Воспитание воли школьника (Селиванов) 1954 год - Скачать старые книги
Советская нехудожественная литература бесплатно
Описание: Настоящая книга предназначена для учителя, в ней освещаются вопросы воспитания воли детей.
Первый раз эта книга была издана в 1949 году. Она встретила благоприятный прием среди учительства и широких масс населения.
Четыре года, прошедшие со времени первого издания, были насыщены новыми успехами в развитии советской культуры, в том числе к в области коммунистического воспитания детей. За этот период педагогическая практика обогатилась новыми образцами работы лучших учителей.
Во втором, переработанном издании книги учтены успехи педагогики, а также критические замечания по первому изданию. Книга содержит ряд глав, которые на-писаны заново. Другие главы существенно сокращены и дополнены новым материалом
© "НАУКА" Москва 1954
Авторство: Селиванов В.И.
Формат: PDF Размер файла: 22 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ко второму изданию. 3
Глава 1 Понятие силы воли. 5
Гладя 2 Развитие воли у детей 31
Развитие волн у детей до шкоды
Развитие волн у детей шкального возраста 39
Цели и задачи воспитания воли 59
Коммунистическая целеустремленность и решительность
Инициатива и самостоятельность 66
Дисциплинированность и организованность 69
Деловитость и настойчивость. 74
Решительность и смелость 80
Выдержка и мужество. 85
Чувства и воля 92
Привычки и воля 96
Глава /V. Пути и средства воспитания воли 102
Стиль работы школы и учителя
Совместная работа школы и семьи в воспитании ясли 108
Педагогические Принципы воспитания воли 111
Методы воспитания коли 122
Глава V\ Убеждение как нужнейший метод воспитания вили 127
Материал для убеждения
Формы и приемы убеждении 132
Глава V/. Упражнение и закаливание волн 139
Развитие и закаливание волн в процессе обучения
Развитие и закаливание воли и провесе общественно-полезной работы учащихся , 159
Развитие и закаливание волн в процессе физических упражнений 168
Глава 1W. Методы и приемы стимуляции волевых усилий 174
Требование 176
Поощрение. 176
Наказание 181
Контроль и учителя 186
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Воспитание воли школьника (Селиванов) 1954 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ КО 2-му ИЗДАНИЮ
Воспитание волн у детей составляет одну из важнейших задач нашей школы. Подрастающему поколению суждено завершить построение коммунистического общества. Для этого советская молодежь должна обладать сильной, коммунистически воспитанной волей.
Исторические решения XIX съезда КПСС обязывают советское учительство усилить воспитательную работу с детьми, настойчиво прививать им лучшие качества волн и характера.
Наша школа за годы своего существования воспитала миллионы инициативных и настойчивых тружеников, смелых новаторов производства, бесстрашных защитников родины. Лучшие педагоги нашей страны показывают замечательные образцы работы по воспитанию волн детей. Но в массе своей учительство испытывает все же большие затруднения в этой воспитательной работе, У нас, к сожалению, еще мало книг, которые оказывали бы учителю конкретную методическую помощь в формировании у учащихся волевых черт характера.
САМОВОСПИТАНИЕ ВОЛИ И РУКОВОДСТВО ИМ
Когда формирование волн происходит под целенаправленным воздействием других людей, обычна говорят о Воспитании воли, Когда же сам человек ставит специальной задачей развитие и укрепление своей ноли и делает практические шаги в этом направлении, говорят о самовоспитании.
Не подлежит сомнению, что воля детей воспитывает ся прежде всего в процессе обучения, путем выполнения детьми различных учебных упражнений, равно как и различных заданий школьных организации, посредством дисциплины и труда, путем личного примера родителей, лучших образцов, взятых из жизни и литературы, и т. д. Воспитывая волю школьника, учитель указывает па его волевые качества и его недостатки, проводит этические беседы, влияет ня него через коллектив учащихся, через родителей^ — короче говоря^ использует самые разнообразные пути и средства воспитательной работы.
Однако истинный педагог не довольствуется этой работой, не успокаивается на том. что благодаря его совместному труду с родителями я школьными организациями ученик стал прилежным школьником, аккуратно исполняющим различные задания. Он добивается, чтобы у ученика возможно раньше зародилось благородное стремление к ответственности работать над воспитанием своего характера стремление закалять свою волю, готовить из себя полноценного борца за коммунизм.
Всякий учитель знает, что, вызвав у ученика стремление к самовоспитанию, он приобретает могучего союзника в своей воспитательной работе.
Таким образом, работу над собой необходимо рассматривать как одно из необходимых средств образования и воспитания человека в целом и воспитания волк в особенности.
