стр. 33-35 - "Наука и Религия" №3 1978 - (В ПОИСКАХ ВЫХОДА)

Читать советские журналы онлайн

В ПОИСКАХ ВЫХОДА

С. ОРЛОВ, кандидат философских наук

Nauka.i.religija.1978.Vipusk.03.jpg

Наиболее характерной особенностью современного адвентизма в нашей стране является углубление кризисных явлений, охвативших различные аспекты деятельности этой разновидности протестантизма. Причины кризиса коренятся в тех огромных социальных преобразованиях, в результате которых атеистическое мировоззрение стало достоянием большинства населения СССР.

Кризис в адвентизме находит свое проявление в самых различных формах.

Одна из них - междоусобная борьба отдельных группировок за влияние на религиозные объединения, за право утвердить свой путь выхода из кризиса.

Период после Великой Отечественной войны в церкви адвентистов седьмого дня ознаменовался попытками некоторых ее руководителей оживить затухающую деятельность религиозных объединений с помощью активного миссионерства и благотворительности, путем превращения молитвенных собраний в

учебные классы по изучению Библии, проведения специальной работы среди детей и подростков - то есть всех тех видов религиозной деятельности, которая не допускается законодательством о религиозных культах, в частности статьей 17 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от В апреля 1929 года "О религиозных объединениях" с изменениями и дополнениями, внесенными указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 года.

В середине 60-х годов в адзентистской церкви произошел раскол, а образовавшиеся в его результате две крупные группировки, обвиняя друг друга в нарушении церковных установлений, вступили в непримиримую борьбу между собой за руководство церковью.

Одна из группировок, возглавляемая П. Мацановым (наиболее реакционная часть расколовшегося адвентизма), провела вначале 1965 года так называемое киевское совещание с участием значительного числа адвентистских авторитетов, не котором был создан духовный центр, названный "советом старших братьев", или "корпусом проповедников".

Под предлогом необходимости разъяснения решений киевского совещания "корпус проповедников" начал рукополагать своих сторонников в сан служителей культа и направлять их в качестве эмиссаров в различные религиозные объединения, приступил к распространению рукописных брошюр и писем, стал открыто вмешиваться в деятельность общин другой группировки, которые не признают руководства этого самозванного духовного центра. Проповедники "корпуса" создавали параллельные общества адвентистов седьмого дня, смещали и назначали пресвитеров и т. д.

Оценивая раскол, его причины и последствия, один адвентистский авторитет писал: "В результате ошибочных действий некоторых видных служителей культа в общинах произошли разделения и адвентистская церковь в стране оказалась разбитой на отдельные группы. Попытки одной группировки установить любыми средствами свой контроль над всеми остальными оказались безуспешными в течение ряда лет по той простой причине, что они основывались на чуждых христианскому духу и церковному порядку стремлениях. Недуховная борьба, проводимая под различными благовидными предлогами и лозунгами, принесла неисчислимые страдания общинам и поношение имени божьему".

В настоящее время раскол в адвентизме расширился и углубился. Попытки сблизить точки зрения на ряде консультативных встреч не увенчались успехом. Борьба за власть продолжается. Мотивы и побуждения, выдвигаемые противоборствующими сторонами, вращаются вокруг одной стержневой проблемы: отношение к окружающему миру, к социальной среде, к законодательству о религиозных культах. С ним вступают в противоречие такие установления адвентистов, как отказ трудиться и запрещение детям посещать школу в субботний день, принудительное взимание "десятины" с заработка верующего в пользу церкви и некоторые другие.

Сторонники Мацанова провозгласили себя "верными последователями адвентизма", заявив при этом, что они отстаивают чистоту и неизменность принципов вероучения в противовес тем, кто ими пожертвовал. Один из сторонников этой группировки заявил, что "обязательное присутствие детей на молитвенных собраниях, исполнение ими религиозных гимнов и стихов, "десятина" и благотворительность - главное, в чем расходятся последователи Мацанова с "отступниками", взявшими обязательство соблю

дать законодательство о культах". Таким образом, мацановская группировка сблизилась с реформизмом - этим крайне реакционным течением адвентизма, возникшим во время первой мировой войны в Германии.

Противостоящая мацановцам более умеренная группировка отрицает экстремистский путь преодоления кризиса церкви, призывает к преодолению раскола и укреплению единства всех верующих. Ее руководители обвиняют маца- новцев в том, что те хотят достигнуть своих целей "административным", "приказным" путем, принимают по отношению к несогласным с их мнением "суровые решения".

Основной выход из кризиса, охватившего церковь, большая часть адвентистских проповедников обеих группировок видит в отказе от общения с миром, в неуклонном следовании пресловутой концепции "отделения от мира". Утверждается, что это "принципиальное дело, дело большой важности, дело всей церкви адвентистов седьмого дня" и от отношения к этому "принципиальному" делу зависит участь церкви.

Что же это за "дело", столь серьезным образом влияющее на судьбу адвентистской церкви? Ответ мы находим в ряде рукописных брошюр. В них содержится недвусмысленная альтернатива: "Либо церковь очистится от всего человеческого и мирского, которое широким потоком вливается в ее ряды, или мирской дух и его влияние будут узаконены в церкви". Адвентистам седьмого дня предъявляются требования, согласно которым они "должны в своей жизни, планах, принципах, вере, надежде полностью отделиться от мира, окружающего их".

Таким образом, независимо от противоречий внутри самого адвентизма, его руководителей больше всего пугает усиливающееся влияние на их церковь окружающего мира, где дуют свежие ветры социальных перемен, ведущих к полной секуляризации общественной жизни. Предохранить свои общины от воздействия социальной среды, особенно в нашей стране, где программной задачей общества является воспитание гармонически развитого человека, свободного от пережитков прошлого, - "это главная цель обеих адвентистских группировок. Вместе с тем они понимают бесперспективность этой цели, чувствуют, что ее достижение им не под силу. "На нас наступает влияние мира, которому мы поддаемся. Это не значит, что мы не защищаемся от него; но меры, предпринимаемые нами, недостаточны, и мы шаг за шагом отступаем, и это должно нас сильно насторожить", - говорят руководители адвентизма.

Адвентистских проповедников беспокоит возрастающий интерес к мирским проблемам всех верующих, которые понимают противоестественность изоляции от всего того, чем живет современное общество. "В наших рядах начала возрастать 'любовь к миру, а наша борьба против этого пагубного влияния и наше сопротивление - ослабели"; многие верующие "предпочитают мирские пути и средства для достижения божественных идеалов, в то время как пути божии отвергнуты",- с печалью констатируют адвентистские проповедники.

Однако не все руководство адвентистской церкви разделяет концепцию "отделения от мира". Реалистично на

строенные и дальновидные руководители более умеренной группировки адвентизма, проявляя разумный подход к оценке реальной обстановки, видят выход из кризисного состояния церкви в социальной активности верующих, в связи с "окружающим миром", в неуклонном исполнении советских законов. Они понимают, что путь "отделения от мира", "противоборства с миром", отказ верующих от исполнения своего гражданского долга, каким бы религиозным мотивом он ни обосновывался, ставит адвентистскую церковь в трудное положение.

Основную причину экстремизма в адвентизме они видят в том, что носители этих настроений не понимают, что между желаемым и возможным всегда существует известная дистанция и что всегда были и будут вопросы, при решении которых следует проявлять благоразумие.

Четко формулирует кредо этой части более умеренной группировки адвентистов один из ее идеологов в следующих рассуждениях: "Как же быть? Идти на полную ликвидацию адвентизма, принять ли реформизм и уйти из единой церкви божией? Или же "держать, что имеешь", и среди всех и всяческих перипетий, сохраняя знамя народа божия, искать новые пути и для сосуществования и главное - для выполнения порученного нам дела - быть "светом мира и солью земли".

Следуя этому принципу, ряд реалистично настроенных адвентистских проповедников призывают верующих обратить внимание на свое отношение к окружающему миру, в котором они живут, преодолеть бытующую у некоторой части верующих тенденцию сузить круг своих обязанностей по отношению к обществу и государству. От правильной постановки и решения этой проблемы, по их мнению, зависит очень многое в жизни и деятельности адвентистов в нашей стране.

Подобный здравый подход к проблеме раскрыт в реферате одного из видных современных адвентистских авторитетов "Христианин в обществе и государстве".

Исходный тезис реферата: у адвентистов не может быть безразличного отношения к обществу, в котором они живут, и к стране, гражданами которой они являются. "У нас, адвентистов, живущих в СССР, - пишет автор, - есть все основания с особой теплотой и удовлетворением относиться к нашему социалистическому государству. Мы не можем проводить знака равенства между социализмом и Евангелием, однако принципы, на которых построено Советское государство, значительно ближе евангельскому духу заботы о человеке, чем принципы капиталистического общества. Быть гражданином этой страны мы считаем большим преимуществом".

С чувством большого удовлетворения реферат повествует о преобразованиях в нашей стране после Октябрьской революции. Особенно важным достижением нашего строя, о чем, по мнению автора реферата, невозможно умолчать, является "огромнейшее положительное значение закона об отделении церкви от государства, принятого в стране в первые же дни после революции. Если кто-то может не знать этого, то мы, адвентисты, хорошо знаем по опыту наших отцов и дедов", "сектантов", живших в царской России, что такое государственная церковь".

Вот достойный ответ верующих людей нашей страны тем зарубежным подстрекателям, которые денно и нощно вещают миру, будто в СССР отсутствует свобода совести, ущемляются права церквей, христиане преследуются за веру.

Автор реферата выражает удовлетворение тем, что верующие участвуют в общем труде нашего народа на благо Родины: "Для нас, адвентистов седьмого дня, является большой радостью то, что наш скромный созидательный труд соединяется с усилиями миллионов людей нашей страны в достижении прогресса. Таким образом, непосредственно участвуя в коллективном труде, радуясь общим успехам, переживая за трудности и недостатки, мы сознаем себя членами огромнейшего общества, которое поставило перед собой и успешно выполняет немало добрых и возвышенных целей".

Несомненно, нельзя игнорировать положительное значение подобных высказываний, в основе которых лежит разумная, без предвзятости оценка объективных процессов. Они воспитывают у верующих чувство патриотизма, глубокое понимание долга и обязанностей перед своей земной отчизной.

Руководство Генеральной конференцией информировано о расколе и междоусобной борьбе в адвентистской церкви нашей страны. Вначале оно стремилось примирить враждующие группировки. Однако, видя, что призывы их "руководствоваться христианскими принципами в устранении недружелюбной критики, взаимных обвинений" не дают желаемого результата, руководители Генеральной конференции высказали свое неодобрение деятельностью экстремистской мацановской группировки при решении внутрицерковных проблем и поддержали умеренную часть проповедников, которые пытаются преодолеть раскол и укрепить единство верующих.

На очередной 52-й сессии всемирного центра адвентистов седьмого дня, проходившей в Вене летом 1975 года, президент Генеральной конференции

Р. Пирсон сказал: "В программе завоевания душ за последние пять лет... нам нечем похвастаться... Движение вперед измеряется дюймами там, где нам хотелось бы видеть мили духовного продвижения". Эти слова убедительно свидетельствуют о трудностях пополнения рядов мирового адвентизма, связанных с общим кризисом религии.

Один из путей преодоления этих трудностей Р. Пирсон видит в том, чтобы не отставать от современности: "Нам грозит величайшая опасность, если мы зароем головы в песок и будем игнорировать знаменательные перемены, происходящие в окружающем нас мире". Таким образом, взгляды руководства всемирного центра адвентистов седьмого дня и некоторых видных авторитетов адвентизма в СССР по вопросу об отношении к современной действительности совпадают.

В нашей стране до настоящего времени продолжают также действовать небольшие группы адвентистов-реформистов, известных своими реакционными взглядами и антиобщественным характером деятельности. Под воздействием фанатично настроенных вожаков адвентисты-реформисты отказываются от регистрации своих объединений в органах власти, запрещают детям вступать в пионеры и комсомол, подстрекают молодежь призывного возраста отказываться от службы в армии, изготовляют и распространяют литературу, содержащую клевету на наш общественный строй.

Главари адвентистов-реформистов стремятся совершенно изолировать своих сторонников от жизни. "Мы живем в мирской век, - пишут они в рукописной брошюре "Отделение от мира", - когда наше физическое отношение с миром теперь гораздо ближе, чем в былые времена. Автомашины, радио и телевидение и другая современная техника совершенно изменили обстоятельства, в которых мы живем, и затруднили гораздо больше, чем когда-либо раньше, наше отделение от мира и сохранение наших нравов в чистоте".

Утверждая, что радиоприемники и телевизоры превращают квартиры верующих "в театры и другие неприличные для святых мест", руководители адвентистов-реформистов стараются предотвратить воздействие средств массовой информации на сознание верующих. "Мы ничего не должны делать, ни слушать, ни смотреть, ни читать и ни говорить ни при каких обстоятельствах того, что было запрещено божественным правилом", - призывают они.

Общеадвентистскому догматическому принципу соблюдения субботнего дня реформисты придают особое значение. В этот день решительно запрещается заниматься какими-либо делами, кроме молитвенных. Даже "покупка газет, продуктов питания, разговоры на обыденные темы, общественные посещения не должны допускаться в этот день". Верующим предписывается: "Встречайте субботу с молитвой и пением и заканчивайте ее тоже с молитвой и хвалебными гимнами, не допускайте в этот день никакого мирского урока, музыки, мирского занятия, мирских бесед". Детям по субботам категорически запрещается посещение школы. При этом напоминают высказывание Е. Уайт: адвентисты не могут рассчитывать на признательность божью, если они посылают своих детей туда, где те не могут исполнять четвертую заповедь.

Но как бы ни стремились наиболее реакционные, экстремистски настроенные проводники реформистских взглядов в адвентизме отделить своих единоверцев от мира, они не в силах противостоять веяниям времени. Жизнь берет свое. Все больше реформистов порывают с реформистскими установками, втягиваются в различные сферы общественной жизни, вступают в профсоюзы.

Таковы в общих чертах процессы, происходящие в адвентизме в нашей стране. Их необходимо учитывать' в воспитательной работе с верующими и при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах.

Перейти на страницу загрузки

СКАЧАТЬ "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №3 Март 1978 год

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика