Русский язык - Для 9 класса

Старые учебники СССР

 Русский язык - Для 9 класса СОВЕТСКИЙ УЧЕБНИК

 

★ 9 класс ★

 

Все учебники "Русский язык" по классам и назначению

Все Дошкольное 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 - 11 классы Студентам Учителям Познавательное

Все учебники "Русский язык" СПИСКОМ и другие разделы Библиотеки

РУССКИЙ ЯЗЫК ВСЕ УЧЕБНИКИ

Интересны и предлагаемые авторами формы работы при изучении данной темы. Например, упр. 60 содержит материал для выборочного самодиктанта. От учащихся требуется прочитать текст, записать грамматические основы всех сложных предложений, выделяя союзы (союзные слова) и устно объяснить расстановку знаков препинания. А упр. 62 научит девятиклассников графическому самодиктанту (в задании предлагается составить схемы сложноподчиненных предложений, поясняя пунктуацию).

В ряде случаев к одному и тому же дидактическому материалу приводится несколько разных по характеру заданий. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его умений и знаний, темп работы (несколько учащихся могут получить карточку с одним и тем же текстом, но выполнять по указанию учителя или по собственному выбору разные варианты заданий, разное их количество в зависимости от своего темпа работы, уровня подготовки и характера интересов). Карточки с разными вариантами заданий можно использовать и на уроках-зачетах и уроках- практикумах для организации коллективных форм работы. Например, упр. 134 предлагает школьникам подготовиться к диктанту (самодиктанту и взаимодиктанту): "Сгруппируйте орфограммы и известные вам пунктрграммы, объясните их. После записи

текста подчеркните во всех предложениях грамматические основы". После текста диктанта приведены дополнительные задания: "1. К наречию медленно подберите синонимы и антонимы. 2. Составьте схемы сложноподчиненных предложений и предложения с прямой речью 3. Предложения, в которых стоит двоеточие, замените их грамматическими синонимами - сложноподчиненными предложениями. 4. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. (Обратите внимание на интонацию при чтении восклицательного, вопросительных предложений.) ".

В пособии уделяется внимание и совершенствованию культуры речи и культуры общения учащихся. Причем, не просто дается традиционное задание (подготовьтесь к выразительному чтению), но и поясняется, какие действия должен для этого выполнить школьник. Подготовиться к выразительному чтению, согласно пособию,- значит внимательно прочитать текст, проанализировать его строение, пунктуацион-ное оформление предложений, отметить слова, на которых следует сделать логиче-ское ударение, определить место коротких и продолжительных пауз, обратить внима-ние на интонацию сложных предложений, восклицательного предложения и т. д. (ср., например, упр. 127).

Дидактический материал пособия предусматривает выполнение таких учебных действий, как сравнение, выделение главного, рассмотрение явлений в определенной последовательности, группировку языковых фактов на основе указанного признака и т. д.

Думается, что данное пособие окажет конкретную практическую помощь учителю-словеснику в его нелегкой повседневной работе.

О. Е. Ольшанский. Ученые Казанской в. А. ГЛУЩЕНКО, лингвистической школы об исторических Славянск изменениях морфемного строения слова

В связи с углубленной разработкой широкого спектра проблем, связанных с исто- рическими изменениями морфемного состава слова, вполне естественно обращение к научной деятельности представителей Казанской лингвистической школы. В трудах по истории русского языкознания дается, как правило, характеристика работ ученых этого направления в общелингвистическом аспекте. В рецензируемой работе исследования лингвистов бодуэновской ориентации рассматриваются под особым углом зрения - в плане их вклада в разработку проблем словообразования. (Отметим, что этому же вопросу посвящены статьи О. Е. Ольшанского о Н. В. Крушевском, В. А. Богородицком, К. Ю. Аппеле, А. И. Анастасьеве; большая часть этих материалов опубликована в журнале "Русский язык в школе".) Рецензируемое пособие обобщает результаты многолетних исследований автора.

Композиционно пособие делится на шесть очерков, посвященных главе Казанской школы Бодуэну де Куртенэ, его ученикам и последователям.

В очерке о научном творчестве И. А. Бодуэна де Куртенэ подробно рассматривается его работа "Некоторые случаи действия аналогии в польском склонении" (1868), что дает возможность раскрыть новаторство молодого ученого в исследовании морфемной структуры слова. Для Бодуэна де Куртенэ она исторически изменяема. Гениальное открытие лингвиста о сокращении "гласных основ" и их переходе в "согласные основы" анализируется на фоне развития европейского языкознания второй половины XIX в. В ряде других исследований Бодуэн де Куртенэ прослеживает этапы процесса изменения древних основ, в результате которого основы сократились в пользу окончаний. В этих работах отражены оригинальные мысли о семантических изменениях слова, о "забытом корне", о новых корнях, о "забвении корня в природных словах" и мн. др. Будущему учителю-словеснику очень полезно знать, в частности, что в бодуэновских программах лекций

(1876-1878) четко определены задачи изучения изменяемости морфемной струк-туры слова, содержатся положения проблемного характера о самостоятельных сло-вах, которые превращаются в суффиксы или префиксы, о "сложениях, забытых в своем составе", об удвоении корней и т. д. О. Е. Ольшанский убедительно показывает, что важнейшие идеи, выдвинутые Бодуэном де Куртенэ в области исторического словообразования, определили направление последующих конкретных исследований ученых Казанской лингвистической школы.

Учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета.- Славянск, 1992.

Для развития ПРОЕКТА!

С этой книгой читают

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика