Давайте рисовать (Шестаков) 1960 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Издание рассчитано на самые широкие круги читателей
Авторство: Капитон Александрович Шестаков
Формат: DjVu, Размер файла: 0.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Что нужно рисовальщику 5
Первые шаги 8
Как составить узор 10
О перспективе 12
Рисуем с натуры 13
Натюрморт 19
Животные и птицы в рисунке 21
Изображение человека 23
Рисунки на тему 25
Иллюстрирование 2
Скачать бесплатный учебник СССР - Давайте рисовать (Шестаков) 1960 года
СКАЧАТЬ DjVu
ОТ АВТОРА
Дорогие ребята!
Многие из вас любят рисовать. Это очень хорошее увлечение. Окружающий нас мир так богат и разнообразен, так много предметов и явлений, о которых хочется подумать, изобразить в своих рисунках.
Вот как рассказывает в своих воспоминаниях «Далекое близкое» о первых впечатлениях от рисунка великий русский художник Илья Ефимович Репин:
«...Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим (двоюродный брат Репина) будет рисовать красками. Он взял чистую тарелку, вывернул кисточку из бумажки, поставил стакан с водою на стол, и мы взяли устину азбуку, чтобы ее некрашенные картинки он мог раскрашивать красками. Первая картина — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую; то, что было обозначено на ней едва черной чертой, Трофим крыл зелеными полосками, и арбуз зарябил нам в глаза живым цветом: мы рты разинули. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской так живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, — чудо! чудо!»
Так, например, при изучении басни, стихотворения или рассказа хорошо нарисовать иллюстрации к ним; при изучении ботаники нарисовать различные растения:пшеницу, рожь, кукурузу, свеклу,морковь, огурец и т. д.
Занятие рисованием в раннем детстве определило жизненный путь многих художников.
«Я помню себя очень рано, — пишет Борис Владимирович Иогансон, народный художник СССР, — уже с пяти лет я любил лежать на полу под столом, потому что было очень тесно. А там и мне никто не мешал, и я никому не мешал. Я был довольно замкнутым ребенком, избегал товарищей, и самое большое удовольствие было забраться под стол и заниматься чудесными явлениями, когда на куске бумаги появляются лошадки, домики и все, что попадается на глаза. Красок у меня не было. Я их не видал еще. Помню незабываемое, волшебное впечатление, когда я в первый раз увидал
акварельные краски в фарфоровых маленьких чашках. Это было так.
Моя тетка раскрашивала для профессора Мензбира животных и птиц. Мать взяла меня с собой к ней в гости. Тетка, чтобы развлечь меня, взяла акварель, кисточку, сунула ее в воду, ина белой тарелке вдруг залились чудесными сияниями берлинская лазурь,
кармин, яркие желтые. Потом показала мне птиц с раскрашенными перьями, животных. Это было настолько восхитительно, производило такое чарующее впечатление, что предрешило мою дальнейшую судьбу как художника».
Часто вы не знаете, с чего вам лучше начать, в какой последовательности переходить от одного рисунка к другому, что вам нужно для этого иметь.
Мы хотим вам об этом рассказать. Из этой книжки вы узнаете, какие карандаши, краски, бумагу нужно иметь для рисования, получите первые навыки и первоначальные упражнения. В ней даны также образцы декоративного рисования, примеры рисования с натуры, рисования на темы. Они должны служить не для срисовывания, а как подсобный материал, который знакомит с приемами и способами выполнения рисунка, а также для напоминания о предмете, который в настоящее время не видите, но хотите его изобразить. Это поможет вам также в установлении натуры в разных положениях, тем более когда натура не одна.
Все упражнения должны быть выполнены вами последовательно, не пропуская ни одного. В дальнейшем же, после проработки каждого упражнения, необходимо их увязывать между собой.
Рисовать не так легко, как это может показаться с первого взгляда. Художники должны обладать не только талантом, но и знаниями; все виды изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура — требуют от них упорного труда.
Но рисовать хорошо могут не только те, кто избрал это своей профессией. Каждый образованный и культурный человек должен этому научиться. Будете ли вы инженерами, агрономами, механиками, трактористами, врачами — вы всегда найдете применение умению рисовать.
Искусство рисовать доставит вам и большую творческую радость.
ЧТО НУЖНО РИСОВАЛЬЩИКУ.
Рисунки выполняются карандашами и красками. Прежде чем начать рисовать, вы должны приготовить все, что для этого необходимо: карандаши, акварельные краски, бумагу и резинку.
Карандаш должен быть мягкий, легко чиниться и не ломаться при очинке и работе.
При выполнении рисунков цветными карандашами зачинка их должна производиться осторожно, острым ножичком, так как они весьма хрупкие. Нельзя употреблять чернильные карандаши.
Акварельные краски имеются в сухом виде плитками и кружками и в полужидком виде в оловянных тюбиках. Перед употреблением они разводятся в чистой воде до желаемой насыщенности цвета. Наносятся они на бумагу при помощи кисточек, различных по величине.
Кисть должна быть упругой и эластичной. Таковы кисти колонковые, хорьковые и беличьи, которые при смачивании их водой дают тонко заостренный конец. По окончании работы кисть следует хорошенько прополоскать в чистой воде и вытереть тряпочкой насухо.
Бумага должна быть плотной, гладкой и вполне воспринимающей акварель. Лучшей по качеству бумагой является ватман, вырабатываемый фабрикой «Госзнак». Кроме того, для рисования употребляются и другие сорта бумаги:слоновая, александрийская, полуватман.
Рисунки, выполняемые карандашом, можно исполнять на любой бумаге, но не на глянцевой.
Для начальных работ годится обычная чистая белая бумага, допускающая выполнение карандашных рисунков. Продается она большими листами и стоит недорого.
Резинка для удаления на бумаге неправильно проведенных линий и загрязнений рисунка должна быть мягкой, хорошо стирать и не портить бумагу, особенно, если последняя неплотная.
Проводить линии карандашом следует легко и быстро, не нажимая сильно на бумагу. Такие линии очень легко стираются; затем, если нужно получить толстые линии, можно обвести их еще раз.
При рисовании рука и карандаш должны иметь правильное положение. Держать резинку во время работы не следует, так как ока может быть загрязнена потными руками. Стирать ею надо осторожно и в одном направлении.
При рисовании желательно иметь полный набор (двенадцать) цветных карандашей. Раскрашивать небольшую плоскость следует не выходя за пределы намеченной фигуры.
Предварительный рисунок делается сперва черным, а затем цветными карандашами.
Рисование акварельными красками производится так: сначала делается легкими линиями карандаша рисунок. Затем наполняют стакан или белую чашку водой, густо набирают чистой кистью, смоченной в воде, желательную краску и переносят ее на блюдце для получения нужной силы цвета путем прибавления воды, и получая количество, необходимое для окраски некоторой площади. При закраске же больших площадей следует набирать и краски побольше. Лишнюю краску, стекающую вниз, нужно снимать с рисунка чистой сухой кистью. Покрывать площадь краской надо слева направо, начиная сверху и спускаясь вниз, наблюдая при этом, чтобы она ложилась ровно и строго в пределах окрашиваемого участка, точно касаясь контура изображения и не выступая за его пределы. Когда площадь будет покрыта, то избыток краски нужно удалить хорошо отжатой кистью.
Ознакомление с приемами смешения красок и составления дополнительного цвета из основных цветов, а также составления темных и светлых оттенков цвета приводится ниже. Рисовать надо сидя, сохраняя возможно более прямое и спокойное положение корпуса и головы.
Лист бумаги должен лежать перед рисующим прямо, края его должны быть параллельны краям стола. Лист нужно придерживать левой рукой, а правой легко и свободно проводить линии. Повертывание листа бумаги во время рисования не допускается. Лучше, конечно, прикрепить бумагу кнопками к чертежно-рисовальной доске или к куску фанеры размером 40 X 46 сантиметров для того, чтобы при рисовании можно было держать ее наклонно, подложив под верхний край что-либо, например книги, или держать ее на коленях, прислонив к краю стола. Чтобы фанера не коробилась, надо набить ее на рамку, сделанную из простых тонких реек.
Во время работы не надо наклоняться близко к листу бумаги, так как от этого портится зрение, рисующий быстро устает, приходится часто поднимать голову для наблюдения натуры, нельзя охватить взглядом весь рисунок.
Правильное положение корпуса освободит вас от излишних движений — этим вы сбережете свои силы.
Карандаш нужно держать возможно дальше от очиненного конца:на расстоянии 4 — 5 сантиметров, причем держать свободно тремя пальцами — большим, указательным и средним — так, чтобы не чувствовалось в пальцах напряженности и неловкости, стараясь одновременно развить в них твердость и проворство.
Когда же рисующий держит карандаш близко от очиненного конца, то он может рисовать только короткими линиями. Плавных линий проводить он не может. Линии у него получаются рваные, задерживается развитие свободных движений кисти и пальцев руки.
Пользоваться резинкой нужно только тогда, когда рисунок будет окончен и при просмотре будет найдена ошибка, то есть проведены неверные линии, которые нужно удалить.
Все рисовальные принадлежности нужно хранить бережно, для карандашей иметь пенал, а для листов бумаги твердую папку. Нельзя рисовать на помятой бумаге, нельзя ее свертывать в трубочку, рисовать на клетчатой бумаге. Кисти должны быть всегда промыты и насухо вытерты чистой тряпочкой, так же как стакан и блюдце, которые желательно, чтобы были белого цвета.
ПЕРВЫЕ ШАГИ.
Первые упражнения в рисовании должны заключаться в проведении простым карандашом от руки на глаз отрезка прямых линий, имеющих горизонтальные, вертикальные и наклонные направления (рис. 1).
Проводить отрезки надо чисто и строго прямолинейно, пользуясь мягким, хорошо очиненным карандашом. При проведении линий не следует слишком нажимать на карандаш, стремясь сохранить расстояние между линиями ровным, как показано на рисунке.
Следующим видом предварительных упражнений в рисовании могут служить плавные кривые линии, помещенные на рис. 2. Они чрезвычайно полезны для развития руки. Все фигуры надо выполнять в больших размерах мягким карандашом несколько раз в последовательном порядке, безостановочно, свободно действующей рукой, не прикасаясь ею к поверхности листа бумаги.
Если ваши фигуры будут неудачными, то их необходимо повторить и добиться, чтобы они выполнялись легко и хорошо.
Следующим упражнением в рисовании могут быть простые орнаменты прямолинейных очертаний, а также комбинированные орнаменты из дуг, окружностей и прямых линий.
Орнамент в переводе с латинского слова значит «украшение». Его часто называют узором. Он может быть живописным, графическим и скульптурным и всегда добавляется к какому-то другому предмету. Художественным орнаментом могут быть украшены книги, шкатулки, изделия из фарфора, мебель, карнизы зданий, клумбы. Вышитыми и вытканными узорами украшают различные ткани, скатерти, полотенца и т. п.
Когда вы будете составлять рисунок орнамента, то должны знать, для какого предмета он предназначается, материал, предполагаемую величину предмета. Так, например, орнамент для тарелки, для чашки будет требовать от вас одного рисунка, а орнамент для тканей, обоев, ковров — другого. Характерной чертой орнамента является его ритмичность, то есть ясное чередование частей узора.
Широкое распространение орнамент получил в народном творчестве, мастера которого нередко являлись создателями новых узоров.
Орнамент имеет обычно национальное своеобразие, в нем отражаются и местные особенности растительного и животного мира. Так, на севере в орнаменте часто можно встретить фигуру оленя, в орнаменте жарких стран — Индии, Ирана — слонов; для севера характерны мотивы елочки, для средне-русской полосы — полевых цветов, для Армении, Грузии — кистей винограда, плодов граната.
Происхождение орнамента очень древнее. Большое распространение получил греческий орнамент, часто геометрических форм (рис. 3). В данной книге даны также образцы китайского (рис. 4), индийского (рис. 5) орнаментов.
Определенные исторические эпохи также оказывали свое влияние на характер орнамента, так, например, исключительную пышность, нарядность имеет узор XV — XVI вв. эпохи Возрождения (рис. 6).
Для русского орнамента характерно исключительное богатство геометрических форм, растительных мотивов, а также изображения птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур (рис. 7). Все эти мотивы, взятые из действительности, творчески перерабатываются в узоре.
У народов Советского Союза лучшие традиции прошлого получили свое дальнейшее развитие, но появилась новая, советская тематика: серп и молот, пятиконечная звезда и т. п.
Знакомство с орнаментами должно развить у вас чувство формы, симметрии и ритма. Упражнения по зарисовке и составлению узоров не должны копировать образцов, которые даны в книжке, вы должны их сами придумать или творчески переработать.
На рисунках 8, 13 — 19 показаны различные орнаменты, они размещены по степени трудности исполнения.
Рисование орнаментов должно производиться с соблюдением следующего порядка: нарисуйте полоску, разбейте ее на квадраты и проведите вспомогательные линии, по которым наносите контур узора. Затем ненужные линии удалите мягкой резинкой. Все упражнения
следует выполнять не спеша, внимательно и аккуратно, помня, что быстрота появится не сразу, а постепенно.
После этих упражнений необходимо придумать и составить орнаменты совершенно самостоятельно и раскрасить их цветными карандашами по своему усмотрению.
КАК СОСТАВИТЬ УЗОР.
Задача декоративного рисования — развить творческие способности, художественный вкус, чувство цвета и технические навыки работы карандашом и красками. Кроме того, декоративное рисование является хорошим средством тренировки руки и глаза и требует вдумчивого отношения и аккуратности в работе.
Приступая к самостоятельному рисованию узора, нужно продумать, из каких элементов он будет складываться, например из кругов, квадратов, треугольников и т. д. Затем продумать чередование его частей (элементов) к их повторность. Далее начать работать обычным карандашом, а заканчивать узор раскрашиванием цветными карандашами, не спеша, внимательно и аккуратно, подбирая для каждого элемента определенный цвет.
Если узор выполнен неудовлетворительно, то надо его повторить и добиться лучших результатов.
В следующих узорах нужно элементы последовательно усложнять. Это усложнение должно заключаться в повторении различных линий (ломаных, кривых, волнообразных) и геометрических фигур: кругов, треугольников и т. д., затем в составлении узоров из цветов и листьев; примером такого узора может служить узор для коврика, для набивки материи, для обоев, для платков и т. д. (рис. 9).
В первом случае (для коврика) этот узор будет замкнутым, ограниченным, во втором — для тканей — бесконечным.
Когда вы научитесь удачно составлять узор в полоске, то попробуйте составить его в круге, например, для тарелки. Подумайте, как вы это сделаете для тарелки, с которой едят, и для той, которая служит только как украшение.
Рисование узора требует умения точно повторять элементы, правильно их располагать и чередовать, а также подбирать для каждого элемента определенный цвет.
В этих упражнениях можно перейти к работе акварельными красками. Они наносятся на бумагу, как было сказано выше, при помощи мягких волосяных кисточек. Смешением их между собой можно получить всю гамму промежуточных цветов. Например, если желтую краску смешать с синей, то получим зеленый цвет. Желтая и красная дают оранжевый цвет, синяя и красная — фиолетовый.
На рис. 10 приведена схема получения дополнительных (промежуточных) цветов от смешения трех основных: желтого, красного и синего.
Получение более темных и более светлых тонов, например красного цвета, зависит от дозы воды, то есть от прибавления ее к краске можно получить темно красный, светло-красный и еще более светлый.
На нашем примерном рисунке-образце (рис. 11) показаны фрукты и ягоды с листьями. Точно так же, как вы составляли узоры из цветов, можно составить узоры из разных фруктов и ягод. Это материал красивый по цвету и форме. Можно перемешивать фрукты и ягоды с цветами, и тогда получится очень богатый узор.
Попробуйте сочинить сами что-нибудь. Не спешите, обдумайте предварительно и тогда начинайте рисовать.
К следующим упражнениям акварельными красками может относиться рисование узоров, составленных из насекомых:жучков, бабочек, кузнечиков и стрекоз.
Их следует рисовать с натуры, с распростертыми крыльями.
Благодаря удачному подбору, например, бабочек, жучков и листьев, можно получить нарядный узор для скатерти. Вы, наверное, помните, что бабочки бывают различных оттенков и форм. При рисовании их не забудьте, что у бабочки головка, четыре крыла и туловище из двух частей, грудки и брюшка. Крылья прикреплены к грудке.
Если у вас дома нет засушенных бабочек, жучков, стрекоз ит. д., то вам обязательно нужно наловить летом разных насекомых для гербария, а пока пользуйтесь школьным гербарием или рисунками.
Красочные рисунки узоров наглядны и красивы. Удачно выполненный узор можно повесить на стенку вашей комнаты, и он явится не только украшением, но и поможет вам в ваших занятиях в школе.
О ПЕРСПЕКТИВЕ.
Что такое перспектива?
Изображение предметов в том виде, в каком они кажутся нашему глазу с какого-либо места, то есть Со всеми сокращениями и искажениями, называется перспективным изображением или просто перспективой.
Лучше всего поясним это рисунком (рис. 20).
На рисунке помещено перспективное изображение прямоугольной коробки, поставленной ниже уровня глаз наблюдателя, то есть ниже горизонта, и притом так, что видны три его грани.
Сравните величину ребер 1 и 2. Длина их неодинакова. Более близкое к нам ребро 1 длиннее, чем ребро 2. Точно так же и ребро 3 больше, чем ребро 4, отстоящее дальше от нас. В этом легче убедиться, измерив названные ребра масштабной линейкой или циркулем. Таким образом, первое правило, касающееся сокращения размеров более удаленных от нашего глаза предметов или частей предмета, соблюдено.
На рисунке ясно видно, что соблюдено также и второе правило относительно схождения параллельных линий; все уходящие от глаза параллельные линии изображены сходящимися в одной точке (точка схода) на горизонте. Вертикальные линии остаются вертикальными.
Воображаемая прозрачная плоскость, на которой получается изображение, называется картинной плоскостью. Обычно картинная плоскость предполагается вертикальной. На рисунке горизонт чаще изображается горизонтальной линией. Горизонт может быть взят и вне рисунка, тогда он будет воображаемым (рис. 21).
Устанавливать предмет надо так, чтобы при наблюдении были видны сразу три его стороны (три грани), то есть установить его на столе слева от себя или справа. Если же он будет находиться прямо перед вами, то будут видны только две его стороны (рис. 22).
Рисунки нужно сперва выполнить простым карандашом в виде быстрых линейных набросков, а затем переходить к продолжительному рисунку с передачей карандашом светотеней.
Объектами для первоначального рисования с натуры нужно выбирать такие предметы, которые были бы близкими по форме к простым геометрическим телам, сначала, конечно, прямолинейного очертания, а затем криволинейного.
Перед рисованием избранной натуры необходимо ее внимательно рассмотреть и заметить главные, характерные особенности: как высота натуры относится к ширине (что шире и что уже), из каких частей она состоит , какова ее основная форма и т. п.
В начале рисования предметы должны быть достаточно крупных размеров, а поверхность их обязательно матовая. Также и рисунки следует исполнять в достаточно крупном размере. Это поможет не делать ошибки в работе и даст возможность сознательно достигнуть правильного изображения предмета в том виде, в каком он представляется рисующему.
После рисования карандашом надо перейти к рисованию акварельными красками, а также постепенно усложнять форму рисуемых предметов, то есть переходить к более сложным.
Мелкие предметы нельзя рисовать издали. Такие объекты, как листья, насекомые (жучки, бабочки, стрекозы), фрукты (яблоки, груши, виноград, лимон), овощи (морковь, репа, огурцы, помидоры) должны лежать перед рисующим на столе, причем их нужно заготовить летом в достаточном количестве.
РИСУЕМ С НАТУРЫ.
Основным видом рисования является рисование
с натуры. Сущность рисования с натуры заключается в следующем: определяется предмет, как обычно говорят, натура, и рисуют ее так, как мы ее видим со своего места, причем и рисующий не должен изменять своего положения и положения предмета до конца работы.
Первоначальными упражнениями в рисовании с натуры у нас будут предметы простой формы. Начнем с коробки.
Поставьте перед собой, ближе к левому дальнему углу стола, как показано на рисунке, какую-нибудь коробку, которая была бы близка по форме к прямоугольному параллелепипеду, и начинайте рисовать. Рисунок должен быть выполнен крупно, на всем листе бумаги, но вместе с тем он не должен упираться в края листа бумаги.
Начинать рисовать нужно с нанесения легкими штрихами внешнего очертания (контура) натуры, наблюдая за ее пропорциональностью и добиваясь сходства рисунка с натурой. Затем, когда вы закончите набросок и убедитесь в его правильности, обведите четко контур и удалите резинкой вспомогательные линии, выходящие за контур. Для показа объема натуры сделайте карандашом тушевку на той стороне натуры, которая остается в тени. Пример тушевки показан на рис. 24.
Когда закончите, то повторите еще раз, но только без натуры, по памяти. Этим вы разовьете зрительную память.
Потом выполните рисунок этой натуры в лежачем положении, положив ее прямо перед собой так, чтобы была видна горизонтальная грань (верх) и две вертикальные грани (боковые). Кроме того, чтобы были видны четыре горизонтальных ребра и три вертикальных, причем одно ребро должно быть ближе к вам (рис. 23).
Рисовать нужно с ближайшего (вертикального) ребра. Затем рисуются удаляющиеся ребра и два вертикальных ребра. Заканчивается рисунок верхней гранью натуры. Последовательность выполнения рисунка показана на рис. 23.
Автор-учебника - Шестаков К.Н. , ★ВСЕ➙ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ★ВСЕ➙ Самообразование, самоучитель