стр. 46-48 - "Наука и Религия" №3 1978 - (Его главное дело)
Читать советские журналы онлайн
ЕГО ГЛАВНОЕ ДЕЛО
Б. МИХЕЛЕВА
100 лет со дня рождения Емельяна Ярославского
Напечатанная на серой, самой дешевой бумаге брошюра называлась "Катехизис солдатский" и составлена была, как и положено катехизису, из вопросов и ответов. Вопросы были знакомые: "Что есть воинская присяга?", "Кто такие враги внутренние и внешние?" Но вот ответы заставляли призадуматься... 1907 год, первая русская революция шла на убыль. Правда, еще пылали пожары крестьянских восстаний, да и в городах продолжались выступления рабочих. Многим из тех, кто сейчас в казарме слушал "Катехизис", самим приходилось стрелять в "бунтовщиков": ведь они-то - учили солдат - и были врагами внутренними. Иной солдат и рад бы не стрелять, но страшно было присягу нарушить - на кресте клялся служить царю и отечеству.
А в "Катехизисе" говорилось: "Наше отечество- это мы сами, наши отцы и матери, братья и сестры, друзья и товарищи-рабочие, городская и деревенская беднота. Наше отечество - это наш труд... вся бесправная Россия, Россия ограбленная, разоренная - вот отечество наше..." И дальше: "Верующего солдата запугивают, ежели клятву-присягу нарушишь, в геенне огненной денно и нощно на огне жарить будут... Да ведь присяга-то не добровольно дана, поди откажись, значит, и нарушить ее не грех".
Попадали и раньше в казармы листовки и брошюры, призывали солдат не нарушать библейскую заповедь "не убий", но эта была особенно доходчивой и сразу все ставила на свои места. И получалось, что враги внутренние - совсем и не враги, а братья, "идут на войну все одинаково, какой бы веры ни был, и умирают одинаково - пуля и штык не разбирают, какой веры солдат". Выходит, что отечество - это одно, царское правительство - другое, и служить им одновременно-все равно, что сразу господу и Сатане.
Дочитывали брошюру до конца, до подписи "Солдат социал-демократ Володя".
В течение нескольких дней "Катехизис солдатский" красовался на витринах книжного магазина на Невском. Название вполне благонамеренное,
книжка напечатана в Киеве в типографии И. И. Чоколова, как указывалось на обложке. Однако, когда полиция узнала, о чем в нем говорится, да оказалось, что нет в Киеве никакой типографии Чоколова, а напечатана брошюра нелегально, все непроданные экземпляры были конфискованы.
А через некоторое время попал за решетку и "солдат Володя" - профессиональный революционер Миней Губельман, только что вернувшийся из Лондона с V съезда РСДРП. У властей к нему был большой счет, и "катехизис" в нем - капля в море.
Постоянный корреспондент ленинской "Искры", активный участник социал-демократических организаций Читы, член Петербургского комитета РСДРП М. Губельман и прежде не раз попадал в руки царских ищеек. Сидел в печально знаменитых "Крестах" в Петербурге, объявлял голодовку в одесской тюрьме; сделав пролом в стене, бежал из Сущевского полицейского дома в Москве. И всякий раз, как только удавалось вырваться на свободу, продолжал революционную работу. Он организовал бойкот выборов в Булыгинскую думу в промышленных центрах Поволжья, вел революционную работу в Туле, Костроме, Ярославле. Создавал военную организацию при Московском комитете РСДРП. Принял участие в московском вооруженном восстании в декабре 1908 года.
И вот в 1907 году снова арест, опять "Кресты". Впереди годы каторги - так определил суд. Однако заключенный не теряет бодрости духа, и в этом ему помогают товарищи по революционной борьбе. Неожиданно он получает привет от ярославских рабочих и скромный подарок - небольшую сумму денег, чтобы облегчить ему пребывание в тюрьме.
С Ярославлем у Губельмана связано многое. Он прибыл туда 17 октября 1905 года, когда был обнародован царский манифест. Вместе с В. Р. Менжинским и Н. И. Подвойским руководил общей забастовкой, устраивал массовые митинги. Здесь он начал пропаганду среди солдат Фанагорийского полка, того самого, который в 1895 году получил личную благодарность Николая II за расстрел бастующих рабочих. "Молодцы, фанагорийцы!"- эти слова венценосного погромщика легли на полк несмываемым пятном. М. Губельман в свое время сам служил рядовым 18-го Сибирского стрелкового полка, он хорошо знал солдатский быт, солдатские заботы. Да и само время работало на него. Осенью 1905 года армия уже не была тупой однородной массой, безропотно подчиняющейся приказу начальства. Слова агитаторов об общности интересов солдат, рабочих и крестьян получали отклик в казармах. И когда "черная сотня" решила устроить в Ярославле погром, фанагорийцы опубликовали в местной газете заявление о том, что будут с оружием в руках охранять порядок.
Жизнь заставляла профессиональных революционеров менять имена, выступать под псевдонимами. Немало их было и у М. Губельмана. Именно здесь, в революционном Ярославле, он назвал себя Емельяном Ярославским и под этим именем позже стал известен всей стране.
Круг его интересов, как и у большинства профессиональных революционеров, был необычайно широк. Этому способствовали и внешние обстоятельства - необходимость менять род занятий, а порой даже облик, но прежде всего, конечно, это было обусловлено повышенным интересом к жизни, к самым различным областям знаний. Ярославский был самоучкой. Тем не менее он знал несколько языков, в тюрьме изучал философию, естествознание. Живо интересовался авиацией, написал статьи "Аэроплан в будущей войне", "Аэропланы и их применение во флоте" (спустя много лет он первым поставил вопрос о широкой государственной помощи К. Э. Циолковскому). С юных лет увлекался ботаникой, с 1897 года в течение пяти лет переписывался с ботаническими садами Вены и Тарту (Юрьева), находясь в Забайкалье, изучал местную флору. Попав перед первой мировой войной на вольное поселение в Якутию (после Нерчинской каторги и Горного Зерентуя), он продолжал занятия ботаникой, нашел лекарственное растение эфедру. Оно и другие открытые им растения вошли в Ботанический атлас Академии наук. В Якутии Ярославский занимался краеведением, работал хранителем местного музея, принимал участие в экспедиции по реке Олекме.
Партия направляла Ярославского на самые различные участки работы. Он был и военным комиссаром, и редактором газет, участником революции и ее историком. Однако самым главным делом его жизни стал атеизм. Мы знаем его прежде всего, как виднейшего организатора атеистического движения в стране, одного из создателей Союза воинствующих безбожников и бессменного его председателя, автора многих книг по атеизму.
К главному делу своей жизни он пришел не случайно. Ему, революционеру-пропагандисту с огромным опытом работы в массах, было очевидно, что народ - рабочие, крестьяне, солдаты - запуган и придавлен не только- материально, но и духовно, и в этом были повинны его пастыри. Однако в годы первой русской революции начинать с разоблачения самой религии было еще нельзя-это могло многих отпугнуть от политической революционной борьбы. И поэтому в уже упомянутом "Катехизисе солдатском" Ярославский, по его собственному выражению, сделал попытку "стать на точку зрения верующего солдата", что не помешало ему достаточно четко выявить социальную роль религии.
В Петербурге 9 января 1905 года Ярославский был среди рабочих в колоннах, шедших с петицией к царю. Вместе с другими большевиками он пытался отговорить рабочих от участия в безумной затее Талона '. Позднее в статье "Роль духовенства в 1905 г." Ярославский писал: "Накануне 9 января Гапон говорил рабочим: не берите с собой оружия, берите с собой булок, потому что, может быть, придется ждать и вы проголодаетесь". Ярославский предупреждал: "Не булки надо брать с собой, а хороший револьвер. Вас кормить будут не булками, а свинцом".
Февральская революция застала Ярославского в Якутии. В марте - апреле 1917 года здесь проходил съезд якутов и русских крестьян. По предложению Ярославского была принята специальная резолюция: свобода совести и свобода вероисповедания - неотъемлемое право каждого; церковноприходские школы должны быть преобразованы в светские, государство должно прекратить материальную поддержку православной церкви.
В июле 1917 года Емельян Ярославский принял участие в вооруженном восстании в Москве. Он был первым военным комиссаром Кремля, помощником, а затем военным комиссаром Московского военного округа, создавал первые соединения Красной Армии.
В дни революции и в гражданской войне отчетливо проявилась контрреволюционная позиция церкви и ее иерархов. Ярославский разоблачал связь религиозных организаций с белогвардейцами и интервентами. С 1919 года он ведет большую партийную работу сначала в Перми, затем в Сибири, в Сибирском бюро ЦК РКП(б) и в Омском комитете партии. Но и здесь в самых сложных условиях, в разгар гражданской войны он продолжает целенаправленную атеистическую работу. Его курс лекций "Церковь и государство в прошлом и настоящем" собирал огромные аудитории, так как Ярославский умело связывал критику религии и церкви с насущными задачами политической борьбы.
В сентябре 1921 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) проходил открытый суд над белогвардейским бароном Унгерном. Государственный обвинитель Ярославский в своей речи красноречиво показал, как бандит Унгерн прикрывал свою разбойничью деятельность религиозными идеями 2.
Воинствующий атеизм Емельяна Ярославского возник и сформировался не на пустом месте. Понадобилась не только суровая жизненная школа революционера, но и углубленный взгляд историка, осознавшего необходимость крутого переворота в сознании и мировоззрении людей, совершивших революцию. Ярославский стал пропагандистом ленинского атеистического наследия, проводником линии партии в деле атеистического воспитания.
Среди богатого творческого наследия Емельяна Ярославского особое место занимает "Библия для верующих и неверующих". Первые ее главы печатались в газете "Безбожник". Отдельным изданием книга была выпущена в 1925 году. С тех пор она неоднократно переиздавалась, была переведена на многие языки. Ярославский осуществил смелый и своевременный замысел - в иронической форме раскрыл самому широкому читателю жизненные истоки священного писания, дал научную критику Библии. Книга шла нарасхват. Для многих именно она послужила первым толчком к отказу от религиозных взглядов. Попытки церковников опорочит" автора (они предпринимались неоднократно; в Ярославле, например, ходило по рукам письмо, якобы присланное схимнику Амвросию из Афонского монастыря архиепископом Гавриилом, где говорилось, что "действует на земле антихрист - имя же ему Емельян") только увеличивали читательский интерес к "Библии для верующих и неверующих". Всю жизнь Ем. Ярославский трудился на своем посту как преданный солдат революции. Последняя его статья "Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне" была опубликована в "Правде" 2 декабря 1943 года - за два дня до его смерти.
1 Подробнее об этом см.: А. Шамаро. Р-е января. "Наука и религия", 1975.
1 Подробнее об этом см.: Б. Вампилов. Барон в павлиньих перьях. "Наука и религия", 1977