Skip to main content

Педагогика, воспитание детей

Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников - Выпуск 2 (Успенская, Успенский) 1962 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников - Выпуск 2 (Успенская, Успенский) 1962

Назначение: Второй выпуск пособия, как и первый, предназначен для учителей-логопедов. Его могут использовать также воспитатели детских садов и родители тех дошкольников, которые имеют недостатки произношения.

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР Москва 1962 

Авторство: Людмила Павловна Успенская, Михаил Борисович Успенский 

Формат: PDF Размер файла: 5.53 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Часть первая

Упражнения для автоматизации и дифференциации звуков лир 6

Часть вторая

Упражнения для автоматизации и дифференциации звуков к, г, х 70

Часть третья

Упражнения для автоматизации и дифференциации звуков б, в, д 106

Часть четвёртая

Звуки йотации . «  131

Часть пятая

Речевые игры 141

1.Помнишь ли ты эти стихи? —

2.Закончи слова 144

3.Догадайся сам 147

4.Лото 151

Приложение. Картинное лото  159

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников - Выпуск 2 (Успенская, Успенский) 1962 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ВВЕДЕНИЕ

Сборник состоит из пяти частей. Первые четыре части содержат речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков р, л, г, к, х, б, в, д и звуков йотации.

Наиболее обширной является первая часть, поскольку звуки лиру дошкольников особенно часто бывают дефектными.

В упражнениях этой части сначала даются слова и фразы, не содержащие свистящих и шипящих звуков. Это сделано в расчёте на детей, которые, кроме лир, неправильно произносят и исключённые звуки. Словарный материал без свистящих и шипящих позволяет освободить дошкольников от дополнительных трудностей. В последующих трёх частях мы такого деления не придерживались. Если в ходе упражнений логопеду потребуются слова с определённым звуковым подбором, то он сам сможет найти и выбрать в пособии такой материал.

Работу по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников желательно начать с игрового момента, используя речевые игры из пятой части пособия. Это, с одной стороны, сразу же вызовет у ребёнка живой интерес к речевым занятиям, а с другой — позволит логопеду лучше определить характер речевых расстройств у детей. Очень полезно для этих целей речевое лото, позволяющее сочетать дидактические задачи с занимательностью и наглядностью. Методические пояснения к играм даны в соответствующих разделах пятой части и, с нашей точки зрения, в дополнительных замечаниях не нуждаются.

Следующий этап работы — произнесение отдельных слов. Логопед читает данные в сборнике слова, ребёнок повторяет их. После этого можно задать вопросы к некоторым словам, которые дошкольник должен произносить самостоятельно.

Образцы таких вопросов помещаются в соответствующих разделах пособия. В ряде случаев такие вопросы заменяются рисунками. Разглядывая рисунок, ребёнок самостоятельно называет предмет на картинке.

Иногда на речевых занятиях можно использовать и слоговые упражнения, которых в нашем сборнике очень мало, что обусловлено возрастом дошкольников и лёгкостью самостоятельного подбора логопедом такого материала.

Далее следуют упражнения в правильном произношении отдельных фраз. К каждой из них могут задаваться различные вопросы. Например, к фразе «Мила подняла лампу» могут быть заданы следующие вопросы:

1.Кто поднял лампу?

2.Что сделала Мила?

В заключение каждого из разделов на автоматизацию и дифференциацию звуков даны связные тексты: стихи, маленькие рассказы, загадки, скороговорки, рассказы по картинкам.

Наиболее распространённым является следующий порядок работы над стихами. Логопед читает стихотворение целиком. Ребёнок повторяет за ним каждую стихотворную строку. Дети с хорошей памятью могут сразу же повторять двустишия или даже четверостишия. Коротенькие стихотворения заучиваются наизусть здесь же, на занятиях, или дома. Наиболее сложные и большие по объёму стихи дошкольникам заучивать не обязательно.

К небольшим рассказикам в пособии даются вопросы, на которые ребёнок отвечает после того, как в ходе чтения он повторит за взрослым каждое предложение. Работа над рассказами большего объёма носит выборочный характер. Дошкольник повторяет лишь отдельные предложения или слова со звуками, произношение которых закрепляется на данных занятиях. Некоторые рассказы по требованию взрослого ребёнок может пересказать.

В конце почти каждого раздела первых четырёх частей имеются рассказы по картинкам. Разглядывая картинки, ребёнок с помощью взрослого передаёт их содержание. Название рассказа логопед должен обязательно прочесть вслух, чтобы подсказать ребёнку имена действующих лиц. Чаще всего эти имена и содержат звуки, подлежащие автоматизации.

Помимо указанных здесь традиционных приёмов логопедической работы, у воспитателей детских садов иногда наблюдаются попытки формировать речевые навыки детей сразу же на материале художественных произведений и картинок. Такие попытки обычно имеют место на занятиях с детьми, речь которых находится в процессе становления или имеет незначительные отклонения от норм произношения. В нашем пособии для таких занятий могут служить отдельные рассказы, стихи и рассказы по картинкам.

Кроме того,, ряд слов, фраз и связных текстов данного сборника возможно использовать и для исправления речи младших школьников.

Если же в процессе работы попадутся слова и словосочетания, неизвестные или непонятные ребёнку 4—6 лет, логопеду следует объяснить их значение. Это будет содействовать обогащению активного и пассивного словаря дошкольника.

При создании данного пособия мы опирались на многолетний опыт работы логопедов поликлиники по лечению расстройств слуха и речи Мосгорздравотдела (главный врач Б. С. Моргулян). Материал, предлагаемый в сборнике, проверялся на логопедических занятиях и обсуждался на научно-методических конференциях речевого отделения поликлиники. Всему коллективу этого отделения, возглавляемого кандидатом педагогических наук 3. Я. Руденко, мы выражаем сердечную благодарность за полезные советы и содействие.

