Коррекция звуков речи у детей (Ефименкова) 1987 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга рассчитана на логопедов специальных и массовых школ. В книге приводится материал по коррекции у детей произношения свистящих и шипящих звуков и их дифференциации, а также практические упражнения на развитие логического мышления, внимания и памяти в целях формирования правильной речи
© "Просвещение" Москва 1987
Авторство: Л.Н. Ефименкова
Формат: PDF Размер файла: 3.28 MB
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………..3
Звук С……………………………………………………………………….5
Звук С……………………………………………………………………...27
Дифференциация звуков С — С………………………………………..35
Звук 3……………………………………………………………………41
Звук 3'………………………………………………………………………49
Дифференциация звуков С — 3………………………………………...51
Звук Ц……………………………………………………………………...59
Дифференциация звуков С — Ц…………………………………………68
Звуки Ш и Ж……………………………………………………………..80
Дифференциация звуков Ж — Ш……………………………………..103
Дифференциация звуков С — Ш………………………………………...112
Дифференциация звуков 3 — Ж…………………………………………128
Звук Ч…………………………………………………………………..139
Дифференциация звуков Ч — Т"………………………………………...155
Дифференциация звуков Ч — Ш………………………………………...160
Дифференциация звуков Ц — Ч………………………………………..170
Звук Щ……………………………………………………………………177
Дифференциация звуков Ч—Щ………………………………………...183
Тексты на закрепление всех отработанных звуков………………….188
Скачать бесплатный учебник СССР - Коррекция звуков речи у детей (Ефименкова) 1987 года
СКАЧАТЬ PDF
Предисловие
Пособие предназначено для логопедов, работающих на школьных логопедических
пунктах, а также в школах специального назначения.
Нарушение звукопроизношения может проявляться как самостоятельный дефект, а
также в сочетании с другими речевыми нарушениями (фонетико-фонематическое
недоразвитие, общее недоразвитие речи, при которых имеет место несформированность
фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи).
Поэтому, наряду с основной задачей — коррекцией звукопроизношения, мы ставили
своей целью развитие и других сторон речи. Помимо закрепления навыков правильного
произношения звуков в словах различной слоговой структуры, различения их в речи,
детям дается возможность практически понять и усвоить лексическое, грамматическое
значения слов и их связей в предложении. Автоматизируя звуки в предложении, дети
параллельно учатся понимать и правильно употреблять предложения разной структуры,
грамматически правильно строить их.
Учитывая, что у детей могут быть нарушены и неречевые процессы, задания,
предложенные в книге, предполагают развитие логического мышления, внимания,
памяти, последовательности, что способствует правильному формированию всех звеньев
речевой системы. Например, в задании № 7 с. 8, наряду с основной задачей —
автоматизацией звука с в слогах и словах, дети с этим звуком образовывают новые слова,
объединенные одним корнем. Такая работа помогает расширить качественную сторону
словаря, а также воспитывает слуховое восприятие и память, развивает мышление. В
задании 23 на с. 12, наряду с основной, детям предлагается грамматическая тема
«Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде и числе» и т.
д.
На более поздних этапах работы, при автоматизации звуков в связной речи, дети
учатся осмысленному пересказу, составлению целых рассказов.
В пособие включен материал по коррекции свистящих и шипящих звуков и их
дифференциации. Этой работе предшествуют описание правильной артикуляции звука и
система коррекционных упражнений.
При проведении специальных упражнений учитывается их последовательность и
целесообразность, а также возможные затруднения детей при выполнении заданий.
Предлагаются упражнения, направленные на развитие движений органов артикуляционного аппарата (динамические упражнения), которые чередуются с
упражнениями, помогающими выработать определенное положение органов
артикуляционного аппарата (статические упражнения).
Большинство заданий построено в игровой форме. Такое построение поможет
быстрее усвоить предлагаемый материал.
В целях экономии времени и повышения эффективности занятия по коррекции
звукопроизношения целесообразно проводить сразу с несколькими детьми, имеющими
идентичные речевые дефекты. В пособие включены примерные конспекты занятий.
Логопед может использовать материал данной книги полностью или частично, в
зависимости от дефектов речи ребенка.
Правильная артикуляция звука с. Язык находится в низу ротовой полости.
Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прикасаются к
верхним коренным зубам.
Губы слегка растянуты.
Зубы сближены, но не сомкнуты.
Воздушная струя сильная, холодная, проходит по середине языка.
Голосовые связки не работают.
Упражнения для вызывания и постановки звука с.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к упражнениям, необходимо ввести игровые
моменты, например упражнение «Волшебный пузырек». Небольшой пустой пузырек,
обклеенный разноцветными полосками или раскрашенный. Логопед объясняет ребенку,
что пузырек этот не простой, а волшебный. Если в него правильно подуть, то он запоет.
1. Для развития силы и направления воздушной струи.
Набрать воздух, с силой подуть на ватку, карандаш, султанчик.
Язык «желобком», подуть на ватку, в пузырек, на карандаш.
2. Для губ.
Исходное положение — губы спокойные. Растянуть губы в улыбке. Удержать в
таком положении на счет «три, четыре». Принять исходное положение.
3. Для языка.
Широко открыть рот. Высунуть язык, язык широкий как «лопата». В таком
положении удержать его на счет «три, четыре» на нижней губе. Затем язык убрать, рот
закрыть. Если У ребенка это упражнение не получается, ему предлагается плотно сжать
губы, затем растянуть их в улыбке и протиснуть между ними язык. Пошлепать по нему
губами, произнеся при этом бя-бя-бя. По сигналу логопеда язык «застыл в положении
лопаты», фиксируется внимание ребенка на том, что язык спокойный, широкий. Если
наблюдается подрагивание его, ребенку предлагается слегка покусать его, начиная от
кончика до середины, и наоборот.
Кончик широкого языка закрепить за нижними зубами. Спинка языка поднята вверх.
Упражнение «Мостик». Если упражнение не получается, предлагается упражнение «Почистим зубки». Движение языка влево, вправо за передними нижними зубами. Кончик
языка скользит по зубам. По сигналу логопеда язык останавливается за нижними зубами.
Необходимо удержать его в заданном положении на счет «три, четыре».
Повторить упражнение несколько раз.
Язык в положении «мостик».
1-й вариант. Ребенку предлагается произносить слоги: та-та-та или тя-тя-тя. По
сигналу логопеда ребенок перестает произносить слоги, и при этом образуется нужный
артикуляционный уклад на звук с. Логопед фиксирует внимание ребенка на положении
губ, зубов, языка.
2-й вариант. Язык в том же положении, ребенку предлагается длительно произнести
звук и-и-иииии. Фиксируется внимание на артикуляционном укладе.
Постановка звука с. Рот открыт. Широкий язык находится внизу ротовой полости.
Кончик языка касается нижних зубов. Края языка примыкают к верхним коренным
зубам. Губы растянуты в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты (расстояние 1,5 мм).
Спокойно, но активно выдыхать воздух. Контроль — ватка, султанчик. Воздушная струя
должна быть холодная. Слышится звук, близкий к звуку с. В этот момент ни в коем
случае не фиксировать внимание ребенка на звуке с. Слышим песенку, а не звук. В
противном случае может разрушиться образовавшийся новый уклад на звук и
возродиться старый, дефектный.
Изолированный звук с — песенку обыграть. Игра «Насос», «Свистулька» и т. д., где
ребенку предлагается длительно произнести звук сссссс (песенку). Затем звук с
произносится отрывисто: с, с, с.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, на какой звук похожа эта песенка.
Выясняется — на звук с.
Автоматизация звука с. При автоматизации звуков логопеду необходимо
использовать не только метод отраженного произнесения звука в слогах, словах и т. д.,
но и требовать от ребенка самостоятельного произнесения. Правильные ответы детей
логопедом не повторяются.