Русский язык - Для 10 - 11 классов - советские учебники

Старые учебники СССР

 Учебники Русский язык - Для 10 - 11 классов

 

★ 10 - 11 классы ★

 

Все учебники "Русский язык" по классам и назначению

Все Дошкольное 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 - 11 классы Студентам Учителям Познавательное

Все учебники "Русский язык" СПИСКОМ и другие разделы Библиотеки

РУССКИЙ ЯЗЫК ВСЕ УЧЕБНИКИ

КОРОТКО

О КНИГАХ

Н. П. Савенкова

Курск

Т. А. Костяева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова и др. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 9 классе малокомплектной школы

Настоящее пособие, как свидетельствует его название, предназначено учителю малокомплектной школы, но его можно адресовать и учителю обычной общеобразовательной школы, поскольку оно содержит богатый и разнообразный материал для организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Кроме того, в книге представлены упражнения, которые могут быть использованы и на уроках-зачетах, и на уроках- практикумах для организации коллективных форм учебной деятельности, для активизации работы каждого школьника, развития его творческой самостоятельности.

Особая значимость книги, на наш взгляд, в том, что в ней много заданий, направленных на обобщение и систематизацию изученного по лексике, фонетике, грамматике и правописанию, а также заданий для работы по развитию речи учащихся. Такие задания полезны при подготовке к письменному экзамену за курс неполной средней школы и при подготовке к устному экзамену тех учащихся, которые выберут этот предмет.

В разделе "От составителя" справедливо отмечается, что самостоятельная работа, включающая различные формы само- и взаимоконтроля, учебно-поисковую деятельность, разнообразные формы общения учащихся (при работе в группе, в парах, с учителем, с учебником и справочной литературой и т. д.), активизирует деятельность школьников и способствует повышению интереса к урокам русского языка.

Представляя материал о сложном предложении, авторы исходили из того, что многое учащимся уже известно, и потому, сосредоточиваясь на поиске рациональных способов повторения, уделили основное внимание формированию у девятиклассников понимания практического смысла изучения сложного предложения: 1) осознать назначение данной конструкции в речи, сферу ее использования; 2) уяснить смысловые отношения, которые могут быть переданы системой сложных предложений в русском языке, научиться использовать в своей речи синонимические средства синтаксиса; 3) научиться применять правила пунктуационного оформления сложных предложений разных типов.

Так как две последние задачи решаются на уровне формирования устойчивых умений и навыков, пособие предлагает способы самостоятельной работы, рассчитанные на воспроизведение знаний и умений, на тренировку в их применении.

Нельзя не согласиться с авторами книги и в том, что эффективность самостоятельной работы учащихся во многом зависит от организации ее подготовки, проверки результатов ее выполнения, качества дидактического материала. Поэтому несомненным достоинством пособия, на наш взгляд, является система опорных (ОК) и проверочных (ПК) карточек к заданиям, которые могут вызвать затруднения. Назначение проверочных карточек - оказать помощь в организации самоконтроля и взаимопроверки. Опорные карточки помогут учащемуся при подготовке к работе, а также во время выполнения самих заданий. Использование тех и других карточек должно помочь формированию у девятиклассников умений и навыков учебного труда: выявлять главное, планировать свою деятельность и контролировать ее (например, с помощью словарей, справочных материалов, учебника, проверочных карточек).

Все разделы пособия содержат краткие пояснения лингвистического или методического характера (ДУ - для учителя). Так, к упр. 64, содержащему задание записать текст, объяснить знаки препинания; определить, каким членом предложения является слово который, даны следующие рекомендации для учителя:

После записи текста целесообразно организовать взаимопроверку. Особое внимание при этом следует обратить на правописание:

безударных гласных (впечатление, настроение, разрядить, обстановка, выразить, раздражение);

не с прилагательными и наречиями (неторопливый, несуетливый, неоднократно);

-тся в глаголах (читаются, обращается, накапливается) ;

слова к происшедшему.

При проверке могут быть использованы доска или кодоскоп. Сильным учащимся этот текст предлагается для самодиктанта или взаимодиктанта (с. 54).

Сгруппировать упражнения с учетом их назначения' и темы помогает использование материалов, помеченных звездочкой. См., например, аннотацию к разделу "Основные виды сложных предложений":

Для повторения основных структурных признаков сложного предложения (см. учебник, с. 7) и вместе с тем введения учащихся в ситуацию, когда обнаруживается, что имеющихся у них знаний о данной разновидности синтаксических построений и их оформлении на письме недостаточно, предлагаем следующие задания.

Заслуживает внимания предложенный учителю метод сравнения сложносочиненных конструкций (простых и сложных предложений, союзных и бессоюзных; предложений, в которые входят только простые двусоставные, и предложений, в которых одна или все части - односоставные, и т. д.). Например, к упр. 33 дано задание продолжить каждое из предложений дважды, чтобы получилось а) простое пред-ложение с однородными членами, соединенными союзом и, и б) сложносочиненное с тем же союзом.

Авторы обращают внимание учителя на то, что разбор сложносочиненного предложения, в составе которого есть простые односоставные, вызывает определенную трудность у учащихся. Поэтому перед выполнением упр. 34 и 35 предлагается по-вторить виды односоставных предложений, для чего можно использовать приводимую в пособии опорную карточку со схемой.

Практическую помощь должны оказать методические рекомендации и дидактический материал раздела о сложноподчиненном предложении - одной из самых трудных тем в школьном синтаксисе. Задача предлагаемых здесь упражнений - закрепить и углубить понятие о сложноподчиненном предложении. Умение видеть сложноподчиненное предложение, выделять его части по наличию грамматических основ (и некоторых союзов) дополняется в курсе IX класса пониманием строения и значения сложноподчиненного предложения, роли определенных союзов и союзных слов. Так, например, в упр. 54 предлагается сопоставить предложения и ответить на основе этого на вопросы: "1) Какую роль в каждом предложении играет слово что? 2) Каким членом предложения и какой частью речи является что во втором пред-ложении? Перед ответом проанализируйте предложения из ОК"

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика