Skip to main content

Построение перспективного рисунка (Евтеев, Зметный, Новиков) 1963 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Построение перспективного рисунка (Евтеев, Зметный, Новиков) 1963

Назначение: Учебное пособие для учителей

© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАД • 1963

Авторство: Евтеев Виктор Иванович, Зметный Алексей Яковлевич, Новиков Игорь Владимирович

Формат: PDF Размер файла: 23.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ...... 3

Введение 5

Раздел I

Основные законы н методы линейной перспективы Общие понятия . . , 12

Основные элементы перспективных проекций. Перспектива точки ... 15

Перспектива прямых линий  19

Перспектива плоскости и ее прямых 36

Построение перспектив параллельных прямых при недоступных точках схода 43

Деление и измерение отрезков прямых в перспективе 49

Построение перспектив кривых линий . . ., 69

Выбор точки зрения и размеров картины 85

Основные методы построения перспективы 90

Метод прямоугольных координат 93

Метод сетки 94

Метод следа . луча 97

Метод архитекторов 98

Раздел II

Построение теней н отражений в перспективных рисунках

Общие понятия о построении теней 110

Основные методы построения теней 117

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Метод следа луча 118

Метод секущих плоскостей   122

Метод обратных лучей 126

Примеры построения теней различных объектов 132

Построение отражений в плоских зеркальных поверхностях 147

Раздел III

Перспектива на наклонной картинной плоскости Основные понятия и определения   .158

Определение элементов картины 163

Основные правила перспективы. Точки схода перспектив параллельных

прямых   ....... 163

Перспективный масштаб высот 166

Деление отрезка на равные части 167

Перспективы геометрических тел 169

Построение перспективы на наклонной картинной плоскости методом

ограничения картины 174

Перспективы теней ’ 181

Приложение

Отмывка графических работ 185

Подготовка графической работы под отмывку 

Материалы и инструменты для отмывки 188

Физические основы отмывки 189

Техника отмывки  191

Подцветка акварелью 195

Литература  197

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Построение перспективного рисунка (Евтеев, Зметный, Новиков) 1963 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Прогрессивное развитие науки и техники, культуры и искусства, всех отраслей народного хозяйства нашей страны немыслимо без дальнейшего подъема на новую, более высокую студень общеобразовательной и специальной подготовки трудящихся. Необходимость коренной перестройки системы образования в средней школе вызвала к жизни закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР».

Успешное разрешение новых задач, поставленных перед советской школой, зависит как от улучшения подготовки учителей в педагогических вузах, так и от повышения квалификации учителей, в частности учителей рисования и черчения, путем самоусовершенствования в области специальных дисциплин.

Углубление знаний по теории перспективы необходимо учителю рисования и черчения не только для его практической деятельности в школе, но и для самостоятельной творческой работы в изобразительном и прикладном искусствах. Совершенствование в вопросах теории перспективных проекций поможет правильнее, в научном отношении, строить методику обучения учащихся законам и навыкам создания реалистического рисунка, глубже и обобщеннее понять метод проекций, основы которого излагаются на уроках черчения. В творческой работе это знание позволит* грамотно изображать сложные объекты, свободнее и смелее разрабатывать композиции задуманных произведений.

В связи с этим, представляется целесообразным дать достаточно полное освещение как теоретических основ, так и практических приемов применения одного из основных методов построения изображений на плоскости — перспективных проекций. Данная книга и посвящена решению этой задачи.

Книга состоит из введения, трех разделов и приложения.

Во введении, написанном И. В. Новиковым, приводятся сведения о различных видаке перспективы и истории их развития.

В первом и втором разделах, написанных В. И. Евтеевым, преимущественно излагаются основные вопросы теории линейной перспективы на вертикальной плоскости, а также теории теней и отражений в зеркальных поверхностях. Наряду с вопросами использования ортогональных проекций для построения перспективных изображений, здесь рассмотрены отдельные способы построения перспективы непосредственно на картине по заданным ее основным элементам и размерам изображаемых предметов, что более всего отвечает специфике

работы учителя рисования и черчения. Уделяется внимание изложению правил наблюдательной перспективы, а также некоторым вопросам техники и методики построения перспективного рисунка.

Третий раздел» написанный А. Я. Зметным, дает основные сведения теоретического и практического характера о способах построения перспективы на наклонной картинной плоскости.

Учитывая, что работа учителя в школе связана с разработкой и изготовлением различных наглядных пособий: плакатов, чертежей, схем, карт и т. п., в книге даны в виде приложения, написанного И. В. Новиковым, методические указания по отмывке графических работ тушью и акварелью.

Книга предназначается для учителей общеобразовательной школы. Она может быть полезной и для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов, желающих повысить свои знания по курсу «пер-спективы».

ВВЕДЕНИЕ

Перспектива — это грамматика изобразительного искусства. Поэтому повышение знаний по теории перспективных проекций для педагогов эстетического и политехнического профилей имеет существенное значение.

Перспективные проекции, получающиеся путем центрального проектирования, являются научной базой реалистического рисунка, так как дают возможность получать изображения предметов t близкие к их зрительному образу. Вместе с тем этот вид проекций используется и для построения наглядных изображений различных технических объектов. Такие изображения, как и метод их построения, называют перспективой.

Перспектива может быть построена различными способами и на различных поверхностях: на вертикальной и наклонной плоскостях, на поверхностях цилиндра, шара и т. д.

Принято различать следующие основные виды перспектив.

Линейная перспектива — изучает способы построения перспективных изображений на плоскости как вертикальной, так и наклонной. Это один из самых простых и наиболее распространенных видов перспективных изображений.

Наблюдательная перспектива — дает свод правил для рисования с натуры с учетом законов перспективы.

Воздушная перспектива — учитывает изменение освещенности и окраски предметов при зрительном восприятии их с различных расстояний через толщу воздуха. Эффект воздушной перспективы объясняется тем, что в естественных условиях воздух загрязнен посторонними примесями и, следовательно, не может быть абсолютно прозрачным.

Механическая перспектива — дает возможность строить перспективные изображения с помощью приборов, минуя сложные геометрические построения. Часть этих приборов применяется при рисовании предметов с натуры, остальные — для построения перспективы по заданному плану предмета.

К простейшим приборам, облегчающим рисование с натуры, относится матовое стекло называемое итальянским или стеклом

Леонардо да Винчи. Поставленное между натурой и глазом художника такое стекло позволяет обвести контур изображаемого предмета.

Второе приспособление для этой цели изобретено выдающимся немецким художником Альбрехтом Дюрером. В нем изображаемый предмет рассматривается в отверстие сквозь проволочную сетку. При этом взаимное положение отверстия и сетки должно быть неизменным. Отмеченные глазом точки пересечения контура предмета с линиями сетки переносятся на картину, где нанесена подобная сетка.

Среди приборов для построения перспективы по заданному плану предмета известны перспектографы Арригунага, Фиорини, Прикса, Риттера и другие. Используя геометрические свойства перспективных проекций и их взаимосвязь с ортогональными, перспектографы существенно упрощают построение перспективы плана, сводя всю работу к ряду несложных механических операций.

Измерительная перспектива — позволяет на основании перспективного изображения определить форму, положение и размеры предметов.

Методу измерительной перспективы дают возможность последовательно восстановить положение линии горизонта, найти кратчайшее расстояние от точки зрения до картины, измеряемое главным лучом зрения,- и точку пересечения этого луча с картиной, носящую название главной точки.

По полученным данным строятся ортогональные проекции предмета, то есть его фасад и план в размерах, кратных их натуральной величине.

Особенно широкое распространение измерительная перспектива имеет в военном деле и при реставрационных работах, где нередко появляется необходимость по фотоснимкам одних и тех же объектов, сделанным с различных точек зрения, определить их истинные размеры. Методы измерительной перспективы позволяют также найти благоприятную точку, с которой зритель должен смотреть на картину.

Рельефная перспектива — содержит комплекс правил для построения перспективно-пространственных изображений. Она основана на некоторых свойствах центрального проектирования, которые дают возможность получить не только плоскостные перспективные изображения, но и объемные. При этом, на перспективном изображении относительные размеры предмета меняются. Рельефной перспективой особенно часто пользуются скульпторы. Барельефы могут служить одним из примеров этого вида перспективы, где основное сокращение размеров производится в глубину.

Театральная перспектива — основана на тех же принципах, что и рельефная. Она является частным случаем рельефной перспективы и теоретической основой построения декораций.

Основное отличие театральной перспективы от рельефной со

стоит в том, что объемное изображение заменяется здесь многоплоскостным. Иными словами перспектива строится на нескольких взаимно-параллельных плоскостях, или кулисах, благодаря чему создается иллюзия большого пространства. Кулисы, чередующиеся в плане через определенные интервалы и расположенные по бакам сцены, завершаются замыкающей декорацией, которую иногда называют задником. Кулисы могут располагаться как параллельно этой декорации, так и под углом к ней. В первом случае они называются фронтальными, во втором — наклонными.

Обычно художник строит театральную перспективу, считая, что точка зрения находится в центре зрительного зала, приблизительно на расстоянии 2/3 его длины от сцены, а линия горизонта на 1,5 м выше пола сцены.

Вначале разрабатывается в малом масштабе макет сцены, а изображаемые предметы проектируются' на плоскости кулис по законам рельефной перспективы. При этом определяются границы отдельных частей изображения на соответствующих кулисах.

Макет служит основой для построения декораций в натуральную величину.

Панорамная перспектива — включает комплекс правил для построения панорам, то есть перспективных изображений на внутренней поверхности цилиндров. При этом точка зрения должна располагаться на оси цилиндра. Это нетрудно сделать, если, например, роспись выполняется на хтенах здания с круглым планом. Если же расписывается сводчатый плафон, точка зрения обычно опускается значительно ниже оси цилиндрической поверхности.

Центральное проектирование предмета на кривую поверхность, расположенную между предметом и глазом наблюдателя, практически осуществляется различными способами. Наиболее точным является способ разверток, связанный с построением перспективы на развертке цилиндра с помощью ортогональных проекций предметов. Однако чаще всего применяется способ сеток или способ касательных поверхностей. Вначале предмет проектируется на горизонтальную плоскость, проходящую через пяту свода. Эта плоскость разбивается сеткой на квадраты. Затем на кривой поверхности строится перспектива сетки, а по сетке прорисовывается перспектива предмета.

Второй способ состоит в замене цилиндрической поверхности многогранной и проектировании на каждую грань определенной части предмета по правилам линейной перспективы.

Если панорамную перспективу на одной из граней призмы сочетать с объемными предметами, расположенными, например, в виде макетов между зрителем и этой гранью, то получится так называемая диорама, что в переводе означает картина, которую можно видеть насквозь.

Купольная перспектива — учит строить перспективу на вогнутой поверхности купола. Любая точка пространства

может быть спроектирована на поверхность купола, как точка пересечения луча зрения с этой поверхностью.

Существенной разницы между практическим построением купольной и панорамной перспектив нет.

При построении картины способом сетки перспектива вначале строится на горизонтальной плоскости, проходящей на уровне основания купола, а затем при помощи сетки переносится на вогнутую поверхность купола.

При построении перспективы способом разверток рассекают поверхность купола горизонтальными плоскостями, перпендикулярными оси купола, и вертикальными, проходящими через ось, на ряд сферических элементов. Затем сферический элемент развертывается в плоскость путем последовательной замены сферического элемента цилиндрическим, а цилиндрического — плоскостным, после чего все построения выполняются по правилам линейной перспективы.

Стереоперспектива — изучает вопросы, связанные с построением и восприятием двух изображений одного и того же объекта, выполняемых раздельно для правого и левого глаза. В частном случае такие изображения выполняются цветными и совмещенными друг с другом по определенному закону. Рассматриваются они через особые цветные очки и называются анаглифами.

Аналитическая перспектива — определяет положение отдельных точек изображения вычислением. Сама перспектива строится смешанным графоаналитическим методом, включающим как графические, так и аналитические приемы построения.

Перечисленные здесь основные виды перспектив разрабатывались и получали практическое применение в определенной исторической последовательности.

Время возникновения первых перспективных изображений точно не установлено. С тех пор как люди стали изображать окружающий их видимый мир, они путем наблюдения натуры постепенно постигали геометрические свойства перспективных проекций. Процесс этот был длительным и не мог проходить одновременно и одинаково во всех уголках земного шара. Поэтому сроки возникновения первых перспективных изображений, определенные археологическими исследованиями, могут подвергнуться пересмотру в свете новых данных позднейших раскопок.

Известно, что египтяне, вавилоняне и ассирийцы задолго до нашей эры высекали на камнях различные композиции на охотничьи, бытовые и военные темы. При раскопках ассирийского города Ниневии были обнаружены каменные барельефы, украшавшие стены царского дворца и относящиеся к VII веку до нашей эры. Эти барельефы были выполнены на глаз, без знания законов рельефной перспективы.

Строительство грандиозных египетских храмов, дворцов и пирамид, как и величайших сооружений древней Греции и древнего Рима, потребовало от специалистов теоретической разработки основных правил начертательной геометрии для выполнения проектных чертежей.

Одной из первых известных научных работ по перспективе был труд Эвклида, написанный за 300 лет до нашей эры. В нем содержится 61 теорема и 12 аксиом. Из трактата архитектора Витрувия, жившего в конце I века до нашей эры, мы узнаем, что римляне пользовались перспективой при составлении архитектурно-строительных чертежей.

Приблизительно к концу XIV века в Италии начали устраивать декорации, используя известные в то время законы рельефной перспективы.

В эпоху Возрождения в связи с невиданным до тех пор развитием инженерного искусства, живописи, скульптуры появилась необходимость в дальнейшем развитии теории перспективы. Виднейшие архитекторы и художники того времени оставили немало выдающихся трудов с изложением геометрических и механических способов построения перспективы.

Итальянский ученый Леон Баттиста Альберти (1404—1472) в трактатах «О живописи» и «О зодчестве» сообщает о некоторых правилах построения перспективы, в том числе о способе построения перспективы с помощью сетки. Гениальный итальянский художник Леонардо да Винчи (1452—1519) в своем сочинении «Трактат о перспективен систематизировал и изложил основные законы перспективных построений. Леонардо да Винчи описал также метод проектирования высоких фигур на цилиндрический потолок, что относится к области панорамной перспективы. Вопросами линейной, панорамной и купольной перспективы занимались Микеланджело (1475—1561), Рафаэль (1483—1520), Браманте (1444—1514) и другие деятели эпохи Возрождения.

Известный немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471—1528) в сочинении «Руководство для измерения циркулем и правилом» изложил правила построения перспектив на плоскости и впервые дал рекомендации по построению перспективы с использованием метода ортогональных проекций, впоследствии детально разработанного французским математиком Г. Монжем (1746— 1818).

Итальянский ученый Гвидо Убальди в своей книге «Перспектива», изданной в 1600 году, изложил 23 правила построения перспективных проекций и способы определения по ним истинной формы предмета. Гвидо Убальди положил начало научному обоснованию рельефной перспективы.

Виднейший французский геометр и архитектор Дезарг (1593— 1662) в книге «Общий метод изображения предметов в перспективе» разработал способ построения перспективных масштабов с помощью координат.

Уровень теоретических знаний по перспективе к концу XVIII века позволил Роберту Баркеру создать в 1787 году первые панорамы: «Остров Уайт», «Битва при Абукире» и др.

Спустя 36 лет во Франции была устроена первая диорама. Большой популярностью пользовались военные диорамы на Антверпенской выставке 1874 года.

Бурное развитие техники в XIX и начале XX века поставило перед начертательной геометрией целый ряд новых сложных задач, которые требовали быстрейшего решения.

Дальнейшее развитие получили многие разделы начертательной геометрии, в частности измерительная перспектива, которая стала необходимой для обработки данных аэрофотосъемки. Были созданы многие новые разделы перспективы, такие, как «Киноперспектива», «Стереоперспектива» и другие.

Таков в общих чертах ход исторического разбития перспективы как науки за рубежом.

В силу специфики исторических условий, в которых складывалась жизнь нашей страны, отечественная начертательная геометрия прошла несколько иной путь развития, чем на Западе.

Изучение фресок и мозаик древней Руси приводит к выводу, что уже в X—XII веках русские художники-иконописцы были знакомы с наблюдательной перспективой. Однако трактовка законов перспективных проекций в произведениях иконописи носила условный характер. Эта условность выражалась в применении так называемой «обратной перспективы», где уходящие от зрителя параллельные линии изображались расходящимися.

Длительный период накопления знаний шел рука об руку с постепенным совершенствованием графики. Уже в допетровское время в России стали достаточно грамотно выполнять изображения методами центрального и параллельного проектирования.

В XVIII веке русские специалисты выполняли сложнейшие чертежи по судостроению, гидротехнике и .архитектуре с применением различных проекционных методов. Проекты изобретателей Кулибина и Ползунова, архитекторов Баженова, Казакова и Старова свидетельствуют о том, что в России второй половины XVIII века инженеры и архитекторы свободно владели методом аксонометрических и ортогональных проекций.

В 1810 г. в только что созданном Институте корпуса инженеров путей сообщения было введено преподавание начертательной геометрии как самостоятельной дисциплины.

Появление первых отечественных сочинений по начертательной геометрии связано с именем профессора Я. А. Севастьянова, окончившего Путейский институт в 1814 г. Не ограничиваясь переводами с иностранной литературы, Я. А. Севастьянов издал первый в России оригинальный труд, посвященный методу ортогональных проекций, «Основание начертательной геометрии» (1821). В период 1830—1831 гг. он же написал ряд работ, относящихся к области линейной, воздушной перспективы, теории теней и пр. Своими трудами профессор Я. А. Севастьянов поднял научный престиж нашей Родины и подготовил почву для участия русских уче-ных в дальнейшем развитии начертательной геометрии как на равных правах и в равных условиях с учеными Других стран.

В первой половине XIX века преподавание начертательной геометрии было введено почти во всех высших технических учебных заведениях России и даже в средней школе.

Появилось много трудов, которые продолжили полезное дело, начатое профессором Я. А. Севастьяновым.

Выдающиеся русские ученые и педагоги Н. И. Макаров (1824— 1904) и В. И. Курдюмов (1853—1904) помимо общих теоретических курсов издали в конце прошлого столетия ряд работ, где подробно излагалась теория аксонометрических проекций, или так называемая «параллельная перспектива». Труды Макарова и Курдюмова являются классическими с точки зрения теории и методики изложения начертательной геометрии.

Дальнейшие работы по этой дисциплине в предреволюционные годы и после Великой Октябрьской социалистической революции связаны с расширением ее теоретической основы на базе крупных научных исследований. Имена профессоров Е. С. Федорова (1853— 1919), Н. А. Рынина (1877—1942), Д. И. Каргина (1880—1949) и А. И. Добрякова (1895—1947) получили всеобщее признание как имена крупнейших теоретиков в области начертательной геометрии.

Большинство работ Е. С. Федорова посвящено проективной геометрии. Высказанные им идеи открыли новые пути развития начертательной геометрии.

Н. А. Рынин исследовал вопросы практического приложения, методов проекций в различных областях науки и искусства. Им изданы книги: «Перспектива» (1918) с подробным анализом различных ее видов, «Измерительная перспектива и ее приложение», «Киноперспектива и ее приложение в авиации» и другие. «Кино-перспектива» (1936)—большой труд, являющийся новым разделом начертательной геометрии.

Д. И. Каргин работал в области методов изображений, написал ряд выдающихся работ по теории аксонометрии и перспективы. Особо следует отметить его книгу «Методы изображений» (1931— 1932).

А. И. Добряков является автором капитального «Курса начертательной геометрии» (1942), в котором уделено много внимания вопросам построения аксонометрии, перспективы и теней.

Профессора Н. А. Глаголев, А. К. Власов, Н. Ф. Четверухин создали новые разделы начертательной геометрии на проективной основе.

Труды советских ученых укрепили научный авторитет нашей страны и создали благоприятные условия для дальнейшего развит тия этой науки.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - РИСОВАНИЕ - ИЗО

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РИСОВАНИЮ - ИЗО СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика