Skip to main content

Когда и где в СССР начали применять электросварку?

Интересные факты о применении электросварки в СССР

Скульптура Мухиной

 

Когда в 1936 году основные работы па сооружению Володарского моста были закончены, Передерию (Григорий Петрович Передерий) была доверена реконструкция моста имени лейтенанта Шмидта в Ленинграде. Стальные пролетные строения он полностью соединил электросваркой. Мост не имеет ни одной заклепки.

 

Мост

 

 

Скульптура Мухиной и электросварка

 

 

С 20-х гг. начало расти применение легированных сталей, т.е. сплавов железа с углеродом и различными металлами — хромом, никелем, ванадием, титанам и другими. Такие сплавы обладали специальными свойствами. Например, железоуглеродистые сплавы с хромом (около 20 %) и никелем (10 %) не ржавеют, сплавы с небольшим содержанием (1 — 2 %) молибдена, ванадия, вольфрама становятся сверхпрочными и т.д. Для сварки таких сталей разрабатывали специальные электроды со стержнями из обычной стали и с легирующими добавками в покрытии, со стержнями из легированных сталей или с тем и другим. Для с арки новых материалов применяли и контактную сварку.

 

Скульптура Мухиной и электросварка

 

Особенное место истории сварки 1930-х гг. занимает создание скульптурной группы В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», которая была установлена у павильона СССР на Международной выставке 1937 ода в Париже. Вся работа была выполнена в невиданно короткие сроки. Менее чем за полгода В. И. Мухина создала и представила на конкурсную комиссию гипсовую модель. Но времени на дальнейшие этапы изготовления двух статуй высотой 25 метров явно не хватало. Ведь только для выполнения крупномасштабной модели по самым жестким нормам требовалось несколько месяцев. Сделать же огромные статуи в металле без большой модели никто не брался.

 

Выход из критической ситуации нашел профессор П. Н. Львов. Петр Николаевич в 1931 году первым из сварщиков страны стал кавалером ордена Ленина, которым был награжден за участие в создании цельносварного самолета из нержавеющей стали «Сталь-2». П Н. Львов не только согласился изготовить скульптурную группу по малой модели, но и предложил заменить запланированный для изделия дюралюминий нержавеющей сталью. К этой новаторской идее скептически отнеслись как деятели искусства, боявшиеся, что такой холодный металл не подойдет для фигур людей, так и производственники, сомневавшиеся в возможности качественной сварки конструкций таких размеров.

 

Цельносварные самолеты

Цельносварные самолеты

 

Львов и бригада опытных рабочих, большинство из которых раньше участвовали месте с ним в постройке цельносварного самолета, трудились с необыкновенным энтузиазмом. День и ночь выкраивали по шаблонам и выколачивали по макетам элементы скульптур, тут же приваривали их контактной сваркой к деталям каркаса, образуя отдельные транспортабельные блоки. Сама Вера Ивановна Мухина превратилась в сварщицу. Нержавейка отлично передавала всю пластику авторского замысла. Скептики были побеждены.

 

Цельносварные самолеты

 

 

Яндекс.Метрика