Иголка - волшебница (Еременко) 1988 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Книга для учащихся 5—8 классов средней школы
Книга адресована учащимся среднего школьного возраста. В ней рассказано об истории вышивки, показаны основные технические приемы выполнения различных швов вышивки, приведены узоры украшенные вышивкой изделия.
Эта книга о вышивке — одном из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства.
© "Просвещение" Москва 1988
Авторство: Т.И. Еременко
Формат: PDF Размер файла: 11.7 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Немного из истории русской вышивки 4
Орнамент в вышивке 7
О цвете 15
Инструменты и приспособления для вышивки 17
Выбор ткани и ниток 19
Подготовка к вышивке ; 20
Перевод рисунка на ткань
Увеличение (уменьшение) рисунка 22
Рабочее место вышивальщицы 23
Обработка вышитых изделий 24
Виды швов в ручной вышивке . —
Простейшие швы. Продержка цветной нитки 25
Вышивка изделий простейшими швами . . 31
Счетные швы .....’ i . 40
Вышивка изделий счетными швами . 45
Гладьевые швы 53
Владимирские швы —
Вышивка изделий владимирскими швами 55
Белая гладь 64
Вышивка изделий белой гладью . . . . . . 67
Цветная (александровская) гладь 76
Вышивка изделий цветной гладью 77
Аппликация 97
Выполнение изделий аппликацией . 99
Ажурная вышивка (ришелье) 107
Украшение изделий вышивкой ришелье 109
Строчевые (сквозные) швы 113
Украшение изделий строчевыми вышивками 125
Выполнение строчевых узоров по готовой сетке . 136
Вышивка по канве и трикотажному полотну 138
О чем надо помнить во время работы 139
Что читать о вышивке 140
Скачать бесплатный учебник СССР - Иголка - волшебница (Еременко) 1988 года
СКАЧАТЬ PDF
Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать вы сможете обновить свою одежду, сделать ее нарядной, украсить и сделать многие полезные вещи — салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир для подарка своим близким.
Вышивание — увлекательный, творческий труд, который может принести вам много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного.
При освоении приемов не все сразу может получиться, так как занятие вышивкой требует усидчивости, внимательности, аккуратности. Но надо быть .терпеливым! Постепенно, с приобретением необходимых навыков, работа пойдет легче.
Описания изделий в книге и узоры к ним сгруппированы по видам швов. Но поскольку в вышивке одного изделия чаще всего сочетаются различные, швы, то эта группировка во многих случаях носит условный характер, по преобладанию одной какой-либо техники (счетных швов, мерёжек, глади и т. д.).
Разумеется, что при выполнении изделий необязательно строго придерживаться того же выбора ткани, цветов ниток, да и не всегда это бывает возможно. Узоры также можно использовать и в других вариантах, разрабатывая свою композицию.
В книге приведены образцы вышивки различной степени сложности — с расчетом на тех, кто делает первые шаги в освоении искусства вышивания, и на тех, кто вышивать умеет и совершенствует свое мастерство.
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ВЫШИВКИ
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX—XII вв. Это — фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV— XVII вв. вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и. золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII в. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта — полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
- В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки XIX в. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13—15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать* о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины — пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они от
шлифовывали свое мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных, тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце — символ тепла, Аизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шиди из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счету нитей ткани, их называли счетными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды. Вышивку располагали также вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространенные приемы северной вышивки — крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному фону. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы-павы, барса или дерева вышивались синей, желтой и темно-красной шерстью.
Большое распространение по всему русскому Северу имела белая строчка, а в Верхнем Поволжье — строчка с цветным контуром. Цветные строчевые вышивки выполняли шелками нежных тонов, а также шерстяным гарусом.
Вышивка тамбуром была распространена в Олонецкой, Вологодской и западной части Архангельской области. Здесь чаще всего изображались птицы-павы, женские фигуры и фигуры всадников.
Белая и цветная гладь характерны главным образом для Владимирской, золотое шитье — для Калининской, гипюры — для Горьковской и Ивановской областей.
В узорах северной вышивки изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом вышивки.
Для вышивок среднерусской полосы — Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской и других областей — характерны многоцветность и геометрический характер узоров.
Одна из наиболее интересных и распространенных вышивок среднерусской полосы — цветная перевить. Вышивки цветной перевитью Смоленской, Тульской, Калужской областей отличаются декоративностью и красочностью. Кроме цветной перевити, встречаются швы: набор, роспись, косичка, козлик, крест, счетная гладь, мережки.
Большим разнообразием технических приемов отличаются вышивки Рязанской области. Оформляя изделие, вышивальщицы применяли несколько видов швов, а также полосы кумача, ленты, позумент, кружева с красной и . синей нитками.
Народное декоративное искусство постоянно развивается и все шире входит в нашу жизнь. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более пятидесяти строчевышивальных предприятий.
Вышивальные центры , РСФСР расположены в Ивановской, Рязанской, Калининской, Смоленской и других областях. Предприятия выпускают различную одежду (платья, блузки, жилеты, платья-костюмы, шарфы, мужские рубашки, детскую одежду, белье и др.), разнообразные изделия, предназначенные для украшения жилища (панно, салфетки, занавеси и др.).
Творческие коллективы художественных промыслов бережно хранят и развивают традиции народной вышивки, местные художественные особенности ее. Учитывая запросы Сегодняшнего дня, художники ищут новые пути в создании произведений прикладного искусства, разрабатывают декоративные швы, узоры, более подходящие для вышивок на современных тканях, что позволяет создавать изделия, гармонирующие с убранством современной квартиры, мебелью, освещением, различными украшениями жилища (керамикой, чеканкой, эстампом и др.)'.
Самым крупным центром, где применяют вышивку по мелкой сетке, является Ивановская область. Фабрики этой области выпускают женскую одежду, столовое и постельное белье.
Интересные изделия, украшенные цветной перевитью, выпускает Тарусская фабрика художественной вышивки, а также предприятия Рязанской и Смоленской областей.
Фабрики Горьковской области изготавливают женскую и детскую одежду, скатерти, салфетки, полотенца, постельное белье. Особое место среди вышивок этой области занимает горьковский гипюр. Еще один
вид строчевой вышивки — крестецкая строчка — применяется в Новгородской области. Фабрика «Крестецкая строчка» выпускает скатерти, полотенца, салфетки.
В г. Торжок Калининской области получило развитие золотое шитье.
Вышивка белой и цветной гладью характерна для Владимирской области. Такие изделия выпускает фабрика «Квалифицированный труд» в г. Александрове и фабрика им. Н. К. Крупской в г. Метера. На мастерской фабрике изготавливаются изделия из плотной ткани, украшенные красно-оранжевыми владимирскими швами, а также изделия из прозрачных тканей, вышитых тончайшей белой гладью.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченный спрос как в нашей стране, так и за рубежом.
Искусству вышивки можно научиться в специальных профессионально-технических школах, художественно-промышленных училищах и техникумах, организованных во всех основных центрах художественных промыслов. Занятия в школах художественного мастерства ведут опытные мастера, среди которых есть известные художники, которым присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР.
Познакомиться с коллекциями изделий народного искусства можно в художественных и краеведческих музеях нашей страны: Государственном Историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и Музее народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее в Ленинграде, Государственном историко-художественном музее-заповеднике в Загорске, в областных художественных музеях Горького, Волгограда и др.
ОРНАМЕНТ В ВЫШИВКЕ
Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведенные с репродукций, открыток. Такие «узоры» нельзя назвать художественными, они не отвечают особенностям декоративно-прикладного искусства. И, кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился «как живой», все равно он таким не получится и изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создает ему объем, возможно приближение к натуре, но и живописец не стремится бездумно, точно копировать природу.
В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений. Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художественную ценность.