Сборник задач и упражнений по русской диалектологии (Горшкова, Хмелевская) 1986 - старые книги
Советская нехудожественная литература
Описание: Учебное пособие для практических занятий по русской диалектологии во втором издании существенно переработано: введены новые разделы и материалы, последовательно проводится ориентация на профессиональную подготовку будущих учителей-словесников, работающих в диалектных условиях. Со времени выхода первого издания «Сборника задач и упражнений по русской диалектологии» прошло свыше двух десятилетий. За этот период были обобщены и систематизированы огромные материалы по русским говорам, собранные в послевоенное время объединенными усилиями ученых, преподавателей и студентов-филологов более семидесяти вузов страны; создано пять Атласов русских говоров, подготовлены к печати три выпуска сводного Диалектологического атласа русского языка, изданы десятки региональных диалектных словарей разного типа, систематически, начиная с 1965 г., выходят выпуски Словаря русских народных говоров (Вып. 1- 19. А - Накучить. Л., 1965—1983).”
© "Просвещение" Москва 1986
Авторство: Горшкова О.В. Хмелевская Т.А.
Формат: DjVu Размер файла: 7.79 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
Лексика 8
Основные признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Диалектные слова, распространение их на территории целого наречия, группы говоров, одного говора - '
Лексическое богатство русских говоров. Явления полисемии, омонимии, синонимии. Богатство нетерминологической лексики 16
Диалектная фразеология и ее классификация с точки зрения семантического взаимоотношения между компонентами 21
Лексико-фонетические диалектизмы и лексико-морфологические диалектизмы 23 Новое в лексике и фразеологии современных русских говоров -
Использование диалектизмов в языке художественных произведений ... 25
Обобщающие упражнения 29
Вопросы для самопроверки 30
Литература -
Фонетика 31
Вокализм -
Консонантизм 53
Обобщающие упражнения 64
Вопросы для самопроверки 69
Литература -
Морфология 70
Имя существительное -
Местоимение 88
Имя прилагательное 95
Глагол ЮЗ
Обобщающие упражнения 120
Вопросы для самопроверки 122
Литература -
Синтаксис 123
Главные члены предложения -
Второстепенные члены предложения 125
Безличные предложения 130
Синтаксические явления разного характера 131
Обобщающие упражнения 134 ч
Вопросы для самопроверки 136
Литература -
Лингвистическая география 137
Вопросы для самопроверки 144
Литература -
Наречия и говоры русского языка 146
Вопросы для самопроверки 169
Литература -
Образцы русских говоров 170
Приложение
Образцы схем для анализа диалектных явлений 174
Скачать бесплатно книгу времен СССР - Сборник задач и упражнений по русской диалектологии (Горшкова, Хмелевская) 1986 года
СКАЧАТЬ DjVu
ОТ АВТОРОВ
Со времени выхода первого издания «Сборника задач и упражнений по русской диалектологии» прошло свыше двух десятилетий. За этот период были обобщены и систематизированы огромные материалы по русским говорам, собранные в послевоенное время объединенными усилиями ученых, преподавателей и студентов-филологов более семидесяти вузов страны; создано пять Атласов русских говоров, подготовлены к печати три выпуска .сводного Диалектологического атласа русского языка, изданы десятки региональных диалектных словарей разного типа, систематически, начиная с 1965 г., выходят выпуски Словаря русских народных говоров (Вып. 1—19. А — Накучитъ. Л., 1965—1983).
Результаты этого научного обобщения нашли отражение в фундаментальном труде «Вопросы теории лингвистической географии» под ред. Р. И. Аванесова (М., 1962), в «Атласе русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы» под ред. Р. И. Аванесова (М., 1957), в обобщающих исследованиях «Русская диалектология» под ред. Р. И. Аванесова и В. Г. Орловой (М., 1964) и «Образование севернорусского наречия и среднерусских говоров» под ред. В. Г. Орловой (М., 1970), в учебном пособии К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой «Диалектное членение русского языка» (М., 1970), многочисленных монографиях, публикациях, а также в неопубликованных материалах, хранящихся в секторе диалектологии Института русского языка АН СССР.
В последние десятилетия с учетом всех новейших трудов, исследований, собранных сведений по русской диалектологии выполнен ряд работ научного и учебно-педагогического характера, изданы новые программы для педагогических институтов «Русская диалектология» и «Диалектологическая практика» (рецензентом этих программ является один из авторов данного пособия — Т. А. Хмелевская). Получило признание студентов и преподавателей учебное пособие «Русская диалектология» под ред. П. С. Кузнецова (М., 1973) и названное выше учебное пособие К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой, в которых содержатся синтезирующие данные о русских диалектах, представлена новая группировка русских говоров и новая Диалектологическая карта русского языка.
Новая группировка говоров и диалектологическая карта существенно изменили имевшиеся ранее представления о структуре русского языка на территории его первичного распространения. Естественно, что достижения в области научного изучения русских диалектов как в аспекте структурно-лингвистическом, так и в
плане лингвогеографическом должны быть учтены в вузовских курсах по диалектологии.
Во втором издании сборника авторы ориентируются на новейшие данные о русском диалектном языке и его членении, на новую вузовскую программу.
Настоящее издание дополнено новыми разделами и заданиями: впервые введен раздел «Лингвистическая география», в котором рассматриваются основные ее понятия, анализируются лингвистические карты с целью установления закономерностей лингвистического ландшафта диалектного языка, основных территориальных объединений. Новая диалектологическая карта русского языка (1964 г.) сопоставляется с первой, «Опытом диалектологической карты русского языка в Европе», составленной в 1915 г. членами Московской диалектологической комиссии Н. Н. Дурново, Н. Н. Соколовым, Д. Н. Ушаковым. Это позволит будущим учителям- словесникам, работающим в разных диалектных условиях, более широко учитывать при обучении русскому языку особенности диалектного окружения, более четко представлять местоположение данного говора в общей системе русского диалектного языка.
Кроме того, студенты, выполняя задания этого раздела, получат наглядное представление о том, как изменяется группировка говоров русского языка в XX в., как за пятьдесят лет перестроилась карта русских диалектов.
Новым, по сути, является также раздел «Наречия и говоры русского языка», который отличается от подобного раздела в первом издании и своим материалом, и подходом к анализу диалектных явлений.
Исходя из современного уровня описательной диалектологии, а также задач профессионализации, авторы стремились во всех разделах книги разграничить три аспекта: собственно лингвистический, связанный с изучением структуры диалектного языка, территориальный, связанный с варьированием лингвистического ландшафта, и учебно-методический, позволяющий студентам подготовиться к будущей работе учителя-словесника в разных диалектных условиях. Такое разграничение поможет студентам воспринимать лингвистический аспект не абстрагировано, а как совокупность реальных явлений и фактов реальных говоров русского диалектного языка.
Предлагаемый «Сборник задач и упражнений по русской диалектологии» ставит своей целью: 1) закрепить, проверить, а в ряде моментов расширить теоретические знания по курсу русской диалектологии в объеме новой программы; 2) познакомить студентов с языковым материалом, относящимся к наречиям и разнообразным говорам русского диалектного языка, выработать у них представление о современном состоянии русского национального языка, взятого во всем многообразии форм его существования; 3) развить у студентов навыки наблюдения и анализа конкретного диалектного материала, подготовить их к диалектологической практике, к преподаванию в условиях местного диалекта.
Настоящее пособие состоит из шести больших разделов, охватывает основные темы программы курса: лексику, фонетику, морфологию, синтаксис и лингвистическую географию. В заключительном разделе «Наречия и говоры русского языка» даются обобщающие задания: определение основных диалектных особенностей русского языка, их группировки, выявление характера диалектных различий русского языка в области фонетики, грамматики, лексики, определение типов диалектных явлений, нашедших отражение в современном русском языке.
Во втором издании каждый раздел подвергся в той или иной степени переработке, которая коснулась как самих заданий, так и материалов упражнений. При этом авторы сокращали отдельные тексты, заменяли их, включали дополнительные вопросы, изменяли задания, композицию материала и т. д.
В целях усиления педагогической направленности в новом издании все разделы завершаются обобщающими заданиями и вопросами для самопроверки, которые направлены на систематизацию знаний, полученных в результате освоения теоретического курса и анализа конкретного языкового материала русских говоров.
Обобщающие задания и вопросы для самопроверки воспитывают у студентов навыки самостоятельной работы, контролируют понимание тех или иных сторон структуры диалектного языка и степень подготовленности по базовым темам курса, а также готовят к работе в период диалектологической практики.
Обобщающие задания и вопросы для самопроверки могут быть использованы преподавателями при составлении контрольных работ для поэтапной проверки уровня усвоения определенных разделов курса, для заключительных письменных работ разного характера.
Обобщающие задания по в сему курсу фактически представлены в разделе «Наречия и говоры русского языка». Эти материалы направлены на выработку у студентов системного понимания диалектного различия. Авторы обращают внимание студентов не только на определение отдельных явлений говора, но и на установление системных отношений между элементами говоров на разных уровнях диалектного языка, что обязательно для понимания структуры диалектных различий в их отношении к тождествам.
Завершаются все разделы списками литературы, которая поможет теоретически осмыслить анализируемые материалы, даст возможность студентам подготовиться к зачету, а также может быть использована при написании работ по диалектологии.
В списки включены в основном работы, вышедшие в последние десятилетия, доступные для студентов. Издания областные, малотиражные, дореволюционные или первых десятилетий Советской власти не называются, так как они представляют библиографическую редкость.
В конце учебного пособия помещены диалектные записи текстов, в которых наиболее полно и последовательно прослеживаются традиционные черты русских говоров. Эти материалы могут быть использованы студентами для самостоятельной работы при подготовке к зачету и диалектологической практике.
Завершается пособие кратким приложением, включающим схемы, которые должны помочь4 систематизировать диалектные явления.
Анализ записей диалектной речи должен помочь студентам уяснить те процессы, которые происходят в системе говоров в советскую эпоху (нивелировку диалектных особенностей и ее различные этапы, неравномерность развития диалектных явлений, относящихся к разным сторонам языка и т. д.).
При составлении упражнений авторы использовали материалы диалектных записей, помещенные в диалектологических сборниках, бюллетенях, в ученых записках, монографиях, неопубликованных и опубликованных диссертациях, диалектологических архивах Института русского языка АН СССР, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а также материалы, собранные самими авторами сборника. Составители пособия использовали новые материалы, собранные студентами и преподавателями высших учебных заведений страны для Диалектологического атласа русского языка.
Характер пособия и его объем не позволили в каждом отдельном случае давать ссылки на источники с указанием того, откуда взяты примеры. Ссылки приводятся только в том случае, когда публикуется связный, достаточно большой по объему текст. Если он был ранее опубликован, указывается его издание; если текст публикуется впервые,— фамилия записавшего текст и место записи.
Упражнения в пособии по характеру заданий различны. Большинство из них состоит из вопросов к диалектным текстам. Сам диалектный материал, приводимый в сборнике, разнообразен. Студенты и преподаватели найдут здесь и связные тексты, насыщенные диалектными особенностями, и отдельные предложения, словосочетания, а также отдельные слова.
Авторы, стремясь подобрать материалы, в которых наиболее полно отразились бы традиционные черты говоров, нередко приводят извлечения из связных текстов.
В упражнениях, примерах языковой материал сгруппирован по основным наречиям русского языка и дается в последовательности: северное наречие, среднерусские говоры, южное наречие.
Авторы предлагают тексты в транскрипции, принятой для Диалектологического атласа русского языка. Дореволюционные диалектные материалы даются в транскрипции и орфографической записи так, как они были опубликованы ранее.
На форзацах пособия помещены две карты, показывающие диалектное членение русского языка. Первая карта 1964 г. создана сектором диалектологии Института русского языка АН СССР на основании диалектологических наблюдений, исследований, обобщения материалов Диалектологических атласов.
Вторая карта 1914 г. составлена членами Московской диалектологической комиссии.
Помимо этого, в сборнике приводятся различного типа карты, дающие возможность студентам познакомиться с результатами изучения говоров методами лингвистической географии. Эти карты показывают территориальное варьирование отдельных диалектных явлений разного уровня.
Авторы будут благодарны всем' тем, кто найдет возможным сообщить свои критические отзывы и замечания о предлагаемом сборнике задач и упражнений.
Авторы признательны доценту кафедры русского языка Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской А. Ф. Ивановой, которая ознакомилась с рукописью второго, переработанного издания учебного пособия и сделала ряд полезных замечаний и рекомендаций, способствующих его совершенствованию.
Русский язык - ДИАЛЕКТОЛОГИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВУЗов и ТЕХНИКУМОВ
Русский язык - ДЛЯ ФИЛОЛОГОВ
Диалектология, ★Все➙ Для ФИЛОЛОГОВ, Русский язык - Для ВУЗов-Техникумов, Автор - Горшкова О.В., Автор - Хмелевская Т.А.