"Наука и Религия" №2 Февраль 1978 год (стр 10-14)
ЧТОБЫ НЕ РВАЛИСЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
И. ПОЛУК, инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК КП Украины, кандидат философских наук
Работы С. И. Чайко из села Бродки Львовской области неоднократно экспонировались на всесоюзных и международных выставках. Увлеченность дедушки разделяет и его внук.
Бригадир виноградарей совхоза "Коктебель» Крымской области, дважды Герой Социалистического Труда, депутат верховного Совета СССР М. А. Брынцева с внучкой Олей,
ГОВОРЯ о славном 60-летнем пути, пройденном нашим обществом, Л. И. Брежнев отмечал в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза: «... Важнейший итог прошедшего шестидесятилетия — это советский человек. Человек, который сумел, завоевав свободу, отстоять ее в самых тяжких боях... Человек, который строил будущее, не жалея сил и идя на любые жертвы. Человек, который, пройдя все испытания, сам неузнаваемо изменился, соединил в себе идейную убежденность и огромную жизненную энергию, культуру, знания и умение их применять».
Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год
Гуманистический характер социалистического общества нашел свое воплощение и в Основном Законе СССР — в его Конституции. В ней отмечена забота партии и государства о наших людях — величайшей ценности общества развитого социализма.
Об этом хорошо сказал товарищ Л. И. Брежнев на Торжественном заседании, посвященном 60-летию Великого Октября: «Постоянно улучшаются условия, в которых живут и работают советские люди. Советскому гражданину незнакомы унизительное чувство страха за завтрашний день, боязнь оказаться без работы, без медицинской помощи, без крова над головой. Общество стоит на страже его прав и интересов, защищает его гражданское, человеческое достоинство».
Забота всех о благополучии каждого и забота каждого о благополучии всех — закон нашей жизни.
Этот принцип, в частности, реализуется и в том, как наше общество относится к людям, ушедшим на пенсию после многолетней трудовой жизни. Поставить на службу социализму опыт, силу и знания людей всех поколений, продлить активную социальную жизнь человека — важная высокогуманная задача социалистического государства.
И это тем более важно, что анализ демографических процессов, происходящих в нашей стране, показывает, что подъем народного благосостояния и успехи медицины в борьбе за долголетие ведут к увеличению количества людей пенсионного возраста. Если в 1941 году их было 4 миллиона, то в 1960 — 20, 6 миллиона, в 1970 — 40, 1 миллиона, а в 1976 — 45, 5 миллиона.
Цифры эти важно учитывать в практике идеологической работы, в частности атеистическом воспитании. Ведь, если обратиться к социологическим исследованиям, проведенным в ряде регионов, то можно заметить, что как раз люди пенсионного возраста, и прежде всего те из них, кто не занят в общественном производстве, составляют основную массу верующих. Например, по данным опроса городского населения в городах Старобельске, Красном Луче и Северодонецке Ворошиловградской области пенсионеры среди верующих составляют 55 —72 процента; в Днепропетровской — 65, 6 процента.
Пенсионер из Винницкой области М. Г. Маслюк — автор многих микроминиатюр, получивших признание у профессиональных художников и любителей этого редкого и трудоемкого искусства.
Семейный хор, который основали пенсионеры села Сварицевичи Мария Павловна и Василий Петрович Чудиновичн, широко известен в Дубровицком районе Ровенской области.
Вот почему проблема эффективности атеистической работы с пенсионерами весьма актуальна. При этом следует также иметь в виду, что обращение к религии людей после выхода на пенсию весьма отрицательно влияет на молодежь, порождает скептическое отношение к нашим моральным нормам и принципам, к советскому образу жизни, подрывает доверие к опыту старших. А ведь бабушки и дедушки к тому же часто являются основными воспитателями дошкольников.
На вопрос, почему именно пенсионеры нередко еще обращаются к вере в бога, защитники религии обычно отвечают: пожилые люди, мол, особенно остро ощущают близость смерти, страх перед нею и заставляет их подумать о душе, обратиться к богу. Однако, если посмотреть на данные тех же социологических исследований, то оказывается, что большинство людей пенсионного возраста, начавших ходить в церковь, не верят, по сути, ни в существование загробной жизни, ни в страшный суд. В чем же дело? В этом важно разобраться.
Жизнь человека неумолимо подчиняется биологическим законам; в определенном возрасте ему становится трудно выполнять свою работу в заданном ритме и темпе. Переход на пенсию — это сложный период жизни. Исследователи обращают особое внимание на трудности перестройки личности в таких условиях. Процесс этот вызывает глубокие переживания прежде всего потому, что резко ломает выработанный многими годами психологический стереотип. Человек, ушедший на пенсию, часто начинает чувствовать себя оторванным от коллектива, утратившим социальную значимость.
В развитом социалистическом обществе высокогуманная система социального обеспечения значительно облегчает проблему адаптации в этих новых условиях жизни, смягчает, но все же не снимает совсем остроту проблемы. Отмечая это, исследователи данной проблемы подчеркивают, насколько сложен для каждого человека разрыв с прошлым, как ему порой мучительно трудно создавать новый стереотип. В этой связи особенно ясно, какую большую роль играет для пенсионера микросоциальное окружение, которое способно помочь ему избежать чувства одиночества. Важно добиться того, чтобы человек с переходом на пенсию жил, а не доживал, необходимо сохранить в человеке общественный тонус, способность правильно ориентироваться в общественной жизни. Человек должен не только безболезненно преодолеть переход к новому этапу жизни, но и жить в этот период радостно, творчески, продуктивно.
Ведь каждый человек как личность обладает настоятельной потребностью выразить себя, реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя1. Самореализация личности возможна лишь в деятельности, в труде, которые обычно являются и внутренней потребностью личности, и мерой определения ее общественной значимости.
Теряется ли общественная значимость и ценность личности с переходом человека на пенсию? Конечно, нет! Исследователи отмечают, что «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает»2. Несинхронно происходит и процесс старения этих свойств. После перехода на пенсию человек, как правило, сохраняет запас трудоспособности, которая при умелой организации труда может быть использована. Советские ученые убедительно доказали: «Общественно полезная деятельность, организованная и дозированная... оказывается возможной даже при наличии отчетливых старческих изменений организма; такая деятельность дает пенсионерам по старости необходимое чувство удовлетворенности, поднимает тонус стареющего организма, содействует продлению жизни, весьма полезна обществу в целом и является действенным методом решения всей проблемы активного трудового долголетия»3.
Процесс старения личности находится в прямой зависимости не только от состояния организма, но и от общественных связей. Деятельной, содержательной жизнью продолжают жить те пожилые люди, которые не теряют связи с коллективом, сопротивляются социальной изоляции. С другой стороны, некоторые «начинающие» пенсионеры кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности.
Именно эти чувства одиночества, ненужности, отчужденности, а также отсутствие внимания со стороны окружающих и могут привести к утрате самостоятельности личности, стать питательной почвой для отсталых взглядов. При этом нередко случается так, что человек от оправдания религиозности, от рассуждений о безвредности и даже полезности религии постепенно приходит к религиозному объяснению действительности. Ему начинает казаться, что, участвуя в жизни религиозной общины, он реализует свои силы и энергию, может удовлетворить свою потребность в общественной деятельности, в общении с другими людьми.
Вот почему важнейшим условием преодоления религиозности этой категории людей является привлечение их к общественно полезной деятельности. Ощущение радости труда, нужности людям — источник духовного здоровья. Чувство это рождает, по словам М. И. Калинина, столько энергии, сколько не может дать никакая вера, никакая религия, оно «заменяет тысячу богов».
У данной проблемы есть и Другая важная сторона. В труде пенсионеров, рациональном использовании их богатого опыта физических и умственных сил, знаний и способностей кровно заинтересовано наше общество. «Полнее использовать возможности для более широкого участия пенсионеров и инвалидов в общественном труде», — говорится в решениях XXV съезда КПСС.
Иногда говорят: «Ушел на пенсию». Применительно к социалистическому обществу это неправильно. Советский человек не «уходит» от дел, а только меняет вид своей деятельности, концентрирует свою энергию на новом деле, раскрывается по-новому.
Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год
Разумеется, характер этой новой деятельности зависит от состояния здоровья пенсионера, лимита его трудоспособности. Это может быть работа, подобная той, что выполнялась ранее, но связанная с меньшим напряжением физических и умственных сил; общественная работа, воспитание внуков, занятие искусством, садоводством и т. п. Все эти виды деятельности дают возможность самореализации личности, не допускают изоляции пенсионера. Чрезвычайно важно, чтобы новая деятельность человека, достигшего пенсионного возраста, постоянно получала общественную оценку, чтобы он видел, ощущал, что нужен обществу, что его социальные связи не потеряны.
Важное значение здесь приобретает подготовка к переходу на пенсию. В нашей стране многое делается, чтобы поддержать общественные связи людей пенсионного возраста. Это и наставничество, и работа советов ветеранов, участие пенсионеров в массово-политической, лекционной работе, в пропаганде боевых и трудовых традиций, в деятельности музеев и комнат боевой и трудовой славы, в общественных комиссиях и т. д. Положительный опыт такого рода накоплен и на Украине.
Вот один из многих примеров.
В колхозе имени Петровского на Черкасчине несколько лет назад было создано звено Татьяны Семеновны Бурлай. В него вошли пенсионеры — бывшие колхозницы, учителя, медицинские работники, работники связи. Эти люди помнят, как создавался родной колхоз, помнят, как подымался он на ноги, залечивал раны после войны. И вот теперь, хотя они живут в достатке, каждый раз выходят на поле, когда нужно колхозу.
Т. С. Бурлай работала учительницей Таганичанской школы, с 1944 года бессменно возглавляет женский совет села Таганича. Когда в 1972 году партийная организация попросила ее организовать пенсионеров для помощи колхозу во время уборки, она и создала звено. Сейчас за этим звеном закреплен определенный участок посевов сахарной свеклы; в прошлом году звено обработало 10 гектаров.
Коммунистка Татьяна Семеновна Бурлай, несмотря на преклонный возраст, имеет много общественных поручений: она член женсовета, член исполкома и секретарь административной комиссии сельского Совета, член опекунского совета детского дома Все женщины звена, которым он руководит, добросовестно трудятся, живо интересуются политическими событиями в нашей стране и за рубежом. Все это помогает им вести активный образ жизни.
Многогранна деятельность советов пенсионеров в Донецкой области. Так, в Горловке их около двадцати, объединяющих более 550 ветеранов труда и войны. При них созданы секции: социально-бытовые, работы с подростками, контроля за торговым обслуживанием населения. Эти советы ведут большую работу по пропаганде советского образа жизни, помогают семьям военнослужащих, престарелым и одиноким.
1 См.: В. И. Ленин. Поли. собр. соч. т. 29. стр. 194.
2 Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания. Л., 1968, стр. 109.
3 «Основы геронтологии». ML, 1969. стр 612.
В Донецке создано несколько клубов пенсионеров, ведущих интересную и разнообразную работу с людьми преклонного возраста.
Активное участие принимают пенсионеры в работе товарищеских судов. Авторитет, жизненный опыт, мудрость всеми уважаемых людей помогают им успешно разрешать возникающие конфликты. Пенсионеры выступают энтузиастами благоустройства и озеленения населенных пунктов, работают общественными контролерами, помогают отделам социального обеспечения.
Особо следует сказать о движении наставничества. В нем принимают участие многие ветераны труда, передают свой опыт молодым. Например, ветеран труда, колхозная пенсионерка М. К. Стецюк — частый гость пионеров Подлеснянской средней школы Нестеровского района Львовской области. Ее трудовая биография — живая история. 25 лет Мария Кирилловна работала звеньевой в колхозе имени Ленина, была награждена несколькими орденами. Сейчас она стремится привить любовь к хлеборобскому труду, передать свои знания и опыт молодежи.
Старейшему виноградарю совхоза «Береговский» Закарпатской области В. Максиму 77 лет, но он и думает расставаться с любимым делом.
В Херсонской области ветераны Октябрьской революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны проводят большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Недавно комсомольцы и молодежь колхоза имени Фрунзе Чаплинского района решили провести поход по местам боевой славы — через Сиваш. Вел колонну пенсионер Г. И. Оленчук — сын легендарного И. И. Оленчука, проводника отрядов Красной Армии в 1920 и 1943 годах. Возле знамени районной комсомольской организации шел ветеран гражданской войны, участник штурма Сиваша А. И. Каламин.
Марку Прокофьевичу Бойко за 80. До выхода на пенсию он работал машинистом компрессоров в локомотивном депо станции Пятихатки Днепропетровской области, награжден многими Почетными грамотами за добросовестный труд и за активное участие в общественной жизни. Став пенсионером, он не прекратил общественной деятельности. Недавно областная газета «Зоря» рассказала, что на доме, где живет М. Бойко, висит табличка: «Выдача книг с 11 до 20 часов ежедневно». Личная библиотека Марка Прокофьевича насчитывает 8 тысяч книг. Сейчас ее услугами пользуются около двухсот читателей.
В Черновцах партийные организации привлекают коммунистов-пенсионеров к активной идеологической работе: наиболее подготовленные из них участвуют в деятельности методических советов при кабинетах политпросвещения. Члены этих советов регулярно посещают политические занятия в первичных организациях, помогают пропагандистам. Первичные партийные организации города используют богатый производственный опыт ветеранов для воспитания молодых рабочих. Более ста бывших тружеников — наставники молодежи.
Интересных и действенных форм работы с пенсионерами, как видим, найдено немало. Жаль только, что далеко не всюду работа такого рода ведется творчески, с размахом, часто ей мешают формализм и казенщина. К сожалению, эта работа не поставлена еще на прочную государственную основу, во многих случаях она — дело энтузиастов. Между тем жизнь требует выработать тут четкую продуманную систему.
Доказано, что люди, вышедшие на пенсию, могут трудиться до глубокой старости. В этой связи, вероятно, было бы полезно организовать при отделах социального обеспечения специальную службу для сбора заявок: где есть нужда в такой работе, которую могли бы выполнять пенсионеры. Из них, например, было бы целесообразно создавать специальные бригады надомников — машинисток, швей, вышивальщиц, оформителей-декораторов и т. д. С их помощью можно было бы удовлетворить спрос на те виды услуг, в которых многие люди очень нуждаются. С другой стороны, и сами пенсионеры видели бы, что они нужны, чувствовали бы ритм трудовой жизни, связь с коллективами.
Сегодня в трудовой и общественной жизни принимают участие далеко не все люди пенсионного возраста. Так, в Черновцах, о которых шла речь выше, около тридцати тысяч пенсионеров. Из них около восьми с половиной работают на предприятиях и в учреждениях; несколько сот принимают участие в общественной жизни. А остальные? Порой за группой активных ветеранов мы не замечаем многих других. А ведь именно они оказывают большое воспитательное воздействие на свои семьи, на друзей и соседей.
Неоценимую работу выполняют, например, дедушки и бабушки по воспитанию подрастающего поколения. Почему бы, скажем, детсаду или школе не выразить им благодарность за эту помощь в деле большого государственного значения? Было бы также целесообразно собирать их вместе, рассказывать им о достижениях педагогической науки, знакомить с теми требованиями, которые предъявляет современность к воспитанию ребенка.
Недавно газета "Радянська Украiна» рассказала о семье О. С. и А. Е. Иващенко из села Вербино на Полтавщине. Выйдя на пенсию, они продолжают жить интересной жизнью, полной забот и радостей. Дома у них красиво, уютно, и взрослые дети (а их 10), и многочисленные внуки охотно приезжают к ним погостить. Андрей Ефимович — отличный слесарь, и люди со всего села идут к нему, чтобы он отремонтировал им велосипед, стиральную машину, замок... А как только жарче пригреет солнышко, идет Оксана Семеновна в свою огородную бригаду, которая считает ее в своем боевом активе, а Андрей Ефимович — в тракторную бригаду, где тоже нуждаются в его умелых руках. Постоянная связь с людьми, с коллективом, с детьми и внуками и рождает чувство нужности, полезности, дает силы и радость.
Но следует также помнить, что нередко еще именно дедушки и бабушки становятся инициаторами совершения религиозных обрядов над детьми или с участием детей — особенно это относится к обряду крещения. В этой связи в одном из загсов в Черкассах был организован специальный лекторий для старших членов семьи, на котором выступили педагоги («Единые требования к ребенку в семье и школе», «Авторитет родителей» и другие лекции) и врачи. Специальная беседа была посвящена вреду религиозного обряда крещения. И в тех семьях, из которых бабушки и дедушки регулярно посещали этот лекторий, случаев крещения детей почти не было. Сейчас лектории подобного рода действуют в Виннице, Одессе и других городах Украины.
В атеистическом воспитании необходимо, говоря словами Маркса, глубоко и всесторонне знать «тот материал, на который предстоит воздействовать»4. При проведении любого идеологического мероприятия с пенсионерами следует исходить из того, что они сами, как правило, являются воспитателями. К ним, людям, опытным, заслуженным, часто обращаются за советом, за консультациями и разъяснениями. Потому-то особенно важно, какие идеи они распространяют, какую информацию несут окружающим. Вот почему нужно не просто занять свободное время этих людей, а вооружать их правильным пониманием всех фактов и явлений, которые в настоящий момент имеют для нашего общества в целом и отдельных коллективов важное значение. При этом следует, конечно же, напоминать слушателям, что общество знает о той значительной роли, которую они играют в своих микроколлективах, и высоко ее ценит.
Успех воспитательной и идеологической работы среди пенсионеров во многом зависит от строго дифференцированного подхода к их аудитории. Правильный учет состава людей позволит лучше опираться на их жизненный опыт, способствовать их активизации.
Одна из наиболее действенных форм атеистической пропаганды среди верующих людей преклонного возраста — работа с небольшими группами или индивидуально. Здесь есть возможность хорошо узнать каждого, условия его жизни, круг интересов, духовный и нравственный мир, причины обращения данного человека к религии, легче найти путь к его чувствам и разуму, избрать действенные пути и средства освобождения его сознания от религиозно-мистических представлений. Индивидуальный подход позволяет полнее учесть все то здоровое, что есть в человеке, что связывает его с реальной жизнью, мобилизовать его собственный личный опыт для преодоления религиозных представлений.
Советское общество имеет, по сути, безграничные возможности для того, чтобы люди и в преклонном возрасте не теряли связей с самым животворным источником — с нашей жизнью, наполненной трудом, гуманной заботой каждого о каждом и обо всех, с ее заботами, радостями и трудностями. Только такая неразрывная связь способствует долголетию, душевному и физическому здоровью людей, дает им оптимизм, веру в реальный мир и его возможности, отвращает от иллюзорного мира религии. И святой долг пропагандистов атеизма, общественных организаций делать все, чтобы эти связи не прерывались, укреплялись и развивались на благо коммунистического строительства.
г. Киев
4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр. 195.
Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год