стр 68-69 - "Наука и Религия" №2 1978 - (ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ЧЕХОСЛОВАКИИ)
Читать советские журналы онлайн
За последнее время буржуазные средства массовой информации все ожесточеннее развертывают антикоммунистическую кампанию, пережевывая всевозможные клеветнические измышления о так называемых «нарушениях прав человека» в странах социалистического содружества, в том числе и о мнимом несоблюдении прав граждан на свободу вероисповедания и отправления религиозного культа.
Разумеется, при этом подобные «специалисты по Восточной Европе» в своих инсинуациях не обходят и Чехословакию, пытаясь представить ее государством, где будто бы нет свободы вероисповедания.
Не приходится удивляться тому, что к нападкам на нашу страну антикоммунистических и античехословацких центров подключились и судетонемецкие реваншисты.
Лучший ответ на все подобные измышления — показать, как действительно обстоит дело в Чехословакии с соблюдением принципа свободы совести, какие отношения здесь сложились между государством и церковью, между верующими и неверующими.
Наше социалистическое общество руководствуется ленинскими принципами, нашедшими свое правовое -выражение в Конституции Чехословацкой Социалистической Республики, статья 32-я которой гласит:
«1. Свобода совести гарантируется. Каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или же не исповедовать никакой религии, а также отправлять религиозные обряды, поскольку это не противоречит закону.
2. Вероисповедание или же убеждение не может ни для кого служить основанием для уклонения от выполнения гражданской обязанности, возложенной на него законом».
Чтобы гарантировать свободу вероисповедания, 14 октября 1949 года были изданы законы № 217 и 218/49, которые имеют своей целью «внимательно следить за тем, чтобы церковная и религиозная жизнь находилась -в согласии
Перевод статьи, опубликованной 23. II. 1977 г. в газете «Руде право». Публикуется с некоторыми сокращениями.
Карел ГРУЗА, руководитель Секретариата по церковным делам при Президиуме Правительства ЧССР с законом и принципами народно-демократического строя, и обеспечить каждому гарантированное право на свободу вероисповедания, основанное на принципах религиозной терпимости и равноправия всех религий» (§ 1 Закона № 217/49).
О том, что эти гарантии строго соблюдаются, свидетельствует хотя бы письмо, полученное в конце января 1977 года министром культуры ЧССР от совета иудейских религиозных общин. «Наша, хотя и численно небольшая религиозная община, — говорится в нем, —» может очень хорошо сравнить прошлое, когда граждане еврейской национальности были действительно лишены всех человеческих и личных прав, с нынешним положением, в котором мы находимся как свободные и равноправные граждане ЧССР. Мы, чехословацкие евреи, наравне со всеми другими гражданами государства пользуемся всеми свободами и правами, гарантированными нам Конституцией и законами, в том числе и свободой вероисповедания, которую государство обеспечивает полностью даже на материальном отношении».
В соответствии с нашей Конституцией и законами, касающимися религиозных культов, наше общество не только гарантирует свободу вероисповедания, но и взяло на себя обязательства, обеспечивающие религиозные нужды верующих сограждан, — например выплачивает жалованье духовенству и выделяет значительные суммы на капитальный и текущий ремонт церковных сооружений.
Только в Праге государство выделило в 1975 году свыше 22 миллионов крон на ремонт храмов. На эти средства, в частности, был реконструирован костел святого Николая, ремонт которого обошелся в 11 миллионов крон, В 1976 году наше государство ассигновало на капитальные ремонты церковных зданий 164 миллиона крон.
Реставрируются не только крупные памятники церковной архитектуры, ко и небольшие сельские церковки, подтвердил в беседе с корреспондентом ЧТК 30 декабря 1976 года директор чешской католической благотворительной организации «Шарите» Ян Мара. «Надо признать и оценить тот факт, — сказал он, — что чехословацкое государство выделяет такие крупные средства на ремонт церковных сооружений. Ведь только на капитальный ремонт неоготического костела святой Людмилы в Праге, на Виноградах, управляющим которого я являюсь, с 1972 года было отпущено 9 миллионов крон». Государство предоставило крупные субсидии на ремонт церквей в Братиславе, Велеграде, Кошице и других городах.
Органы власти не делают различий между неверующими гражданами и приверженцами той или иной конфессии. Решением правительства от 27 июля 1954 года был отменен учет граждан по религиозному признаку. С тех лор ни одно государственное учреждение или предприятие не вправе требовать от граждан сведения об их вероисповедании, а соответствующая графа упразднена в анкетах и других официальных бумагах. Это означает также, что на основании факта крещения, церковного брака или другого внутрицерковного акта нельзя обязать или принудить какого-либо гражданина выполнять культовые обряды или иные связанные с этим актом обязательства, предоставлять ему привилегии или подвергать дискриминации и т. д. Таким образом, наше законодательство в равной мере обеспечивает интересы и верующих, и неверующих.
По отношению к государству, которое представляет интересы всех граждан, независимо от их отношения к религии, последняя является частным делом, и в соответствии с нашим правопорядком каждый может совершенно свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, то есть быть атеистом.
Заметим в скобках, что этот принцип не Соблюдается в ряде буржуазных государств. В некоторых штатах США, например, законы не дозволяют атеистам работать в государственных учреждениях, а суды не принимают во внимание показания свидетелей-атеистов.
В Италии, Австрии, Швеции и Норвегии атеисты неравноправны по сравнению с верующими.
Мы допускаем, чтобы в школах, в случае согласия обоих родителей, детей учили религии. И в то же время просто нельзя себе представить, чтобы в школах США, Испании, ФРГ и других западных стран знакомили бы с научным мировоззрением, с диалектическим и историческим материализмом.
О том, что у нас соблюдается закон, на основе которого регулируются отношения между государством и церковью, свидетельствует также и следующий факт: в ЧССР действуют 18 религиозных объединений — римско-католическая, православная, чехословацкая гуситская, словацкая евангелическая, силезская евангелическая, евангелическая церковь «Чешских братьев» и другие церкви, а также иудейская община.
Все церкви имеют у нас — в Праге и Братиславе — свои руководящие органы, во главе которых стоит назначенная или избранная в соответствии с внутрицерковными принципами или обычаями церковная иерархия, насчитывающая в своих рядах в общей сложности 4860 священнослужителей, в том числе 27 епископов. В соответствии в уже упомянутым законом № 218/49 государство выплачивает им регулярное жалованье. Духовные лица пользуются теми же правами, что и все чехословацкие граждане.
Подготовка новых кадров священнослужителей проводится церквами на богословских факультетах шести университетов. Число принимаемых студентов богословия определяется самим руководством церквей в зависимости от их потребностей, что же касается стипендий и общежитий, то их опять-таки предоставляет государство. В настоящее время на этих факультетах занимаются 470 студентов. По признанию представителей ряда конфессий, без такой материальной поддержки существование большинства церквей было бы практически невозможно.
Церкви и религиозные общины издают церковные календари, Библию, молитвенники, богословские труды, а также периодику: еженедельник «Католицкеновины» на чешском и словацком языках, евангелический двухнедельник «Посол злод Татер», гуситский «Чешский запас» и другие. В общей сложности в Чехословакии насчитывается 27 церковных периодических изданий.
Античехословацкие клеветники часто утверждают, будто нашим гражданам небезопасно посещать церкви и выполнять там религиозные обряды. Непонятно только, для кого же тогда, например, в Праге, действует 195 костелов, молитвенных домов и иных богослужебных пунктов. Они открыты и доступны для каждого, ежедневно, а порой дважды или трижды в день, там отправляются богослужения.
Во всей Чехословакии в распоряжении верующих находится в общей сложности 8228 храмов. Так, например, приверженцы евангелической церкви «Чешских братьев» располагают 393 молитвенными помещениями, словацкой евангелической церкви — 471.
По просьбе верующих граждан священнослужители могут выполнять такие церковные обряды, как крещение, венчание, отпевание. Никто не подвергается преследованиям или порицанию за то, что крестил своего ребенка или венчался в церкви.
Однако абсолютно справедливо и полностью отвечает принципам свободы вероисповедания, если родители отказываются крестить своего ребенка в церкви. Точно так же многие уже не считают нужным освящать свой брак по церковному обряду, их вполне устраивает оформление брака местным национальным комитетом.
Отделы по работе с населением, деятельность которых является важной составной частью всей воспитательной работы национальных комитетов, организуют торжественные церемонии наречения имени новорожденным и гражданского бракосочетания, в также гражданские похороны.
Можно привести много убедительных примеров того, что в нашей республике полностью уважается религиозная свобода.
«Что касается нашего отношения к религии, говорил Генеральный секретарь ЦК КПЧ, Президент республики товарищ Густав Гусак в Отчетном докладе ЦК XV съезду Компартии Чехословакии, — то наша точка зрения известна. Социалистическое государство уважает религиозные чувства верующих и ценит то, что подавляющее их большинство добросовестно участвует в процессе созидания».
Зарубежным клерикальным центрам, добивающимся того, чтобы католические священнослужители и верующие в ЧССР встали в оппозицию к социалистическому строю, совершенно недвусмысленно ответил братиславский профессор теологии, член президиума движения католических священнослужителей «Пацем интеррис» («Мир на земле») д-р Алоис Горак. «Наше содружество, — заявил он, — хочет быть именно гарантией того, что католические священники не станут злоупотреблять религией в целях создания антисоциалистической оппозиции, так как это противоречило бы духу И Ватиканского собора, но будут призывать к лояльности по отношению к социалистическому строю».
Эта принципиальная и политически правильная позиция нашла свое отражение е декларациях, с которыми церкви, действующие на территории ЧССР, выступили по случаю 30-летия со дня Освобождения нашей страны Красной Армией, а во время выборов в органы Народной власти призывали к поддержке созидательной программы КПЧ и Национального фронта.
Достойную отповедь церковные руководители в нашей республике дали и отщепенцам, распространявшим злобный антисоциалистический пасквиль — так называемую «хартию-77», утверждавшую в числе прочего, будто у нас нет религиозной свободы. Эти клеветнические нападки были осуждены в ряде заявлений, сделанных по этому поводу как национальным епископатом самой крупной в стране католической церкви, так и представителями других церквей, входящих в некатолическую «Христианскую мирную конференцию» (ХМК). В этих документах подчеркивалось, что «искажение правды о правах человека и религиозной свободе в нашей стране намеренно направлено на то, чтобы нанести ущерб доброму имени Чехословакии и других социалистических стран, подорвать мирные христианские усилия, прилагаемые церквами в ЧССР».
Последние решительно отстранились от попыток использовать религию во зло социализму, во враждебных, антисоциалистических целях. «Точно так же, как ребенок никогда не станет клеветать на родную мать, так и верный гражданин никогда не скажет неправды о своей родине», — заявляют в своем письме от 17 января 1977 года, адресованном министру культуры ЧССР, представители словацких некатолических церквей.
Пропагандисты антикоммунизма на Западе очень хотели бы, злоупотребляя религиозными чувствам» верующих, восстановить их против социалистического строя, но результаты этой провокационной возни явно не соответствуют возлагаемым на нее надеждам. Попытки различных церковных эмигрантских клерикальных группок в этом направлении также оказались тщетными.
Успехи социалистического строительства благотворно влияют на мировоззренческую ориентацию граждан ЧССР. Победа социализма в основном устранила социальные корни религии. Немало бывших верующих, преодолев былые заблуждения, перешли на позиции научного мировоззрения. Среднее и младшее поколения явно отошли от религии, особенно в промышленных районах и городах.
Однако, несмотря на поступательный ход процесса секуляризации, религия пока что продолжает оказывать влияние на некоторую часть населения. Это диктует необходимость совершенствования политической воспитательной работы, в том числе мировоззренческого воспитания.
На это указывал октябрьский (1972 г.) Пленум ЦК КПЧ, подчеркнувший, что «социалистический человек, активный, сознательный творец нового общества, должен быть свободен от предрассудков и обскурантизма. К ним относится и религия, которая веками неотделима от социального гнета. Она базируется на слепой вере и страхе, сковывает силы человека, ограничивает возможности его всестороннего развития, давит его такими нравственными принципами, которые не имеют ничего общего с действительным человеческим счастьем. Освобождение человека от религиозных предрассудков невозможно при жизни одного поколения, так как речь идет о длительном и сложном процессе. Отсюда вытекают высокие требования, предъявляемые к атеистической Пропаганде и воспитанию, призванным избавить верующего от духовного гнета, укрепить в человеке сознание собственных сил, способностей и разума...»
Таким образом, мы открыто и искренне говорим, что именно в интересах дальнейшего развития социализма осуществляем целенаправленные действия, ведущие к преодолению религиозных пережитков. Эту работу мы будем вести терпеливо, создавая необходимые условия для того, чтобы в процессе строительства социализма атеизм утвердился в сознании каждого гражданина Чехословакии.
СКАЧАТЬ "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год