Skip to main content

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО - ЭСТЕТИКА РЕЧИ ( Язовицкий, Михневич) 1969 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Говорите правильно

Назначение: КНИГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАД 1969

Авторство: Ефрем Владимирович Язовицкий, Художник В. Б. Михневич

Формат: DjVu, Размер файла: 4.19 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От издательства 3

О богатстве русского языка и о культуре речи 5

О выборе и употреблении слов, грамматических форм и конструкций 14

Грамматико-стилистические этюды 17

Увеличивается ли уровень?

Неопытные ораторы

Обида по недоразумению 18

Плацкарт или плацкарта? 19

Распространенная ошибка 20

Можно ли купить «клея»? 21

Как быть с тортом? 22

«Сколько апельсин раздали детям»? 23

Трудные фамилии 25

Мужественен или мужествен? 28

«Деревенский грамотей» 29

Могут ли «трое волков напасть на одного человека»? 31

Двубортный или двубортный? 33

«Строптивые» пальто и «неподатливые» шубы 34

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

«Коварство» личных местоимений 36

Вежливый попугай 37

В каком или в котором году? 39

Ехали-поехали 40

Сойти или выйти на остановке 43

Не торопитесь «подытаживать»

Удивительная конференция 44

Отчего и почему? 60

«Увечья» от наречия 61

Внимание, предлоги!!! 65

Ох, эти союзы и частицы! 69

Трагедия с падежами 77

Пример, достойный подражания 87

Кошмарный сон 89

Недоразумение со словом товарищ 94

Неожиданный вопрос 97

Можно ли «прожить» без речевого слуха? 100

Осторожнее, штамп!!! 103

Урок стилистики 108

Второй урок стилистики 115

Третий урок стилистики 126

Четвертый урок стилистики 160

Секрет успеха 179

Об употреблении фразеологических оборотов, крылатых слов и пословиц 193

Крылатые слова 200

Альфа и омега

Аннибалова клятва

Антей

Аргонавты 201

Ариаднина нить 202

Ахиллесова пята

Вандалы 203

Восьмое чудо света 204

Геркулесов труд

Герострат 205

Голуби мира 206

Гордиев узел

Дары данайцев (Троянский копь) 207

Двуликий Янус 208

Желтая пресса

Загадка сфинкса 209

Из искры возгорится пламя 210

Калиф на час

Квасной патриотизм 211

Колоссальный 212

Колосс на глиняных ногах

Копья ломать 213

Красной нитью

Крокодиловы слезы 214

Марафонский бег

Между Сцйллой и Харибдой 215

Муки Тантала 216

Перейти рубикон 217

Пиррова победа

Прокрустово ложе 218

Прометеев огонь

Северная Пальмира 219

Сжечь своп корабли 220

Яблоко раздора

Пословицы и поговорки 222

Об употреблении синонимов и синонимических оборотов русского языка 225

Словарь синонимов 230

О технике речи и литературном произношении 252

Дыхание, голос, дикция

Литературное произношение (орфоэпия) 259

Об ударении в русском литературном языке 265

Перечень слов 271

Русские писатели и ученые о культуре речи 277

Заключение 295

Интересно и полезно прочитать 298

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать учебник СССР -ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО - ЭСТЕТИКА РЕЧИ 1969 года

СКАЧАТЬD jVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Эта запись не только помогает запомнить названия частей речи, но и обращает внимание учащихся на написание морфологических терминов. Известно, что в написании слов существительное, местоимение, предлог и особенно прилагательное ученики нередко допускают орфографические ошибки.

После чтения текста для наблюдений ученики отвечают на вопросы: 1) Что такое части речи? 2) Что изучает морфология?

Отвечая на первый вопрос, ученики уясняют, что части речи— это групны слов. Значит, морфология изучает слово как часть речи. Правильные ответы на эти вопросы важны для обобщения и систематизации материала по морфологии.

С вопроса, что изучает морфология, целесообразно начинать и последующие уроки, посвященные изучению частей речи в IV классе.

Затем ученики выполняют упражнение 416. Вводятся понятия «самостоятельные части речи» и «служебные части речи». Как известно, для обозначения грамматических классов слов употребляются как синонимы термины самостоятельные, знаменательные, полнозначные части речи и служебные, незнаменательные, неполнозначные части речи. Для школьной морфологии отобраны термины самостоятельные и служебные части речи, поскольку сами эти термины облегчают понимание основания для разделения частей речи на две группы «по признаку большей или меньшей их самостоятельности, по их функции»1.

При выполнении упражнения 416 ученики разграничивают самостоятельные и служебные части речи по двум критериям:

1) специфике обобщенного значения, 2) способности функционировать в качестве члена предложения.

Первое четверостишие, данное в упражнении 416, ученики анализируют письменно в классе, слова второго четверостишия— дома.

Завершается урок связным ответом учеников по схеме «Части речи» (упр. 418). Во время ответа ученикам разрешается держать учебник открытым и рассказывать о системе частей речи, глядя на схему учебника (с. 178).

В дополнение к заданию упражнения 418 можно предложить ученикам подсчитать количество самостоятельных и служебных частей речи. Ученики включают результаты подсчета в связный ответ.

Если останется время, можно предложить ученикам ответить на вопросы:

1) Что изучает морфология?

2) Какова система частей речи в русском языке?,

3) Зачем нужно изучать морфологию?

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЧАСТИ РЕЧИ»

В учебниках русского языка для IV—VI классов части речи рассматриваются как грамматические классы слов, которые характеризуются по совокупности признаков.

Эта совокупность признаков названа в памятке «Как определять части речи». Требуют пояснений термины, употребляемые в этой памятке. Значение, объединяющее слова в грамматические классы — части речи, названо общим. Тем самым ртмечается отличие этого значения от лексического и от грамматических (морфологических) значений слов. Возможно употребление и другого термина обобщенное значение.

Во втором пункте плана, данного в памятке, в качестве другого общего свойства, позволяющего отнести слова к той или иной части речи, названы морфологические признаки. В их число включены морфологические категории (род, число, падеж и др.), лексико-грамматические разряды (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные; качественные и относительные; переходные и непереходные) и формальные классы слов (1, 2 и 3-е склонение, I и II спряжение).

Синтаксический признак части речи — это ее обычная, первичная синтаксическая функция. У различных частей речи наблюдается сходство в синтаксических функциях. Тем не менее каждая самостоятельная часть речи имеет основные, первичные синтаксические функции. Так, например, имя существительное как часть речи связано с ролью подлежащего, глагол — сказуемого, имя прилагательное —определения и т. д. Именно эту функцию того или иного слова необходимо учитывать в первую очередь, решая вопрос об отнесенности слова к определенной части речи.

Понятие «части речи» изучается в школе на протяжении шести лет, однако и за этот длительный срок далеко не все школьники научаются быстро и безошибочно распознавать части речи.

Каждому учителю известны случаи смешения детьми причастий и прилагательных, существительных в функции обстоятельств и наречий, местоимений и наречий и т. д. Причина таких ошибок прежде всего в том, что, решая, какой частью речи является то или иное слово, ученики чаще всего учитывают значение, пользуются вопросами. Этого было бы достаточно, если бы в русском языке не было таких глагольных форм, как причастие и деепричастие, таких частей речи, как наречие и служебные части речи. Однако особенности морфологической системы русского языка требуют, чтобы в сложных случаях школьники распознавали части речи не только на основе вопросов (что, казалось бы, более экономно), а с учетом трех групп свойств слова: обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксической функции.

Текущее повторение частей речи, изученных в начальных классах

В начале учебного года при повторении изученного в начальных классах учащиеся вспоминают сведения о частях речи (§ 7—11 учебника). В дальнейшем, до систематического изучения частей речи в конце III четверти, работа по морфологии проводится в первую очередь в форме разбора. Для морфологического разбора в учебнике до изучения имени существительного выделено (обозначено цифрой «3») 54 слова. Среди них больше всего глаголов (23 слова), меньше существительных (19) и прилагательных (12).

ние и провел на уроке разбор. Кроме того, благодаря этим сведениям яснее видна система формирования понятия «части речи».

Морфологический разбор четвероклассники до введения образца устного ответа в упражнении 424 (§ 62) производят так, как они были обучены в начале года (см. образцы в упр. 53, 67, 75).

Безусловно, в выборе слов для разбора по частям речи учитель свободен. Нет необходимости обязательно разбирать именно те существительные, прилагательные и глаголы, которые указаны в учебнике. Отбирает слова для разбора сам преподаватель с учетом затруднений своих учащихся. Например, можно уменьшить по сравнению с учебником количество анализируемых существительных и увеличить количество глаголов или сократить количество разбираемых глаголов в форме настоящего времени и увеличить количество глаголов в форме прошедшего или будущего времени и т. д.

Умение распознавать изученные части речи закрепляется посредством дополнительных заданий, в которых предлагается каким-либо образом указать ту или иную часть речи. Например, в упражнениях раздела «Синтаксис и пунктуация» есть дополнительные задания: выписать существительные с предлогами (упр. 111), указать местоимения (упр. 129), объяснить написание глаголов с -тся и -ться (упр. 159) и т. д. Вопрос от отборе таких дополнительных заданий может решить только учитель с учетом того, насколько успешно ученики конкретного класса справляются с распознаванием частей речи, и того, какие виды повторения частей речи используются на том или ином уроке.

Текущее повторение особенно эффективно, если оно осуществляется в органической связи с изучением нового материала. При этом не только воспроизводится известный морфологический материал, но и устанавливаются новые связи между морфологией и другими разделами курса, и в частях речи обнаруживаются новые свойства.

На закономерные связи морфологии и синтаксиса постоянно обращается внимание учащихся. В упражнениях 89, 92, 93, 94, 95, 96, 99 рассматриваются именные и глагольные словосочетания и выясняется, к каким частям речи принадлежит главное или зависимое слово. Таким образом, ученики расширяют свои знания о частях речи, о их роли в построении словосочетаний разных видов. Обобщается этот материал в § 13 при разборе словосочетаний, поскольку при разборе требуется определять, какой частью речи выражено главное слово и какой — зависимое слово словосочетания. В дальнейшем этот материал повторяется в заданиях упражнений 104, 115, 134, 137, 143, 147, 199, 206, 214.

При изучении синтаксиса четвероклассники узнают о синтаксических функциях различных частей речи. В связи с изучением главных и второстепенных членов предложения не только повторяются, но и углубляются знания о способах их выражения. В упражнениях 130, 131, 132, 133, 138 выясняется, что сказуемые бывают выражены не только глаголами, но и именами существительными и прилагательными (в полной и краткой форме). При изучении второстепенных членов предложения (см. упр. 142, 154, 161, 162) выясняется способ их выражения.

Во время изучения других разделов программы, таких, как «Фонетика и графика», «Лексика», «Словообразование», закрепляются те же знания о частях речи и те же морфологические умения, что и при изучении синтаксиса. Повторение обеспечивается с помощью заданий, которые направлены не на то, чтобы только определить принадлежность слова к части речи, а на то, чтобы, опираясь на знание части речи, произвести то или иное синтаксическое, лексическое и т. п. действие. Например, в упражнении 314 требуется определить, с какими из синонимов-прилагательных могут сочетаться данные существительные. Это упражнение выполняется в первую очередь для формирования лексических понятий и овладения нормами лексической сочетаемости. Однако, прежде чем приступить к выполнению лексического задания, ученик должен определить, какие из данных в упражнении слов являются существительными, какие — прилагательными. Такой же подход к повторению частей речи осуществлен в других упражнениях.

Формирование обобщенного понятия «части речи» при изучении тем «Имя существительное»,

«Имя прилагательное» и «Глагол»

Понятие «части речи» является более общим, родовым понятием по отношению к понятиям «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол». Последние называются в логике «видовыми понятиями».

Изучение в единстве родового и видовых морфологических понятий способствует формированию у школьников системы знаний по морфологии, пониманию того общего, что объединяет все части речи, а также выработке обобщенных умений, благодаря которым ученики однотипно действуют при анализе любой части речи.

В учебник включена памятка «Как определять части речи», в определениях частей речи перечислены три группы признаков, выделенных на основе критериев, которые названы в памятке, и даны образцы морфологического разбора.

Формированию понятия «части речи» на новом, более высоком по сравнению с начальными классами уровне посвящены § 62, 74 и 78. Хотя в содержании морфологических сведений, в построении и в подходе к отбору лексического материала эти параграфы имеют много общего, их изучение организуется не однотипно. Различная организация работы необходима потому,что к моменту изучения § 74 и 78 знания школьников о частях речи должны стать более глубокими и умение распознавать части речи — более совершенным, чем при изучении § 62.

Материал § 62 изучается на двух уроках.

 

МОЖНО НАЙТИ ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТКАМ

👇

★Все➙ Техника речи - Ораторское искусство, Автор - Язовицкий Е.В., Культура речи

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ, ЧТЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика