стр. 76-77 - "Наука и Религия" №2 1978 - (Реальность современного баптизма)

РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО БАПТИЗМА

РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО БАПТИЗМА

(Г.С. ЛЯЛИНА. БАПТИЗМ: ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ. М., Политиздат, 1977, 175 стр., 100 000 экз., 37 коп.)

 

Раскол, потрясший в начале 60-х годов одну из наиболее крупных в СССР протестантских церквей, привлек пристальное внимание исследователей. За это время появилось немало интересных работ, которые в той или иной степени рассматривали причины резкого проявления кризиса сов ременного баптизма. Наблюдения и выводы А. И. Клибанова, Л.Н. Митрохина. И. И. Бражника и других исследователей способствовали разоблачению антиобщественной деятельности лидеров раскола, помогли правильной ориентации общественности и организаторов атеистической работы.

 

По достоинству оценивая сделанное, следует отметить, что до последнего времени научный атеизм не располагал широким исследованием этой проблемы. Первой такой работой стала книга Г.С. Лялиной. В ней впервые обстоятельно рассматриваются процессы, обусловившие кризис и нынешний раскол в баптистской церкви. Работа основывается на глубоком знании истории евангельского христианства-баптизма, его эволюции в после октябрьский период, на многочисленных данных социологических наблюдений, и что, по нашему мнению, особенно важно, на богатых собственных наблюдениях жизни баптистов-«инициативииков», или сторонников так называемого «совета церквей», его лидеров. Г.С. Лялина использует обширный фактический материал, причем значительная его часть впервые вводится в научный оборот.

 

Центральное место в книге отводится анализу кризисных процессов в баптистском движении, начиная с периода после Великой Отечественной войны и до наших дней. Неизбежность идейных конфликтов, образования враждующих течений доказывается не только анализом современных событий, но и всей логикой эволюции баптизма после Октябрьской революции. Значительное внимание автор уделяет социально-историческим предпосылкам последнего раскола. Достоинство этих разделов книги — в высвечивании тех моментов истории церкви, которые обнажают корни ее кризиса. Интересна в этой связи характеристика идейных и гражданских позиций руководящих деятелей баптизма и евангелизма 20—30-х годов. На их авторитет часто ссылаются нынешние лидеры церкви, но далеко не всем, тем более рядовым, верующим известно идейно-политическое кредо многих из них.

 

Изучая раскол, некоторые исследователи одну из наиболее существенных его причин видели в слабых внутренних связях баптистов и евангелистов, объединившихся в 40-е годы в единый союз, в действовавших там центробежных силах. Кстати, этот довод часто фигурирует и в объяснении нынешних драматических для церкви событий самими баптистскими лидерами и активистами. Так ли это на самом деле? Г.С. Лялина совершенно справедливо отмечает, что, несмотря на всю остроту и непрерывность столкновений и споров между разно мыслящими представителя ми прежних союзов, не эти конфликты были здесь основными. Главным стало неумолимое нарастание обреченности церкви, лихорадочные попытки найти вы ход из тупика.

 

Приведенные в книге данные свидетельствуют, что за сравнительно короткий срок коренным образом изменился состав верующих, их мироощущение. В самом деле, еще в 20-е годы социально-демографические характеристики последователей баптизма и евангелизма и населения страны в целом были в основном однотипны. Сейчас же среди верующих преобладают лица преклонного возраста, прежде всего домохозяйки и пенсионеры с начальным образованием или малограмотные; женщин среди них в три раза больше, чем муж чин. Верующие заметно охладели к молитвенным собраниям, ослабили миссионерскую деятельность. Вопросы религии у многих из них отошли на второй план, то есть развились тенденции, еще недавно несвойственные баптизму.

 

Автор показывает, как «обмирщение» церкви отразилось на семье. Уже не обязательно оба родителя являются верующими. Повсеместно нарушается одно из основополагающих требований вероучения — религиозное воспитание детей, поскольку многие родители не могут, да и не хотят противостоять воздействию общества, понимая бесполезность этого и не желая лишать детей полно кровной трудовой и общественно-политической жизни.

 

Кризисный характер сложившейся ситуации вынуждены были открыто признать руководители и многие активисты баптистской церкви. Предпринимались меры для побуждения религиозной активности верующих, пополнения их рядов новыми, прежде всего молодыми кадрами. Автор шаг за шагом прослеживает развитие событий и приходит к выводу, что причиной многих противоречий среди образовавшихся внутри баптистской церкви группировок, их ожесточенной борьбы, которая привела к поляризации сил, стало раз личное отношение к этим мерам, к пониманию проблемы в целом.

 

В этот период оформилась и развернула активную деятельность экстремистски настроенная «инициативная группа». Главную причину кризиса церкви ее сторонники видели не в объективных процессах, обусловленных развитием социалистического общества, а в «преднамеренных действиях заинтересованных сил», имея в виду и общество, и часть своих единоверцев. Целью своей они объявили «широкую евангелиэацию всей страны». Этому тщеславному плану, естественно, не суждено было осуществиться. Произошла лишь внутренняя перегруппировка сил в пределах самой баптистской церкви.

 

Для основной массы верующих баптистов постепенно становились все более ясными и неприемлемыми истинные цели от коловшейся части верующих во главе с так называемым «советом церквей», религиозная деятельность которого строилась на сознательном нарушении действующего у нас в стране законодательства о религиозных культах, на воспитании неприязни к социалистическим нормам обще жития и морали, на культивировании фанатизма и мистицизма. Не случайно по этому подавляющее большинство верующих (по данным Г.С. Лялиной, за «советом церквей» пошло лишь 16,5 процента верующих тех общин, где произошел раскол) не поддержало «совет церквей». В книге содержатся интересные наблюдения об эволюции их взглядов и попытках лидеров раскола сохранить свое влияние в общинах.

 

«И, хотя еще рано говорить о закате религиозно го движения, возглавляемого «советом церквей», — пишет автор, — тем не менее уже можно с достаточным основанием утверждать, что, несмотря на продолжающуюся активную проповедническую и миссионерскую деятельность, это движение все больше приобретает черты замкнутой религиозной корпорации, не имеющей реальных перспектив». С этим нельзя не согласиться. Г.С. Лялина справедливо обращает внимание на необходимость учитывать специфику дан ной религиозной группы в практике атеистической работы. Но важно, по нашему мнению, учитывать не только это обстоятельство.

 

В книге содержатся данные о составе общин, над которыми «совет церквей» сохранил свое влияние. Собранный автором статистический материал показывает, что среди «инициативников» оказалась и часть баптистской молодежи. Лица, занятые в общественном производстве, в этих общинах составляют в среднем половину верующих. Эти выводы, как нам представляется, имеют существенное значение как для практики атеистической работы, так и для дальнейшего изучения эволюции сов ременного баптизма.

 

Особенности специфики социального состава сторонников «совета церквей» во многом находят свое объяснение в книге Г.С. Лялиной. Она отмечает, в частности, что лидеры рас кола демонстративно стремились привлекать молодых верующих к активной жизни церкви в противовес позиции официального руководства, молодые оппозиционеры взяли в свои руки работу с молодежью. Их религиозный фанатизм в сочетании со стремлением рационально объяснить достижения научно-технического прогресса сыграл свою роль в формировании рядов сторонников оппозиционного движения.

 

Рассматривается и Другая, объективная сторона этой проблемы. Раскол находил сторонников, как правило, в крупных общинах, расположенных в больших городах. Автор подчеркивает, что в противоречиях и особенностях их функционирования нужно искать истоки нынешнего кризиса. В современных условиях большего внимания заслуживает изучение влияния урбанизации на верующих — выходцев из села, влияние на них микро среды, в которой проходит их жизнь, формируется миро ощущение, и других причин социально - психологического характера. Они, как нам представляется, многое объяснили бы дополнительно к тому, что уже стало очевидным.

 

Словом, многое еще предстоит сделать, но книге Г.С. Лялиной, по нашему глубокому убеждению, является существенным вкладом в разработку этой темы. Она, несомненно, окажется полезной для специалистов, изучающих религиозное сектантство, организаторов атеистической работы, для всех, кто интересуется проблемами религии и атеизма.

 

В. БОНДАРЧУК, кандидат философских наук

Перейти на страницу загрузки

СКАЧАТЬ "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика