Skip to main content

Школьные математические олимпиады (Губа) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Школьные математические олимпиады (Губа) 1988 год

Назначение: Методическая разработка для учителей

© ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Волгоград 1988

Авторство: Составитель: доцент С. Г. Губа 

Формат: PDF Размер файла: 2.63 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вологодский областной институт усовершенствования учителей совместно с Вологодским пединститутом ежегодно выпускает в помощь учителям области красочно оформленный типографским способом плакат с олимпиадными задачами по математике. Пред-полагается, что сначала часть этих задач будет употреблена для проведения очередной школьной математической олимпиады, после чего плакат целесообразно вывесить на видном месте в школе, чтобы учащиеся могли использовать оставшиеся задачи в качестве тренировочных для подготовки к участию в районной и областной олимпиадах. С этой целью в каждый плакат включаются задачи, предлагавшиеся на районной и областной олимпиадах в предыдущем учебном году, что дает учащимся возможность получить достаточное представление о трудности и характере задач, практикуемых на математических олимпиадах разного уровня.

📜  ОТКРЫТЬ ПРЕДИСЛОВИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

К настоящему времени уже выпущено 13 плакатов, каждый из которых содержит 50 задач олимпиадного типа. После каждой задачи указываются классы, для которых эта задача предназначена. Следует однако отметить, что задачи, рекомендованные для 7—8 классов, как правило, заслуживают внимания и учащихся 9—10 классов. Более того, даже некоторые задачи для 4—5 классов вполне могут представлять интерес и для старшеклассников.

Отсутствие решений к Помещаемым в плакатах задачам несколько затрудняет работу учителя по их использованию, так как требует немало времени на подготовку решений. Чтобы облегчить учителям эту работу, в предлагаемой брошюре помещены решения задач трех последних плакатов, начиная с 1984—1985 учебного года (в брошюре они представлены как XXXIX—XLI олимпиады). Решения задач предыдущих десяти плакатов были опубликованы раньше.

Вполне возможно, что учащиеся сумеют найти решения, отличные от тех, что приведены в данной брошюре. В этом нет ничего удивительного, так как известно, что многие математические задачи могут быть решены различными способами. В отдельных случаях бывает полезно на занятиях математического кружка обсудить

1 с учащимися найденные ими решения. Такого рода работа всегда вызывает у школьников живой интерес. Особо оригинальные решения можно поместить в школьной стенной газете, указав фамилии ребят, предложивших эти решения. 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Школьные математические олимпиады (Губа) 1988 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....
ЗАДАЧИ
XXXIX олимпиада
1.1. В соревнованиях по гимнастике Нина, Зина, Валя и Галя заняли четыре первых места. Известно, что Зина выступила хуже Нины, Галя заняла место сразу за Ниной, а Валя выступила ни хуже, ни лучше остальных. Какое место заняла каждая девочка?
(4—5 кл.)
2.1. Среди 46 натуральных чисел имеется 35 чисел, делящихся на три, и 12 чисел, делящихся на семь. Доказать, что среди данных чисел найдется число, делящееся на 21.
(4—5 кл.)
3.1. Вдоль желоба расположены в ряд 100 разноцветных шаров с периодическим повторением цветов в следующем порядке: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Какого цвета шар находится на 78-м месте?
(4—5 кл.)
4.1. Пластинку массой 11 г разрезать на три части так, чтобы, используя эти части в качестве гирь, можно было отвесить на ча-шечных весах любое целое число граммов от 1 г до И г.
(4—5 кл.)
5.1. В школе 30 классов и 1000 учащихся. Доказать, что найдется класс, в котором не менее 34 учащихся.
(4—5 кл.)
6.1. Ученику дали полоску бумаги, состоящую из десяти клеток, расположенных в ряд. В первой клетке написано было число 9, а в предпоследней — число 5. Можно ли заполнить остальные восемь клеток числами так, чтобы сумма любых трех соседних чисел была бы равна 14?
(4—5 кл.)
7.1. Квадрат разделили на 9 равных квадратов и в центральном квадрате написали цифру 0. Можно ли в оставшихся восьми квадратах написать цифры от 1 до 8 так, чтобы во всех трех строках и трех столбцах квадрата сумма цифр была одинакова?
(4—6 кл.)
3
8.1. Квадрат размером 5x5 требуется разрезать на четыре части так, чтобы из них можно было сложить два квадрата: один размером 4x4, а другой размером 3x3.
(4—7 кл.)
9.1. Если Петя будет выполнять некоторую работу так, что в каждый следующий день он будет делать в два раза больше, чем во все предыдущие дни, то на всю работу у него уйдет 12 дней. За сколько дней эту работу выполнят Петя и Коля, если Коля будет работать точно так же, как и Петя?
(4—8 кл.)
10.1. К числу 52 приписать справа и слева по одной цифре так, чтобы получилось число, делящееся на 45.
(5—6 кл.)
11.1. Какое число при делении на 23 дает в остатке в семь раз больше, чем в частном?
(5—6 кл.)
12.1. Найти наименьшее натуральное число, состоящее из оди-наковых цифр и делящееся на 18.
(5—6 кл.)
13.1. Из 22 кг свежих грибов получается 2,5 кг сухих грибов, содержащих все же 12% воды. Сколько процентов воды содержится в свежих грибах?
(5—7 кл.)
14.1. Пешеход прошел некоторый путь за 2,5 часа, причем за любой промежуток времени, продолжительностью в один час, он проходил 5 км. Можно ли утверждать, что весь путь пешеход прошел со средней скоростью 5 км в час?
(5—8 кл.)
15.1. При делении числа М на 54 в частном получилось число q и в остатке 37. Сколько получится в частном и в остатке при делении числа М на 18?
(6—7 кл.)
16.1. Вычислить: 2!5 —214 —213—... —21—1.
(6—7 кл.)
17.1. Доказать, что при любом а имеет место неравенство:
(За —6) (2а2 —а3) 0.
(6—7 кл.)
18.1. На какое наименьшее натуральное число нужно умножить 720, чтобы получился куб натурального числа?
(6—7 кл.)
19.1. В прямоугольнике ABCD на сторонах ВС и CD взяты произвольные точки К и М. Доказать, что площадь треугольника АКМ меньше площади треугольника АВС.
(6—7 кл.)
20.1. Мальчик написал некоторое число. На втором месте он написал число 7, на третьем — разность между вторым и первым числом, на четвертом — разность между третьим и вторым числом и т. д. Какое число получится на 200-м месте?
(6—8 к л.)
4
at J at у
=1, Vt2 = l, = 1-
2 2
Выразив t2 из второго уравнения и подставив в третье, получим: l=2v2:a. Теперь первое уравнение примет вид:
(3 / 1 Ог;2 и
= , т. е. a2t\ +2rw?i — 4с,2 = 0. 2 а
—av+ У a?v2+4a2v2 v , .
откуда Л = = (J/ 5—1) .
а2 а
41.3. Задача допускает бесконечно много решений. Одно из них показано на рисунке 30. Требованиям задачи удовлетворяют пяти-угольники ABCDEi и ABCDE2 (вершины Е{ и Е2 симметричны от-носительно прямой AD). Пользуясь указанными размерами, легко подсчитать, что площадь пятиугольника ABCDEX равна 24, а площадь пятиугольника ABCDE2 равна 12.
Рис. 30
42.3. При решении задачи используется тот факт, что сторона правильного шестиугольника равна радиусу описанной около него окружности. Возьмем произвольную точку О и опишем из нее как из центра окружность произвольного радиуса. На полученной ок-ружности возьмем произвольную точку А и раствором циркуля, равным радиусу окружности, построим точку В, симметричную точке А относительно центра окружности. Таким образом, точки А, О, В лежат на одной прямой, так как они принадлежат большей диагонали правильного шестиугольника, вписанного в окружность.
43.3. Обозначим центр окружности через О и положим АМ = х, СМ = у. Повернем треугольник АМВ вокруг точки О на угол 90° так, чтобы точка А перешла в точку С (рис. 31). Так как угол АМВ прямой, то точка М перейдет в некоторую точку Е данной окружности такую, что СЕ\\МВ (после поворота на угол 90° отрезок АМ, перпендикулярный МВ, перейдет в отрезок СЕ, параллельный МВ). Следовательно, трапеция МВЕС равнобокая, т. е. /.МВЕ = ZBMC. Но угол ВМС вписанный. Он опирается на дугу ВС, содержащую 90°, т. е. Z.BMC= ЛМВЕ = 45°.
43
Из точек С и Е на прямую МВ опустим перпендикуляры СК и ЕР. Теперь легко находим, что МВ=МК+КР+РВ—у: у4 24- + х+у. V 2 = 1/)/ 24-х. Аналогично, повернув треугольник CMD вокруг точки О так, чтобы точка С перешла в точку А, найдем, что MD = x У24-//. Окончательно имеем: MB-\-MD = y ]/ 2+х + х}/ 24- + у= (х+у) (1 4- V2) = а(14- /2‘).
44.3. Имеем: 10101 ... 101 = 1 4- Ю2 + 104+ ... 102* =
10вА -100—1 = (10fe+1-l)(10’+14-l)
99 99
Полученное число есть число целое, так как оно является суммой членов целочисленной геометрической прогрессии. Очевидно, что при £ 2 каждая из скобок числителя будет больше 99. Поэтому после сокращения с числом 99 оставшиеся в обеих скобках числа будут больше единицы. А это значит, что данное число есть составное.
45.3. В левой части уравнения имеем возрастающую функцию. Следовательно, каждое свое значение она принимает только один 5
раз. Легко видеть, что значение она принимает при х= — 1.
6
Это и будет единственное решение данного уравнения.
46.3. Предположим, что существуют такие простые р и q, для которых выполняется равенство р2 — q2 = 4048. Очевидно, что q^2 и q=^3, так как в этом случае мы бы имели соответственно р2=4052 и р2 = 4057, что невозможно, поскольку квадрат целого числа не может оканчиваться ни на 2, ни на 7. Следовательно, p q 3. Всякое простое число р 3 имеет вид: р=3 4-1 или р = Зб4-2. Тогда р2 = 9 24-6/г-|-1 = 3(3 24-2£) 4-1 или р2 = 9 24- 4-12£4-4 = 3(3 24-44-1) 4-1. Таким образом, р2 при делении на 3 дает в остатке 1. Аналогичное заключение справедливо и для q2.
44
Но тогда разность р2 — q2 должна делиться на 3. Однако число 4048 на 3 не делится.
47.3. Положим х— 2+ у7 3. Возведя в куб, получим:
х3 = 2+3^'4-^3+3^1’ 1^94-3=5+3 у ‘б(у 2+ з'з).
Таким образом, х3 = 5+3 у 6«х, т. е. (х3 —5)3= 162х3 или оконча-тельно: х9—15х6 — 87х3—125 = 0.
48.3. Пусть а2, ... , ап —данные натуральные числа. Рас
смотрим п чисел:
«1,
fli + a2,
flit + ^2 + ^3,
О] + ^24“ ... + Пп.
Если какое-нибудь из этих чисел делится на п, то утверждение задачи справедливо. В противном случае при делении на п эти числа дают остатки, среди которых будет не более n—1 различных. А так как всех чисел п, то по крайней мере два остатка совпадут. Тогда разность чисел с совпадающими остатками делится на п. Но эта разность в любом случае есть либо одно из данных чисел, либо сумма нескольких рядом стоящих чисел.
49.3. Пусть ZAZAi. На луче В А возьмем точку D так, чтобы Z.ACD= Z.A{B\C\ (рис. 32). Тогда треугольники ACD и AiBjCi подобны, так как Z.CAD= 180°— Z.BAC= Z.B{AXC\ и Z.ACD = = ZA1B1C1 (по построению). Из подобия указанных треугольников имеем: = = = k, т. е.
BtCi А1С i
CD = k‘BlCl,AC=k‘AlBi, AD = k-AlCl.
Воспользуемся тем, что площадь треугольника BCD равна сумме площадей треугольников АВС и ACD. Тогда
—! BC-CD-sin ZBCD=-±—-AB-ACsin ZBAC+ —AC-
222
• AD sin sCCAD.
Отсюда, приняв во внимание, что Z.BCD= Z.BCA + Z.ACD = = Z.BCA + ^.АВС— Z.CAD, т. е. sin ZBCDsin Z_BAC=sinZ_CAD, получим: ВС-CD=AB• АС+АС-AD.
Подставив в последнее равенство вместо CD, AC, AD полученные выше соответственно равные им выражения k • В\С\, k • Л]ВЬ k‘A}C\, окончательно будем иметь: ВС-BiCi=AB • A\Bi+AC•Л1С1.
50.3. Опишем около цилиндра куб со стороною 2 и разрежем его на 8 меньших кубов со стороною 1. Тогда хотя бы в одном из меньших кубов окажется не менее двух точек. Расстояние между ними не превосходит диагонали куба, т. е. К 3. 

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Методики преподавания , ★ВСЕ➙УЧЕБНЫЕ ОЛИМПИАДЫ-КОНКУРСЫ, Автор - Губа С.Г.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика