Skip to main content

стр. 35-37 - "Наука и Религия" №3 1978 - (Этот тихий субботний мир...)

Читать советские журналы онлайн

Nauka.i.religija.1978.Vipusk.03.jpg

Этот тихий субботний мир...

Накануне в Караганде выпал снег, и по утоптанной тропке было видно, что немало людей прошло недавно этим тихим окраинным переулком со звучным именем - переулок Энтузиастов. Сплошь застроенный маленькими, словно притаившимися за оградами палисадников домиками, он скорее олицетворяет застывший покой, неподвижность, хо- -я отзвуки большого города доходят и 2*

сюда. Рядом пролегает автострада с мостом. За садами и огородами по железнодорожной насыпи грохочут поезда.

В конце каждой недели в переулке Энтузиастов группками и поодиночке появляются люди. Как и сегодняшним субботним утром, все они направляются к внушительному по здешним масштабам дому.

Новый, добротно сработанный забор, железные ворота, тяжелая калитка. Открытые ставни широких окон. За калиткой - порядок и опрятность музейной усадьбы. Молоденькие ухоженные яблоньки, запитая бетоном дорожка.

Хозяин - 27-летний плотник Виталий Евгеньевич Снытко. Официальная семья его состоит из жьмы и двух детей. Но Виталий Евгеньевич считает себя членом полуторасотенной семьи местной общины адвентистов седьмого дня. Она-то и арендует дом Снытко.

Каждую субботу - этот день у "братьев" и "сестер" начинается после заката солнца в пятницу и оканчивается заходом его на следующий день - тут проводится три молитвенных собрания.

К утреннему пришел сюда и я.

Прихожая с длинной вешалкой. Старинного производства орган. Из проходной комнаты, где на покрытых узорчатой тканью скамьях негромко разговаривают члены общины, одна дверь ведет в гостиную со столом и диваном, другая - в зал.

Там между рядами скамей постелена ковровая дорожка. На стенах в потемневшей от древности раме "Закон божий" и современные часы. Рядом с кафедрой электромузыкальный инструмент, места для хора. Семь широких окон занавешены шторами. На потолке светильники, плафоны, решетчатое вытяжное отверстие, длиннолопастный вентилятор.

В доме центральное отопление. Тепло. Полы, скамьи поблескивают светло-коричневой краской. Тишина. Входящие "братья" располагаются строго впереди справа, "сестры"-произвольно. Прежде чем сесть, и те, и другие, опустив голову и сложив над животом руки, на несколько секунд замирают - "беседуют с богом". Есть дети.

Входит молодой мужчина. Очки в желтой оправе, черный костюм, галстук, белая рубашка, в руках лапка. Это Снытко. Он по-хозяйски подводит стрелки отставших часов, замирает в беседе с богом, садится возле кафедры.

Помолившись таким же образом, занимает место за музыкальным инструментом молодая женщина - руководительница хора.

Часы бьют десять. По ковровой дорожке неслышно проходят трое, опускаются за кафедрой на колени. Все в зале встают. Наступает непродолжительная пауза тихой молитвы. Когда служители поднимаются, прихожане садятся. Ведущий собрание объявляет:

- Прославим нашего господа субботним псалмом.

Наблюдая за моленьем, открываю интересную особенность: ведется оно по принципу семинарских занятий -- закрепление темы, опросы, уточнения.

- Кто имеет желание сказать, чем руководствовался Иисус Христос в своих деяниях? - спрашивает ведущий собрание.

Встают сразу две женщины.

- Любовью к ближнему, - отвечают они одновременно.

- У кого есть побуждение высказаться? - спрашивает проповедник.

В передних рядах встает пожилой мужчина и задает прямо-таки каверзный вопрос. Не берусь привести его дословно, но смысл в следующем: как же, мол, так получается, существует много вероисповеданий, каждое гарантирует спасание, а другую веру считает заблуждением. Кто же, дескать, прав?

Спрашивающий несомненно верующий, место занимает среди не первый день знакомых ему "братьев". Но сам вопрос звучит вызывающе.

Проповедник выкликает желающих ответить на вопрос. Такие нашлись. Но ни их объяснения, ни толкование Нового завета проповедником, видимо, не достигают желаемой цели. Пожилой мужчина укоризненно качает головой. Между "братьями" шелестит шепот.

Руководительница хора, став на невысокую, окрашенную под цвет пола скамеечку, запевает. Вступает хор. Двум мужчинам не под силу вытягивать басовую партию, женские голоса преобладают, и все же пение производит впечатление.

После очередной общей молитвы женский дуэт исполнил под гитару религиозное песнопение. Говоря о том, что заповеди господни являются жизненным компасом, проповедник обратился к примеру, из художественной литературы:

- Французский писатель Жюль Верн написал роман "Дети капитана Гранта". В нем есть эпизод, где рассказывается, как на судне компас стал показывать ложное направление от умышленно подложенного железа, из-за чего мореплаватели уклонились от избранного пути. Так и всякое посягательство на учение Христа отворачивает стрелку нашего жизненного компаса.

Это уже относилось к тому, кто задал каверзный вопрос.

После окончания службы проводивший собрание представился председателем исполнительного комитета общины Василием Васильевичем Новосадом. Не помню уж, каким образом, но буквально с первых слов разговора выяснилось, что и проповедник и я в прошлом были коллеги: ходили когда-то в Северную Атлантику. Естественно, мы оба начали с удовольствием вспоминать уютные в штормовую погоду проливы Фарерских островов, белые склоны гор Исландии, туманы у побережья Британии.

Воспоминания о море выветрили у моего собеседника молитвенное настроение. Василий Васильевич увлеченно перечислял знакомые названия судов, помянул добрым словом родной траулер "Михаил Калинин".

Новосаду 33 года. Работает механиком по лифтам. Женат, двое детей. Рос в семье адвентистов, однако требований веры не придерживался. Период жизни, связанный с морем, по словам Новосада, преисполнен был греховностью: после нескольких месяцев беспрерывной болтанки, чередования вахт, подвахт оказался на берегу с крупной суммой денег в кармане, почувствовал под ногами твердую землю - и, как говорится, понеслась душа в рай.

- Раз сошел так на берег, другой. И всегда одинаково не оставалось иного пути, как снова уходить на долгие месяцы в море, опять начинать все сначала: вахты, подвахты, работа с тралом, шкерка рыбы... Тогда я спросил себя: в чем же заключается смысл человеческой жизни?

- И нашли ответ на этот извечный вопрос?

- Да, нашел с помощью веры. Смысл жизни - в приобщении к богу.

Разошлись до вечерней молитвы "братья" и "сестры", опустел адвентистский молитвенный дом, а мы, теперь уже втроем (к нам присоединился хозяин), продолжали разговор. Хозяин дома Снытко, в отличие от бывшего моряка Новосада, предпочитал все время ссылаться на Библию. Он так и сыпал цитатами.

Его путь к богу, сказал Виталий Евгеньевич, начался с детских лет под руководством родителей. А в двенадцать к нему самому, мол, снизошло разумение. Вдумчивый мальчишка, подобно многим сверстникам, задавался вопросами о возникновении жизни. Однажды он спросил после урока учителя зоологии, жива ли природа?

Учитель сказал, что природа, конечно, не организм с присущими всему живому функциями, это они будут проходить позже. А дотошный ученик логически сделал вывод: если природа не жива, то она не смогла создать живую клетку. И дальше: если так, то кто-то же ее создал. И еще дальше: если неизвестно, кто, - значит, остается бог.

Представления Библии о мироздании были доступны пониманию подростка. Уверовав в миф, он принял и все остальное. А утверждение взрослых о том, что именно адвентизм отстаивает истиннейшее учение Христа, придало штудированию священного писания высокий смысл подвижничества.

После школы Виталий Снытко закончил курсы фотографов, начал ездить от быткомбината по району, делать для заказчиков снимки. Но здесь требовалось обязательно работать по субботам - в дни, которые адвентист обязан посвящать молитвам. Пришлось сменить профессию, стать строителем.

Приверженность к религии Снытко пронес и через армейскую службу.

По-человечесчи, не в обиду им будь сказано, и Новосад, и Снытко оставили какое-то тягостное чувство. И не только потому, что и тот, и другой отдают немало времени подготовке к грядущему суду божьему. И даже не потому, что свою жизненную энергию тратят они на псевдоглубокомысленное толкование свода древних легенд и мифов.

Тягостно другое. Двое молодых, полных сил, стремления утвердить себя в глазах единоверцев мужчин с удручающей настойчивостью, почти обреченностью отрекаются от логических рассуждений, аргументов, сопоставлений.

- Логика для истинной веры бессмысленна, - утверждает Новосад,

-- Учение Христа не нуждается в переосмыслении, - вторит ему Снытко. - Оно вечно и незыблемо.

И ведь соглашаются, что прогрессом в окружающей нас действительности движет именно человеческий разум, стремление познать новое, подвергнуть сомнению отживающее... Возникает некий духовный тупик. Человеческая вера в лучшее будущее, этот великий движущий стимул борьбы, созидания, превращается в обреченное ожидание страшного суда над грешниками.

Временами казалось, что эти двое сами мучаются противоречиями. Тот же Новосад, твердо придерживающийся порядка не работать в субботу, допускает возможность исключения, хотя и считает это тяжким грехом. Снытко свободные часы проводит за чтением Библии, постигает ее смысл. Жена водит детей на молитвенные собрания. Но супругов тревожит, что дети могут вырасти чуждыми обществу.

Разнообразие мира ежедневно захлестывает впечатлениями, рождает мысли, чувства - и многому необходимо противостоять. Трудно, наверное. Особенно

если учесть, что одной Библии недостаточно для подготовки к проповедям. Надо читать, слушать, смотреть - иначе безнадежно отстанешь в развитии даже от младших "братьев".

Поэтому и Новосад и Снытко могут позволить себе сходить в кино, не выключать телевизор, когда начинается не подходящая с точки зрения религии передача. Но рядовые члены общины, как правило, строго придерживаются запретов. Те, с кем мне удалось встретиться, подтверждают, что светской литературы не читают, кино не смотрят, в театр не ходят, спортом не занимаются. Рассказывали о себе эти люди охотно, хотя и просили не публиковать их имен. Вот один из них.

П. - слесарь одного из учреждений. 34 года, образование среднее, женат. На молитвенном собрании внимание привлек прочувствованностью обращения с кафедры при разборе главы Библии. Потом занял место в хоре. При общей молитве вытирал слезы. Мы встретились у него на работе, в мастерской. Я уже знал, что он здесь самый добросовестный рабочий, обязательнейший человек. При мне к нему подходили люди, и каждый уважительно обращался к слесарю, просил что-то срочно отремонтировать или забирал исправленную вещь.

История П. драматична. В детстве жил при железнодорожной станции, в среде адвентистов. Девяти лет попал под колесо, потерял ногу. Восемнадцати - заблудился во вьюжной степи. Отчаявшись, обратился к богу с обещанием принять веру, если останется жив. Пошел наугад сквозь пургу и в конце концов набрел на жилье. Глаза у него добрые, руки загрубелые. Типичный умелец-мечтатель. Такие вечно что-нибудь бескорыстно мастерят, изобретают. Может быть, не попади П. в тот злосчастный буран, и судьба его сложилась бы иначе.

Многих из встреченных мной здесь людей привлекла в этот причудливый мир воспринятая с детских лет религиозность, породившая нравственную пассивность. Каждый закономерно встретил на жизненном пути трудности, и каждый одинаково не сумел противостоять им, а с готовностью спрятался в хрупкое убежище религиозной веры.

После молитвенного собрания мы вышли вместе с Новосадом. Снег таял. С железной дороги доносился шум проходившего поезда. Василий Васильевич предложил подвезти меня до центра на машине.

Неподалеку в маленьком домике живут его родители. Новосад вывел со двора подержанную, старого выпуска "Волгу" - память о незабываемой моряцкой поре. На заднем сиденье разместились его жена с грудным ребенком- руководительница общинного хора - и восьмилетний, со щербатым смеющимся ртом Вовка.

Супруга Василия Васильевича некогда окончила музыкальную школу, но по настоянию родных стала медсестрой. В семье адвентистов воля старших - закон. А музыка так и осталась для нее единственным любимым делом.

Невольно подумалось о непоседливом Вовке, которого родители привозили на утреннюю молитву. Как-то сложится его судьба?..

Перейти на страницу загрузки

СКАЧАТЬ "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №3 Март 1978 год

 

 

Яндекс.Метрика