Техника медальерного искусства (Одноралов) 1983 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для художественных и художественно-промышленных вузов
Автор прослеживает краткую историю развития художественных медалей от античного времени до наших дней. В пособии приводятся многочисленные образцы медалей - памятников медальерного искусства, отображающих социальные и общественные явления истории нашей страны. В книгу включен раздел по современному медальерному искусству, отображающий новые представления о медали, поиски новых выразительных средств. Учебное пособие подробно освещает технологические процессы, связанные с переводом медали из пластических материалов в металл, техникой гальванопластики и декоративной отделкой медали. Для учащихся высших художественных учебных заведений.
Авторство: Николай Васильевич Одноралов
Формат: DjVu, Размер файла: 9.53 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 5
ТЕРМИНОЛОГИЯ В МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ 6
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МИРОВОГО МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА 8
РАЗВИТИЕ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ 32
Значение Федора Толстого для истории русского медальерного искусства 36
АЛЛЕГОРИИ, СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ В МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ XVIH ВЕКА 51
Античные боги 51
Атрибуты богов 52
Музы 52
Растения 52
Животные и птицы 53
Предметы и отвлеченные понятия 53
АЛЛЕГОРИИ И СИМВОЛЫ В СОВЕТСКОМ МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ 55
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА 58
Некоторые особенности современного медальерного искусства 75
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕДАЛИ 93
Типы традиционных медалей 93
Перспектива в медальерном рельефе 95
Определение высот рельефа 100
Надписи на медалях 105
Выбор шрифта 105
Венки и орнаменты на медалях 108
СОВЕТСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА 118
ТЕХНИКА ЛЕПКИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕДАЛЕЙ В МАТЕРИАЛЕ 121
Приготовление и выбор пластилина для медальерных работ 121
Состав и свойства пластилина, выпускаемого производственным комбинатом Художественного фонда СССР 122
Метод испытания пластилина 123
Техника лепки медальерного рельефа 124
Специальные требования, предъявляемые к технике лепки медалей 126
Снятие гипсовых форм с пластилиновых авторских оригиналов 128
Изготовление эластичных форм из технического желатина или столярного клея 129
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕДАЛЕЙ ТЕХНИКОЙ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ 131
Изготовление рельефного текста для медалей 134
Изготовление контррельефов 137
ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 141
Выпрямители тока 142
Состав электролита и его приготовление 145
Монтировка гальванопластических медалей 146
ТЕХНИКА ОКСИДИРОВАНИЯ МЕДАЛЕЙ ИЗ БРОНЗЫ, ЛАТУНИ И МЕДИ 148
Способ оксидирования медалей, применявшийся на Монетном дворе в XIX веке 150
Лаки для покрытия медалей из меди, медных и алюминиевых сплавов 150
Уменьшение размеров медалей за счет усадки восковых форм 151
Прессование односторонних медалей из пластмассы 152
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 153
УКАЗАТЕЛЬ МЕДАЛЬЕРОВ 156
Скачать бесплатный учебник СССР - Техника медальерного искусства (Одноралов) 1983 года
СКАЧАТЬ DjVu
В истории медальерного искусства известно значительное количество выдающихся мастеров, оставивших богатое творческое наследие, которое повлияло на различные школы, направления и манеру исполнения художников последующих эпох. Многие из них достигли поражающих своим совершенством композиций, отличающихся виртуозным моделированием. В связи с чем в учебном пособии особое внимание уделено истории медальерного искусства; этот раздел призван в какой-то степени раскрыть «тайны» мастерства художников прошлого.
В качестве иллюстраций приводятся примеры наиболее выдающихся образцов медалей.
В книге описаны специальные требования, предъявляемые к медалям как особому виду памятника, отражающему в миниатюрном рельефе важные исторические события, портреты выдающихся государственных деятелей, крупнейших представителей науки, искусства и т. д.
Специальный раздел знакомит с современным медальерным искусством, характеризующимся созданием уникальных медалей главным образом выставочного и музейного характера.
Учебное пособие для учащихся скульптурных факультетов высших и средних художественных учебных заведений изложено в соответствии с академической программой по скульптуре.
В книге излагаются методы проектирования медалей с учетом особых требований, предъявляемых к построению рельефа, описан выбор шрифтов и построение надписей на медалях, рассматриваются различные виды орнаментирования — венками, символическими изображениями и т. п., изложены технические приемы гальванопластики для исполнения авторских оригиналов медалей и их декоративной отделки.
ТЕРМИНОЛОГИЯ В МЕДАЛЬЕРНОМ ИСКУССТВЕ
Название «медаль» происходит от французского «medaille» , что означает щит, круг с двусторонним рельефным изображением 2.
Медали не всегда имеют круглую форму. Иногда они представляют собой прямоугольные пластины небольших размеров и выпускаются (так же как и круглые медали) с односторонним, иногда двусторонним рельефом и носят название плакеты (плакетки).
Кроме классических круглых, создаются медали и других самых разнообразных геометрических форм. Например овальные, в виде неправильных окружностей, многоугольные или неопределенных форм, диктуемых композиционными решениями рельефа, которому подчинена форма современной медали.
Лицевая сторона медали с главной темой, которой посвящена медаль, называется аверсом (от французского слова «avers» — обращенный к кому-нибудь). Оборотная сторона медали («реверс», от французского «revers» — оборотный) имеет обычно вспомогательный характер, используется в традиционных медалях главным образом для нанесения текста, который дополняет и разъясняет изображение на аверсе.
Поле медали — изобразительные плоскости медали, занимаемые аверсом и реверсом, а у плакеток лицевая и оборотная сторона, но в
По другой транскрипции слово «медаль» происходит от латинского «metallum» — металлический знак.
‘ Появлению медалей предшествовало создание округлых монет, заменивших слитки драгоценных металлов, предназначавшихся для обменных целей.
Развитие округлых монет, представляющих собой подобие медалей, и появление на них художественных изображений способствовало созданию наградных медалей, а также медалей, увековечивающих события или личности.
Время выпуска монет в античном мире точно не установлено и примерно относится к VII в. до н. э. (685 — 652 гг. до н. э.). В России первые монеты были отчеканены в конце 980 г.
«поле» медали входят и свободные плоскости около изображения или текста.
Гурт (от нем. пояс) — кант, выступающий по периферии поля медали, обрамляющий изображение или текст.
Размеры памятных медалей могут быть самыми различными, их диаметр колеблется от 12 — 15 мм до 150 — 200 мм.
Медали дают возможность во многом восстановить процесс исторического развития. Не приходится говорить, насколько это важно в нашей стране, где происходили и происходят важнейшие историко-общественные события мирового значения.
В нашей действительности искусство памятных медалей должно было претерпеть существенные изменения. Теперь уже не факты жизни людей знаменитых, как это зачастую было раньше, являются темой, воплощенной в памятной медали. На медалях могут быть лишь воссозданы портреты выдающихся людей или события, оказавшие существенное влияние на развитие советского общества. Это и налагает на советское медальерное искусство особую ответственность, требует от скульптора художественного обобщения, отвечающего глубокой общественной значимости события или лица, выраженной простыми и строгими средствами пластики.
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА
Возникновение медальерного искусства можно отнести к тому времени, когда на металлические деньги художники-металлисты стали наносить различные символические изображения.
Следует отметить, что монеты зачастую чеканились с изображениями мемориального характера. В античные времена они изготовлялись в память каких-либо событий или героев. Изобретение денег было вызвано социально-экономическими факторами. Греки и римляне приписывали их появление мифологическим героям и богам. Так, по легенде греков, в Аттике монету с изображением священного быка 1 ввел Тезей L.
До нас дошли галльские штемпеля. Они служили для выбивания монет в I веке н. э. Большинство штемпелей делали из бронзы, и лишь некоторые во времена римских императоров были изготовлены из стали. Художественные рельефы на металлических деньгах, а позднее на памятных медалях как вид изобразительного искусства находились в древности на равной высоте с другими видами искусства, например скульптурой.
До нашего времени дошло немалое количество старинных египетских, греческих и римских изделий из металла, как монет, так и украшений, служивших для увековечивания памятных событий. Таковы большие греческие медальоны из золота, серебра и бронзы. Привлекает внимание огромный золотой медальон короля Бахтриани Эвкратида (200 — 150 гг. до н. э.),
1 Во многих странах и особенно в государствах Эгейского мира в качестве денег использовался скот, а также быки или бычьи шкуры, поэтому с применением слитков драгоценных металлов им стали придавать форму растянутой «воловьей шкуры» (вторая половина II тысячелетия до н.э.). Такие «растянутые шкуры» массой в 25 кг каждая длиной 25 см, шириной 12 см, состоящие из сплава меди, золота и серебра, были найдены на судне, затонувшем примерно в 1200 г. до н.э. См.: Лиза ров Л/. Потерянная флотилия. Л., 1978.
2 Тезей — герой древнегреческой мифологии, сын Эгея, царь Афин.
великолепные сиракузские декадрахмы (413 г. до н. э.), крупные золотые, серебряные и бронзовые пластины, относящиеся к временам династии Птоломеев, карфагенские металлические изделия. Некоторые старинные монеты имели двойное назначение. Считают, например, что афинские декадрахмы были выпущены для раздачи гражданам после Марафонской битвы ‘. Следовательно, у них были не только обменные функции, но они приобрели характер памятных медалей. К этой категории относят и римские медальоны из золота и серебра, и упомянутые монеты, которые чеканились в честь побед и других торжественных случаев, а также для награждения победоносных полководцев, послов и иностранных высокопоставленных особ, посещавших Рим.
На лицевой стороне античных монет часто встречаются портреты (главным образом в профиль) императоров, полководцев, знаменитых людей, как известно, эта традиция была распространена и в городах Малой Азии, где выпускались монеты с изображениями персидских сатрапов.
Выдающейся работой в области портретного рельефа является изображение Александра Македонского (356 — 323 гг. до н. э.) в виде Геракла в львиной шкуре, на монетах, выпущенных в годы его правления
Исследователь А. Н. Казаманова сообщает: «Основные изображения на монетах можно свести примерно к следующим сюжетам: легендарные сцены (римская волчица, Рем и Ромул, бегство Энея из горящей Трои и др.); изображение богов и богинь; архитектурные и скульптурные памятники; сцены из военной жизни или эпизодов военных походов» 3. Выпускались монеты, носящие мемориальный характер, например, в Риме динарии Брута и Каски. Во время войны против Октавиана и Антония они должны были напоминать о событиях мартовских ид 4 44 года до н. э. На этих монетах были помещены изображения фригийского колпака (символ свободы. — Н. О. ) и другие символы. Для императорских монет характерен тип так называемых посмертных мемориальных. Они чеканились вошедшим на престол императором в память о своем предшественнике. На лицевой стороне таких монет помещалось портретное изображение умершего императора.
Известными портретами, помещенными на ряде монет, являются изображения Юлия Цезаря, получившего от сената право увековечения на монетах еще при жизни. Затем на медалях появились портреты Брута, Кассия, Марка Антония, Октавиана.
1 Впервые медаль как награда была учреждена в XVII веке шведским королем Густавом Адольфом для награждения офицеров (БСЭ, т. 15. М., 1974).
2 Зограф А. Н. Несколько римских монет V — IV вв. до н. э. с портретным изображением. — В сб.: Античный портрет. Л., 1939.
3 Казаманова А. Н. Введение в античную нумизматику. М., 1969.
4 В древнеримском календаре идами назывались 15-е числа месяцев марта, мая, июля, октября и 23-е числа остальных месяцев.
Пизанелло Папа Иоанн VIII Палеолог, император Константинополя (аверс)
Посещение Иоанном VIII папы Евгения IV (реверс)
Пизанелло Цецилия, дочь Иоанна Франциска Маркиони из Мантуи (аверс)
Пизанелло Цецилия, дочь Иоанна Франциска Маркиони из Мантуи (реверс)
В античное время как в Греции, так и в Риме выпускались мемориальные, или коммеморативные 1 монеты. Они всегда соответствовали по весу определенному номиналу (декадрахмы, тетрадрахмы) и также посвящены были каким-либо памятным событиям.
Исторический период от начала нашей эры по XIV век включительно следует признать временем упадка медальерного искусства. Вместе с тем элементы медальерного искусства постепенно входят в произведения декоративно-прикладного искусства и служат как украшения, это можно видеть на церковной утвари: потирах, ковшах, окладах евангелий и многих других художественных изделиях. Мы располагаем некоторыми интересными медалями и медальонами этих столетий, созданными граверами государств Апеннинского полуострова (ныне — Италия), Франции, Византии и других стран.
На монетах и медалях, выпущенных в средние века, значительно сказалось влияние античного искусства. Оно обнаруживается в изображении мифических и исторических персонажей и в стилевых особенностях. Первая такая медаль создана по приказу властителя Каррары Франциска II в честь овладения им Падуей.
Портреты выдающихся или занимающих высокое положение людей на монетах позднейшего времени несут на себе черты связи с античными традициями, например, августалии Фридриха V, которые чеканились в Амальфи в 1231 году.
В первые столетия нашей эры и в средние века в медальерном искусстве появились новые художественные элементы, которые не оставляют сомнения в том, что эти монеты и медальоны предназначались не для денежного обращения. К числу медальонов относятся, в частности, конторниаты 2, названные так по контурной бороздке, идущей по периферии поля медальона и замыкающей в круг изображение. Памятные и наградные монеты выпускались в эту эпоху византийскими императорами, королями династии Каролингов, венецианскими дожами и т. д.
Великолепный взлет искусства, обозначившийся в начале итальянского Возрождения, самым благоприятным образом отозвался на медальерном искусстве. Но одно имя возвышается над целой группой талантливых медальеров, которых принято называть итальянскими (в действительности объединение «лоскутных» государств на Апеннинском полуострове произошло значительно позже), — это Антонио Пизано (1395 — 1455), ставший знаменитым под прозвищем Пизанелло. Он родился в городе Вероне, этой колыбели Возрождения. В юности он был художником в Вероне, Риме, Ферраре. В Пизанелло талант живописца переплетается с дарованием скульптора. На всех созданных медалях он подписывался — «Opus. Pisani Pictoris» («Произведение живописца Пизани»), считая себя лишь
1 Коммеморативиый — отмечающий событие.
2 От итальянского «contorno» — контур.
живописцем. Творчество этого великого художника способствовало появлению обширной школы медальеров Италии в середине XV века.
Одновременно с Пизанелло работали медальеры Маттео де Пасти, Джулио делла Торе, Джованни Помозелло, Карретто, Болди и Мерескотти, Джованни из Пармы, Андреа Кремонский и Климент из Урбино. Они составляли молодое поколение художников, познакомивших с этой новой областью искусства всю Италию, что повлияло на распространение его и в других странах.