Основы художественного ремесла. Часть 2 (твёрдые материалы). (Барадулин) 1987 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Авторство: Под редакцией В. А. Барадулина
Формат: PDF, Размер файла: 75 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. В. А. Барадулин 3
Русские художественные лаки. Б. И. Коромыслов 5
Основные центры производства лаковой миниатюры 6
Федоскино — Палех, Мстёра, Холуй 15
Центры традиционной росписи подносов 20
Жостово —
Нижний Тагил 24
Резьба по дереву. Б. А. Барадулин 27
Древесина и ее свойства 36
Рабочее место резчика 38
Инструменты резчика 39
Виды резьбы 42
Объемная резьба —
Орнаментальная резьба 49
Отделка резных изделий 63
Роспись по дереву. В. А. Барадулин 67
Рабочее место 76
Виды росписи 77
Хохломская роспись —
Городецкая роспись 81
Урало-сибирская роспись 86
Вятская роспись 91
Майданская роспись 95
Художественная обработка кости и рога. Т. Б. Митлянская 99
Основные производства по обработке кости и рога 100
Чукотско-эскимосская резьба и гравировка по кости —
Холмогорская резьба по кости 103
Тобольская резьба по кости 108
Новые центры художественной обработки кости и рога 112
Материалы 116
Техника изготовления и декорирования изделий из кости 118
Изготовление изделий из рога 120
Отделка изделий 121
Керамическая игрушка. Е. Н. Хохлова 123
Происхождение игрушки 124
Сырье 126
Изготовление игрушки 127
Основные центры производства народной игрушки 130
Скопинская игрушка —
Новгородские свистульки 132
Ярославская игрушка 133
Абашевская игрушка 134
Жбанниковская игрушка 135
Липецкая игрушка 136
Курская игрушка 137
Орловская игрушка 139
Дымковская расписная —
Каргопольская игрушка 145
Тульская игрушка 149
Балхарская игрушка 152
Художественная обработка металла. Д. А. Чирков 155
Способы художественной обработки металлов 156
Литье —
Ковка 161
Просечка по железу 167
Чеканка 171
Художественное гравирование 176
Чернь 179
Насечка металлом по дереву 182
Филигрань 185
Эмаль 191
Травление по биметаллу 199
Ювелирное дело 201
Техника монтировки изделий 204
Уроки мастерства. Ю. В. Максимов 211
Виды работы по приобщению школьников к народному искусству
Профессиональная ориентация учащихся в общеобразовательной школе 216
Обучение приемам художественной обработки металлов
Уроки Гжели 222
Обучение приемам художественной обработки дерева 229
Обучение художественной вышивке 234
Профессиональная ориентация учащихся во внешкольной работе 237
Кружок народной вышивки в Рязани
Кружок народного искусства в Архангельске 239
Кружок лепки в Каргополе 241
Поход по изучению художественных ремесел. В. А. Барадулин 246
Список предприятий народных художественных промыслов РСФСР 257
Скачать бесплатный учебник СССР - Основы художественного ремесла. Часть 2 (твёрдые материалы). (Барадулин) 1987 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
Заслуженной славой у нас в стране и за рубежом пользуются самобытные произведения художников Хохломы и Городца, живописцев Палеха, Мстёры, Холуя, Федоскина и Жостова, златокузкецов Кубачей, холмогорских резчиков по кости и мастеров многих других центров народного ремесла. Привлекательны результаты их труда, но порой лишь специалистам известно о процессе создания этих произведений, немногие знают, как под руками мастеров, будто в сказке, происходит преображение простых материалов и появляется совершенная по пластике богородская резная и глиняная дымковская игрушка, расцветают фантастические цветы на изделиях из дерева и металла.
Обо всем этом рассказывается в настоящем издании, которое является второй книгой пособия «Основы художественного ремесла», входящего в «Библиотеку учителя ИЗО».
Цель настоящего пособия — оказать помощь учителям изобразительного искусства в совершенствовании методических приемов организации работы с учащимися путем приобщения их к народному творчеству, художественным ремеслам. Для реализации этой цели пособие раскрывает процесс последовательного формирования в детях заинтересованного отношения к народному художественному творчеству и содержит методические рекомендации по развитию у учащихся навыков художественного труда, что является одной из главных задач общеобразовательной школы на современном этапе. Пособие знакомит с опытом работы по трудовому воспитанию учащихся в тесной связи с задачами идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания.
Вторая книга пособия продолжает рассказ об основных видах народных художественных ремесел, способах и приемах изготовления и декорирования изделий. Если в первой книге читатели познакомились с обработкой так называемых мягких материалов — ткачеством и ковроделием, вышивкой и плетением кружев, росписью по тканям, то из второй они узнают о работе с твердыми материалами — о художественной обработке металла, кости и рога, об изготовлении керамической игрушки, о резьбе и росписи по дереву, о лаковой миниатюре.
Каждому материалу посвящена отдельная глава, охватывающая творческую работу разных центров. В ней даются краткие историко-художественные сведения о рассматриваемых художественных промыслах ремеслах. Основное внимание уделено последовательному изложению технических художественных приемов изготовления вещей и их декорирования. Это поможет учителям и руководителям школьных кружков, на которых рассчитано пособие, в процессе обучения отдельным приемам не упустить из виду важные свойства народного художественного ремесла, и прежде всего глубокую взаимосвязь их чисто технических, ремесленных основ с художественными особенностями произведений.
Заключительная глава пособия «Уроки мастерства» с входящими в нее разделами знакомит с опытом проведения занятий кружков и школьных факультативов по народному декоративному искусству. Здесь начинающие преподаватели найдут необходимые методические рекомендации по организации работы со школьниками, их эстетичесщшу и трудовому воспитанию, а имеющие опыт педагоги соотнесут собственные достижения с успехами своих коллег.
Большую помощь преподавателям в обучении школьников основам Художественного ремесла могут оказать специалисты и художники народных художественных промыслов. О такого рода творческих контактах художественной интеллигенции и творческих союзов со школой рассказано, в разделах о профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе и в кружковой работе.
Пособие снабжено списком адресов народных промыслов, расположенных на территории РСФСР.
Художественные лаки
Русскими художественными лаками принято называть изящные небольшие изделия из папье-маше с миниатюрной живописью (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй) и железные лакированные подносы, расписанные яркими цветами (Жостово, Нижний Тагил).
Слово лаки в полном своем значении приложимо к искусству художественных лаков Китая и Японии, уходящему своими корнями в глубокую древность. В Китае и Японии лаковые изделия от ширм до небольших сосудов и коробок создавались из смол редких пород деревьев и кустарников, растущих в этих странах (лаки по существу и есть различного рода смолы). Такие смолы, сгущенные на солнце и отстоянные на воде, наносились многими слоями на деревянную или даже льняную и шелковую основу (к примеру, китайские лаковые изделия «тотай», что означает «бестелесный») и приобретали после (Затвердевания в сыром помещении чрезвычайную прочность: нa китайские и японские лаки не воздействует ни вода, ни кислоты. По лаку производилась художественная резьба и инкрустация перламутром; на лак наносилась роспись красками, преимущественно золотыми.
В свое время славились и персидские лакированные изделия: коробки, пеналы, подставки для книг и пр., которые делались из бумажной массы, смешанной с различными клеями (прототип папье-маше). Поверхность изделий покрывалась тончайшей красочной миниатюрной росписью клеевыми красками. Живопись закреплялась затем несколькими слоями прозрачного, с золотистым оттенком растительного лака.
Китайские, японские и персидские лаки ввозились в Европу. Особую популярность получили здесь китайские изделия. Под влиянием моды на «китайский стиль» в лаковой мебели возникли европейские лаковые производства — в Италии, Франции, Англии, Германии (XVII — XVIII вв.).
Влияние дальневосточных лаков сказывалось и в России («Лаковый кабинет» в Монплезире, исполненный русскими «лакирных дел» мастерами в «китайском стиле», лаковые секретеры и пр.).
Вторая волна влияний, вытеснившая «китайский стиль», возникла в конце XVIII в. в связи с появлением в Европе лаковых расписных табакерок. XVIII век иногда называют «веком табакерок», поскольку привычка нюхать табак коснулась всех — от знати до простолюдинов. Наряду с табакерками из золота, серебра, черепаховой костили прочих дорогих материалов стали делать (более всего в Германии) табакерки из прессованного картону, пропитанного растительными маслами и просушенного при температуре до 100°С. Такая основа изделий получила название папье-маше («битая бумага»). Табакерки, покрытые несколькими слоями черного грунта й черного лака, расписанные миниатюрами и золотым орнаментом, по своим художественным качествам не уступали восточным лаковым изделиям. Миниатюрная живопись европейских лаков создавалась по принципу трехслойной классической масляной живописи и по существу подражала ей и в сюжетах (для европейских лаков характерны сюжеты из античной мифологии, аллегории, идеализированные портреты вельмож и жанровые мотивы из городской и сельской жизни).
Вместе с модой нюхать табак появились и в России европейские лаковые табакерки. А коль скоро спрос на них возрастал, естественно возникла необходимость их местного производства. Так в самом конце XVIII в. (в 1795 г.) в сельце Данилково, в 30 километрах от Москвы, рядом с деревней Федоскино, был налажен выпуск русских лаковых табакерок. Основателем нового дела был купец П. И. Коробов, владелец небольшой бумажной мельницы на речке Уче и фабрики по выделке чернолаковых козырьков.
ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРОИЗВОДСТВА ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ
ФЕДОСКИНО
По преданию, Коробов вывез из Германии, из города Брануншвейга, несколько мастеров, знающих технологию изготовления табакерок из папье-маше и способы их росписи. Опыт иностранцев вскоре был освоен и развит местными мастерами. К середине XIX в. лукутинские лаки, названные так по фамилии купцов Лукутиных — преемников Коробова, встали на уровень с европейскими лаками и даже превосходили их по крепости лака и качеству отделки, что не раз подтверждалось дипломами и отзывами на международных ярмарках (рис. 1).
Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше — табакерках, чайницах, баулах, коробках, очешниках, игольницах — отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приемами письма. Наибольшую-популярность получили тройки, мчащиеся то по пыльным дорогам — «летние тройки», (рис. 2), то среди снежного пейзажа — «зимние тройки». В первом случае тройки связываются со свадебными обрядами, во втором — с праздником веселой русской масленицы. Создавались миниатюры и на всевозможные крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены и т. п. При этом художники-миниатюристы опирались на русскую литографию первой половины XIX в., на картины русских художников, которые являлись как бы прототипами федоскинских миниатюр-импровизаций.
Лукутинское производство просуществовало до 1904 г.
В 1910 г. группа бывший лукутинских мастеров организовала «Федоскинскую артель живописцев» на базе ликвидное ванной лукутинской фабрики. Художественная традиция русской лаковой миниатюры не прерывалась.
В советское время артель окрепла. Развивая лучшие художественные традиции своего искусства, федоскинские художники отражают темы современной действительности, пишут портреты выдающихся политических деятелей и представителей русской культуры, создают миниатюры на сказочные и исторические сюжеты. Большое место в их творчестве занимает лирический пейзаж Подмосковья.
Сегодня в Федоскине (на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи) в светлых мастерских работает около двухсот живописцев, имеется художественная профтехшкола и при ней — музей миниатюрной живописи.
Изготовление изделий из папье-маше
Заготовка деталей. Основой для изготовления изделий из (папье-маше служит картон фабричного стандарта (0,5 мм толщиной). Листы картона режутся при помощи дисковых либо гильотинных ножниц на ленты определенной ширины, согласно размерам деревянных или металлических болванок, соответствующих внутреннему объему будущих коробочек или шкатулок.
Ленты картона промазываются крахмальным клейстером, как это делают обойщики, и навиваются на болванки в несколько слоев (от 8 и более).
Получившаяся катушка на болванке помещается в гидравлический двухсторонний пресс с давлением в 20 тонн и держится в нем до «завязи». Затем катушка сушится на стеллажах в течение двух-трех дней при температуре 20 — 30°.
Далее следует пропитка катушек, снятых с болванок, льняным маслом, смешанным с керосином, в специальной ванне. Масло подогревается до температуры 40°. Пропитанные на всю толщину катушки выдерживаются в течение 12 суток в сушильных шкафах при температуре 90 — 95°.
После сушки папье-маше приобретает характерный темно-коричневый тон и прочность дерева.
Параллельно идет заготовка пластин для донышек, крышек и так называемого шлюза, способствующего плотному соединению крышки с корпусом коробки. Склеенные листы закладываются под пресс давлением 5 тонн и выдерживаются в нем до «завязи». Полученные пластины сушатся, пропитываются маслом в той же ванне и снова сушатся.
Далее производится шкурование торцов катушки на дисковом шкуровальном станке с деревянным кругом, осыпанным стеклянным порошком на клею. Затем катушка распиливается на корпуса будущих изделий дисковой пилой на круглопильном станке. Каждый торец корпусов обрабатывается на круге с порошком стекла более мелкого помола. Пластины же распиливаются на крышки, донышки и шлюзы нужного размера.
Сборка. Наступает время сборки. К корпусу приклеивается донышко, с другой же стороны в корпус вставляется пластина — шлюз. В таком виде коробка помещается в ручной винтовой пресс с давлением в одну тонну и выдерживается в нем до высыхания клея. Выступающие торцы донышка затем обрезаются на круглопильном станке. Полученную коробку мастер обрабатывает стеклянной шкуркой, слегка заоваливая ее края.
Мягким ударом деревянной планки мастер вышибает шлюз из корпуса коробки. Этот шлюз подклеивается к крышке изделия и выдерживается до высыхания в ручном винтовом прессе. К шлюзу в свою очередь подклеивается так называемый бортик, утолщающий переднюю его часть. Бортик затем срезается стамеской к средней части шлюза под углом в 12°.
Края крышки умело обрабатываются на фрезерном станке: мастер придает крышке мягкие, криволинейные очертания. Посредством стеклянной шкурки слегка заоваливается и верхняя поверхность крышки — она приобретает легкую сферичность, что имеет немаловажное значение для декоративного звучания последующих лаковых покрытий и самой росписи.
Завершенная крышка подгоняется к корпусу коробки. Для того чтобы крышка открывалась на ее задней стороне и корпусе делаются фаски при помощи стамески под углом 45°. Затем фрезой пропиливаются в тех же местах крышки и корпуса пазы на глубину 10 мм при ширине паза 1 мм. В эти пазы вставляются заранее приготовленные латунные шарнирные петли и намертво закрепляются в них заклепками; отверстия для заклепок просверливаются при помощи горизонтального сверлильного станка, вставленные в них заклепки расплющиваются с двух концов молотком.
Столярная и сборочная части работы закончены. Изделие поступает в руки грунтовщиков и лакировщиков.
Подготовка изделия под живопись. Коробку сначала со всех сторон протирают маслом. Все изъяны поверхности (царапины, шероховатости) закрываются замазкой из смеси мела и олифы. Мастер в этой операции пользуется широким шпателем.
Шпатлевка (грунтовка). Вещь со всех сторон покрывается тремя густыми слоями шпатлевки — из тонко-тертой глины, замешанной на масле и подкрашенной голландской сажей. В настоящее время в Федоскине традиционная черная шпатлевка заменена коричневым грунтом фабричного производства. Каждое покрытие сушится в течение 12 часов в сушильном шкафу при температуре до 100° и каждый слой шлифуется с наружных сторон изделия на войлочном кругу, укрепленном на специальном станке с вертикальным валом; с внутренних сторон — при помощи шлифовального станка с гибким валом, на котором укреплен патрон с войлочным наконечником. Внутренние углы зачищаются вручную наждачным порошком; шарнирные крепления — оселком средней твердости.
После грунта следуют два слоя черного масляного лака № 42, покрывающие наружную поверхность изделия. Каждый слой просушивается в сушильном шкафу в течение 3 — 6 часов при температуре 80 — 120° и зачищается от соринок, пузырьков и пр. пемзовым бруском.
Внутренняя поверхность изделия окрашивается тремя слоями киновари. Каждый слой краски просушивается в сушильном шкафу при температуре 80° и зачищается циклей.
Затем внутренняя поверхность изделия покрывается двумя слоями светлого масляного лака ПФ — 283 (4С). Каждый слой просушивается в сушильном шкафу при температуре 60 — 80° в течение 4 часов и зачищается циклей. Затем наносится третий слой светлого лака и просушивается при температуре 80°.
Изделие готово под роспись. На его изготовление ушло в среднем 30 — 40 дней в условиях четко налаженного полу-механизированного производства. Естественно, что в прошлом затраты времени на каждое изделие были значительно большими. Вместе с тем ручной способ производства позволял мастерам-модельерам фабрики Лукутиных до бесконечности варьировать формы вещей, сообразуясь с запросами заказчиков.