Беседы по искусству в начальной школе (Краснов) 1962 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Основываясь на опыте многолетней работы в школе и педучилище, автор книги стремится помочь учителю начальной школы в проведении бесед о картинах художников, включенных в программу по рисованию.
В пособии рассматриваются 23 картины. К каждой из них дается описание, краткие указания и советы о времени и цели беседы, приводятся примерные вопросы учителя и ответы учащихся. Эти вопросы и ответы нельзя рассматривать как вполне готовый материал для любой школы и любого класса. В каждом отдельном случае учитель творчески подходит к составлению плана беседы.
© "Учпедгиз" Москва 1962
Авторство: Краснов Николаи Васильевич
Формат: PDF Размер файла: 13.6 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Общие методические рекомендации
Беседы
И. И. Левитан «Золотая осень. Слободка» (1839 г.) Г5
К. Ф. Ю о н «Русская зима» (1957 г.) 19
К. Ф. Ю о н «Конец зимы. Полдень» (1929 г.) .... 25
А. К. Саврасов «Грачи прилетели» (1871 г.) . . - - 29
И. И. Левитан «Весна. Большая вода» (1896 г.) . . 35
И. И. Шишкин «Рожь» (1878 г.) 43
В. М. Васнецов «Аленушка» (1881 г.) 49
И. И. Шишкин «Лесные дали» (1834 г.) 55
И. И. Левитан «Свежий ветер. Волга» (1891—1895 гг.) 61
С. А. Чуйков «Дочь Советской Киргизии» (1918г.) 67
П. П. С о к о л о в-С каля «Штурм Зимнего дворца» (1936—1940 гг.) 73
В. Г. Пузырьков «Черноморцы» (1947 г.) 79
Н. В. Н е в р е в «Торг. Сцена из крепостного быта» (1866 г.) 85
Н. А. Ярошенко «Кочегар» (1878 г.) 91
В. Г. Перов «Тройка» (1866 г.) 97
В. Е. Маковский «Свидание» (1833 г.) 105
Н. Пархоменко «Ленин в возрасте 4*-х лет» .... 111
А. М. Герасимов «Ленин на трибуне» (1930 г.). - 117
В. М. Васнецов «Богатыри» (1881 — 1898 гг.). . . . 123
А. П, Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943—1947 гг.) 131
М. И. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943 г.) 135
В, И, Суриков «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) 143
И. Е. Репин «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.) . . 153
Скачать бесплатный учебник СССР - Беседы по искусству в начальной школе (Краснов) 1962 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
В начальной школе беседы о картинах проводятся не только на уроках рисования, но и на уроках чтения, развития речи, на внеклассных занятиях. Когда и как использовать материал пособия, учитель решает сам и в соответствии с этим ограничивает время и меняет характер беседы. Но ни при каких обстоятельствах учитель не должен забывать, что основная цель бесед о картинах — эстетическое воспитание учащихся.
В пособии рассмотрены наиболее характерные и широко доступные в школах картины, по их примеру учитель сможет проводить беседы и по другим картинам, включенным в программу.
Чтобы помочь учителю целенаправленно строить беседы, в пособии при анализе картин, которые рассматриваются в первом и втором классах, приводятся дословные примерные беседы учителя с учащимися. Вопросы учитель должен разнообразить в зависимости от развития детей, от особенностей местности, в которой они живут. При анализе картин, которые рассматриваются в третьих и четвертых классах, автор ограничивается краткими вопросами учителя, примерные ответы учащихся даются в скобках и имеют целью помочь учителю направить беседу по правильному пути.
Если предлагаемый в пособии материал в какой-то мере удовлетворит учителей, автор будет считать свою задачу выполненной.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Искусство — могучее средство идейного воспитания народа».
В. И. Ленин.
Эстетическое воспитание в советской школе, являясь неотъемлемой частью коммунистического воспитания, способствует всестороннему развитию личности. Оно расширяет и углубляет познание учащимися окружающего мира.
Подлинное искусство, по словам Н. Г. Чернышевского, является учебником жизни. В социалистическом обществе искусство не только помогает познавать мир, но и воодушевляет народ на борьбу за лучшее счастливое будущее, за коммунизм.
Эстетическое воспитание в школе должно находиться в тесной связи с жизнью народа, с задачами коммунистического строительства, с политикой партии и советского правительства.
Дети мыслят конкретно, поэтому познание ими мира через искусство, через картины и образы происходит более эффективно.
Воздействуя на чувства, на воображение детей, советская школа должна воспитывать у них чувство прекрасного. Еще в раннем возрасте ребенок испытывает элементарные эстетические переживания. Он любит все красочное, яркое (цветы, картинки). В школе мы продолжаем развивать это чувство, это влечение к красивому. Оно нас окружает повсюду. Советская действительность подлинно прекрасна.
Чрезвычайно велико значение изобразительного искусства в образовании и воспитании советских школьников. В соединении с искусством слова оно способствует воспитанию у учащихся коммунистического мировоззрения, формированию их морального облика, основные черты которого определены в новой программе КПСС, принятой на XXII съезде.
Рассматривая на уроках картины Н. Пархоменко «В. И. Ленин в возрасте 4-х лет», А. М. Герасимова «Ленин на трибуне» и другие, рассказывая, каким был Ленин, мы воспитываем у учащихся горячую любовь к великому вождю человечества и другу детей, вызываем стремление подражать ему, быть такими, как Ленин. Показывая картины В. М. Васнецова «Богатыри», А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле», В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», картину со-временного художника В. Г. Пузырькова «Черноморцы» и многие другие, рассказывая о них, воспитываем у детей, на примерах мужества, отваги и смелости русских людей, любовь к Родине, готовность защищать ее. Рассматривая и анализируя картины В. Г. Перова «Трой-ка», В. Е. Маковского «Свидание», Н. В. Неврева «Торг» и наряду с ними картину Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы» и другие, сравнивая жизнь детей до революции и теперь, вызываем у учащихся чувство ненависти к эксплуататорам, хозяевам и хозяйчикам, показываем, как велики завоевания Советской власти, как много дала она людям.
Картины русской природы, замечательные пейзажи И. И, Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова и других художников также вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, умение видеть, понимать и любить природу.
Беседы о картинах помогают воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать и чувствовать красоту, учат их раскрывать через картину окружающий мир, мечтать.
Начинать работу по воспитанию всех этих качеств надо с наблюдения окружающего мира. Устраивая экскурсии и прогулки, необходимо постоянно обращать внимание детей на красоту природы, прививать им чувство любви к красивому, всемерно развивать у детей наблюдательность. Непосредственное наблюдение окружающей природы научит детей понимать форму предметно, видеть различные сочетания цветов и тонов в разное время дня. Наблюдательность повысит у учащихся силу и яркость восприятия, они глубже будут чувствовать красоту живой природы, а потом и красоту пейзажа, изображенного на картине.
Кто непосредственно наблюдал природу — лес, степь, горы, холмы, долины, небо, — кто любовался ими, тот не пройдет мимо хорошей картины.
Научившись наблюдать, учащиеся будут серьезнее смотреть и глубже понимать произведения искусства. И наоборот, любовь детей к искусству повлияет на развитие у них любви к природе, будет вызывать у детей желание лучше познать ее. Учителю никогда не следует забывать об этом взаимодействии и стараться умело использовать его в эстетическом воспитании детей.
Развивая наблюдательность учащихся в процессе познания природы, мы тем самым способствуем развитию у них умения наблюдать окружающую жизнь.
Какие требования предъявляются к художественной картине, которую можно использовать в работе с учащимися?
Картина прежде всего должна быть идейной по содержанию и высокой по изобразительному мастерству. Эти две стороны тесно сливаются, так как идейное содержание раскрывается в художественных образах и формах.
Образы должны быть правдивыми и яркими, тогда они сильнее воздействуют на чувства детей, сделают картину простой, понятной.
Программа по рисованию определяет тематику и указывает картины, которые должны быть рассмотрены в каждом классе. Для рассматривания в первом классе даются картины на одну тему — русская природа в разные времена года. Все эти картины прекрасны по своему содержанию и художественному мастерству.
Кто из нас не восторгался картинами И. И. Левитана «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща», картиной И. И. Шишкина «Рожь»! И детей мы должны научить понимать и любить эти картины.
Рассматривать картины полезнее в соответствующие их теме времена года. Исключение составляет картина «Рожь», относящаяся к лету. Ее целесообразнее рассматривать осенью в теме «Воспоминания о лете».
Поскольку темой картин является русская природа, рассматривать их с учащимися лучше после экскурсий и прогулок, тесно связывая увиденное ими в действительности с изображенным на картине.
Темами картин, рассматриваемых во втором классе, являются сюжеты сказок и природа нашей Родины. На сказочные сюжеты даются картины В, М. Васнецова «Аленушка» и «Иван-царевич на сером волке». На тему о природе рекомендуются картины дореволюционных художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова и советских художников С. В. Герасимова, Н. М. Ромадина, В. В. Мешкова.
Картины В. М. Васнецова на сказочные темы учителя обычно связывают с чтением сказок в классе и во внеурочное время.
Картины на тему о русской природе, как и в первом классе, рассматриваются в соответствующие времена года. Учитель старается вызвать у детей эмоциональное восприятие красоты природы, изображенной на картине, показать отношение художников к природе, воспитать любовь к родному пейзажу.
Темы картин, рассматриваемых в третьем классе, бо- . лее разнообразны: «Школа, товарищ, семья»; «Великая Октябрьская социалистическая революция»; «Наша Армия— защитница Родины»; «Города и села страны Советов». На эти темы программа предлагает картины советских художников С. А. Чуйкова, В. Г. Пузырькова, Ю. М. Непринцева, П. П. Соколова-Скаля, В. А. Серова, А- А. Пластова, М. Б. Грекова и других.
В четвертом классе рекомендуемые картины группируются по темам: «Жизнь детей до революции и в советское время», «Жизнь рабочих и крестьян в прошлом и настоящем», «Из прошлого нашей Родины», «Образ В. И. Ленина в художественных произведениях». Здесь перечисляются картины Н. В. Неврева, Н. А. Ярошенко, В. Г. Перова, В. Е. Маковского, В. М. Васнецова, А. П. Бубнова, В. И. Сурикова, А. М. Герасимова, В. В. Иогансона, Ф. П. Решетникова и других.
Предложенные в программе картины, если их нет в школе, можно заменить другими. Но последние должны отвечать эстетическим и учебно-воспитательным задачам.
Картины дают большой познавательный материал. Тематика картин широко охватывает различные стороны жизни природы и общества. Дети видят в картинах образы русских людей прошлого и настоящего, их жизнью борьбу, узнают об их мечтах и вере в прекрасное будущее. Художественные образы необычайно сильно воздействуют на детей, вызывают у них различные чувства и мысли.
Задача учителя не только объяснить в беседе содержание картины, но и вызвать у детей определенное отношение к ней, добиться, чтобы дети поняли художественный язык картины, средства и способы, которыми художник передает зрителю свои мысли и чувства.
Основными методическими приемами работы над художественными произведениями в начальной школе являются беседа и рассказ учителя, причем беседа является более активной формой, поэтому применяется чаще, чем рассказ.
Проводить беседы надо по-разному, в зависимости от уровня развития учащихся того или иного класса. Раскрывая содержание картины, важно строго учитывать возраст детей, их развитие. В первом и втором классах следует отводить на беседу не более 15—20 минут, так как длительные беседы утомляют учащихся. В третьем и четвертом классах можно проводить беседу в течение академического часа.
Как правило, рассматривание картин проводится на уроках рисования, но иногда беседы по картинам полезно связывать с уроками по развитию речи учащихся, или с уроками чтения. Если содержание картины можно связать с литературным произведением, то, в зависимости от цели урока, несколько иначе строится план беседы.
Язык учителя, когда он говорит о картине, должен быть ярким, живым, красочным и одновременно грамотным. Нельзя забывать, что наш родной русский язык является могучим средством эстетического воспитания детей.
Важное значение для подготовки учащихся к восприятию произведений искусства имеет систематическая работа с иллюстрациями букваря, книги «Родная речь», с картинами — учебными пособиями. Систематическое рассматривание и разбор картин в школе научат учащихся понимать содержание художественных произведений и правильно оценивать изобразительные средства.
Задача школы — научить детей не только чувствовать красоту, но и понимать, почему картина им нравится. Развитие у учащихся эстетических суждений, умения вскрывать художественные достоинства картины — наиболее сложная и ответственная часть эстетического воспитания.
Пусть сначала эстетические суждения учащихся будут элементарными и неполными; сразу трудно почувствовать художественное совершенство и красоту природы или великих произведений искусства. Постепенно воспитывая в детях живой отклик на все подлинно красивое и непримиримость ко всему фальшивому, к безвкусице, школа будет правильно решать свою главную задачу всестороннего развития личности.