Авторы 

4. ЛОТО

В приложении имеются два комплекта картинок лото. Из одного комплекта вырезаются и наклеиваются на картон карты, из другого — отдельные картинки.

ИГРЫ С КАРТИНКАМИ ЛОТО

КТО ПЕРВЫЙ

Детям раздаются карты. Один из играющих перемешивает картинки, поочерёдно достаёт их и называет нарисованные на них предметы. Например: «У кого барабан?» или просто: «Барабан». Имеющий на карте соответствующий рисунок говорит: «У меня барабан», берёт картинку и закрывает ею такой же предмет на своей карте. Выигрывает тот, у кого раньше будут закрыты все картинки на картах.

На занятиях, где автоматизируются определённые звуки, рекомендуется давать для игры лишь те карты, которые соответствуют данным звукам.

ПОДБЕРИ КАРТИНКИ

В ходе занятий данные ниже фразы читаются ребёнку. Ребёнок повторяет их и подбирает картинки с предметами, названными в предложении. Например, произносится фраза: «Лопатой копают, а вилкой едят». Повторив её, ребёнок подбирает картинки «Лопата» и «Вилка». Если играющих несколько, то фразы называются каждому. Выигрывает тот, кто скорее отыщет нужные картинки. 

На звук л

Пилой пилят, мылом мылят, а лейкой поливают.

На лодке катаются летом, а на лыжах зимой.

Лопатой копают, а вилкой едят.

Лев сильнее волка, а волк сильнее белки.

Лук и яблоки можно кушать.

Вилка легче лопаты.

У льва болит лапа.

Ложка и вилка нужны для обеда.

Под полкой лежит платок.

Дети полили ландыши из лейки.

Лампа освещает полку.

На звук р

Паровоз, метро, трамвай — это наш транспорт.

Рак и рыба живут в воде, а корова на суше.

Рюмка в руке.

Мы наберём в ведро грибов.

Ворона села на раму.

Пером пишут в тетради.

Открыли кран и налили в ведро воды.

К барабану привязали верёвку.

Поедем за дровами, приготовь топор и верёвку.

На звук к

В киоске мы купили карандаш.

В окно виден киоск, около него катаются на коньках.

Вова карандашом нарисовал кувшин.

Утка живая, а кукла нет.

152 

На звук г

Мой брат умеет играть на гармони и гитаре.

Нина мыла ноги губкой.

Нога свисает из гамака.

Гусеница ползёт к гамаку.

В вагоне везут гвозди.

На звук х

Муха жужжит над ухом.

Хлеб и сухарь не клади в холодильник.

У мухи нет хвоста.

У петуха красивый хвост.

Охотник взял сухарь.

На звук б

В бидон и бутылку налили воды.

В буфете батон, бобы и арбуз. Бобы около бака.

Бык пробежал мимо вербы.

Из бидона налили воду в бак.

Арбуз слаще бобов.

Батон едят, а боты надевают..

На звук в

Можно спать на диване и на кровати.

Повар пил чай из самовара.

Крышку дивана привинтили винтами.

Винт завинчивают. Варежки надевают.

В ванну входит больше воды, чем в самовар. 

На звук д

У нас небольшой дом. В нём две двери. Из трубы валит дым.

Около дома дуб.

Мы любим дыни и ягоды.

За деньги купили градусник и дудку.

На звуки йотации и й

Чай пьют. Яйцо едят.

Ёж зашуршал листьями.

В зоопарке видели ястреба и ежа.

Юбку носят только девочки, а майку и мальчики и девочки.

Листья падают около сарая.

Поезд проезжал мимо маяка.

Ёлку принесли в сарай.

НАЗОВИ КАРТИНКИ

По заданию взрослого ребёнок должен подобрать картинки и назвать их по принадлежности к общей группе.

Нужно назвать:

а)всех птиц (карты на л, р, к, х, д, звуки йотации);

б)всех домашних животных и птиц (по картам на л, р, х, б, в, д);

в)всё, что само может двигаться (по всем картам);

154 

г)всё, что само не может двигаться (по всем картам);

д)всё, на чём ездят люди (по картам на л, р, г);

е)всё, что можно есть (по картам на л, р, х, д);

ж)всё из одежды и обуви (по картам на л, х, б, в, звуки йотации);

з)все части человеческого тела (по картам на л, р, г, де).

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ

Ребёнок отвечает на заданные ему вопросы, разыскивая соответствующие картинки или рисунки на картах.

Образцы вопросов: Кто летает? Что летит быстрее всех? На чём спят?

Чем человек слушает?

Чем мы видим?

Что ест человек?

Кто носит пионерский галстук? .

Кто даёт молоко?

На чём мы сидим?

Что забивают в стену?

И т. д.

ЗАПОМНИ

На середине стола кладётся несколько картинок (от трёх до восьми — десяти в зависимости от возраста и памяти ребёнка). Ребёнок называет каждую картинку, после чего он отворачивается, и взрослый убирает часть картинок. Посмотрев на стол, ребёнок должен сказать, каких картинок недостаёт.

Вариант: убирают все картинки, и дети должны по памяти назвать их.

ПРИДУМАЙ САМ

Ребёнок вытаскивает одну или две картинки и придумывает фразу, в которую входят слова, на-зывающие предметы на этих картинках.

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор-учебника - Успенская Л.П., Автор - Успенский М.Б., Логопедия, Звукопроизношение, Школьная логопедия

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - Педагогика, воспитание детей

БОЛЬШЕ НЕТ

ПЕДАГОГИКА СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика