Мультфильм руками детей (Красный, Курдюнова) 1990 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Авторство: Юрий Ешуанович Красный, Лина Ивановна Курдюкова
Формат: DjVu, Размер файла: 9.09 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Мультипликация: искусство и педагогика 6
Когда началась мультипликация 7
Мультипликация и «большое кино» 8
Мультипликация и комплексное развивающее обучение 10
Обретение опыта 14
Как родилась «Веснянка» 15
Фестивальные страсти 18
Выбор пути 22
Принципы педагогической работы 26
Три возраста 30
Экскурсия по учебной программе (Дошкольники и младшие школьники) 32
Год первый 35
Первая встреча (35). Что может цветовушка (43). Живая глина (49).
На пути к драматургии (55). Первое родительское собрание (О чем говорит рисунок) (64).
Год второй 66
Самоуправление (66). «Неподвижное» движение (68). Мультибусы (73).
Год третий 75
Два Ильи (75). «Слезы моего братика» (81). «У меня зимует Дерево» (86). Родительское собрание (Все ли благополучно с душой?) (89).
Продолжение экскурсии (Подростки) 92
Год первый 98
«Стеклянная история» (99). «Кража» (101). Книжная миниатюра (102).
И снова лето (105).
Год второй
Приключения с ошибками (111). «Письма Ломоносова» (111). Родительское собрание (Что случилось с ребенком?) (114).
Год третий 118
Миф о Персефоне (118). В сотрудничестве с малышами (119).
Завершение экскурсии (Ранняя юность) 123
Год первый 126
Мини фильмы (128). Просмотры и обсуждения (129). Мастера (130).
Год второй 132
«Алые паруса» (132). «Прозаседавшиеся» (133). «Разбитое сердце»,
(135). Еще одна встреча с родителями (Впереди — жизнь!) (138).
Год третий 139
Взросление (140). Педагогический практикум (143).
Практические советы 147
С чего начать —
Съемка 150
Куклы и марионетки 154
Декорации 167
Заключение 169
Список рекомендуемой литературы 174
Скачать бесплатный учебник СССР - Мультфильм руками детей (Красный, Курдюнова) 1990 года
СКАЧАТЬ DjVu
ВВЕДЕНИЕ
В середине 70-х годов в нашей стране действовало несколько детских мультстудий, а сегодня их — десятки. На наших глазах рождается своеобразная мультипликационная педагогика.
Именно этому вопросу был посвящен международный симпозиум Всемирной ассоциации деятелей мультипликационного кино (АСИФА), проходивший в 1983 г. во Франции. Тема симпозиума звучала знаменательно: «Мультипликационный фильм — завтрашняя педагогика?» Вот как выглядел фрагмент из вступительного доклада:
«За последние 10 лет по всему миру в школах спонтанно распространилось искусство покадровой мультипликации на уровне экспериментальных студий. Большая степень распространенности такого рода экспериментов, по всей видимости, не случайна. Эти студии вырастают из существенной необходимости воспитания образного мышления современных детей во время их обучения в школе, для того чтобы сориентировать их в современном визуально насыщенном мире.
Зачинатели этого эксперимента осознали, что в сфере кинематографии выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского и подросткового возраста: они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление.
Они считают, что общение с помощью движения и образов легче, чем традиционное словесное общение. Они также считают, что обучение визуальному языку является насущной потребностью. Ребенок — завтрашний взрослый — не должен «заглатывать» поток окружающих его картин без их оценки и отбора.
И в конечном итоге они считают, что малочисленность аудитории серьезных фильмов объясняется недостатком образования, отсутствием опыта восприятия такого рода информации, который должен был закладываться еще в школе» (Юность. — 1986. — № 6. — С. 97).
Педагогические функции мультипликации стали явственно обнаруживаться в последние десятилетия, когда она вышла на рубежи большого искусства, т. е. обрела способность учить и воспитывать (а не развлекать и назидать). Достаточно вспомнить «Сказку сказок» Ю. Норштейна и «Ад» Р. Раамата, мультфильмы Ф. Хитрука, Р. Качанова, В. Курчевского, Э. Назарова, А. Хржановского, А. Татарского и других больших мастеров.
Качественно меняется учебная мультипликация. Сегодня, по словам известного украинского режиссера-мультипликатора Е. Сивоконя, «мультипликаторы с помощью своего искусства пытаются объяснить зрителю теорию относительности, раскрыть секреты математических действий» (Сивоконь Е. Если вы любите мультипликацию. — Киев, 1985. — С. 139).
Осуществление школьной программы продвигалось бы намного успешнее, если бы в школах имелись талантливые сборники мультфильмов по всем дисциплинам — фильмов веселых, хорошо продуманных и запоминающихся.
Еще более сложная, но не менее благодарная задача — создание таких программ для техникумов и вузов. На Украине уже сняты рисованные фильмы о некоторых проблемах современной ядерной физики и о способах человеческого мышления. Первые шаги сделаны.
Огромны возможности мультипликации в разработке производственно-технологических процессов, а также в создании моделей в различных областях наук — как прикладных, так и теоретических.
И все-таки самая перспективная область применения мультипликации — это изучение самого мультипликационной) искусства. Дело не только в том, что для осуществления всех указанных задач нужна целая армия специалистов (хотя и это немаловажно). И не в том только, что вслед за проблемой компьютерной грамотности вполне может возникнуть проблема грамоты мультипликационной.
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей всех возрастных групп.
Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности. Мультипликационная педагогика позволяет выявить и развить творческие потенции ребенка, помогает ему в осознании целостности мира и своей причастности ко всем явлениям жизни, т. е. в формировании активной жизненной позиции личности.
В основу книги положен 15-летний опыт работы педагогического коллектива детской народной мультстудии «Веснянка» г. Днепропетровска.
Рассказывая о студийном педагогическом опыте, авторы сочли нужным начать с тех обобщений и выводов, к которым они пришли только в последние годы, набив по пути немало педагогических «шишек». Может быть, именно желание уберечь начинающего педагога от повторения наших ошибок и заставило нас начать книгу с обобщений. Во всяком случае, читатель, не любящий теоретических рассуждений, может сразу приступить к главе III, чтобы затем, познакомившись с описанием практических занятий, возвратиться к главам I и II.
Что касается технологии мультфильма, то мы коснемся только самого необходимого, так как она хорошо описана в ряде доступных изданий, которые перечислены в списке рекомендуемой литературы.
На протяжении книги часто будет встречаться местоимение «мы». Авторы стремились, чтобы в этом «мы» звучали голоса всех педагогов студии: искренний, эмоциональный голос Ольги Александровны Ямпольской, внимательный, заботливый — Светланы Всеволодовны Романовой, веселый, жизнеутверждающий — Ольги Александровны Великородной, ласковый, спокойный — Сергея Вадимовича Деркача, требовательный, надежный — Марлена Яковлевича Матуса. Все описанное и процитированное в книге, все фотографии и рисунки, детские стихи и истории — результат усилий педагогического коллектива студии, неотрывной частью которого считают себя авторы.
Так, в главе IV (Практические советы), адресованной начинающим преподавателям, мы вкратце расскажем о первых шагах руководителя мультипликационного кружка. Сначала о том, какой вид мультипликации (рисованный, марионеточный, кукольный или все виды последовательно) можно преподавать, затем о видах съемки и о рождении съемочных кукол (шарнирной, каркасной, шарнирно-каркасной) . Хотим только подчеркнуть, что любые вопросы мультипликационной съемки, рассматриваемые в этой книге, пропускаются нами через призму педагогических задач, в основе которых — развитие личности ребенка.
I
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ: ИСКУССТВО И ПЕДАГОГИКА
Когда началась мультипликация
Еще 10 000 лет назад древние художники изображали бегущих людей и животных, показывая их ноги сразу в нескольких положениях. Если бы в их руках оказалась кинокамера, они могли бы снять свои рисунки фаза за фазой, и мультипликация оказалась бы таким же древним искусством, как музыка, рисунок, танец. Как утверждает известный искусствовед Р. Арнхейм, «...кино — это лишь новейшая форма воплощения искусства движущихся образов, искусства, не менее древнего, чем все другие и даже чем самый род человеческий» (Арнхейм Р. Кино как искусство. — М., 1960. — С. 132).
Во втором тысячелетии до нашей эры на одной из египетских пирамид был многократно повторен каменный рельеф воина, каждое следующее изображение которого отличалось от предыдущего. Древний полководец, глядя на рельефы сквозь мелькающие спицы огромного колеса триумфальной повозки, видел, как каменный воин поворачивает к нему голову и приветственно поднимает руку. Таким образом, при просмотре этого своеобразного мультфильма зритель передвигался, а «кинолента» оставалась неподвижной.
Древние греки рисовали своих танцоров фаза за фазой на стенках глиняных сосудов, создавая танцевальный «фильм», возникающий в их воображении.
В 1832 г. современник Пушкина бельгиец Жозеф Плато, ученый-подвижник (он пожертвовал зрением, изучая воздействие Солнца на человеческий глаз), изобрел свой фенакистископ (фенакс — по-латыни обман), первый из поколения многочисленных стробоскопов. Фигурки, аналогичные египетским воинам, размещались по периметру вращающегося картонного круга. При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. Быть может, не случайно героем первого стробоскопа был ребенок: маленькая девочка прыгала через скакалку.
И наконец, 28 октября 1892 г. в Париже состоялся первый просмотр мультфильма, или движущейся световой пантомимы. К этому моменту ни кинокамеры, ни кинопленки еще не существовало. Автор первых «мультиков» игрушечных дел мастер Эмиль Рейно рисовал каждый кадрик на прозрачной пластинке и склеивал их между собой кусочками ткани. С помощью двух барабанов, системы линз и зеркал эта «кинолента» проецировалась на экран.
Так Эмиль Рейно, всю жизнь любивший детей и друживший с ними, стал основателем нового искусства. Началась столетняя история мультипликации.
Дальнейшие события развивались стремительно:
1895 г. — первые сеансы синематографа братьев Люмьер. «Живая фотография» завоевывает мир. Рейно забыт и разорен, его оптический театр уничтожен собственными руками, даже принцип действия первого в истории проектора остался никому не известен.
1905 г. — испанец Сегундо де Шомон открывает предметную мультипликацию. В его знаменитом «Электрическом отеле» на глазах у пораженных зрителей «помазок намыливал щеки клиенту, а за ним двигалась бритва, которая быстро и ловко выбривала ему бороду без помощи цирюльника...». К открытию покадровой съемки Шомон пришел случайно, наблюдая за мухой, по небрежности снятой на кинопленку с титрами заморского фильма.
1907 г. — карикатурист Стюарт Блектон снимает первый в мире рисованный мультфильм «Волшебная авторучка». По существу, это рисунок под камерой (так называем мы простейшие этюды, которые снимают наши 6-летние студийцы в самом начале обучения).
В это же время независимо от Блектона рисованную мультипликацию изобретают артист мюзик-холла Уиндзор Мак-Кей и художник-карикатурист и фотограф Эмиль Куртэ, он же Эмиль Коль. Кстати, с карикатурой связаны имена всех троих первооткрывателей рисованного фильма. Самым известным из них был Коль. Его фильмы достигали для того времени наиболее высокого художественного уровня. Он, как и Шомон, одушевлял предметы, совмещал, подобно Мак-Кею, натурный предмет с рисованными героями, а также впервые ввел в мультипликацию фотографию (этот метод сейчас широко используется).
Наконец, в 1912 г. в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые — жуки, муравьи, стрекозы. При этом их движения были настолько убедительны, что Старевича принимали за гениального дрессировщика!
Здесь мы остановимся. Дальше мультипликация развивалась настолько стремительно, что даже краткий обзор занял бы несколько сот страниц.
Мы же обратим внимание на некоторые особенности мультипликации, о которых шла речь выше.
Мультипликация и «большое кино»
Первый мультфильм был создан без камеры и без кинопленки. Причем если некий аналог пленки все же существовал, то ни о камере, ни об использовании фотопроцесса вообще не шла речь. По существу, движущаяся световая пантомима Рейно была усовершенствованной моделью стробоскопа, созданного Жозефом Плато. Уже в наше время, после широкого распространения покадровой
съемки, известный канадский режиссер-новатор Норман Мак-Ларен возродил метод Рейно, основав бескамерную мультипликацию. Фильмы, выполненные этим способом, рисуются прямо на пленке, кадр за кадром.
По сей день не прекращаются попытки определить место мультипликации в семье искусств, все большим сомнениям подвергаются ее родственные связи с натурным кинематографом. Действительно, при съемке натурного (игрового, научно-популярного, хроникально документального) фильма кинокамера только фиксирует на пленку реальные события. Эти же события можно наблюдать и «со стороны»: они от камеры не зависят. Совсем другое дело — мультфильм: его события вне экрана не существуют, они целиком и полностью создаются автором.
Мы не будем приводить всех определений и формулировок, касающихся природы мультипликации. Для нас важно только вот какое обстоятельство: в своем развитии мультипликация постоянно взламывает те границы, которые пытаются провести для нее исследователи.
Да, мультипликация — синтетическое искусство, однако синтез этот на порядок выше, чем на сцене или в натурном кино. Например, звук в мультфильме не просто сопровождает и усиливает изображение, но каждая нота, каждая звуковая единица приводятся в соответствие с отдельным рисунком-кадриком (достаточно вспомнить «Танец скелетов» все того же Уолта Диснея).
Да, мультипликация — неигровое кино, но Мак-Ларен проводит покадровую съемку живых актеров, достигая замечательного результата и (в который раз!) основывая новое направление в мультипликации.
Специалисты не успевают фиксировать эти новые направления, поскольку язык мультфильма видоизменяется в зависимости от интересов и наклонностей авторов.
Можно с уверенностью сказать, что астроном или подводник, микробиолог или стеклодув и т. д., придя в мультипликацию, обогатят ее язык новыми формами и методами съемки.
Попробуем обнаружить указанные связи на конкретных примерах. Уильям Мак-Кей — актер, поэтому он выступал на эстраде вместе со своим динозавром Джерти. При этом Джерти действовал на экране, а Мак-Кей — на сцене.
Владислав Старевич с малых лет любил мастерить поделки из стеблей травы и соломы. Это увлечение перерастает в кукольную мультипликацию — под его руками оживают жуки и стрекозы.
Ленинградский инженер и музыкант Евгений Шолпо открывает в 1930 г. рисованный звук, т. е. возможность прямо на киноленте рисовать звуковую дорожку. Немногие знают, что в знаменитом фильме «Дети капитана Гранта» песенка Роберта сопровождается искусственным, нарисованным свистом!
Сын садовника, современный эстонский мультипликатор Хейно Парс создал серию остроумных познавательных мультиплікатор об операторе Кыпсе, действие которых разворачивается в близкой
ему с детства среде: на лесной поляне, в пруду — всегда в окружении живой природы.
Но ведь и язык мультфильма, освоенный в детстве, способен внести свою лепту в развитие и совершенствование мировосприятия. Занимаясь мультипликацией, ребенок получает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий и впечатлений. Для нас это положение весьма существенно, так как вплотную подводит к нашей педагогической теме.
Что же сегодня препятствует овладению мультипликационной грамотой? Дело в том, что процесс мультипликационной съемки весьма сложен и трудоемок, требует больших затрат сил и времени. Однако сейчас, с приходом в мультипликацию ЭВМ и видеотехники, это положение быстро меняется. Можно с уверенностью сказать, что к концу нынешнего века процесс мультипликационной съемки станет общедоступным.
Но означает ли это автоматический прогресс в мультипликационной педагогике? Какие задачи окажутся ей «по плечу»?
Попробуем рассмотреть этот вопрос подробнее.
Мультипликация и комплексное развивающее обучение
Учебный процесс не может быть успешным, если задачи обучения не соответствуют основным историческим и общественным задачам современности (вспомним мертвую латынь и закон божий в царской гимназии).
Какие же социальные явления определяют пути современной педагогики?
1. В наши дни скорость перемен опережает человеческую жизнь. Знания и умения, приобретенные вчерашними первоклашками, часто устаревают раньше, чем дети заканчивают школу.
В прошлом учитель передавал ученику некий универсальный «комплект» знаний, умений и навыков. В наши дни ребенку необходимо уметь выбирать стратегию в меняющемся мире, учиться на протяжении всей жизни.
Задача перехода к непрерывному обучению со всей определенностью прозвучала с трибуны XXVII съезда КПСС. В Политическом докладе подчеркнуто: «По сути, в повестку дня встала задача создания единой системы непрерывного образования» (Материалы XXVII съезда КПСС. — М., 1986. — С. 48).
Но для успешного решения поставленной задачи нужно, чтобы человек испытывал потребность в новых знаниях, а также был вооружен умением отыскивать и отбирать их среди огромного количества информации.
Для этого необходима, на наш взгляд, такая форма воспитания, при которой ребенок успевал бы в детские годы приобрести начальный практический опыт в максимальном числе различных видов деятельности. Потребности же в новых знаниях возникают благодаря интенсивности и творческому характеру этой деятельности.
Подобный опыт позволит в дальнейшем целенаправленно (не наугад) вести поисковую работу в массиве информации, поскольку ребенок уже владеет первичной «универсальностью» навыков и представлений.
2. Поток информации возрос до того предела, когда человек не может уже усвоить и переработать его в полном объеме. Это привело к узкой специализации, утрате целостного взгляда на жизнь, незнанию или недооценке многих ее сторон и в результате к снижению творческого потенциала личности. Ведь творчество предполагает разрушение стереотипных форм, выход в соседние, «чужие» области знаний. Но и без углубленного изучения своего предмета современному специалисту не обойтись, а изучить все предметы немыслимо! Парадокс? Отнюдь.
Проблема заключается не в самом углублении в предмет, а в том, что чем больше мы углубляемся в «свой» предмет, тем меньше мы знаем о «чужом», тем воинственнее становится в нас «свое», вытесняя это «чужое» из нашего сознания и нашей практики.
Отсюда и вытекает следующая педагогическая задача: добиться осознания детьми связей и зависимостей между любыми явлениями окружающего мира, или, другими словами, сформировать у них целостное мировосприятие.
Решить эту задачу может только совершенная система комплексного эстетического воспитания, в которой бы исчезли границы между отдельными видами деятельности, утверждающая принципиальное равенство всех этих видов.
Это вовсе не означает отсутствие своего, главного, дела. Напротив, такое равенство создает личностный фундамент для творческой профессиональной деятельности.
(Говоря «эстетическое воспитание», мы имеем в виду, что никакая деятельность немыслима вне эстетики: она всегда или эстетична, или нет. Поэтому под эстетическим воспитанием мы будем иметь в виду не отдельные предметы так называемого эстетического цикла, но специфический компонент любого предмета и любой деятельности, будь то уход за деревьями или игра на флейте, обработка металла или решение математической задачи.)
3. Население земного шара достигло такой численности и концентрации, при которых общение между людьми стало непрерывным и неизбежным. Педагогические усилия приобрели еще одно важнейшее направление: научить ребенка находить свое место в человеческом «оркестре», ощущать себя необходимой частью общественного организма, т. е. углубить социализацию личности.
Необходимость все более глубокой социализации современного человека объясняется не только тем, что все события в мире взаимосвязаны. Умение чувствовать другого необходимо в любом трудовом коллективе, является условием эффективной работы каждого его участника.
К социализации личности непосредственно ведет развитие у детей чувства причастности к окружающему их миру. Это чувство двояко: с одной стороны, оно предполагает понимание неповтори-
мой и необходимой роли другого в общем деле и в то же время потребность и необходимость в самовыражении.
Таким образом, источником причастности становится общая деятельность, способная актуализировать весь жизненный опыт каждого ребенка, как бы мал этот опыт ни был. Об особенностях такой деятельности и пойдет речь дальше.
В настоящее время эстетическое воспитание осуществляется в различных формах:
1. Вычленение одного вида деятельности. Из всей сферы человеческой культуры избирается для преподавания один предмет (музыка, рисование и т. д.). Остальные стороны личности ребенка развиваются более или менее стихийно. При этом ребенок занимает «внешнюю» позицию по отношению к предмету, т. е. место рисования могли бы занять музыка, моделирование и т. д., а выбор предмета осуществляет, как правило, взрослый («снаружи»).
Такое преподавание направлено на углубленное освоение данного предмета и особенно эффективно в том случае, если удается выявить у ребенка конкретное дарование в раннем возрасте.
2. Совмещение нескольких видов деятельности. Во втором случае ребенок последовательно изучает несколько различных предметов (например, лепка, музыка и иностранный язык). Преподавание ведется раздельно, комплект предметов носит случайный характер, определяемый составом педагогов. Объединяются предметы обычно стенами учебного заведения, другие связи между ними слабы или отсутствуют.
3. Комплекс предметов, объединенных общей деятельностью.
Примером такого комплекса может служить детский театр. Работая над спектаклем, дети осваивают драматургию, танец и ритмику, изготавливают эскизы, костюмы, декорации. Отдельные предметы преподаются не изолированно и выбираются не случайно, а составляют целое будущего спектакля.
Чем же отличается мультипликация от описанных предметов и форм преподавания?
1. Прежде всего мультипликация не имеет своего «предмета». Она одинаково легко осваивает любой материал и любое содержание. Наблюдается даже известный парадокс: не исходный материал ставит границы творческому воображению, а воображения не хватает, чтобы освоить этот материал. По выражению известного режиссера Душана Вуковича, «границы мультипликации совпадают с границами воображения».