Художественное литьё (Зотов) 1982 год - старые учебники
Скачать Советский учебник

Назначение: Учеб. пособие для учащихся средних профессионально-технических училищ
Авторство: Борис Никитич Зотов
Формат: DjVu, Размер файла: 7.09 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФОРМОВКЕ И ФОРМОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ 5
§ 1. Формовка. 5
§ 2. Литейный цех и технологический процесс производства отливок 5
§ 3. Формовочные материалы и их свойства 7
§ 4. Основные формовочные материалы 9
§ 5. Вспомогательные формовочные материалы 16
§ 6. Подготовка исходных формовочных материалов. 20
§ 7. Формовочные смеси и их свойства. 25
§ 8. Разновидности формовочных смесей 28
§ 9. Приготовление формовочных смесей 34
§ 10. Испытание формовочных смесей 36
Вопросы для повторения 41
Глава 2.
ЛИТЕЙНЫЕ СПЛАВЫ 42
§ 11. Общие сведения 42
§ 12. Литейные свойства сплавов 42
§ 13. Применяемые литейрые сплавы 43
Вопросы для повторения 47
Глава 3.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИТЕЙНЫХ ФОРМ 48
§ 14. Модельная оснастка 48
§15. Модели и требования, предъявляемые к ним 48
§ 16. Виды моделей 49
§ 17. Материалы для изготовления моделей
§ 18. Модельные плиты 55
§ 19. Изготовление моделей 57
§ 20. Изготовление модельных плит 63
§ 21. Стержневые ящики и их конструкции 65
§ 22. Опоки 67
§ 23. Формовочный инструмент 72
Вопросы для повторения 76
Глава 4.
ЛИТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ 77
§ 24. Литниковая система, ее назначение и устройство. 77
§ 25. Типы литниковых систем 80
§ 26. Расчет литниковой системы 83
§ 27. Подвод металла в полость формы 85
Вопросы для повторения 86
Глава 5.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛИТЕЙНЫХ ФОРМ 87
§ 28. Формовка по-сырому 87
§ 29. Формовка по неразъемной модели 88
§ 30. Формовка о нижним болваном 92
§ 31. Формовка с верхним болваном 93
§ 32. Формовка по разъемной модели 94
§ 33. Формовка по модели с отъемными частями 98
§ 34. Формовка с подрезкой 99
§ 35. Формовка с фальшивой опокой 101
§ 36. Формовка со специальной под модельной плитой 103
§ 37. Формовка по модельной плите 104
§ 38. Формовка в съемных опоках 104
Вопросы для повторения 105
Глава 6.
СТЕРЖНИ И ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЕ 106
§ 39. Стержни и требования, предъявляемые к ним. 106
§ 40. Классификация и виды стержней 107
§ 41. Способы изготовления стержней 108
§ 42. Изготовление стержней в ящиках 109
§ 43. Изготовление стержней в модели 113
§ 44. Скоростное изготовление стержней 114
Вопросы для повторения 116
Глава 7.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФОРМ СО СТЕРЖНЯМИ 117
§ 45. Подготовка стержней 117
§ 46. Способы крепления стержней в форме 118
Вопросы для повторения 122
Глава 8.
ФОРМОВКА В ТРЕХ И БОЛЕЕ ОПОКАХ. 123
§ 47. Формовка в трех опоках 123
§ 48. Формовка с перекидным болваном. 125
§ 49. Формовка в четырех опоках 126
Вопросы для повторения 129
Глава 9.
ФОРМОВКА АЖУРНЫХ ОТЛИВОК. 130
§ 50. Особенности отливок и форм 130
§ 51. Формовка по модели с односторонним ажуром 132
§ 52. Формовка по модели с двусторонним ажуром 134
§ 53. Формовка цепочек 136
Вопросы для повторения 139
Глава 10.
КУСКОВАЯ ФОРМОВКА 140
§ 54. Сущность кусковой формовки 140
§ 55. Кусковая формовка по-сырому 141
§ 56. Кусковая формовка по сухому
§ 57. Формовка бюстов
§ 58. Изготовление стержня в полости формы.
§ 59. Формовка статуэток
§ 60. Кусковая формовка в стержнях
§ 61. Формовка по разборной модели
Вопросы для повторения
Глава 11.
ФОРМОВКА ПО ГИПСОВЫМ МОДЕЛЯМ
§ 62. Способы формовки по гипсовой модели
§ 63. Формовка с рамкой
§ 64. Формовка по гипсовой модели с подрезкой болвана
Вопросы для повторения
Глава 12.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ отливок по ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ
§ 65. Сущность способа
§ 66. Пресс-формы н их изготовление.
§ 67. Модельные составы
§ 68. Изготовление моделей
§ 69. Изготовление керамических оболочек
§ 70. Выплавление моделей
§ 71. Формовка оболочек
§ 72. Прокаливание форм
Вопросы для повторения
Глава 13.
ФОРМОВКА СКУЛЬПТУР
§ 73. Способы формовки скульптур
§ 74. Формовка по восковой модели
§ 75. Формовка скульптур по восковой модели
§ 76. Формовка по пустотелой выплавляемой модели.
§ 77. Кусковая формовка с глиняной рубашкой.
§ 78. Кусковая формовка в опоках
Вопросы для повторения
Глава 14.
ФОРМОВКА АРХИТЕКТУРНЫХ ОТЛИВОК
§ 79. Особенности архитектурных отливок
§ 80. Формовка решеток § 81. Формовка брусьев и поручней решеток.
§ 82. Формовка колонок § 83. Формовка по шаблонам § 84. Формовка в почве § 85. Машинная формовка архитектурных отливок.
§ 86. Классификация формовочных машин
§ 87. Конструкции и работа формовочных машин.
§ 88. Формовочные автоматические линии
Вопросы для повторения
ПОДГОТОВКА ФОРМ К ЗАЛИВКЕ
§ 89. Окраска форм н стержней
§ 90. Сушка форм и стержней
§ 91. Сборка и подготовка форм к заливке
Вопросы для повторения.
Глава 16.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСПЛАВОВ И ЗАЛИВКА ФОРМ
§ 92. Плавильные печи
§ 93. Заливка форм.
Вопросы для повторения.
Глава 17.
ВЫБИВКА И ОЧИСТКА ОТЛИВОК
§ 94. Выбивка отливок из форм
§ 95. Обрубка отливок
§ 96. Очистка отливок
§ 97. Контроль отливок
§ 98. Основные виды брака в отливках и причины его образования
Вопросы для повторения
Глава 18.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ЛИТЬЯ
§ 99. Литьё в кокили
§ 100. Центробежное литьё
§ 101. Литьё под давлением
§ 102. Литьё в оболочковые формы
§ 103. Литьё в разъемные керамические формы
§ 104. Литьё вакуумным всасыванием
§ 105. Литьё намораживанием
Вопросы для повторения
Глава 19.
ОБРАБОТКА и СБОРКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТЛИВОК
§ 106. Значение обработки отливок
§ 107. Термическая обработка
§ 108. Обработка поверхности отливок
§ 109. Чеканка отливок
§ 110. Сборка отливок
§ 111. Окраска отлнвок
Вопросы для повторения
Глава 20.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННАЯ САНИТАРИЯ В ЛИТЕЙНОМ ЦЕХЕ
§ 112. Правила поведения на территории предприятия
§ 113. Правила техники безопасности в литейном цехе.
§ 114. Промышленная санитария § 115. Оказание первой помощи при несчастном случае
§ 116. Противопожарные мероприятия в литейном цехе Вопросы для повторения.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Образцы художественного и архитектурного литья
Список литературы
Скачать бесплатный учебник СССР - Художественное литьё (Зотов) 1982 года
СКАЧАТЬ DjVu
ВВЕДЕНИЕ
Способ получения изделий путем литья их из металла известен более пяти тысяч лет. Первыми отливками были несложные предметы домашнего обихода и украшения, отливаемые из меди и бронзы: котлы, рукомойники, серьги, кольца, кресты и т. п. В более позднее время стали отливать пушки, колокола и другие крупные изделия.
Изготовление несложных художественных отливок типа украшений (серьги, запястья, кольца, могильные плиты с изображением несложного орнамента на поверхности) известно Практически со времени получения первых отливок. Производство более сложных изделий (статуарное, художественное литьё), как самостоятельная часть литейного производства, начало развиваться в России в конце XV столетия.
Значительный рост производства художественных и архитектурных изделий в России связан с периодом развития Петербурга как столицы. Украшение Петербурга потребовало выполнения больших заказов на статуарные и архитектурные отливки. Русские и приглашенные иноземные мастера, скульпторы и литейщики создали и отлили в этот период выдающиеся монументальные скульптуры, памятники и украшения. В 1777 г., например, по модели скульптора Э. М. Фальконе была отлита грандиозная по размерам и сложная по технике исполнения конная статуя Петра Первого (Медный всадник), в 1801 г. по проекту М. Козловского известным русским литейщиком В. П. Екимовым отлит памятник фельдмаршалу А. В. Суворову, в 1816 г. — по модели скульптора Мартоса монументальный памятник Минину и Пожарскому и др.
Значительная часть этих работ была выполнена государственной литейной мастерской при Академии художеств, основанной в Петербург в 1764 г.
Производством художественных отливок в России в то время занимались и частные заводы. С 1800 г. широко известны по производству малой скульптуры и ажурных изделий Каслинский и Кусинский заводы на Урале. Каслинцы, располагая местными природными высококачественными формовочными материалами, зарекомендовали себя искусными мастерами скульптуры из чугуна, в то время еще никем не используемого в производстве художественных отливок. Их кабинетные, ажурные и архитектурные литые изделия не раз экспонировались на многих всемирных выставках: в Париже, Вене, Филадельфии, Копенгагене и Стокгольме. В 1900 г. на Парижской выставке получил высшую награду и
приобрел мировую известность чугунный, павильон, отлитый каслинскими мастерами художественного литья.
В годы советской власти художественное литьё получило широкое развитие. Новые скульптурные и архитектурные отливки украшают сегодня площади, набережные, мосты Москвы, Ленинграда, Свердловска и других городов нашей Родины. При производстве художественных и архитектурных отливок сейчас используют новые технологические процессы и прогрессивные способы литья, такие, как литьё в кокиль, литьё в керамические формы, по выплавляемым моделям, машинную формовку при изготовлении серийных изделий и т. д.
Наше государство заботится о развитии художественного промысла, об удовлетворении культурных запросов народа. На многих заводах и в мастерских развивается искусство художественного литья. Сейчас созданы все условия для научно-технического и художественно-технического творчества молодежи. Молодые мастера — воспитанники средних профессионально-технических училищ, наследники прекрасного мастерства старшего поколения успешно осваивают его опыт и продолжают лучшие традиции художественного литья. В 1949 г., например, по заказу Свердловской картинной галереи молодым мастерам Каслинского художественного литья предстояло восстановить прекрасное сооружение их предков — чугунный павильон. В процессе восстановительных работ было отлито и обработано более тысячи недостающих деталей. В 1958 г. павильон был закончен и установлен в картинной галерее Свердловска. Молодые мастера оказались достойными дел своих отцов и дедов.
Долг и задача молодых мастеров — освоение ноной современной техники литейного производства, внедрение ее в технологический процесс производства художественного литья,.умелое экспериментирование, освоение новых способов изготов.аршя отливок, обеспечивающих их высокое качество, производительность труда и культуру производства.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФОРМОВКЕ И ФОРМОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ
§ 1. Формовка
Процесс получения отливки состоит в том, что при помощи модели отливаемого изделия, различных приспособлений и инструментов из песчаной смеси, называемой формовочной смесью, изготовляют литейную форму. В форму заливают расплавленный металл, из которого необходимо получить отливку. Жидкий металл заполняет полость формы, остывает в ней, получается отливка желаемых очертаний. На рис. 1 показан процесс изготовления литой головки колонки садовой решетки.
В зависимости от требований, предъявляемых к отливкам, литейные формы могут быть залиты чугуном, бронзой, латунью и другими сплавами. Наиболее сложным и продолжительным в производстве литья является процесс изготовления литейной формы. Процесс изготовления такой формы называют формовкой, а рабочего, занятого изготовлением литейных форм, — формовщиком.
В зависимости от сложности и размеров отливок, применяемой для изготовления литейной формы формовочной смеси, способа формовки и степени механизации процесса формовку подразделяют на формовку по-сырому (когда форму заливают в сыром виде), по-сухому (когда форму заливают после ее сушки), по модели, по шаблону, в почве и в опоках, ручную и машинную.
§ 2. Литейный цех и технологический процесс производства отливок
На предприятии литейным цехом называют цех, в котором получают отливки — металлические изделия или их части в специально изготовленных литейных формах путем заливки их расплавом необходимого металла.
Производство отливок представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда технологических операций, для выполнения которых литейный цех имеет несколько отделений.
1. Модельное отделение для изготовления моделей отливаемых изделий, литниковых систем, шаблонов. В модельном отделении располагается оборудование, механизмы, приспособления, необходимые для выполнения работ по изготовлению моделей.
2. Отделение подготовки формовочных материалов и приготовления смесей. В отделении два участка. На первом участке осуществляют подготовку материалов для приготовления формовочных смесей с использованием сушильных установок, бегунов, механических сит, магнитных и электрических сепараторов и другого оборудования. На втором участке, оборудованном смёсите-
Рис. » Процесс изготовления литой головкн колонки:
а — готовое изделие; 6 — разъемная модель; в = — разъемный стержневой ящик? г стержень; д( е — части литейной формы; ж — готовая отливка с литниковой системой
лями, машинами для разрыхления смесей, из готовых материалов приготовляют формовочные и стержневые смеси.
3. Формовочное отделение цеха художественного литья, предназначенное для изготовления литейных форм. Оно имеет несколько участков: а) участок для изготовления литейных форм по-сырому, оборудованный для формовки ажурных отливок;
б) участок для изготовления форм, заливаемых после сушки, приспособлен для кусковой формовки кабинетных литых изделий;
в) участок скульптурного литья, предназначенный для кусковой формовки скульптур в опоках, кессонах, по металлическим гипсовым и восковым моделям; г) участок архитектурного литья, оборудованный формовочными машинами и имеющий„плац для шаблонной и почвенной формовки, подъемно-транспортные механизмы, применяемые при изготовлении литейных форм.
4. Стержневое отделение для изготовления стержней, применяемых для отливки пустотелых изделий.
5. Плавильное отделение, оборудованное печами для плавки металлов, механизмами и приспособлениями для заливки форм.
6. Отделение выбивки, оборудованное установками и механизмами, применяемыми для выбивки отливок из форм.
7. Очистное отделение. Здесь отливки очищают от пригара формовочных смесей, освобождают от следов литниковой системы, выпоров и прибылей.