Skip to main content

стр. 37-38 - "Наука и Религия" №3 1978 - (В ожидании "позднего дождя")

Читать советские журналы онлайн

Поздний дождь

В ОЖИДАНИИ "ПОЗДНЕГО ДОЖДЯ"

Д. КОРЕЦКИЙ

В молитвенном доме адвентистов седьмого дня города Черновцы горестно звучат слова проповеди: "Мы живем в скорбное время. Внутри церкви идет борьба за власть, за первенство. Верующие перестали доверять друг другу, и кажется, что слова пророка Иеремии написаны прямо для наших дней: "Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев..." Сатана сумел занять внимание народа божия второстепенными вопросами. Более того, многие из нас сомневаются в опасности греха. А есть личности, которые идут навстречу искушению, как безумные навстречу ударам..."

Можно было бы, конечно, цитировать и далее, но нет смысла, ибо далее все о том же и примерно теми же словами. Краткое содержание проповеди таково: в адвентистской церкви кризис и упадок - пастыри борются за власть, верующие асе менее верны заветам Христа и все более прельщаются соблазнами мирской жизни. Но в мире тоже "мерзость запустения", так как стремительный темп современной жизни (имеется в виду научно-технический прогресс) порождает растерянность, страх, волнения среди народов (то есть классовую борьбу в капиталистических странах и национально-освободительные движения).

Мы еще вернемся к этой проповеди, а пока заглянем в Донецкую область в молитвенный дом города Горловка. Здесь речь идет вроде бы о других материях - о землетрясениях и иных стихийных бедствиях - и голос проповедника звучит иначе - уверенно и чуть ли не пророчески: "И будут люди вздыхать от страха или падать в обморок, лишаясь чувств..."

Но и первая проповедь - об упадке церкви адвентистов седьмого дня и "мерзости запустения" в мире и вторая - о грозных явлениях природы и стихийных бедствиях - посвящены одной и той же цели: убедить верующих в близости второго пришествия Христа. "Уж скоро господь изольет поздний дождь на свой народ",-предрекает проповедник в Черновцах. "Сегодня знамения времени свидетельствуют, что мы стоим на пороге великих событий. Все объято тревогой. На наших глазах исполняются пророчества... Берегитесь, иначе вы окажетесь на царском пире без брачной одежды", - вторит ему коллега из Горловки.

Что это - случайное совпадение? Безусловно, нет. Почти полтора столетия проповедники адвентизма ухитряются обнаруживать в окружающей действительности якобы предсказанные Библией приметы того, что Христос со дня на день придет на землю. За этот период изменилась жизнь людей, изменился их мир, даже облик нашей планеты изменился, а неутомимые проповедники по-прежнему ищут и находят свои приметы, словно и не было у них тысяч предшественников, оказавшихся - все, как один, - лжепророками.

И самое удивительное во всем этом, что, не умея и не желая смотреть на мир непредубежденным взглядом, проповедники адвентизма даже в кризисе собственной церкви умудрились увидеть подтверждение своих убеждений! В брошюре "Просевание" прямо говорится, что "замешательство" среди приверженцев адвентизма "заранее запрограммировано в божьем плане будущих событий"!

Кризисные явления настолько сильны, процесс размывания религиозности идет столь интенсивно, что отрицать это невозможно. Священнослужителям остается единственный выход - взывать к сознанию верующих, делать вид, что все это предусмотрено свыше и что этот упадок и есть один из убедительнейших признаков скорого, со дня на день, второго пришествия. Конечно, ликвидировать кризис веры такими мерами нельзя, можно лишь в какой-то степени ослабить его.

В городе Ирпень Киевской областипроизошла размолвка между проповедником местной общины К. и его женой. Размолвка между супругами - Дело житейское. Однако она приняла размеры, выходящие за рамки несогласия двух христиан по какому-то вопросу. Как явствует из милицейского протокола, "К. избил свою супругу...". Ситуация, прямо скажем, весьма далекая от христианских идеалов. Тут, конечно, читатель может сказать, что поступок этот безусловно заслуживает осуждения, но разве среди неверующих нет подобных хулиганов? И читатель будет прав. Среди неверующих они тоже есть. Но не в этом суть. Небезынтересно, что явилось причиной столь нехристианского поведения проповедника христианства? Выяснилось, что "размолвка" произошла из-за того, что супруга К. пошла на богослужение в ту группу единоверцев, которую муж не одобрял!

Таким образом, этот, на первый взгляд внутрисемейный, инцидент приобретает смысл симптома внутрицерковной борьбы и кризиса религиозной веры.

Процесс размывания религиозности проявляется и в отходе верующих от адвентизма. Показательна в этом смысле жизнь одного из влиятельнейших адвентистских авторитетов А. Ф. Парасея. Вся она посвящена проповеди адвентизма и миссионерству. И тут ему нельзя отказать в искренности и твердости убеждений, в опыте и мастерстве проповедника и организатора общин. И тем не менее из общин, опекаемых А. Ф. Па- расеем, уходят люди и отрекаются не только от адвентизма, но и от религии вообще. Более того, отрекается ближайший его помощник, его заместитель, пресвитер и организатор первой адвентистской общины Бессарабии М. П. Ка- рагяур, человек, которому прочили блестящее церковное будущее *. Сын А. Ф. Парасея Владимир выбирает иную жизнь, иное служение - не богу, а людям.

Вспомнилась мне и судьба Анны Людвиковны Леуты из города Ирпень. Она была убежденным приверженцем адвентизма добрых пятьдесят лет. Все эти годы старшие "братья" неизменно хвалили ее и ставили в пример. Когда Анна Людвиковна овдовела (детей у нее не было), она пригласила жить к себе в дом "сестру". Вера Ивановна Медведенко недавно приехала из Мордовии, своего жилья не имела, и Анна Людвиковна рассудила, что долг христианина помочь ближнему своему. В общине поступок Леуты вызвал одобрение. Медведенко прописалась у Анны Людвиковны и заняла в общине должность секретаря. Она заверила Анну Людвиковну, что отныне все радости и горести будут у них на двоих, что она будет ухаживать за Леутой до самой ее смерти. Растроганная Анна Людвиковна завещала ей дом и участок. Однако стоило оформить эти документы, как идиллия окончилась. Медведенко не только перестала заботиться о старой женщине, больной тяжелой формой астмы, но просто издевалась над ней. А вскоре в доме Анны Людвиковны, не спрашивая ее согласия, поселился брат Медведенко с женой и детьми. И оказалось, что для Леуты в ее собственном доме нет отдельной комнаты. Теперь, когда она болела, продукты ей приносили соседи. Кстати, в большинстве своем неверующие.

 

' См. в М И нашего журнала за 1977 год очерк В. Хяралова "Третья весть Михаила Карагяура".

 

 

Вся эта неприглядная история происходила на глазах пресвитера общины, который жил на одной из соседних улиц. Однако обращения Анны Людвиковны к его авторитету и общественному мнению единоверцев не дали никаких результатов.

"- Терпите, сестра", - сказали ей, - мы всегда должны быть готовы к страданиям...

В конце концов справедливость, конечно же, восторжествовала. Но не с помощью общины, а после вмешательства народного суда, куда после множества бессонных ночей и душевных переживаний обратилась Анна Людвиковна.

Узнав о заявлении в суд, община всполошилась. Вы думаете, потому, что единоверцы осознали допущенную несправедливость? Отнюдь! В общине потребовали, чтобы Леута забрала свое заявление, а когда Анна Людвиковна не согласилась, то ее "взяли на замечание".

Поведение единоверцев до того поразило Айну Людвиковну, что после мучительных раздумий и осмыслений происшедшего она покинула общину.

- Я долго думала о "знамениях предстоящего позднего дождя", о заповедях Христа и о жизни общины, - рассказывала мне Анна Людвиковна, - и пришла к выводу, что все это слова, слова. Ничего, кроме слов...

На прощание она подарила мне несколько адвентистских книг. Теперь они уже мало интересовали ее.

Я не случайно столь подробно рассказал об истории А. Л. Леуты. Эта история иллюстрирует еще одну тенденцию, проявляющуюся в адвентизме. Почему убежденной верующей с полувековым стажем предпочли молодую, но энергичную женщину с далеко не христианскими замашками и ради этого предпочтения община пошла на явное попрание не только справедливости и морали, но и собственных принципов? Дело в том, что в продолжающейся внутри- церковной борьбе молодой, энергичный человек, конечно же, может быть гораздо полезнее, чем старая больная женщина, пусть даже и с полувековым стажем пребывания в общине.

Поскольку все это происходит на глазах у верующих, то нет ничего удивительного, что те делают из этого свои выводы и зачастую уходят из общин, да еще и не по одному. В качестве примера можно упомянуть хотя бы жителей села Санковцы Хотинского района Черновицкой области Д. Кривова, А. Григо- рец, А. Доник, Е. Доник, Н. Аксенчук или жителей села Пожарки Рожищенского района Волынской области, где за последние пять лет из общины адвентистов седьмого дня вышли 36 человек.

Будучи не в состоянии скрыть все эти факты и процессы от верующих, проповедники адвентизма объявляют кризис адвентистской церкви специально "запланированным свыше мероприятием" и вновь и вновь убеждают верующих, что "уж скоро господь изольет поздний дождь на свой народ".

г. Киев

 

НАСТОЯЩАЯ ВЕРА - ЭТО ВЕРА В СВОИ СИЛЫ

В. Сенчило

 

Дина Антоновна Плосконос стала адвентисткой седьмого дня под влиянием родителей. Все молодые годы она старательно молилась, исполняла все заповеди и готовилась к скорому пришествию Христа.

Находясь в среде адвентистов более 10 лет, подробно изучив их вероучение, внимательно присмотревшись к внутренней жизни общины, Дина Антоновна засомневалась, по тому ли пути она идет. Уходу из- под влияния "братьев и сестер во Христе" способствовали два обстоятельства. Первое - чуткость врачей и товарищей по работе. Дина Антоновна заболела, обратилась за помощью к богу. Усердно молилась, но здоровье становилось все хуже и хуже. "Вижу, инвалидом становлюсь, а бог все не помогает..." "Господь бог покарал, он и исцелит", - учили ее адвентисты. Но здоровье изо дня в день становилось все хуже, и она все-таки пошла в поликлинику. Ей оказали помощь, но сказали, что болезнь запущена и для излечения понадобится много времени.

Второе обстоятельство, которое способствовало ее отходу от религии, - лицемерие верующих. В общине утверждали, что крепкой семья может быть только в том случае, если муж и жена - единоверцы. Дина по настоянию родителей вышла замуж за "брата во Христе". Но семейного счастья так и не увидела. Сколько слез пролила, сколько просила бога о помощи. Ждала ее, но так и не дождалась.

Хотя и постепенно, не сразу, но вернули врачи Дине Антоновне утраченное здоровье, а заодно и подарили ей иную веру - в человеческий разум и людскую доброту. И она перестала посещать молитвенный дом. "Братья" и "сестры" уговаривали ее, а порой и угрожали божьими карами. Но возврата к прошлому не было.

После выхода из общины Дина Антоновна стала уделять больше внимания воспитанию своих детей, которые успешно окончили школу. Тамара - выпускница торгового института. Сыч окончил техникум пищевой промышленности. Галина - педагогическое училище. Таисия - профтехучилище.

Сама Дина Антоновна окончила заочно кооперативный техникум. "Настоящая вера - это вера в свои силы", - говорит она, - вера в земное, человеческое счастье".

г. Умань 

Перейти на страницу загрузки

СКАЧАТЬ "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №3 Март 1978 год

 

 

Яндекс.Метрика