200 выпускаются Минским автомобильным заводом. Автомобили ЯАЗ-210 выпускаются Ярославским автомобильным заводом.

60. ТРАКТОРЫ И ТРАКТОРНЫЕ ЗАВОДЫ (кроссворд)

По вертикали: 1. Минск. 2. Сталинград 3. Харьков. 4 Рубцовск. 5. Владимир 6. Челябинск. 7. Липецк.

По горизонтали: 8. «Кировец».

На рисунке в направлении, противоположном движению часовой стрелки изображены: колесный трактор «Беларусь» МТЗ-2 и газогенераторный Грелевочьый трактор КТ-12, выпускае-мые Минским тракторным заводом; трактор ДТ-54, выпускаемый Сталинградским тракторным заводом им. Ф, Э. Дзержинского, Харьковским

тракторным заводом им. Серго Орджоникидзе и Алтайским тракторным заводом им. М. И. Калинина (находится в г. Рубцовске, Алтайского края); колесный трактор ХТЗ-7, выпускаемый Харьковским тракторосборочным заводом; колесный трактор ДТ-24, выпускаемый Владимирским тракторным заводом им. А. А. Жданова; трактор С-80, выпускаемый Челябинским тракторным заводом; трактор «Кировец Д-35», выпускаемый Липецким тракторным заводом.

61 ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ СЛОВ НА БУКВУ «Т»

1. Такт. 2. Танк, 3. Танкетка. 4. Танкист. 5 Танкодром. 6 Таран. 7. Тарелка 8. Техника. 9. Толкатель 10. Тонна 11. Топливо. 12. Торможение. 13. ТПУ

14. Трак. 15 Трактор. 16 Тракторист.

17. Трал. 18. Трансмиссия. 19. Трелевка

20 Трение. 21. «Тридцатьчетверка».

22. Трос. 23. Тряска. 24. Тяга 25. Тягач.

62. ХОДОМ ГУСЕНИЦЫ

Сопооавляя буквы на траках с

цифрами на «грунте» (так, как они уже

сопоставлены на рисунке, и так, как они номеров, читаем: «Изучение трактора должны совместиться при движении тя- — изучение танка», гача вперед) и беря буквы по порядку

63. СУХОПУТНЫЕ КРЕЙСЕРЫ

1. Проект сверхтяжелого танка оусского инженера В, Д. Менделеева (1911 г.). 2. «Вездеход» — первый в мире танк, конструкции Пороховщикова, построенный в 1915 г. в Риге. 3. Колесный танк-гигант, построенный в 1915 г. Н. Н. Лебеденко при участии Н, Е. Чуковского и А. А. Микулина. 4. Первый советский танк «Борец за свободу тов Ленин», построенный в 1920 г. на заводе «Красное Сормово». 5. Советский танк МС-1 («малый сопровождения») 1927 г. 6. Советский колесногусеничный танк БТ («быстроходный

танк») 1931 г. 7. Советский тяжелый танк КВ-1 (1939 г.). 8. Советский средний танк Т-34 (1940 г). 9 Советский тяжелый танк ИС (1944 г.). 10. Советская самоходно-артиллерийская установка СУ-76 (1942 г.). 11. Советская самоходно-артиллерийская установка СУ-152 (1943 г.). 12. Советский полугусеничный бронетранспортер. 13. Первый русский бронеавтомобиль. Построен на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге в 1914 г. 14. Советский бронеавтомобиль (1941—1945 гг.). 15. Тяжелая бронедрезина. 16. Бронепоезд.

64. ТАНК ВЕДЕТ ОГОНЬ

В первом случае наш танк ведет огонь по второму танку противника; во втором случае — по третьему, в треть

ем случае — по первому и в четвертом случае —по второму вражескому танку.

65. ТАНК —СЛОЖНАЯ МАШИНА

1. Двигатель внутреннего сгорания (танковый дизель). 2. Гусеничный ход. 3. Боочя (броневой корпус танка). 4. Вращающаяся броневая башня танка 5. Пушка танка. 6. Танковый пулемет ДТ (модификация ручного пулемета

ДП). 7. Танковая зенитная установка с пулеметом ДШК. 8. Телефон (танковое переговорное устройство со шлемофонами). 9. Приемопередатчик (танковая радиостанция), 10. Перископ (перископический смотровой прибор танка).

66. КАКАЯ РАЗНИЦА.-

1. ФАБ—фугасная авиабомба; предназначается для разрушения сооружений; снаряжается взрывчатым веществом (ВВ).

НАБ — невзорвавшаяся авиабомба.

Неиотооые авиабомбы могут иметь взрыватели замедленного действия или взрыватели-ловушки. Невзорвав» шиеся авиабомбы обезвреживаются специалистами-пиротехниками.

ЗАБ — зажигательная авиабомба; предназначается для поражения воспламеняющихся или взрывающихся объектов и уничтожения сооружений и техники при помощи огня; снаряжается зажигательными веществами.

ХАБ—-химическая авиабомба; снаряжается отравляющими веществами (ОВ) и ВВ. При взрыве заряда взрывчатого вещества корпус бомбы разрушается и ОВ рассеивается.

2. Иприт — отравляющее вещество Тяжелая маслянистая жидкость темнобурого цвета, запах которой напоминает запах чеснока или горчицы.

Люизит — отравляющее вещество. Тяжелая маслянистая жидкость темно-бурого цвета, запах которой (в малых концентрациях) напоминает запах листьев цветущей герани*

3. В атомной бомбе в качестве ядерного взрывчатого вещества используется уран-233, уран-235 или плутоний-239. Заряд бомбы разделен на несколько частей, каждая из которых меньше так называемой критической массы. При срабатывании взрывателя эти части сближаются, и так как суммарная масса частей заряда становится больше критической, возникает цепная ядерная реакция деления ядер атомов — происходит атомный взрыв. При взрыве 1 кг урана-235 освобождается энергия, примерно равная энергии взрыва 20 000 т тротила.

Водородная бомба—атомная бомба, в которой в качестве ядерного взрывчатого вещества используются изотопы водорода (дейтерий и тритий). «Взрывателем» водородной бомбы служит обычная атомная бомба. При взрыве урана или плутония развивается

температура порядка десятков миллионов градусов. При этой температуре начинается термоядерная реакция — соединение (синтез) дейтерия и трития с образованием гелия и происходит термоядерный взрыв. При ядерной реакции синтеза освобождается значительно больше энергии, чем при реакции расщепления атомных ядер.

4. Станция дальнего обнаружения и наведения—радиолокационная станция для раннего обнаружения самолетов противника, для своевременного предупреждения частей ПВО и для на-ведения истребительной авиации на самолеты противника. Радиолокатор станции имеет индикатор кругового обзора

Станция орудийной наводки (СОН)— радиолокационная станция для целеуказания и управления огнем зенитной артиллерии. Радиолокатор такой станции, имея меньшую дальность, чем у станции обнаружения, обладает высокой точностью определения координат воздушных целей.

5. ЗА — зенитная артиллерия. Вид артиллерии, предназначенной для ПВО Современная зенитная артиллерия, оснащенная мощными пушками малого, среднего и крупного калибров, точными приборами управления огнем, радиолокационными станциями орудийной наводки, способна вести массированный и непрерывный огонь, уничтожая воздушные цели и отражая массированные воздушные налеты в любое время года днем и ночью.

ИА — истребительная авиация — главное, наиболее маневренное средство ПВО. Самолеты-истребители ведут боевые действия на дальних и ближних

подступах к прикрываемым объектам днем и ночью.

Современные реактивные истребители обладают значительным потолком, сверхзвуковой скоростью, большой маневренностью и мощным вооружением. В их задачу входит уничтожение бомбардировщиков противника и прикрывающих их истребителей, а также уничтожение самолетов-снарядов и дальнобойных ракет.

6. Частичное затемнение допускает маскировочное освещение улиц, территорий объектов, железнодорожных станций, пристаней, а также ограниченное освещение транспорта и ограни-ченную световую сигнализацию. Светящаяся реклама и домовые номерные фонари отключаются. Окна жилых домов, промышленных, торговых и общественных зданий затемняются.

Полное затемнение вводится в зоне, наиболее подверженной угрозе воздушного нападения. При этом режиме запрещается применять маскировочное освещение улиц, территорий объектов; свет автомобильных фар и уличных светофоров еще больше ограничивается.

7. Убежище — специально построенное отдельно стоящее подземное, встроенное в здание или оборудованное в подвальном этаже железобетонное или бетонное сооружение для защиты населения от фугасных авиабомб, осколков, ударной волны, светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения и ОВ.

Укрытие — дерево-земляное, кирпичное или из сборного железобетона сооружение на открытой местности для защиты населения от осколков авиа

бомб, ударной волны, светового излучения и проникающей радиации атомного взрыва. Укрытиями являются щели, землянки и галереи.

8. Фильтрующий противогаз очищает (фильтрует) от ОВ, радиоактивных веществ и болезнетворных микробов вдыхаемый человеком наружный воздух. Так, например, в гражданском противогазе ГП-4 зараженный воздух очищается специальным химическим поглотителем и противодымным фильтром, размещенными в противогазовой коробке.

Изолирующий противогаз (например, кислородный изолирующий прибор КИП-5) полностью изолирует органы дыхания человека от окружающей атмосферы. Дыхание обеспечивается запасом кислорода, имеющегося в приборе, и очисткой выдыхаемого воздуха от углекислоты с помощью химического поглотителя. Изолирующими противогазами пользуются в тех случаях, когда применение фильтрующих не обеспечивает защиту от ОВ.

9. Дегазация — обеззараживание ОВ или удаление их с местности, зданий, сооружений и других зараженных предметов.

Дезактивация — удаление радиоактивных веществ с одежды, предметов оснащения и техники, сооружений и местности.

10. Жидкопенный огнетушитель применяется для тушения твердых горючих веществ и горючих жидкостей (жидкопенный огнетушитель ОП-1).

Густопенный огнетушитель применяется преимущественно для тушения легковоспламеняющихся жидкостей (густопенный огнетушитель ОП-3).

67. ФИЗИКА И ХИМИЯ В ПВО

1. На рисунке изображены: дальнобойная ракета, реактивный бомбардировщик, авиационный реактивный снаряд, реактивный истребитель и самолет-снаряд. Дальнобойная ракета имеет жидкостный реактивный двигатель; реактивный истребитель и реактивный бомбардировщик — турбореактивный двигатель; самолет-снаряд — воздушно-реактивный двигатель; авиационный реактивный снаряд — пороховой реактивный двигатель.

В основе движения реактивных самолетов и снарядов лежит 3-й закон механики — закон равенства действия и противодействия.

Турбореактивный снаряд — авиационный реактивный снаряд, устойчивость которого в полете достигается его вращением. У таких снарядов хвостовое оперение отсутствует, а сопла делаются наклонными.

2. Меньше скорости звука. При сверхзвуковой скорости самолета шум работы его двигателя слышен уже тогда, когда самолет пролетел над наблюдателем.

Самолет, летящий быстрее звука, вызывает в окружающем воздухе так называемую баллистическую волну. При небольшой высоте полета сверхзвукового самолета такая ударная волна обладает поражающим свойством. Шум пролетевшего над наблюдателем сверхзвукового самолета воспринимается им как взрыв.

Падающая авиабомба издает свистящий (шипящий) звук в результате завихрений, возникающих за стабилизатором, так как воздух устремляется

в разреженное пространство, образующееся за бомбой. Кроме того, существуют авиабомбы с «ревунами» — специальными трубками, которые издают резкий вой во время полета бомбы.

Свист (вой) падающей авиабомбы наблюдатель на земле всегда слышит повышающимся, так как бомба приближается к наблюдателю сверху (эффект Доплера), а скорость падения по мере приближения к земле увеличивается.

Работа звукоулавливателя акустического пеленгатора основана на способности человека различать разницу во времени восприятия звука каждым ухом. Отсюда одна или две пары рупо-ров. С помощью двух пар рупоров определяют не только направление на самолет по горизонту (азимут), но и высоту его над землей (угол места).

3. Траектория падающей бомбы складывается из равномерного поступательного движения по инерции, сообщенного ей горизонтальным полетом самолета, и свободного падения под действием силы тяжести. В результате бомба падает не в точку, находящуюся под бомбардировщиком в момент бомбометания, а в значительно удаленную от нее, упрежденную точку.

При пикировании авиабомба не просто падает с самолета, как при бомбометании с горизонтального полета, а как бы выстреливается с начальной скоростью, равной скорости само- ПАТА в момент сбрасывания. Эта скорость значительно превышает скорость горизонтального полета. Большая начальная скорость авиабомбы, наклонная к горизонту траектория ее полета, небольшое расстояние до цели (все

го 500—100 м) приводят к тому, что траектория бомбы оказывается почти прямой линией.

При обтекаемой форме авиабомбы сопротивление воздуха значительно уменьшается. Стабилизатор обеспечивает падение бомбы головной частью вперед, т. е. в положении, когда сопротивление воздуха минимально; кроме того, бомба ударится о преграду находящимся в головной части взрывателем (если это авиабомба со взрывателем ударного действия).

Взрыватель ударного действия срабатывает от удара авиабомбы о преграду; взрыватель-ловушка — при сотрясениях, изменении первоначального положения бомбы и т. д. При сбрасы-вании авиабомбы со взрывателем дистанционного действия специальное приспособление — «ветрянка» — под влиянием встречного потока воздуха вывинчивает удерживающий стержень и освобождает ударник. Взрыватель замедленного действия имеет часовой механизм, начинающий работать при падении бомбы.

Чем больше высота бомбометания, тем дольше авиабомба движется равноускоренно и тем самым приобретает еще большую скорость. А чем больше калибр, т. е. вес бомбы, тем легче она преодолевает сопротивление воздуха, что также увеличивает скорость ее падения. Движущаяся со значительной скоростью тяжелая металлическая бомба сигарообразной формы обладает большой пробивной силой. Это позволяет ей, прежде чем взорваться, пробить преграду значи-тельной толщины и прочности.

Главный поражающий фактор фугасной авиабомбы — ударная волна

ее взрыва. Чем крупнее калибр фугасной бомбы, тем больше в ней находится взрывчатого вещества и тем, следовательно, сильнее ее фугасное действие. Осколочные авиабомбы предназ-начаются для поражения живых целей осколками. Поэтому они изготовляются толстостенными и имеют такой заряд ВВ, какой необходим лишь для образования осколков и их разбрасывания. Осколочные авиабомбы сбрасываются обычно сериями по нескольку штук в каждой.

4. Термит представляет собой смесь порошков железной окалины Рез О4 и алюминия А1. Для усиления горения к термиту добавляют вещества, содержащие кислород (селитры, перекиси и т. п.).

Напалм — сгущенный бензин с температурой горения 800—1100°. По внешнему виду напалм напоминает резиновый клей. Слово «напалм» происходит от начала слов «нафтеновая» и «пальмититовая». Эти кислоты входят в смесь, являющуюся загустителем бензина.

Электрон (сплав магния, алюминия и других металлов) и натрий.

При горении электрона развивается температура до 3000°.

Натрий применяют в зажигательных авиабомбах с целью затруднить тушение пожара водой, так как натрий энергично реагирует с ней, выделяя водород, который при этом загорается. Белый фосфор обладает способностью самовоспламеняться на воздухе, В авиабомбах фосфор используется как зажигательное вещество и как воспламенитель, (например, в напалмовых авиабомбах).

Корпус электронно-термитной за*

жигательной авиабомбы отлит из электрона. Внутренняя полость корпуса заполнена термитом. При горении термита (температура горения 2500°) воспламеняется и сгорает электронный корпус (температура воспламенения электрона 625—650°).

Стабилизирующее приспособление напалмовой авиабомбы представляет собой «хвост» из хлопчатобумажных лент, которые после сбрасывания бомбы разворачиваются в воздухе.

5. СО С12 — фосген; С1 — СОО — СС13 — дифосген; (С2Н4С1)28 — иприт; СбНб • СО • СН2С1 — хлорацетофенон.

Хлор и мышьяк содержит люизит

Цианистый водород (НСМ) называют синильной кислотой.

Горчичный газ—иприт; веселящий газ — закись азота (М2О); «слезоточивыми» являются целый ряд газов, например хлорацетофенон. Угарный газ— окись углерода (СО).

Наиболее распространенные химические авиабомбы ударного действия снаряжаются легколетучими (газообразными, жидкими или твердыми) ОВ. При взрыве такой бомбы твердые ОВ испаряются за счет теплоты взрыва, образуя ядовитое облако. Выливные авиационные приборы служат для выливания с самолетов жидких стойких ОВ.

Чем выше температура воздуха и больше скорость ветра, тем меньше стойкость ОВ.

С помощью УПИ наличие паров ОВ в воздухе определяется путем прокачивания зараженного воздуха через индикаторные трубки прибора. Индикаторами являются реактивы, которые при химическом взаимодействии с ОВ изменяют свой цвет.

6. «Расщепляющиеся», «делящиеся» материалы — уран-235, уран-233 и плутоний-239 — обладают свойством поддерживать цепную реакцию деления ядер своих атомов.

Взрыв и горение являются само- поддерживающимися, цепными реакциями (например, горение зажигательных веществ является химической цепной реакцией).

Критическая масса не ограничивает калибр атомной бомбы. Чем больше калибр атомной бомбы, тем из большего числа отдельных частей должен состоять ее атомный заряд, только каждая из этих частей должна обладать массой меньшей, чем критическая.

Дейтерий—тяжелый водород (Нг), тритий — сверхтяжелый водород (Н3). Оба изотопа являются водородным горючим.

На Солнце, так же как и в водородной бомбе, происходит синтезирование гелия из водорода в результате термоядерных реакций. *

Термоядерная реакция — тепловая ядерная реакция. Для ее осуществления нужна температура порядка десятков миллионов градусов. Пока что единственным источником получения такой температуры является атомная бомба. Раз начавшись, термоядерная реакция в дальнейшем поддерживает себя сама (т. е. тоже является цепной).

7. Слева направо: огненная полусфера при наземном (надводном) взрыве; грибовидное облако при воздушном взрыве; столб водяных брызг при подводном взрыве.

Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение.

При воздушном взрыве около половины высвободившейся энергии расходуется на образование ударной волны, которая является основным поражающим фактором атомного взрыва.

Воздушная ударная волна, возникшая в результате отражения основной (падающей) волны от отражающей поверхности (например, от земли).

Огненный шар, образующийся при взрыве атомной бомбы и являющийся источником светового излучения, состоит из продуктов ядерного взрыва и воздуха, нагретого до температуры нескольких десятков миллионов градусов (в начале взрыва).

Из ультрафиолетовых, видимых (световых) и инфракрасных (тепловых) лучей.

Как известно, белый (светлый) цвет отражает световые лучи, а черный (темный) цвет их поглощает. Поэтому светлая одежда значительно лучше защищает от светового излучения, чем темная.

Источником светового излучения является огненный шар, образующийся при взрыве атомной бомбы. Яркость светового излучения во много раз превосходит яркость солнечного света и является опасной для органов зрения. Основным поражающим фактором атомного взрыва является ударная волна — сферический слой сжатого воздуха, движущийся со сверхзвуковой скоростью во все стороны от центра взрыва. По мере удаления от центра скорость ударной волны падает и она превращается в обычную звуковую волну. Поэтому опасность представляет не звук атомного взрыва, а неслышимая ударная воздушная волна, приходящая значительно раньше, чем

отстающая от нее звуковая волна.

8. Засвечивание фотоматериалов и потемнение оптики вызывается проникающей радиацией. Проникающая радиация — поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемый при атомном взрыве.

Потому что свинец задерживает гамма-лучи (но пропускает нейтро <ы), а кадмий задерживает нейтроны (но пропускает гамма-лучи).

Радиоактивное заражение осуществляется радиоактивными веществами. Такие вещества являются либо продуктом атомного взрыва (осколки ядер урана или плутония; не успевшие всту-пить в цепную реакцию частицы урана и плутония; частицы почвы, пыли, капли дождя и т. д., приобретшие радиоактивность в результате действия на них проникающей радиации), либо при-готовляются специально (в этом случае они называются боевыми радиоактивными веществами — БРВ).

БРВ применяются в виде жидкостей, порошков, дымов и т. д. и заражают местность, воздух и объекты искусственными радиоактивными веществами. Такие вещества, распадаясь, испуг скают альфа-, бета- и гамма-лучи, оказывающие вредное воздействие на живой организм.

Приборы радиационной разведки служат для обнаружения радиоактивг ных излучений (индикатор), измерения уровня радиации в зараженном районе (рентгенометр), для определения дозы радиации, полученной организмов (дозиметр), и для измерения степени заражения поверхности предметов и степени зараженности продовольствия, воды и воздуха (радиометр).

Интенсивность излучения радиоак-

гивных веществ на зараженном участке выражается в специальных единицах — рентгенах; величина дозы облучения — в рентгенах в час.

9. Отдельно стоящие, наземные или полуподземные убежища с железобетонными или бетонными стенами или перекрытиями и подземные убежища способны защитить даже при прямом попадании фугасных авиабомб.

Для уменьшения опасности одновременного разрушения всего убежища.

При таком размещении убежища взрыв авиабомбы возле здания воспринимается в первую очередь наружной стеной здания и уже затем — стеной убежища.

При входе в убежище имеется тамбур, в стенах которого установлены защитно-герметическая и герметическая двери. Первая дверь рассчитана на восприятие ударной воздушной волны. Вторая дверь нужна на тот случай, если герметизация первой двери будет нарушена.

Подпор — превышение давления внутреннего воздуха над наружным. Подпор препятствует проникновению ОВ и других вредных веществ через поры материала ограждающих конструкций и оставшиеся неплотности. Величину подпора измеряют наклонными манометрами-подпоромерами (показан на рисунке).

Для того чтобы избежать одновременного разрушения всей траншеи и поражения осколками людей, находящихся за углами зигзагообразных поворотов.

Убежища служат эффективной защитой от поражающего действия атомного оружия, ОВ и БРВ, так как обладают соответствующими защитны

ми свойствами, герметизацией и имеют оборудование для очистки зараженного воздуха- Укрытия защищают от ударной волны, светового излучения и проникающей радиации атомного взрыва, но не защищают от ОВ, БРВ и радиоактивного заражения. В связи с этим люди, находящиеся в укрытиях, должны иметь средства индивидуальной защиты.

10. Есть два способа светомаскировки. При механическом способе окна, верхние световые проемы и т. д. закрываются ставнями, щитами, шторами. При светотехническом способе маскируются источники света.

Защитный угол светильника — угол, образованный у центра источника света между линией, параллельной горизонту, и линией, касательной к краю отражателя.

Для защиты стекол от действия взрывной волны.

11. Противогаз защищает органы дыхания, лицо и глаза человека от ОВ, радиоактивной пыли и БРВ. Противогазовая коробка содержит противодымный фильтр и специальный химический поглотитель. Противодымный фильтр очищает воздух от ядовитых дымов, туманов и пыли (в том числе радиоактивной). Химический поглотитель очищает воздух от ОВ (за счет реакции со щелочными веществами).

При выдохе воздух идет в регенеративный (восстанавливающий) патрон с зернами щелочного поглотителя. В нем воздух очищается от углекислого газа и поступает в дыхательный мешок, где он смешивается с кислородом, который подается из кислородного баллона.

12. Из прорезиненных или пропи-

тайных олифой тканей (изолирующие материалы) или из тканей, пропитанных специальными составами (фильтрующие материалы). Воздух, зараженный парами ОВ, проходя через фильт-рующую ткань и взаимодействуя с веществами, которыми она пропитана, очищается от паров ОВ.

При физическом способе происходит естественное испарение ОВ с зараженных поверхностей (проветривание) и смывание ОВ растворителями. ОВ при этом не уничтожается, а лишь удаляется с зараженного объекта. При механическом способе ОВ удаляется вместе с зараженным слоем или временно изолируется в нем (удаление верхнего слоя почвы или снега, или засыпка зараженной поверхности землей, песком, шлаком и т. п.). При химическом способе дегазация производится путем обезвреживания ОВ дегазирующими веществами (известью, золой, глиной и др.) или их растворами, взаимодействующими с ОВ. При этом ОВ разрушаются, образуя безвредные вещества.

Прибор дегазации местности (ПДМ) прикрепляется к кузову грузового автомобиля и через цепной привод от его заднего левого колеса вращает (во время движения автомобиля) валик, высевающий дегазирующее вещество. Примерно так же работает и подвесной дегазационный прибор (ПДП). Сеющий возимый дегазационный прибор (СВДП) представляет собой цилиндрический металлический бункер, установленный на двухколесном ходу. При движении бункер колеблется, что обеспечивает высев дегазирующего материала. Сходную конструкцию имеет и возимый дегазационный прибор (ВДП). Ранцевый дегаза

ционный прибор (РДП) состоит из резервуара, воздушного насоса и резинового рукава с брандспойтом и предназначается для обрызгивания вертикальных поверхностей, металлических конструкций и т. д. жидкими дегазирующими растворами или растворителями.

Хлорная (белильная) известь (получается при взаимодействии гашеной извести с хлором) применяется в качестве дегазатора стойких ОВ (иприт, люизит и т. д.). При взаимодействии сухой хлорной извести с ипритом происходит бурная реакция с выделением дыма, а иногда и пламени. Во время реакции иприт разрушается.

Потому что до сих пор не найдено никаких других средств для обезвреживания радиоактивной пыли или уничтожения радиоактивности составляющих ее частиц.

При соприкосновении с оружием и боевой техникой, которые не прошли дезактивации, боец может подвергнуться радиоактивному заражению.

13. Рекомендуется брать краски светлых тонов, а лучше белого цвета.

Воду нельзя применять для тушения веществ, вступающих с ней в реакцию (натрий, калий, магний в порошке и др.).

Потому что вода является электропроводником и произойдет короткое замыкание.

Потому что он не горит сам и не поддерживает горения большинства веществ. Покрывало прекращает доступ воздуха, а значит и кислорода, без которого реакция горения итти не может.

Автоцистерна и автонасос — пожарные автомобили с водяным баком, баком для пенообразователя, центро

бежным насосом с приводом от двигателя автомобиля и другим оборудованием. Пожарная мотопомпа—центробежный насос с двигателем внутреннего сгорания. Гидропульт-ведро — ведро с ручным насосом. Гидропульт-костыль — ручной насос.

При тушении водой твердых горючих материалов эти последние должны быть смочены, покрыты водой. Для тушения горящей жидкости применять воду бесполезно, так как более легкие чем вода — бензин, керосин, нефть и т. д. — всплывают наверх, а вода опускается вниз. Совершенно другая картина получается при тушении горящей жидкости пеной. При пенотушении пена растекается по зеркалу горящей жидкости и образует поверхностный слой, препятствующий передаче тепла от пламени к жидкости и выходу паров, в результате чего пламя гаснет, так как горит не сама жидкость, а только ее пары.

Потому что это может усилить их горение.

Для тушения горящих ЗАБ с успехом применяется сухой песок, земля и размолотая глина. Но эти средства не тушат термита и электрона, а лишь ограничивают распространение пожара.

При повреждении водопровода и канализации — затопление; при повреждении отопления — пожар, затопление, поражение паром; при повреждении газопровода — пожар, взрыв, поражение ядовитым газом; при повреждении электропроводки — пожар, поражение электрическим током.

14. Так как электрическая дуга является источником света высокой интенсивности. Сила света дуговой лампы, установленной на зенитном прожек

торе, достигает 2 000 000 000 свечей.

Параболоидный отражатель является вогнутым зеркалом. Лучи, падающие на такое зеркало от дуговой лампы, помещенной в его глазном фокусе, после отражения от зеркала распространяются параллельно, создавая мощный сноп света. Внизу рисунка изображены командирская зенитнал трубка ТЗК и командирская труба БИ (бинокулярный искатель).

Передатчик радиолокатора передает электромагнитные волны, а приемник радиолокатора принимает эти же электромагнитные волны после того, как они дойдут до цели и, отразившись от нее, вернутся обратно.

Радиопрожектор — комбинация радиолокатора для обнаружения и сопровождения цели и светового прожектора.

Теплопеленгатор — приемное устройство с зеркалом, в фокусе которого находится теплоприемник (например, фотосопротивление), усилителем и индикатором (например, электронно-лучевой трубкой). Работа теплопеленгато- ра сводится к установлению пеленга воздушной цели, являющейся источником тепловой радиации — невидимых тепловых (инфракрасных) излучений, исходящих от работающего двигателя. Теплопеленгаторный взрыватель снаряда или авиабомбы называется тепловой головкой,

15. В период Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии состояли автоматические 25-мм и 37-мм зенитные пушки, 76-мм и 85-мм зенитные пушки, 12,7-мм зенитный (крупнокалиберный) пулемет ДШК и счетверенная зенитная установка из станковых пулеметов Максима, установленных на автомашине.

 

 
 
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика