Продзадачник - сбор натуральных налогов (Кочетов, Бугославская) 1921 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Руководство для сельских школ по составлению элементарных математических упражнений и задач связанных со сбором натуральных налогов
Народный комиссариат просвещения, Главное Управление Социального Воспитания
Авторство: А. Кочетов и Н. Бугославская
Формат: DjVu, Размер файла: 1.37 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ.
На войне нужно дать бонду оружие, в жизни надо и вооружить человека знанием. Нужно сделать его строителем. Но хорошим строителем будет тот, кто умеет самостоятельно мыслить, самостоятельно доискиваться разрешения вопросов, кто умеет исследовать.
Эту задачу воспитания строителей-исследователей должна разрешить школа. И тем лучше она эту задачу разрешит, чем меньше будет ценить всякое пассивное усвоение и чем больше будет развивать в учащихся навыки самостоятельно мыслить, волю к познанию.
Нужно итти от близкого к далекому, будить мысль сначала на вопросах знакомых, волнующих, местных. Научить ребенка в известной, системе, в известном порядке, разбираться в вопросах, возникающих в его деревне, в его хозяйстве, это значит обеспечить ему в будущем лучшее умение разбираться в общегосударственных вопросах.
Продовольственный налог — тема близкая, знакомая деревне. Предложите классу вычислить по справочнику размер налога, составьте для пего задачи, ответы на которые ученики найдут но в задачнике же, а дома, у отца или в сельском Совете, и вы всколыхнете мысль жизненным интересом, дадите ей толчок для дальнейшей работы.
Есть н еще один вопрос, вопрос не новый, но в жизни не разрешенный: это — вопрос о статистике в школе, о соединения арифметики со статистикой.
Задачи на продналог нельзя разрешать без статистического учета. Попробуйте силами учащихся поставить маленькие статистические работы, необходимые для вычисления того или иного налога, и вы создадите из школы живой коллектив, объединенный высоким творческим процессом.
Конечно, многого при теперешней разрухе сделать нельзя. Для статистики требуется бумага и карандаши, а их нет. Но кое-что сделать можно, и ото немногое даст громадное удовлетворение н учащимся, и их руководителям. Возьмите простейший случай: учет скота для обложения мясным налогом. Проведите этот учет в своем селе, произведите подсчет и определите налог самостоятельно, не справляясь в сельском Совете, а затем результаты работы сверьте с официальными списками. Такая работа не только возбудит интерес учащихся, но привлечет к школе внимание всего населения, свяжет ее живыми нитями с местной жизнью (программа этой переписи приводится в отделе Задачи и примеры).
Вся эта работа требует от школьного руководителя] большой инициативы. Тут нельзя дать готовых задач, которые учитель прочтет, растолкует и заставит решать. По приведенным примерам нужно брать задачи из жизни творить их тут же, на месте.
Нельзя еще не отметить одной важной цели, которую должна преследовать трудовая школа, вводя в преподавание задачи о продналоге. Продналог только что вводится. Его осуществление представляет громадные трудности, и школа должна послужить проводником здоровых представлений о продналоге, помочь населению правильно усвоить его значение и его роль в восстановлении промышленности и сельского хозяйства.
P. S. Распоряжение по Главсоцвосу о составлении Продзадачника“ было отдано 1 августа 1921 г.; 25 августа Продзадачник был готов; в середине октября Глав-соцвос рассчитывает разослать задачник но всем уездам.
I. ЧАСТЬ ОБЩАЯ.
(Общие сведения о продналоге.)
До войны 1914 года ни в России, ни в Европе государство, в сущности, но ставило себе продовольственного вопроса. Предметы продовольствия, изготовлявшиеся отдельными производителями или группами их, поступали на рынок как товар, который свободно покупался и продавался. Количество и качество продовольствия, которое приобретали себе отдельные потребители, зависели от их воли и, главным образом, от количества денежных средств, которыми они располагали. Когда государству требовались большие запасы продовольствия (для прокормления, например, армии), оно его наравне с отдельными потребителями покупало. Таким же образом — путем купли — приобретали для равных надобностей более или менее значительные запасы продовольствия земства, общественные организации, крупные предприятия и т. д.
Но ужо с первого года войны выяснилось, что вопрос о продовольствовании огромных армий (а впоследствии и населения) не может быть решен одной свободной купле продажей. Выяснилась необходимость государственного вмешательства в этот вопрос. И вот мы видим, что раньше и Европе (в Германии), а потом в России государство вынуждено было приступить к урегулированию заготовок продовольствия и его распределения. Революция выдвинула продовольственный вопрос на первый план, а Советская власть с первого момента октябрьской революций и до сих пор стремилась и стремится разрешить этот вопрос в интересах трудящихся масс. На первых порах Советская власть прибегала к государственной монополии и разверстке; в последнее же время — с 1921 г. — она вводит продналог.
История вопроса.
Государственная монополия и разверстка.
Уже с 1915 г. в России начали сильно сказываться продовольственные затруднения под влиянием войны и вызванного ею бестоварья Во второй половине 1916 года, незадолго до мартовской революции 1917 г., даже царское правительство вынуждено было пойти на крайнюю меру: оно объявило принудительную хлебную разверстку по твердым ценам. Но разверстки оно не успело осуществить, так как в феврале (по старому стилю) 1917 года царизм был свергнут. Временное правительство первым делом должно было задуматься над вопросом, как достать хлеб. 25 марта 1917 года временное правительство издало закон о хлебной монополии, т.-е. о том, что излишки хлеба земледельцев объявляются собственностью государства. Это значит, что земледелец может распоряжаться не всем хлебом, который соберет, а лишь тем, который ему необходим на посев и на прокормление своей семьи и скота. Временное правительство существовало недолго и не смогло провести монополии, так как отличалось большой слабостью и неустойчивостью, при которых никакой монополии провести нельзя. Советская власть, сменившая временное правительство, подтвердила необходимость проведения хлебной монополии. Одновременно Советская власть стала решительно проводить национализацию всей промышленности и торговли, считая, что если хлеб брать у крестьян по твердым ценам, то и предметы промышленности нужно давать им тоже по твердым ценам.
Подтверждая монополию, Советская власть первоначально обратила серьезное внимание на добровольный товарообмен. Она надеялась, что посредством товарообмена можно будет собрать хлеб, необходимый для питания рабочих, армии и городского населения. 25 марта 1918 года Совет Народных Комиссаров постановил отпустить в распоряжение Наркомпрода один миллиард сто шестьдесят миллионов рублей для ведения товарообмена с деревней.
2 апреля того же года был издает декрет о товарообмене.
Вскоре выяснилось, что декрет всячески обходится владельцами хлеба, которые предпочитают обменивать сбои хлеб на частном рынке, предавать мешочникам из-под полы, а не обменивать его с государством. В виду этого 3 августа 1918 года был издан декрет об обязательном товарообмене. Согласно тому декрету товары обрабатывающей промышленности и вообще все неземледельческие продукты должны были отпускаться крестьянам производящих губернии только в обмен на хлеб и другие продовольственные продукты. Однако было ясно, что мирным путем, государственным товарообменом голода победить нельзя: крестьянство хлеба не давало.
Между тем гражданская война разгоралась. Чтобы вести войну на громадных фронтах, нужно было содержать большую армию и поддерживать беспрерывную работу военных заводов, и для этого хлеб нужно было доставать во что бы то -ни стало. Но в условиях войны его можно было собирать только по-военному. Нужен был военный способ проведения хлебной монополии, и таким способом, „основным методом государственных заготовок, стала разверстка.
В последнее время разверстка проводилась так: Наркомпрод определял, сколько нужно заготовить хлеба. Цифра эта устанавливалась на основании сведении о сборе хлебов и об излишках; принималось также во внимание и то, сколько потребуется государству хлеба. На 1920 — 1921 г. разверстка на зерновые хлеба определилась в 12о миллионов. пудов. Эта цифра разверстывалась по губерниям. Губпродкомы падающую на них сумму распределяли по уездам и районам, уезды — по волостям, волости — по селениям. В селении уже производилась раскладка хлеба, который нужно ссыпать в казну, между отдельными домохозяевами. При раскладке между домохозяевами сельсоветы должны были руководствоваться таклм правилом: разложить всю разверстку между более зажиточными домохозяевами села; если их излишки не покроют всей разверстки, — раскладывать остатки между менее зажиточными крестьянами.
За выполнение разверстки крестьянство отвечало круговой порукой. Это сводилось к тому, что исправный хозяин, хотя бы и заплатил все, что с него причиталось по разверстке, не освобождался от новых поборов, так как другие односельчане могли оказаться неисправными плательщиками.
Монополия на хлеб означает признание только за государством права распоряжаться хлебными излишками. Сами производители-земледельцы при монополии не имеют права ни продавать спой хлеб, ни обменивать его частным лицам. Свободная частная торговля монополизированными товарами является преступлением, с которым государство борется всеми доступными ему средствами.
Разверстка — это способ государственной заготовки, способ осуществления монополии.
Продналог.
Содержание 16 марта 1921 года президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Кокона об отмене митета Советов постановил отменить развертки и замене ее продразверстку и заменить ее натуральным налогом. Отмена разверстки, как сказано в постановлении, делается для того, чтобы крестьянин мог спокойно вести свое хозяйство, зная, что если он выполнят определенное обязательство пород государством, то получит право свободно распоряжаться своими излишками. 21 марта 1921 года В. Ц. И. К. утвердил закон о продналоге. Основные положения закона о продналоге следующие: lj Налог должен быть меньше разверстки; 2) налог должен исчисляться в зависимости от размеров пашни, степени урожая, количества рабочего скота в хозяйстве и числа членов семьи; 3) налог должен взиматься в виде долевого или процентного отчисления с каждого отдельного хозяйства; 4) налог должен быть прогрессивным; размер налога должен объявляться до начала полевых работ; сдача причитающихся по налогу продуктов должна заканчиваться в определенные, точно установленные сроки, и, наконец, 7) круговая порука должна быть отменена.
В этом же законе указывается, что для маломощных хозяйств и для хозяйств красноармейцев должны быть установлены налоговые льготы и что излишки облагаемых налогом хозяйств, по выполнении налога, остаются с полном распоряжении владельца. Земледельцы, выполнившие налог, могут употреблять оставшиеся у них продукты по своему усмотрению п обменивать их как через кооперативы, так и на рынках и базарах. Тем из них, которые пожелают сдавать государству оставшиеся у них излишки, государство должно предоставить в обмен предметы широкого потребления и хозяйственного инвентаря по добровольному соглашению. Общая сумма налога, по смыслу декрета, должны быть определена так, чтобы она только покрывала самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.
Основной смысл закона о продналоге
Отличительные черты продналога состоит в признании свободы производителя хлеба в распоряжении своими проверка.
дуктами, в отказе от монополии государства на хлеб. Государство больше не является единственным хозяином, единственным распорядителем хлебных излишков. Хозяин этих излишков — тот, кто их производит, и к нему Советская власть предъявляет свои требования. Она говорит ему: „Ты должен отдать государству такое-то количество пудов хлеба, такую-то часть своего урожая, а остальным ты можешь беспрепятственно распоряжаться". При монополии продажа хлеба являлась преступлением, при налоге она есть право того, кто свою государственную повинность выполнил (уплатил налог).
Второй отличительной чертой новой продовольственной политики Советской власти является личная ответственность каждого производителя за невзнос государству положенного налога и отказ от круговой поруки. Исправный плательщик не должен отвечать за неисправного, группа старательных хозяев не должна отвечать всем своим хлебом за неисправных нехозяйственных односельчан.
Цель, которую преследует закон о продналоге, заключается в том, чтобы поднять сельское хозяйство, дать толчок его развитию.
Пока государство для военных нужд, по-военному, путем разверстки, отбирало хлеб, у производителя пропадала всякая охота старательно хозяйствовать. Крестьянин зиал, что то, что он выработает, принадлежит не ему. Сколько бы он ни старался, как ни увеличивал бы своего посева, он не может получить в свое распоряжение больше, чем ему нужно на. прокормление себя и скота. Все это повело к тому, что крестьянские посевы начали сокращаться и крестьянство в массе начало переходить на так называемое потребительское хозяйство, т.-е. сеять столько, сколько нужно для удовлетворения потребностей своего хозяйства. Продналог, давая каждому отдельному хозяину уверенность, что он отвечает только за себя н что если он больше произведет, то ему больше и останется, несомненно, будет способствовать увеличению площади посева и улучшению хозяйства. Налог взимается с пашни, а не с посева, и всякий недосев для крестьянина невыгоден, так как придется платить за пустующие бездоходные земли. Старательный хозяин может выиграть еще и от лучшей обработки земли, от повышения урожайности своего участка. Налог устанавливается в зависимости от размера урожая по волости. Если в волости урожай вычислен в 40 пуд., а хозяин с своего участка, лучше обработанного и лучше удобренного, соберет 50, то у него останется излишков хлеба за уплатой налога соответственно больше, нем у хозяев, получивших с десятины меньший сбор.
Сначала сосчитываются все необходимые расходы, без которых государство не может обойтись (расходы на армию, суд н управление, культурные расходы, социальные расходы), затем уже составляется доходная смета и определяются источники, из которых могут быть покрыты расходы. Обычно таким источником являлись доходы с государственных предприятий, пошлины и налоги. Может возникнуть вопрос (н он неоднократно возникал), что справедливее и лучше было бы для народного хозяйства сначала подсчитать, что с этого хозяйства можно взять, а затем уже составлять расходную смету, т.-е. „по одежке протягивать ножки“. Однако такой взгляд обычно оспаривается. Дело не в том, сколько государство берет, а для чего оно берет. Если оно берет для разрушительных целей, то и малый налог будет вреден для народного хозяйства. Если же оно берет для улучшения жизни народа, для поднятия его образования, его промышленности, для предоставления лучших условий жизни трудящимся, то все взятое в виде налогов снова вернется населению в виде новых богатств, которые государство создаст. Кроме того государственная власть (предполагая, что эта власть предана интересам трудящихся) заинтересована в том, чтобы, устанавливая расходы, не слишком обременять население налогами, чтобы расходы государства соответствовали развитию народного хозяйства, его достатком.
Советская власть, устанавливал натуральный налог, должна была при вычисления общей суммы принять во внимание, с одной стороны, потребности государства в продовольствии, с другой — платежеспособность населения. Советская власть учла, что разверстка для сельского хозяйства была тяжела и поэтому общую годовую сумму всех налогов взяла меньшую той суммы, которая была установлена но разверстке на 1920 — 1921 год. С другой стороны, было подсчитано,сколько в среднем в месяц требовалось продовольствия для снабжения армии и рабочих, больниц, приютов, детских домов, населения больших город в наиболее благополучные в отношении снабжения месяцы 1920 — 1921 г. На этих основаниях и были вычислены годовые суммы главнейших налогов. Ясно, конечно, что если бы Советская власть, думая об интересах крестьян, не приняла во вниманию интересов рабочих, армии, детских учреждений, больниц и т. д., то от этого в конце концов проиграло бы и сельское население.
Исчисление наличные семена и картофель. Налогов с отдельных хозяйств исчисляется с каждого отдельного хозяйства по количеству пашни и числу едоков в хозяйстве и по урожаю в данной местности. Все хозяйства разбиты па 7 групп по количеству пашни на одного едока в хозяйстве и на 11 разрядов по урожайности от 25 до 75 и более пудов сбора с десятины). В зависимости от того, к какой группе хозяйств по величине пашни принадлежит то или иное хозяйство и в зависимости от величины сбора хлебов с десятины, устанавливается ставка налога на десятину. Эта ставка умножается на количество десятин пашни в хозяйстве; таким образом получается сумма налога с хозяйства. Под пашней понимается площадь под яровыми и озимыми посевами, посевными кормовыми травами и паром. В состав пашни включается и толока, и часть залежей и перелогов. Толока, залежи и перелоги и вообще удобные пахотные, но незасеянные земли включены в состав облагаемой пашни для того, чтобы побудить земледельца больше засевать земли, так как ему будет невыгодно платить за пустующие земли.
За число едоков в хозяйстве принимаются действительно проживающие в хозяйстве члены семьи, за исключением красноармейцев, которые хотя и проживают на стороне, но считаются в числе едоков. Это сделано для того, чтобы понизить ставку налога семейств красноармейцев.