Лучшая часть советского учительства заботится о том, чтобы возможно раньше развить у учащихся стремление к самовоспитанию, и упорно ищет конкретных форм помощи ученику в работе над собой* Причем учителя отнюдь не опасаются, что специальная работа по самовоспитанию учащихся в какой-то мере снизит или подорвет роль обычной воспитательной работы. Наоборот, они справедливо видят в этой работе по руководству са невоспитан нем важнейшую сторону всего нашего воспитательного процесса,
Так например, один из вдумчивых и опытных педагогов Москвы Н.И. Бражник работая много лет с подростками и юношами, пришла к выводу, что без специальной работы по самовоспитанию нельзя успешно воспитывать волевых и инициативных строителей коммунизма, что, «оставляя в силе испытанные и проверенные виды воспитательного воздействия, вместе с тем надо выдвинуть комплекс приемов, которые способствовали бы организации сознания и воли школьной молодежи в целях самовоспитания»
Большой и содержательный опыт по руководству самовоспитанием воли учащихся накопили другие передовые советские учителя.
Самовоспитание представляет собой такой же реальный процесс, как и всякое воспитание, осуществляемое под руководством другого человека. Так, у 12-летнего подростка в процессе предыдущего воспитания сформировано стремление вырасти волевым человеком и убеждение. что этого можно достигнуть при помощи активной работы над самим собой, В опыте учебной работы он приобрел и необходимые навыки самостоятельной работы, Следовательно, сознание его уже подготовлено к самовоспитанию. Но готовность сознания — это еще не самый процесс самовоспитания. Нужен толчок извне, чтобы этот процесс начался. Такой толчок для работы нал собой дает воспитателе педагог, который раскрывает значение и роль самовоспитания, показывает на
* Н. И. Бражник, К вопросу воспитания и самовоспитания учащихся, * Советская педагоги ка», 1947. ЭД 12г стр, 78-
конкретном примере, как осуществляется самовоспитание, и т, д. Да и сам ученик к этому времени уже облюбовал себе героя, которому он стремится подражать. Так, читая книги о Чкалове* школьник подмечает тс па- ступки, которые совершал летчик, чтобы развить свою волю, И если определенная деятельность героя, например система физической закалки, приковала внимание подростка я соответствует его желанию, то он попытается подражать герою и на деле. Первые преднамеренные действия, осуществляемые по собственной инициативе, с сознательной целью выработать у себя определенные качества, и будут действиями под влиянием самовоспитания.
Особенность этил действий заключается в своеобразии мотивов. Побудительной силой здесь является не само по себе выполнение задания или требования педа^ гога, не желание получить хорошую отметку, а стремление выработать в своем характере определенные качества,
В выполнении личного режима упражняется уже дошкольник, но этот процесс происходит у него целиком под руководством взрослых и является привычным условием его жизни, значение чего он может еще и не сознавать. Младший школьник стремится соблюдать установленный режим уже сознательно, как необходимое условие его хорошей учебной работы, наконец, как специальное задание учителя, за выполнение которого его поощряют. Подросток же может рассматривать пунктуальное выполнение режима как специальное упражнение для развития и закаливания своей воли. Поэтому нередко в жертву этой идее он приносит непосредственный результат работы.
Мать одного ученика шестого класса однажды рассказала следующее: «Петя каждый день ровно в 5 часов вечера выходит на лыжную прогулку по определенному маршруту и возвращается домой примерно к половине седьмого. Ни мороз, ин ветер, нее оттепель его не устанавливают. Один раз у него был сильный кашель Когда он стал собираться на очередную прогулку, я попыталась его отговорить; «Сегодня лучше бы отменить тебе прогулку, ftp остудишься и сляжешь». Мальчик, отвечая мне какие-то шуточки, все же продолжал одеваться. Тогда я сказала: «Ты любил кататься на лыжах и в прошлые годы, но такого еще нс было, чтобы как заведенная машина каждый день прогуливаться на морозе; не считаясь ни с чем*. Петя встрепенулся и горячо возразил: «Так ведь тогда я просто гулять ходил, Л теперь совсем не то. Теперь я закаляю свою волю. Тут уж хочешь или не хочешь, а идти надо, раз время пришла Иначе, какая же у меня воля. А кашель пройдет. Ведь из-за кашля солдат в лазарет нс отправляют».
Элементы самовоспитания безусловно есть уже и в поведении учащихся младших классов, но самовоспитание. как определенная система мероприятий, начинает формироваться позднее, в переходном возрасте, когда подростки всерьез озабочены подготовкой себя к «большой жизни».
Самовоспитание — не особенность того или иного возраста, а прямой результат правильно организованной воспитательной работы.
Социалистический строй впервые создает благоприятные условия для работы человека над собой. Самовоспитание советских людей мотивируется высокими задачами коммунистического строительства и нос нт массовый, все- народный характер. Миллионы советских людей преднамеренно воспитывают себя в процессе труда, в процессе самостоятельного овладения марксистско ленинской теорией, знаниями по специальности, самостоятельного занятия спортом и т. д.
Чтобы выяснить пути и средства самовоспитания, мы проанализировали биографические материалы ряда выдающихся деятелей прошлого которые сами описывали процесс работы над собой.
Главное из этого обзора представляется в следующем виде.
1. Ясно осознанная потребность в самовоспитании возникает у человека вместе с формированием у него жизненного идеала. Именно нравственный идеал, как общая цель жизни, выдвигает задачу подготовить себя к выполнению определенной роли в обществе.
Сам человек часто связывает начало систематической работы над своим характером с конкретным образом любимого героя, которому он решил подражать.
Таким героем для вождя болгарского народа Георгия Димитрова в юности был Рахметов из романа Чернышевского «Что делать?». Сам Г. Димитров об этом писал так: «Роман «Что делать?» еще 35 лет тому назад оказал на меня лично, хак молодого рабочего, делавшего тогда первые шаги в революционном движении в Болгарии, необычайно глубокое, неотразимое влияние. И должен сказать — ни раньше, ни позже не было ни одного литературного произведения, которое так сильно повлияло би на мое революционное воспитание, как роман Чернышевского, Моим любимцем был. в особенности. Рахметов, Я ставил себе целью быть твердым, выдержанным, неустрашимым, самоотверженным, закалять в борьбе с трудностями и лишениями свою волю и характер подчинять свою личную жизнь интересам великого дела рабочего класса, — одним словом, быть таким, каким представлялся мне этот безупречный герой Чернышевского. И для меня ист никакого сомнения, что именно это благотворное влияние в моей юности очень много помогло моему воспитанию как пролетарского революционера и иа- ходило свое выражение в моей революционной борьбе в Болгарии и на Лейпцигском процессе*
Руководящее значение любимого образа исторического деятеля или литературного героя в самовоспитании отмечают в своих автобиографиях многие выдающиеся революционеры, ученые, полководцы.
2. Задавшись целью выработать у себя сильную волю, человек стремится лучше изучить свой характер^ понять слабые и сильные стороны его, чтобы ясно определить пути и средства работы над собой,
Внешним выражением этого стремления чаше всего является ведение дневника.
Многие выдающиеся деятели начинали самовоспитание волн именно с этого. Дневник являлся для них не только формой контроля за исполнением своих предписаний. по и формой изучения своего характера.
В этом отношении показательны юношеские дневники Л. Н. Толстого,
<Я никогда не имел дневника, — писал Л. Н. Толстой 7 апреля 1847г.,— потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о холе этого развития» *
1 Г. Димитров, К молодому читателю. Иэ хрестоматии Русская литература*, сост. Н. Л. Бродский и И. Н. Кубиков, Учпедгиз, 1952, стр. 71—72.
1 Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т 46, I93<L Гослитиздат, стр. 29,
Этот дневник, начатый в юношеские годы великий русский писатель с небольшими перерывами вел всю жизнь. Дневник уже в юношеские годы позволил Толстому обобщать результаты самоанализа и рано составить свою характеристику, которую позднее Толстой и записал с обычной для него к себе беспощадностью: «Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски не образе- ван. — Я раздражителем, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив, как ребенок. — Я почти невежда. Что я знаю тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. — Я невоздержан. нерешителен, непостоянен, глупо-тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. — Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. — Я честен, т. еР я люблю добро, сделал привычку любить его: и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием: но есть вещи, которые я люблю больше добра — славу. Я так честолюбив и так мало чувство это было удовлетворено^ что часто, боюсь, я могу выбрать между славой и добродетелью первую, ежели бы мне пришлось выбирать из них» I
3. Если на жизненно актуальный вопрос личности «кем мне быть?* отвечает установленный идеал, то на второй жизненно актуальный вопрос «как мне этого достигнут^ что мне для этого делать?» отвечает выработанная самой личностью программа самовоспитания.
Такая программа на опыте изучения своего характера определяет конкретные цели и содержание самовоспитания.
Она, как правило, предусматривает перечень правил поведения, воспитание которых человек считает первостепенным условием развития своей воли.
Так, Правила для развития воли были выработаны Л, Н. Толстым ещё в начале 1847 г, Первоначально они были очень краткие. Здесь предусматривались и узко режимные вопросы: когда вставать и ложиться спать, что есть и т, д., и правила нравственного поведения, напри-
1 Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений т, 47. 1937, Гослитиздат, стр, 8—9.
мер: «пренебрегать богатством h почестями и общественным мнением h ire основанным на рассудке*. Но центральное место в этой программе занимали правила, непосредственно связанные с укреплением воли. Вот важнейшие из них: «сосредоточивать внимание все на один предмет», «делать все по возможности самому», «исполнять все предписанное». «только в случае необходимости предпринимать другие дела, не закончивши одного», <к думать при всяком деяние о цели оного»,
Подобные же правила составляли для себя в юные годы Чернышевский, Суворов, Ушинский и др.
Великин русский педагог Ушинский в юности составил для себя следующие правила:
« Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.
2. Прямота в словах и поступках,
3, Обдуманность действия.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды нн одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно; делать то. что хочешь, а не то что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное. а не по страсти издерживать,
8. Каждый вечер добр осовеет ею давать отчет в своих поступках.
9. Пн разу не хвастать ни тем. что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10, Никому не показывать этого журнала» I
4, Однако главное внимание в работе над собой выдающиеся деятели прошлого обращали на упражнения воли к поступках и действиях Причем, помимо обычных упражнений, связанных с трудом и учебной работой, они придавали особое значение всевозможным другим упражнениям. Среди них упражнения в выполнении режима дня. физические упражнения, упражнения в выработке произвольного внимания и отдельных волевых качеств.
★Все➙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ★Все➙ Для Учителей, Автор - Селиванов В.И.