стр. 12-15 - "Наука и Религия" №3 1978 - (Диалектика обряда и др.)

ДИАЛЕКТИКА ОБРЯДА

Л. ТУЛЫДЕВА,

кандидат исторических наук

В социалистической Молдавии, как и во всех союзных республиках нашей страны, прочно утвердился советский образ жизни. А между тем вплоть до 1945 года в духовной жизни основной массы населения здесь немалое место занимали религиозно-бытовые обычаи. Установление Советской власти на территории Молдавии, утверждение социалистического образа жизни дало огромный толчок процессу распространения массового атеизма среди населения республики. Атеистические ценностные ориентации стали естественной составной частью образа жизни населения социалистической Молдавии. Однако в жизни народа сохранились, хотя и в деформированной, переосмысленной форме, а подчас и вовсе утратившие свое содержание, некоторые обычаи и традиции, наполненные в прошлом магико-религиозным смыслом.

Проблема так называемых религиозно-праздничных традиций в современном быту не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Ведь их существование самым тесным образом связано со стереотипным поведением и мышлением огромного числа людей. В прошлом календарно-праздничные циклы замыкали и открывали естественные периоды извечного круговорота аграрного года. Являясь неотъемлемой частью образа жизни людей, они занимали, естественно, прочное место в общественнобытовой сфере. Влияние их ощущается и поныне, что показали, в частности, материалы исследования, проведенного в Молдавии в 1971 и 1975 годах сотрудниками Института этнографии АН СССР: более трети людей, безразлично и даже отрицательно относящихся к религии, заявили, что они регулярно отмечают религиозные праздники.

Естественно возникает вопрос: почему люди, образ жизни которых полностью исключает магико-религиозную символику, тем че менее в сфере семейно-бытовых отношений, хотя и чисто внешне, но все же сохраняют связанные с ней ценностные ориентации? Наряду с другими причинами участие определенной части людей в старых обрядах обосновывается традицией: мол, отцы праздновали и нам велели. Правда, сводится такой праздник, как правило, к приготовлению национальных блюд и приглашению гостей, а также к соблюдению принятых в данный день обычаев: скажем, дома украшают ветками, выстилают травой пол в комнатах на "думиникэ маре" (троицу), угощают фруктами на августовские спасы и т. д.

Естественно, что все эти обычаи, уходящие корнями в старый аграрный календарь, в новых условиях теряют свое былое религиозно-магическое содержание и, более того, наполняются новым, символизирующим советский образ жизни смыслом. Возьмем, к примеру, "мэрцишорул" - один из самых популярных в Молдавии традиционных праздников. В старом быту он был посвящен весеннему плодородию, возрождению природы. С ним были связаны различные магико-аграрные обряды. Сейчас "мэрцишорул" - день поздравлений с наступившей весной. Более того, он открывает в Молдавии Дни культуры и искусства.

Характерен и такой пример. Среди молдаван всегда большой популярностью пользовались народные драматические представления, исполняющиеся, как правило, во время святочного цикла. Их простейшая форма - драматические инсценировки и сюжетные танцы. Они исполнялись на свадьбах, сельских вечеринках, посиделках, а в отдельных районах - даже на похоронах. И в наше время этот жанр популярен. В нем только усилены социальнонравственные, атеистические и другие характерные для советского образа жизни мотивы.

Об отношении людей к традициям можно судить, в частности, по свадебному обряду. Исследователей интересовал вопрос: чему отдается предпочтение - обычному свадебному застолью или свадьбе с традиционным (полным или частичным) ритуалом. Итоги исследования, проведенного среди сельского населения республики, показали, что две трети опрошенных молдаван отдают предпочтение свадьбе с соблюдением полного или частичного национального обряда и лишь чуть более четверти высказались за простое застолье.

Такая приверженность к традиции ни в коей мере не говорит об отсталости во взглядах. Наоборот, обращение к исконным элементам традиционной культуры (а если необходимо - и к их воссозданию) говорит о бережном отношении к национальному культурному фонду, а в целом способствует росту национального самосознания и, следовательно, становлению личности. Например, в селах Пыржолтены и Хородиште резко сократилось число венчаний в церкви после того, как в гражданский свадебный обряд были введены традиционные элементы. И, несомненно, правы молдавские исследователи, когда акцентируют внимание на том, что современный гражданский обряд

- это не только поиски и внедрение нового, но и использование того положительного, что несут в себе исконные народные ритуалы: ведь сила любого обряда

- прежде всего в его тесной связи с традициями, выработанными в ходе многовековой истории, отвечающими психологии народа.

Возьмем, к примеру, такую важную сторону традиционной обрядности, как связь с народными представлениями о нравственности. В ритуализованной форме обряда воплощены общечеловеческие этические нормы определенного образа жизни людей. Среди них центральное место занимают любовь к труду, чувство взаимопомощи, уважения к старшим, то есть именно те качества, воспитанию которых придается особое значение в нашем обществе. Поэтому вполне своевременно поднимается вопрос о необходимости учитывать диалектику формирования того или иного обряда, помнить, что выработанные в ходе многовековой истории народа этические нормы выполняют определенные соционормативные и социокультурные функции.

Совершенствование межличностных отношений при социализме, общее прогрессирующее развитие социально-культурной активности трудящихся соответствующим образом преобразовывают традиционные ценности, обогащая их новой сутью и значением. Появляются новые праздники, отражающие вехи производственно-трудовой, общественной и личной жизни человека. В Молдавии, как и в других республиках, стало традицией, например, отмечать юбилеи колхозов, сел, производственных объединений. Большой популярностью пользуются праздники трудовой славы, праздники посвящения в рабочие и хлеборобы. Снискали заслуженную славу проводы на пенсию ветеранов труда, встречи поколений и т. д. И все это способствует формированию качественно нового социально-культурного фонда новой исторической общности - советского народа.

ВНИМАНИЕ

КАЖДОМУ

В. БЕЛОВ, фельдшер

Большое место в пропаганде атеистических знаний отводится медицинским работникам. Так, у нас в городе Рыбинске во всех лечебных учреждениях созданы советы по научному атеизму. Заслуживает внимания, в частности, деятельность советов объединения городской больницы № 1, где председателем врач-педиатр М. В. Сапожникова, и городской детской больницы, которым руководит врач-отоларинголог Р. Д. Судакова.

Интересные исследования проведены в городской больнице № 1. При изучении мотивов крещения детей выяснилось, что наиболее частой причиной совершения этого религиозного обряда является желание родителей оградить ребенка от заболеваний. Некоторые родители считают, что крещеные дети болеют реже, чем некрещеные. В течение двух лет мы наблюдали 47 детей. Оказалось, что дети, которых крестили, болели 157 раз, а у тех, кого родители не носили в церковь, установлен только 81 случай заболевания. Эти факты были использованы в ходе бесед среди родителей, молодых матерей и беременных женщин, а также опубликованы в санитарных бюллетенях больницы.

Кроме того, научно-атеистическая тематика включена в учебную программу шести университетов и 52 школ здоровья, а также 23 школ для выздоравливающих больных и 51 школы молодых матерей, где, в частности, есть такие темы: "О знахарстве и вреде самолечения", "Новые советские праздники и обряды", "Медицина и религия о жизни, болезнях и смерти" и другие.

Особое внимание медицинские работники уделяют пропаганде атеистических знаний среди молодых матерей и тех, кто готовится ими стать. Для них в поликлиниках, детских учреждениях читаются лекции, выпускаются санитарные бюллетени, оформляются уголки атеиста.

Участковые врачи-педиатры и медицинские сестры пропаганду атеистических знаний начинают в семьях еще до рождения ребенка. Сразу же после выписки из родильного дома новорожденного посещают врач и медицинская сестра. Они вручают родителям малыша открытки, в которых сообщается, кто из врачей будет наблюдать за их ребенком, дают советы по уходу, рассказывают о проводимой в городе торжественной регистрации новорожденных.

Безусловно, медицинские работники ведут атеистическую работу не только в поликлиниках, больницах. Тесная связь существует с детскими садами, яслями, школами, где работают школы здоровья на базе восьмых классов. На промышленных предприятиях, в учебных заведениях и ЖЭКах часто выступают врачи. Только за прошлый год они прочитали почти 400 лекций и провели более двух тысяч бесед. Каждый врач, отлично зная свою тему, без труда включает в нее элементы критики религиозного мировоззрения. Так, попутно с пропагандой донорства врачи рассказывают об интересных моментах из истории переливания крови, знакомят слушателей с той борьбой, которую в свое время вели представители различных религиозных направлений против этого эффективного метода лечения, считая его "греховным".

Чтобы медицинские работники лучше разбирались в проблемах научного атеизма, при городском Доме санитарного просвещения организована специальная школа научного атеизма. Более двухсот врачей, медицинских сестер получили здесь знания, которые они сейчас успешно применяют на практике. Активных пропагандистов и организаторов атеистической работы у нас много. Среди них акушерка Р. И. Иванова, отоляринголог Г. Н. Артемова, педиатр А. Д. Носова, онколог П. И. Смирнов, терапевт Р. А. Хабитова, паталогоанатом К. А. Неустроева и другие.

Мы постоянно стремимся совершенствовать медико-атеистическую пропаганду в городе. С этой целью Дом санитарного просвещения совместно с горкомом партии регулярно проводит семинары секретарей первичных партийных организации, руководителей советов по научному атеизму и ответственных за атеистическую работу, председателей лекторских групп, где анализируется уровень медико-атеистической пропаганды в лечебно-профилактических учреждениях города и намечаются пути ее дальнейшего улучшения.

г. Рыбинск Ярославской области

 

ВСТРЕЧИ, КОТОРЫХ ЖДУТ

М. КАНАРШ, заведующая научно-методическим отделом областной библиотеки

 

Районный центр Куркиио считается в Тульской области глубинкой. Поселок небольшой, но в нем есть и клуб, и библиотеки. Есть и действующая церковь, в которую ходят немало куркинцев, в основном пожилые. Случается, заглядывает и молодежь, иногда крестят детей, изредка венчаются. Это не могло не встревожить местных атеистов, которые стремятся вести свою работу содержательно и с пользой.

Большим событием в поселке, а частности, стал Праздник книги, организованный куркинской районной библиотекой совместно с активом клуба любителей природы. Прошел он живо и интересно. И как верно считает заведующая абонементом Элеонора Васильевна Сизова, этот праздник является по своей сути и атеистическим.

Подобные совместные мероприятия проводятся не впервые. Особенно всем понравилась встреча, на которой рассказывалось о родном крае. Пришло много народа. Одни делились мыслями о прочитанных книгах, другие смотрели фильмы с видами Куркина. Председатель клуба учительница биологии средней школы Александра Дмитриевна Челичонкова рассказала, как вместе с учениками они посадили и вырастили школьный сад, жасминную аллею, цветники. Потом все слушали в записи пение соловья и других птиц, музыкальные произведения, прославляющие природу. Все сидели за столами, пили чай, зал утопал в цветах. Было уютно, по- домашнему тепло и приятно. Такие вечера охотно посещают и пожилые верующие люди.

Клуб любителей природы очень популярен среди жителей Куркина. У него, как правило, очень интересная программа, заседания проходят в переполненном зале,

г. Т у л а

РЕФЕРАТЫ ПО АТЕИЗМУ

А. КОЛЕСНИКОВА, преподаватель медицинского училища

Прозвенел звонок на урок. В коридорах медучилища стало пусто. Я взялась за ручку классной двери, но меня остановил шепот.

- Подождите минуточку, - из-за стойки с плакатами позвала ученица.

Между стойкой и стеной было место, которое мы в шутку называли исповедальней. Девушка стояла там.

- Вот, возьмите, - она вынула из-под халата и протянула мне маленькую книжку в сером переплете, на котором не стояло ни имени автора, ни названия, - карманное издание Нового завета.

- Возьмите, - повторила девушка, - она мне больше не нужна...

В медицинском училище, где я преподаю, учатся в подавляющем большинстве сельские девушки. Их родители зачастую имеют лишь начальное образование. Не удивительно, что именно из таких семей приходят к нам учащиеся с неустойчивым мировоззрением. Поэтому, принимая из школы новое пополнение и приступая к организации воспитательной работы, мы задавали в группах вопрос: велась ли в вашей школе атеистическая работа? Выяснилось, что большинству оказался даже непонятен смысл слова "атеистическая".

Для наших педагогов атеистическое воспитание - один из путей, вырабатывающих у учащихся активную жизненную позицию. Конечно, к пониманию этого мы пришли не сразу. Кое-кому казалось, что атеистическое воспитание - дело надуманное, поскольку-де наша молодежь в большинстве своем в бога не верит,

В общем часть наших педагогов были далеки как от теоретических проблем, так и от практики атеистического воспитания. Однако сильным аргументом в пользу глубокого и постоянного внимания к атеистическому воспитанию стала сама жизнь. Беседы с учащимися, опросы и обсуждение их результатов привели к тому, что атеистический аспект стал в конце концов составной частью воспитательной работы в училище.

Поначалу все преподаватели изучали атеизм в системе политического просвещения, а затем пополняли свои знания самостоятельно. Библиотекари подобрали и продолжают регулярно пополнять книжный фонд по вопросам атеизма. Мировоззренческий аспект стал составной частью большинства уроков как по общеобразовательным, так и специальным дисциплинам.

Изучение научного атеизма в училище занимает сейчас одно из центральных мест. И не потому только, что на него отводятся часы в расписании (часов этих до обидного мало: семь-девять уроков по два часа), а потому, что мы стараемся сделать эти занятия адресованными каждому ученику в отдельности. Свои немногочисленные уроки мы строим так, чтобы учащиеся были активными на уроках. Каждый изучающий атеизм должен впоследствии выступить перед школьниками одной из подшефных школ нашего района, то есть показать свои знания на деле. За группой мы закрепляем определенную школу, с завучем которой составляем план выступлений ребят. В группах выделены ответственные за эту работу.

Чтобы подготовить учащегося к выступлению, к защите реферата (а его написание входит в задачу каждого), мы ставим перед ним такие вопросы: что вы прочитали по теме? К каким выводам пришли? В чем хотите убедить своих слушателей? Какими доказательствами для этого располагаете? Понятно, на эти вопросы не ответишь чужими мыслями. Но главное - впереди, когда юный

пропагандист начнет выступать в школе. Это право нужно завоевать отличными знаниями. В течение года наши учащиеся выступают около 500 раз и повторно во время практики. О проведенной работе группы докладывают комитету комсомола.

Будем справедливы. Не всем поначалу нравился такой подход. Раздавались ворчливые голоса: "Разве подготовка рефератов по атеизму предусмотрена программой? И почему обязательно все должны выступать, а если у человека нет ораторских способностей?"

Отвечу на эти вопросы мнением самих учащихся, которые, завершив изучение курса научного атеизма, пишут домашнюю работу. Оценки уже выставлены, поэтому кривить душой нет никакого смысла. Итак, мы просим лишь ответить на единственный вопрос: что вам дало (оговариваем - вам лично) изучение научного атеизма? Число ответов давно перешло за тысячу.

"Научный атеизм - наука интереснейшая. После каждого урока чувствуешь, что узнал новое и нужное".

"Много дало написание реферата. Работа над ним научила меня пользоваться нужной литературой, уметь выбрать главное".

"Я с удовольствием работала над рефератом, потому что было интересно".

А как же насчет ораторских способностей?

"Большое впечатление производит выступление в школе, когда тебя внимательно слушают, задают вопросы. Это не доклад для галочки. Чтобы это понять, надо пойти в школу, прослушать, как спорят в классе после выступления".

г. Воронеж

НУЖНЫ ПРОСТЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

И. СУСЛОВА

Когда началась война, я уже умела читать и познакомилась с религиозной литературой. Конечно, я не знала толком, как называются эти толстые книги с красивыми и страшными картинками, но знакомство с ними вселило в мою душу страх перед богом, веру в его существование. Хозяйка этих книг, наша соседка тетя Тоня, не раз говорила мне тогда, что мамино безбожие погубило моего отца. Вот если бы мама была верующей, то не получили бы мы "похоронку" с фронта. Может быть, мама и поверила, и поэтому повесила в нашей комнате иконы. А я от тети Тони слышала постоянно: "Молись, деточка, о здравии своего папы, бог милостив, и случится чудо". Оно, действительно, случилось. Кончилась война, и мой папа вернулся из плена. Разумеется, не мои молитвы помогли. Ведь все верующие молились о здравии воинов, сражавшихся с супостатом, а многие ли вернулись?

Набожная соседка наша во время войны жила в достатке, семья ее нужды не знала. И все потому, как она говорила, что помогает ей бог за ее веру. Спросила я маму, когда уже выросла, отчего же мы с ней ели не досыта? Я же молилась утром и вечером, а бог давал больше соседям. И услыхала простое объяснение: "Потому что она спекулировала. Вот и жила хорошо". Хотя я уже была неверующая, мне стало обидно за такую божескую несправедливость. Я же все делала так, как велела тетя Тоня, пугая меня геенной огненной. Я очень боялась попасть туда и не смела "беса тешить", то есть петь, танцевать, смеяться. Все это - великий грех, а за каждый грех у бога есть определенная казнь. Кто знает, может быть, настоящая моя жизнь и сложилась бы иначе, если бы я росла общительной, веселой, а то сама себя лишила детства.

Поколебалась моя вера в первый раз уже в техникуме. Сдавали мы экзамены, а кто-то и вспомнил о Николае чудотворце. Пойдемте, мол, девочки, помолимся, авось поможет. Пошли мы с подружкой в церковь, покупаем свечки, чтобы поставить перед иконой чудотворца. Продает их здоровенный детина. Подал он нам свечки, потом показал свой волосатый большой палец, подмигнул и сказал: "Во, девки, сдадите!" И больше я в церковь не пошла. Уж очень бесцеремонно ворвался в мой мир иллюзий этот тип. Возможно, и к лучшему. Будто все, во что я верила с детства, предстало вдруг передо мной в образе этой толстощекой нахально подмигивающей физиономии.

Окончила я библиотечный техникум, уехала работать на село, поступила на заочное отделение библиотечного института. Первый мой обзор, который я подготовила во время практики, был о Вселенной. Много я перечитала, обзор удался, и получила я за него отметку. Теперь уже по долгу службы делаю тематические информации и доклады о литературе, но выбираю то, что интересно самой, - значит будет интересно и моим слушателям. Сейчас я председатель совета атеистов на комбинате, где работаю в технической библиотеке. Однако вижу, что за атеистическую работу нередко берутся молодые люди, не имеющие никакого понятия о психологии веры. Я считаю, что за такую работу надо браться чрезвычайно деликатно, осторожно. Но где научиться этому?

Литературы подобного рода мало, а она нужна, популярная, доходчивая, чтобы атеист-агитатор мог бы ответить на любые вопросы. Например, на такой. Жалуется женщина, что соседка сглазила дочку. Мол, как придет в дом, - так девочка заболеет. А как другая бабка над ней пошепчет, - девочка поправляется. Почему? Здесь нельзя просто ответить, что это все - выдумки, суеверия, надо объяснить, как можно понятнее, проще. Давайте, пожалуйста, в "Науке и религии" побольше таких статей, рассчитывайте их на суеверных и верующих людей с невысоким уровнем образования.

г. Киров

 

А. КОЧЕТОВ

Памятнику-мемориалу героям Отечественной войны - медикам, созданному скульптором Л. Кербелем и архитектором Б. Тхором и установленному на территории 1-го Московского медицинского института.

МЕДИКАМ ГЕРОЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ  1941-1945МЕДИКАМ ГЕРОЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945

 

Умолкнул глас войны. Прошли десятилетья. В гранита глыбу мастера резец проник И отчеканил на столетья Твой сказочно-прекрасный лик.

Визжали мины, грохотали взрывы.

А ты ползла, зажавши в сердце страх,

 Чтоб вынести его с кровавой нивы 

На ненавистью налитых руках.

К подножью твоему цветы приносят дети.

На них глядишь, торжественно-проста...

Ты всех мадонн священнее на свете,

Ты - Милосердия Сестра!

  

Перейти на страницу загрузки

СКАЧАТЬ "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №3 Март 1978 год

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика